СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к промежуточной аттестации по русскому языку, 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельная работа подразумевает выполнение упражнений комбинированного характера: расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, исправить ошибку в употреблении предлога или деепричастного оборота, правильно определить место ударения в слове. Все эти знания обучающиеся приобрели в 7 классе, занимаясь по учебнику: «Русский язык. Учебник для 7 класса – Шмелёв А.Д., Шмелёва Е.Я., Савчук Л.О., Флоренская Э.А.»

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к промежуточной аттестации по русскому языку, 7 класс»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Пояснение

Данная работа направлена на применение знаний, полученных обучающимися в 7 классе по русскому языку, и формирование умений проводить различные виды анализа языковых единиц, явлений и фактов. Все задания построены на закрепление и обобщение учебного материала. Самостоятельная работа подразумевает выполнение упражнений комбинированного характера: расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, исправить ошибку в употреблении предлога или деепричастного оборота, правильно определить место ударения в слове. Все эти знания обучающиеся приобрели в 7 классе, занимаясь по учебнику: «Русский язык. Учебник для 7 класса – Шмелёв А.Д., Шмелёва Е.Я., Савчук Л.О., Флоренская Э.А.»

Задание №1: владение орфоэпическими нормами русского литературного языка, умение проводить орфоэпический анализ слова, определять место ударения в слове.

Задание №2: распознавание случаев нарушения грамматических норм русского языка в заданных предложениях и умение исправлять эти нарушения.

Задание№3,№7: умение опознавать структуру сложного и простого осложнённого предложения, владение навыком определения грамматической основы предложения, однородных членов предложения, умение находить в предложении причастные и деепричастные обороты.

Задание №4: умение разграничивать слова с безударной гласной в корне и слова, где есть корни с чередованием гласных.

Задание №5: умение правильно определять падежное окончание в имени прилагательном и причастии.

Задание№6: владение навыком постановки Н-НН в полных и кратких именах прилагательных, отглагольных прилагательных, полных и кратких причастий.

Задание№8: умение правильно указать вид подчинительной связи в словосочетании, распознавание грамматической основы предложения и словосочетания.

Задание№9: распознавание части речи для выбора верного алгоритма при слитном или раздельном правописании частицы НЕ.

Задание №10: распознавание части речи для выбора верного алгоритма при правописании личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. В данном задании может быть два и более правильных ответа в соответствии с принципом непредсказуемой множественности ответов, которая реализуется в ЕГЭ

Выполнение задание рассчитано на 45 минут. Работа представлена в трёх вариантах. Ответы:

Вариант 1

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

3,4

2,4

Благодаря письму нас приняли очень учтиво. У меня слетела шляпа, когда я подъезжал к станции и глядел в окно.

2

4

3

2

2

2,3,4

2-управление

3-согласование

4-примыкание

4

1,3,5

Вариант 2

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

1,4

1,3

Эта река более глубокая. В зале было более двухсот человек.

2

2

3

3

3

1,2,4

1-согласование

2-управление

4-примыкание

4

2,3

Вариант 3

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

2,5

1,2

Согласно расписанию у нас сейчас урок математики. Распределение ролей началось после выбора пьесы.

4

3

4

2

3

1,3,4

1-согласование

3-примыкание

4-управление

3

2,4



Вариант 1. Самостоятельная работа. 7 класс

Задание 1. Укажите слова, в котором ударение падает на второй слог. Запишите номера ответов.

1)прибыл 2)средствами 3)поднявший 4)красивее 5)черпая


Задание 2. Найдите и исправьте грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленные варианты предложений.

1) Это был пилот самого высокого класса.

2) Благодаря письма нас приняли очень учтиво.

3) Лодка, покачиваясь, медленно приближалась к середине реки.

4) Подъезжая к станции и глядя в окно, у меня слетела шляпа.


Задание3. Укажите сложное предложение, в котором верно расставлены знаки препинания.

1) А утром ревело седое и мглистое море, и вдали взлетали, и окунались в воду доски, брёвна, деревья.

2) Другой берег порос камышом, золотился на солнце, и камышовые цветы красивыми кистями наклонились к воде.

3) Я навек за туманы и росы полюбил у берёзки стан, и её золотистые косы и холщовый её сарафан.


Задание 4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная. Запишите номера ответов.

1) заск…чить, накл..ниться, раств…римый, вым..кнуть , щ…бетание,

2)ц…ничный, уд…вительный, предназн…чение, выр...внять

3)в…ршина, д…лина, р…внина, усм…рённый (зверь), тр..пинка

4) игн…рировать, те…ретический, обог…щение, сов…щание


Задание 5.Укажите группу слов, в окончаниях которых пишется буква Е.

1)в штормящ…м море, на утренн..й зорьке, в син…м небе, за виднеющ..мся лесом

2)в последн..м вагоне, за бескрайн..м полем, на раскачивающ…ся берёзке, шумящ…м потоком

3)во вспыхнувш..м пламени, с искренн…й благодарностью, по осенн…му лесу, по тончайш…му кружеву

4) на весенн…м празднике, из сладчайш..го сока, прежн..м курсом, о хранящ…м ся письме


Задание 6. Укажите группу прилагательных и причастий, в которых пишется одна Н.

1)ястребин..ый, диковин..ый, скошен..о, кован..ый, бетонирован..ый

2)жёван..ый, мощён..ая, платян..ой, ветрен..ый, львин..ый, укатан..а

3)испуган..а, решён..ая, нехожен..ая, фасован..ая, оловян..ая, осин..ая

4)маслян..ая, стоптан..ые, рассержен..а, рван..ый, невидан..ый, кошен..ая осенью


Задание 7. Укажите, в каком предложении постановка знаков препинания соответствует данному ответу: (1),(3),(4),(5).

1) Гремит(1) бурлит (2) простор пустынный(3) а с вышины (4)со стороны глядит на взморье серп невинный(5) едва родившейся луны.

2) Взошёл месяц (1) и его сияние пёстро (2) и таинственно расцветило лес (3) легло среди мрака бледными пятнами на корявые стволы (4) на изогнутые сучья (5) на мягкий мох.

3) Затаив дыхание (1) боясь пошевелиться (2) мы с отцом стоим за берёзой (3) пылающей от вечернего солнца (4) и наблюдаем (5) как пляшут журавли.


Задание 8. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) забота направлена

2) отношения между людьми

3) непосредственную связь

4) появляется рано


Задание 9. Укажите строчку, в которой все слова с НЕ должны писаться слитно.

1)(не)решённая;(не)внимательно; (не)усвоен; (не)кому; (не)заходя; (не)занятый

2)(не)приятный; (не)отчётливо; (далеко не)умный; (не)в(чем); (не)видимка; (не)что

3)(не)горящий, а тлеющий; (не)по-военному; (не)лепость; (не)где; (не)забытый нами

4)(не)часто; (не)осторожность; (не)годуя; (не)когда; (не)белёная; (не)привычная


Задание 10. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одно ряда пропущена одна и та же буква.

1)полощ..м (бельё), неприемл…мый

2)спор…щие (студенты), (сосульки) та..т

3)предвид…вший, (туман) стел..тся

4)ненавид…мый,уравновеш…нный

5)раскашл…лся, беспоко…щиеся (родители)



































Вариант 2. Самостоятельная работа. 7 класс

Задание 1. Укажите слово, в котором ударение падает на третий слог.

1) прибыла 2)движимый 3) балуясь 4)путепровод 5)намерение


Задание 2.Найдите и исправьте грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленные варианты предложений.

 1) Эта река более глубже.

2) Поднявшись, он смог разглядеть быстро мелькающие тени.

3) В зале было более двести человек.

4) Вылет самолета ожидается в срок.


Задание3. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

1)Смеясь, он дерзко презирал земли чужой язык и нравы.

2)С дальних дорог лёгкий ветерок нёс еле уловимый аромат, недавно освободившейся из-под снега, земли.

3)Пламя, раздуваемое ветром, перебежало на хвою и охватило всё дерево.

4)Спит ручей за тонкой наледью, сонно, медленно струясь.


Задание 4.Укажите строчку, в каждом слове которой на месте пропуска пишется буква А.

1)подр…стающий, т…лантливый, сокр…тить, обл…гаемые, обл…ка, ск…льзить

2)барх…тный, обл…городить, арм…тура, ухв…тить, гр…мотей, з…рница

3)предст…вление, б…гряный, ут…мился, выг…ревший, пор...зить, акв…рель

4)подр…жать, беск…нечный, укр…титель, р…стение, акв…ланг, (о,а)санка


Задание 5.Укажите группу слов, в окончаниях которых пишется буква И.

1)ранн..м утром, в завтрашн…м выпуске, в бушующ…м море, по весенн…й аллее

2)колышущ…мся знаменем, мудрейш…м старцем, к олень…му стаду, ранн…й порой

3)трепещущ...мся листочком, старейш..м жителем, птичь…х голосов, с новогодн…м праздником

4)свеж..м сеном, заячь…х следов, с искренн..й радостью, на дальн…м полустанке


Задание 6. Укажите группу слов, где прилагательные и причастия пишутся с одной Н.

1)румян..ый, морожен..ый, заставлен..а, курин..ый, травян..ой, смен..ый

2)голубин..ый, юн..ая, сеян..ый, нестрижен..ый, брошен..ый, гримирован..ый

3)(тучи) рассеян..ы, смолян..ой, кожан..ый, кован..ый, ряжен..ый, син..ий

4)выжжен..ы, ломан..ый, инфекцион..ая, (дорога) длин..а, бан..ый, дан..ые


Задание 7. Укажите, в каком предложении постановка знаков препинания соответствует данному ответу: (1), (2), (3), (4).

1) Кот любил по утрам обходить (1) заросший чистотелом (2) сад (3) гонять со старых яблонь воробьёв (4) ловить бабочек (5) и точить когти на сгнившей скамье.

2) Увидев тучи (1) деревья очнулись от мёртвого оцепенения (2) заволновались (3) встряхивая кронами (4) протянули ветви к тучам (5) шумно раскачиваясь.

3) Дрожа (1) волки поднимались (2) трусили между деревьями (3) стряхивая с кустов себе на спины иней (4) выбегали из леса (5) и шли гуськом к деревне.


Задание 8. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи. 

1) вся жизнь

2) беседы учителей

3) океан подхватывает

4) постоянно думаем


Задание 9. Укажите группу слов, с которыми НЕ пишется слитно.

1)(не)когда; (не)спеша; (не)сеянное; (не)будь; (не)проглядная; (не)искренность; (не)озарённая солнцем

2)(не)удачно; (не)годуя; (не)кому; (не)по-русски; (не)приятный; (не)поражение, а победа

3)(не)взлюбить; (не)лёгкий; (не)очищенное; (не)смотря на (не)погоду; (не)убраны; (не)где

4)(не)заряжённое; (не)насытный; (не)решительность; (не)взвидеть; (не)куда; (не)легально


Задание 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1) помн..т, очаров..нные

2) труд..тся (сотрудник), верт..тся (Земля)

3) (ребёнок) боле..т, обрета..мый

4) волну..щаяся, приглаша..мый гость

5) крас..т, пиш..т
































Вариант 3. Самостоятельная работа. 7 класс

Задание 1.Укажите слова, в которых ударение падает на первый слог.

1)намерение 2)шарфы 3)взяла 4)щавель 5)доверху


Задание 2. Найдите и исправьте грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленные варианты предложений.

1) Согласно расписания у нас сейчас урок математики.

2) Выбрав пьесу, началось распределение ролей.

3) По окончании института я пойду работать в школу.

4) В силу неблагоприятных погодных условий вылет отложен.

Задание3. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

1)Берёзы протягивают к окнам ветви, густо опушённые инеем, и качают на них снегирей.

2)Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлён необычайным зрелищем.

3)Степь, подсыхая, побурела и задымилась.

4)Однообразный шум колёс и бубенчиков не заглушает пения, вьющихся около самой дороги, жаворонков.


Задание 4.Укажите строчку, в каждом слове которой на месте пропуска пишется буква О.

1)отн…шение, предл…жение, обр…зцовый, невд…леке, з…рница, штук…тур

2)ух…дящий, от…пление, изгот…вление, обр…мление, зар…сти, подсл…стить

3)эк…номия, исп…лнительный, р…сточки, мел…дичный, несм…лкаемый, выз…в

4)экск…ватор, побр…тимы, заг…реть, отр…сль,пок…ситься, безб…лезненно


Задание 5.Укажите строчку, в каждом слове которой на месте пропуска пишется буква И.

1)растворя…шься, разгада…те, замеча…м, (он) пят…тся, броса.. м, сгон..м

2)(он) клокоч…т, вывоз…шь, стон…те, стан…те, лов..шь, (он) укаж…т

3)(он) зала…т, вылеч…шься, щекоч…те, (он) пар…тся, ошиба…тесь, мет…шь

4)обкле…шь, перегон…м, (он) смен…т, вытащ…те, вылов…м, увид…шь


Задание 6. Укажите строчку, в каждом слове которой пишется НН.

1)засушен..ый, целин..ый, шипован..ая, пламен..ый, копчён..ый, стеклян..ый

2)обострён..ый, кон..ый, обеден..ый, (дети) рассеян..ы, скатан...ый, дын...ый

3)полын..ый, нечаян..ый, тигрин..ая, упакован..ый, мечен..ый, ветрен..ый

4)комментирован..ое, прян..ый, осин..ое, окружен..ы, топлён..ое, льнян..ое


Задание 7. Укажите предложение, в котором надо поставить запятые на месте следующих цифр: (2), (3), (4), (5).

1) Корабль вздрагивал (1) жалобно стонал (2) сливая свои жалобы со свистом ветра (3) завывающего в снастях (4) с ударами молний (5) разрывающих небо.

2) Сначала (1)дорожка проходила около старых лип (2) а потом (3) миновав скалы (4) пробиралась через заросли кустов (5) и оканчивалась около двух ступенек.

3) Вдруг (1) бабушка молодо встала (2) оправила юбку (3) выпрямилась (4)вскинув тяжёлую голову (5) и пошла по кухне.


Задание 8. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) собственной жизнью

2) выйти и сказать

3) раскрыть реально

4) закон эволюции


Задание 9.Укажите группу слов, с которыми НЕ пишется раздельно

1)(не)с(кем; ничуть (не)глубоко; (не)уклюжий; (не)щадя; (не)посланный мной

2)(не)смотря в глаза; (не)глубокий, а мелкий; (не)удача; (не)в(чём); (не)взрачный; (не)спрятанный в ящик

3)(не)считая; (не)отменено; (не)по-соседски; (не)мог; вовсе (не)интересно; (не)вежливость, а грубость

4)(не)суди; (не)шутя; (не)утомимо; (не)откуда; (не)годование; (не)обозначены


Задание 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) дремл..щий, (он) обижа..т

2) кача..щий, скуча..щий

3)(он) терп..т, завис..щий

4) (кактус) кол..тся, (он)засоря..т

5) ма..щийся, завива..мый
































Вариант 4. Самостоятельная работа. 7 класс

Задание 1.Укажите слова, в которых ударение падает на второй слог.

1)завидно 2)лгала 3)клала 4)тотчас 5)понявший


Задание 2. Найдите и исправьте грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленные варианты предложений.

1) По завершению эксперимента мы получили результат.

2) Поднявшись на гору, туристы увидели море.

3) Он поступал вопреки правилам.

4) Вероника любила и гордилась старшей сестрой.


Задание3. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

1)Мы шли по обочине дороги, ещё не высохшей после снега, покрытой прошлогодними листьями.

2)Двое людей мечтали, покачиваясь в лодке, задумчиво поглядывая вокруг себя.

3) Река пенилась, вздымая валы и стремительно скользила мимо берегов.

4)Осыпанные сусальной позолотой берёзы дрожали от холода, трепетали от ветра.


Задание 4.Укажите строчку, в каждом слове которой на месте пропуска пишется буква О.

1)выбр..сить, кол..блющийся, возр..стает, м..рщинистый, клок..тать, г..лерея

2)охр..няющий, возр..жение, оз..рение, от..пительный, л..щина, акв..рель

3)к..мбинат, распол..жил, зл..вещий, гол..совать, д..лина, присл..ниться

4)изг..лодавшийся, борм..тать, устр..шение, (о,а)жерелье, дог..рать, п..кет


Задание 5.Укажите строчку, в каждом слове которой на месте пропуска пишется буква И.

1)поддерж..шь, замеча..м, выгоня..те, бре..шься

2)поклон..шься, мож..т, вылеч..т, (он) мел...т

3)(он) кле..т, смотр..шь, записыва..м, мо..те

4)леч..т, донос..тся, развоз..м, обид..шься


Задание 6. Укажите строчку, в каждом слове которой пишется НН.

1)традицион..ый, бесцен..ый, оклеен..ый, овсян..ое, нежжён..ый, деревян..ый

2)эмалирован..ый, кован..ый медью, пропущен..а, нечаян..ая, полотнян..ая, беспричин..ая

3)змеин..ый, торфян..ой, брошен..ы, ман..ая, балован..ый, обещан..ый

4)глубин..ый, ранен..ый в плечо, фасован..ое, оловян..ый, куплен..ый, безветрен..ый


Задание 7. Укажите предложение, в котором надо поставить запятые на месте следующих цифр: (1), (3),(4),(5).

а)Налетали свирепые штормы (1) и ломали вёсла (2) и (3) рвали снасти (4) но только неистовые усилия моряков спасали корабль от гибели (5) постоянно подстерегавшей его.

б)Опушки желтеют (1) и (2) листья (3) печально шелестя (4) опадают на светло-зелёные озими (5) на дорогу.

в)Ночь была такая тихая (1) что даже осины замерли (2) не трепетали (3) постоянно дрожащими листьями (5) не склонялись друг к другу.


Задание 8. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи

1) После морозной ночи

2) Напоминает о человеке

3) Сибиряки любят

4) Стоит низко


Задание 9. Укажите строчку, в которой все слова с НЕ должны писаться раздельно.

1)(не)по-братски; (не)бери; (не)реальный; (не)чем, (не)честный, (не)былица

2)(не)ожиданно; (не)спрятаны, (не)робкий; (не)зависящий от нас; (не)глядя

3)(не)сладко, а горько; (не)дам; (не)мытый давно; (не)в чем; (не)дыша; (не)лги

4)далеко (не)свободный; (не)истово; (не)весомость; (не)вежливо; (не)крашенный


Задание 10. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одно ряда пропущена одна и та же буква.

1)се…щий (пшеницу), (друзья)обид…тся

2) зате…вший, наве…нные воспоминания

3)невид…мый, выгляд…шь

4)выкач…нная (из цистерны нефть), знач…щееся количество

5)бор…шься, муч…мый



































Ключи к самостоятельной итоговой работе (7 класс)



Вариант 1

1

3.поднЯвший 4. красИвее


2

2.Благодаря письму нас приняли очень учтиво.

4.Когда я подъезжал к станции и глядел в окно, у меня слетела шляпа.


3

1


4

4


5

3


6

2


7

а


8

2.отношения между людьми – управление

3.непосредственную связь – согласование

4.появляется рано – примыкание


9

4


10

1,3,5









Вариант 2

1

3.прибылА, 4.путепровОд


2

1.Эта река более глубокая.

3.В зале было более двухсот человек.


3

2


4

2


5

3


6

3


7

в


8

1.вся жизнь - согласование

2.беседы учителей – управление

4.постоянно думаем – примыкание


9

4


10

2,3
















Вариант 3

1

2.шАрфы, 5.дОверху


2

1.Согласно расписанию у нас сейчас урок математики.

2.Когда выбрали пьесу, началось распределение ролей.


3

4


4

3


5

4


6

2


7

в


8

1.собственной жизнью – согласование

3.раскрыть реально – примыкание

4.закон эволюции – управление


9

3


10

2,4






Вариант 4

1

1.завИдно, 2.лгалА, 5.понЯвший


2

1.По завершении эксперимента.

4.Вероника любила старшую сестру и гордилась ею.


3

3


4

3


5

4


6

4


7

а


8

1.после морозной ночи – согласование

2.напоминает о человеке – управление

4.стоит низко – примыкание


9

3


10

2,3,4




Шкала оценивания:

9-10 баллов – 5

7-8 баллов – 4

5-6 баллов – 3

ниже 5 баллов – 2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!