Организационный момент Актуализация ранее полученных знаний о сжатом изложении и приёмах сжатия Практическая работа. Отработка приёмов сжатия текста. Физкультминутка Анализ текста Сжатие текста. Домашнее задание Рефлексия | Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей. Создание положительного настроя учащихся на урок. Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и надеюсь, что этот урок принесет вам новые знания, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза, слушайте меня, повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю. Откройте глаза. Приступаем к работе. Запишем в тетрадях число 14 октября Классная работа. Тема урока: Подготовка к сжатому изложению. (слайд № 1,2) Вступительное слово учителя, сообщение темы, цели и задач урока Сегодняшний урок мы начнем с эпиграфа Чем лучше, чем глубже человек знает язык, тем богаче, глубже и точнее будут выражены его мысли. Богатство языка - это богатство мыслей. (М.Исаковский) (слайд № 4) Вы знаете, что одной из частей экзаменационной работы по русскому языку является написание сжатого изложения. Это Задание 1 экзаменационной работы в формате ОГЭ. Такой вид работы с текстом требует умения понять текст, запомнить его и грамотно изложить. Сегодня на уроке мы вновь обратимся к анализу текста. Итак, какова цель нашего урока? (слайд № 3) Давайте вспомним, что такое сжатое изложение? Сжатое изложение текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности. Необходимо сохранить только самое главное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом. (слайд №5) Давайте вспомним, какие приемы сжатия текста мы знаем? (слайд № 6) Повторим, что характерно для каждого приема? (презентация) ПРИЁМ ПЕРВЫЙ - ИСКЛЮЧЕНИЕ - слов, - словосочетаний, - повторов, - цитат, - одного или нескольких синонимов, - уточняющих и поясняющих конструкций, - фрагментов предложений, целых предложений. (слайд № 7) ПРИЁМ ВТОРОЙ – ОБОБЩЕНИЕ. - замена однородных членов обобщающим наименованием; - замена слов с менее широким значением словом с более широким значением; - замена простых предложений сложными. (слайд № 8) ПРИЁМ ТРЕТИЙ – УПРОЩЕНИЕ: - слияние нескольких предложений в одно; - замена предложения или его части указательным местоимением, - замена СПП простым, - замена прямой речи косвенной -замена фрагмента предложения синонимичным выражением Ознакомление с критериями оценивания сжатого изложения На экзамене сжатое изложение оценивается по трём критериям. (слайд № 9) Критерии оценивания изложения ГИА ИК1 – точная передача основного содержания прослушанного текста, отражение всех важных микротем исходного текста; ИК2 – использование приемов сжатия текста; ИК3 – смысловая цельность, речевая связность, логичность и последовательность изложения, наличие абзацного членения. (слайд №10) Сегодня я хочу обратить ваше внимание на второй критерий: сжатие исходного текста ИК2. Какое максимальное количество баллов можно получить за этот критерий? (слайд № 11) Поупражняемся использовать различные приёмы сжатия на отдельных предложениях. Прочитайте задание №1 практической работы, подумайте какой приём сжатия здесь можно использовать. Запишите полученное предложение в тетради. Исключение повторов. Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства – это неотъемлемая часть нашей личности. (слайд № 12) Исключение синонимов. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (слайд № 13) Исключение уточняющих, вводных конструкций. Такие люди, разумеется, ничему не удивляются, а, следовательно, и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. (слайд № 14) Замена однородных членов предложения обобщающим словом. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (слайд № 15) Замена простых предложений сложным. Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник (слайд № 16) Поработали мы дружно, Отдохнуть немного нужно. Дружно встанем, тихо сядем И закроем все глаза (шёпотом.) Наступает, наступает, Наступает тишина. Теперь непосредственно перейдем к анализу текста. У каждого из вас на парте есть текст изложения, который мы сегодня будем сжимать (у детей текст не разделён на микротемы). (слайд № 17, 18) План работы с текстом. 1. Внимательно прочитайте текст. 2. К какому типу речи относится текст? 3. Определите тему текста. 4. Сформулируйте основную мысль текста 5. Выделите микротемы 6. Озаглавьте каждый абзац. 7. Составьте план. (слайд №19) Перечитайте первый абзац ещё раз. Подумайте, какие приёмы компрессии можно использовать, запишите полученную микротему. Наш урок подходит к концу. Запишите домашнее задание: допишите сжатое изложение до конца, используя все приёмы сжатия. Не забывайте, что объём изложения должен быть не менее 70 слов. (слайд №20) И в заключение урока я предлагаю вам выбрать одну из понравившихся фраз и закончить её. Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял, что… Теперь я могу… Я приобрёл… Я научился… У меня получилось … Я смог… Мне захотелось… (слайд №21) | Проверяют готовность к уроку, положительно настраиваются на урок. Слушают Работают в тетрадях Запись в тетради эпиграфа Мы будем учиться писать сжатое изложение, используя приёмы сжатия текста. Краткое изложение исходного текста, где передается только основная информация, второстепенная информация, подробности исключаются. 1. Исключение подробностей и деталей. 2. Обобщение конкретных, единичных явлений. 3. Упрощение синтаксических структур. Повторяют с помощью презентации приёмы сжатия текста Ознакомление с критериями оценивания Три балла. Для этого мы должны использовать один или несколько приёмов сжатия текста, применяя их на протяжении всего текста. Выполняют практическую работу Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами Такие люди ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает. Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками Выполняют физкультминутку Ученик читает текст вслух рассуждение Материнская любовь Формулируют основную мысль Выделяют микротемы Придумывают название абзацам Составляют план 1. «Мама» - особое слово. 2. Материнская любовь нужна в сложных жизненных ситуациях. 3. Благодарные дети – лучший подарок. Перечитывают первый абзац и сжимают его. Записывают полученную микротему. Записывают домашнее задание в дневники Выбирают понравившуюся фразу | Слово учителя фронтальная фронтальная фронтальная фронтальная групповая фронтальная |