СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Подготовка к ОГЭ по русскому языку: работа с текстом. Написание сжатого изложения».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Подготовка к ОГЭ по русскому языку: работа с текстом. Написание сжатого изложения" содержит теоретический материал по теме, критериальную оценку и практические упражнения.

Просмотр содержимого документа
««Подготовка к ОГЭ по русскому языку: работа с текстом. Написание сжатого изложения».»

Технологическая карта урока



Предмет

Русский язык

Класс

9

ФИО учителя

Зиновьева Татьяна Викторовна

Тема

«Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку»

Цель

учить писать сжатое изложение, используя различные приёмы компрессии текста.

Задачи

Образовательные: обучать различным приёмам сжатия исходного текста, закрепить умение определять тему, идею текста, микротемы;

Развивающие: содействовать развитию внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся; развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию;

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом.

Тип урока

урок развития речи

Дидактическое обеспечение урока

компьютерная презентация, тексты изложения, план работы с текстом на каждого ученика.

Необходимое оборудование и материал

Компьютер, мультимедийное устройство



Организационная структура урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Методы обучения,

формы организации деятельности учащихся

Организационный момент






























Актуализация ранее полученных знаний о сжатом изложении и приёмах сжатия































































Практическая работа. Отработка приёмов сжатия текста.

























Физкультминутка







Анализ текста





















Сжатие текста.





Домашнее задание






Рефлексия

Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей. Создание положительного настроя учащихся на урок.


Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и надеюсь, что этот урок принесет вам новые знания, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза, слушайте меня, повторяйте за мной:

 

«Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому.

Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу.

Память моя крепка. Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.

Откройте глаза. Приступаем к работе.



Запишем в тетрадях число 14 октября Классная работа. Тема урока: Подготовка к сжатому изложению.

(слайд № 1,2)


Вступительное слово учителя, сообщение темы, цели и задач урока

Сегодняшний урок мы начнем с эпиграфа

Чем лучше, чем глубже человек знает язык, тем богаче, глубже и точнее будут выражены его мысли. Богатство языка - это богатство мыслей. (М.Исаковский)


(слайд № 4)

Вы знаете, что одной из частей экзаменационной работы по русскому языку является написание сжатого изложения. Это Задание 1 экзаменационной работы в формате ОГЭ. Такой вид работы с текстом требует умения понять текст, запомнить его и грамотно изложить. Сегодня на уроке мы вновь обратимся к анализу текста. Итак, какова цель нашего урока?

(слайд № 3)


Давайте вспомним, что такое сжатое изложение?




Сжатое изложение текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности. Необходимо сохранить только самое главное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом.

(слайд №5)

Давайте вспомним, какие приемы сжатия текста мы знаем?

(слайд № 6)


Повторим, что характерно для каждого приема?

(презентация)

ПРИЁМ ПЕРВЫЙ - ИСКЛЮЧЕНИЕ

- слов,

- словосочетаний,

- повторов,

- цитат,

- одного или нескольких синонимов,

- уточняющих и поясняющих конструкций,

- фрагментов предложений,

целых предложений.

(слайд № 7)

ПРИЁМ ВТОРОЙ – ОБОБЩЕНИЕ.

- замена однородных членов обобщающим наименованием;

- замена слов с менее широким значением словом с более широким значением;

- замена простых предложений сложными.

(слайд № 8)

ПРИЁМ ТРЕТИЙ – УПРОЩЕНИЕ:

- слияние нескольких предложений в одно;

- замена предложения или его части указательным местоимением,

- замена СПП простым,

- замена прямой речи косвенной

-замена фрагмента предложения синонимичным выражением

Ознакомление с критериями оценивания сжатого изложения

На экзамене сжатое изложение оценивается по трём критериям.

(слайд № 9)


Критерии оценивания изложения ГИА

ИК1 – точная передача основного содержания прослушанного текста, отражение всех важных микротем исходного текста;

ИК2 – использование приемов сжатия текста;

ИК3 – смысловая цельность, речевая связность, логичность и последовательность изложения, наличие абзацного членения.

(слайд №10)


Сегодня я хочу обратить ваше внимание на второй критерий: сжатие исходного текста ИК2.

Какое максимальное количество баллов можно получить за этот критерий?

(слайд № 11)






Поупражняемся использовать различные приёмы сжатия на отдельных предложениях.

Прочитайте задание №1 практической работы, подумайте какой приём сжатия здесь можно использовать. Запишите полученное предложение в тетради.

Исключение повторов.

Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства – это неотъемлемая часть нашей личности.

(слайд № 12)


Исключение синонимов.

И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

(слайд № 13)

Исключение уточняющих, вводных конструкций.

Такие люди, разумеется, ничему не удивляются, а, следовательно, и не способны совершить открытие, даже самое маленькое.

(слайд № 14)

Замена однородных членов предложения обобщающим словом.

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

(слайд № 15)

Замена простых предложений сложным.

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник

(слайд № 16)

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немного нужно.

Дружно встанем, тихо сядем

И закроем все глаза (шёпотом.)

Наступает, наступает,

Наступает тишина.


Теперь непосредственно перейдем к анализу текста.

У каждого из вас на парте есть текст изложения, который мы сегодня будем сжимать (у детей текст не разделён на микротемы).

(слайд № 17, 18)

План работы с текстом.

1. Внимательно прочитайте текст.

2. К какому типу речи относится текст?

3. Определите тему текста.

4. Сформулируйте основную мысль текста

5. Выделите микротемы

6. Озаглавьте каждый абзац.


7. Составьте план.


(слайд №19)






Перечитайте первый абзац ещё раз. Подумайте, какие приёмы компрессии можно использовать, запишите полученную микротему.



Наш урок подходит к концу. Запишите домашнее задание: допишите сжатое изложение до конца, используя все приёмы сжатия. Не забывайте, что объём изложения должен быть не менее 70 слов.

(слайд №20)


И в заключение урока я предлагаю вам выбрать одну из понравившихся фраз и закончить её.

  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно…

  • Я понял, что…

  • Теперь я могу…

  • Я приобрёл…

  • Я научился…

  • У меня получилось …

  • Я смог…

  • Мне захотелось…

(слайд №21)

Проверяют готовность к уроку, положительно настраиваются на урок.




Слушают





Работают в тетрадях







Запись в тетради эпиграфа









Мы будем учиться писать сжатое изложение, используя приёмы сжатия текста.

Краткое изложение исходного текста, где передается только основная информация, второстепенная информация, подробности исключаются.











1. Исключение подробностей и деталей.

2. Обобщение конкретных, единичных явлений.

3. Упрощение синтаксических структур.



Повторяют с помощью презентации приёмы сжатия текста


























Ознакомление с критериями оценивания










Три балла.

Для этого мы должны использовать один или несколько приёмов сжатия текста, применяя их на протяжении всего текста.


Выполняют практическую работу





Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности.


И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами


Такие люди ничему не удивляются и не способны совершить открытие.


Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.


Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками

Выполняют физкультминутку













Ученик читает текст вслух

рассуждение

Материнская любовь

Формулируют основную мысль

Выделяют микротемы

Придумывают название абзацам

Составляют план

1. «Мама» - особое слово.

2. Материнская любовь нужна в сложных жизненных ситуациях.

3. Благодарные дети – лучший подарок.


Перечитывают первый абзац и сжимают его. Записывают полученную микротему.



Записывают домашнее задание в дневники





Выбирают понравившуюся фразу

Слово учителя


фронтальная





























фронтальная


























































фронтальная









фронтальная













































групповая











фронтальная






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!