СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Подготовка к ОГЭ по русскому языку "Изложение (сжатое). Работа с текстами".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с текстами при написании сжатого изложения для подготовки учащихся девятого класса.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Подготовка к ОГЭ по русскому языку "Изложение (сжатое). Работа с текстами".»

Организация работы с текстом при подготовке к ГИА-9 по русскому языку: Содержательная переработка прочитанного текста с опорой на смысловое чтение Масич Галина Николаевна – ст. преподаватель кафедры дисциплин гуманитарного цикла и методик их преподавания КК ИПК

Организация работы с текстом при подготовке к ГИА-9 по русскому языку:

Содержательная переработка прочитанного текста с опорой на смысловое чтение

Масич Галина Николаевна – ст. преподаватель кафедры дисциплин гуманитарного цикла

и методик их преподавания КК ИПК

СЛУШАНИЕ ГОВОРЕНИЕ ТЕКСТ ПИСЬМО ЧТЕНИЕ Современный этап обучения русскому языку отличается повышенным вниманием учителей и исследователей к речевой подготовке школьников. Примерно 70−80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, иными словами, занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием.

СЛУШАНИЕ

ГОВОРЕНИЕ

ТЕКСТ

ПИСЬМО

ЧТЕНИЕ

Современный этап обучения русскому языку отличается повышенным вниманием учителей и исследователей к речевой подготовке школьников. Примерно 70−80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, иными словами, занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием.

Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что вполне достиг цели. И.В. Гёте   Когда-то я подобно аквалангисту погружался в море слов, а сегодня рассекаю гладь текста так, как будто еду на гидроцикле. Николас Карр

Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что вполне достиг цели.

И.В. Гёте

  Когда-то я подобно аквалангисту погружался в море слов, а сегодня рассекаю гладь текста так, как будто еду на гидроцикле.

Николас Карр

Текстоцентризм  – признание текста важнейшей единицей в обучении русскому языку.

Текстоцентризм – признание текста важнейшей единицей в обучении русскому языку.

СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОГО ТЕКСТА АРГУМЕНТАЦИЯ И РАССУЖДЕНИЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТЕКСТА РАБОТА С ТИПАМИ РЕЧИ ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА

СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОГО ТЕКСТА

АРГУМЕНТАЦИЯ И РАССУЖДЕНИЕ

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТЕКСТА

РАБОТА С ТИПАМИ РЕЧИ

ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА

Неизбежные вопросы Что для ваших учеников сложнее:  изложение или сочинение? 2. Для чего пишется изложение? Какие  умения мы развиваем, обучая детей воспроизведению чужого текста? 3. Какие тексты «подходят» для  изложения, а какие нет? Что такое хороший текст для изложения?

Неизбежные вопросы

  • Что для ваших учеников сложнее:

изложение или сочинение?

2. Для чего пишется изложение? Какие

умения мы развиваем, обучая детей воспроизведению чужого текста?

3. Какие тексты «подходят» для

изложения, а какие нет? Что такое хороший текст для изложения?

Анкета для учащихся,  или Семь вопросов об изложении Нравится ли вам писать изложения? Что вам труднее писать – сочинение или изложение? Почему? Зачем нужно учиться писать изложения? Где это умение сейчас и впоследствии вам может пригодиться? Какие тексты вы выбрали бы для изложения: о любви к родной стране, о школе, о проблемах, волнующих подростков, о…? Если бы во время слушания текста было запрещено делать записи, труднее ли вам было бы написать изложение? Какое изложение писать легче – подробное или сжатое? Что значит «сжать» текст? Какие трудности вы испытываете при написании изложения?

Анкета для учащихся, или Семь вопросов об изложении

  • Нравится ли вам писать изложения?
  • Что вам труднее писать – сочинение или изложение? Почему?
  • Зачем нужно учиться писать изложения? Где это умение сейчас и впоследствии вам может пригодиться?
  • Какие тексты вы выбрали бы для изложения: о любви к родной стране, о школе, о проблемах, волнующих подростков, о…?
  • Если бы во время слушания текста было запрещено делать записи, труднее ли вам было бы написать изложение?
  • Какое изложение писать легче – подробное или сжатое? Что значит «сжать» текст?
  • Какие трудности вы испытываете при написании изложения?
Изложение Вид учебной работы, в основе которой лежит воспроизведение содержания чужого текста, создание вторичного текста. Слова изложение и пересказ употребляются  нередко как синонимы, однако термин пересказ чаще относится к устной форме воспроизведения текста. В отличие от сочинения, которое полностью «ведёт» автор, ничего, чего нет в исходном тексте, в изложении быть не должно.

Изложение

Вид учебной работы, в основе которой лежит воспроизведение содержания чужого текста, создание вторичного текста.

Слова изложение и пересказ употребляются нередко как синонимы, однако термин пересказ чаще относится к устной форме воспроизведения текста.

В отличие от сочинения, которое полностью «ведёт» автор, ничего, чего нет в исходном тексте, в изложении быть не должно.

Важно! Восприятие читающего более сосредоточено, чем восприятие слушающего. Поэтому на первых этапах обучения необходимо зрительное восприятие текста. Слушание исходного текста часто превращается в механическую деятельность ученика. Отсюда непонимание авторского замысла, проблемы и идеи исходного текста. Поэтому необходимо научить школьников при слушании задействовать такие механизмы, как внимание, память и мышление.

Важно!

  • Восприятие читающего более сосредоточено, чем восприятие слушающего. Поэтому на первых этапах обучения необходимо зрительное восприятие текста.
  • Слушание исходного текста часто превращается в механическую деятельность ученика. Отсюда непонимание авторского замысла, проблемы и идеи исходного текста. Поэтому необходимо научить школьников при слушании задействовать такие механизмы, как внимание, память и мышление.
Важно!  Написание сжатого изложения требует следующих умений: разграничивать главную и второстепенную информацию, исключать незначительные детали и обобщать однородные явления и факты, подбирать языковые средства для того, чтобы кратко, в обобщённой форме передавать воспринятую информацию.

Важно!

  • Написание сжатого изложения требует следующих умений: разграничивать главную и второстепенную информацию, исключать незначительные детали и обобщать однородные явления и факты, подбирать языковые средства для того, чтобы кратко, в обобщённой форме передавать воспринятую информацию.
Упражнения на понимание 1. Прочитайте текст.  Правила пользования лесным трамваем Все жители леса, кроме медведей и носорогов, имеют право ездить в лесном трамвае. Медведям и носорогам входить в вагон трамвая запрещается. При входе в трамвай каждый взрослый четвероногий житель леса опускает в кассу один орех, один гриб или одну ягоду и после этого имеет право занять одно место на скамейке. Каждый взрослый четвероногий житель леса может бесплатно провезти одного детеныша, если тот не занимает отдельного места на скамейке, а находится на лапах, под мышкой, на плечах или на голове у другого пассажира. Насекомые пользуются правом бесплатного проезда в трамвае. При этом насекомым, во избежание несчастных случаев, запрещается занимать сидячие места. Двуногие пернатые имеют право бесплатного проезда в трамвае, если их размер от клюва до когтей не превышает 50 см. Пернатые большего размера должны при входе или влёте в вагон трамвая опустить в кассу орех, гриб или ягоду.

Упражнения на понимание

1. Прочитайте текст.

Правила пользования лесным трамваем

Все жители леса, кроме медведей и носорогов, имеют право ездить в лесном трамвае.

Медведям и носорогам входить в вагон трамвая запрещается.

При входе в трамвай каждый взрослый четвероногий житель леса опускает в кассу один орех, один гриб или одну ягоду и после этого имеет право занять одно место на скамейке.

Каждый взрослый четвероногий житель леса может бесплатно провезти одного детеныша, если тот не занимает отдельного места на скамейке, а находится на лапах, под мышкой, на плечах или на голове у другого пассажира.

Насекомые пользуются правом бесплатного проезда в трамвае. При этом насекомым, во избежание несчастных случаев, запрещается занимать сидячие места.

Двуногие пернатые имеют право бесплатного проезда в трамвае, если их размер от клюва до когтей не превышает 50 см. Пернатые большего размера должны при входе или влёте в вагон трамвая опустить в кассу орех, гриб или ягоду.

Запишите номера предложений, в которых говорится о нарушителях. 1. Лиса с лисёнком опустила в кассу один гриб, села на скамейку, а лисёнка держит на передней лапе. 2. Уж вполз в вагон и улёгся под скамейкой. 3. Шмель влетел в вагон, ничего не опустив в кассу, и сел на скамейку. 4. Синица влетела в вагон, ничего не опустив в кассу, и села на скамейку. 5. Медведь и медвежонок вошли в вагон и положили в кассу два гриба. 6. Ёж с двумя ежатами вошёл в вагон и опустил в кассу один гриб, а садиться они не стали. 7. Заяц с двумя зайчатами вошёл в вагон, опустил в кассу две ягоды, сел на скамейку, одного зайчонка посадил рядом, а другого − на плечи первому.  О ком из лесных жителей в правилах забыли упомянуть?

Запишите номера предложений, в которых говорится о нарушителях.

1. Лиса с лисёнком опустила в кассу один гриб, села на скамейку, а лисёнка держит на передней лапе.

2. Уж вполз в вагон и улёгся под скамейкой.

3. Шмель влетел в вагон, ничего не опустив в кассу, и сел на скамейку.

4. Синица влетела в вагон, ничего не опустив в кассу, и села на скамейку.

5. Медведь и медвежонок вошли в вагон и положили в кассу два гриба.

6. Ёж с двумя ежатами вошёл в вагон и опустил в кассу один гриб, а садиться они не стали.

7. Заяц с двумя зайчатами вошёл в вагон, опустил в кассу две ягоды, сел на скамейку, одного зайчонка посадил рядом, а другого − на плечи первому.

О ком из лесных жителей в правилах забыли упомянуть?

2. Прочитайте отрывок из научно-популярной статьи.

Проделаем опыт. Для него нам понадобятся доска (подняв один её конец, получим наклонную плоскость) и два цилиндра. Пусть один цилиндр будет сплошным, другой полым. Нужно, чтобы цилиндры имели одинаковые размеры и примерно одинаковую массу. Это возможно, если они сделаны из разных материалов, например из дерева и металла.

Положим оба цилиндра на наклонную плоскость и одновременно отпустим. Если доска и поверхность цилиндров очень гладкие и угол наклона достаточно велик, то они начнут скользить по плоскости без вращения и достигнут нижней точки одновременно.

Теперь добьёмся того, чтобы цилиндры катились, а не скользили. Результат окажется другой: сплошной цилиндр достигнет финиша раньше полого, хотя они совпадают по размерам и весу.

Заполните пропуски в предложениях.

Сплошной цилиндр надо изготовить из более ______________ материала, чем

полый.

Второй опыт отличается от первого только тем, что тела _______________.

Если с первого раза не удалось правильно выполнить это задание, перечитайте текст ещё раз и придумайте вопросы, на которые нужно ответить, чтобы разобраться, а потом сделайте вторую попытку.

3. Прочитайте два стихотворных отрывка. Попытайтесь догадаться, что изображено в каждом отрывке. Коротко запишите, почему вы так считаете. 1. А затем прощалось лето С полустанком. Снявши шапку, Сто слепящих фотографий Ночью снял на память гром. 2. Вот сизый чехол и распорот, — Не всё ж ему праздно висеть, И с лязгом асфальтовый город Хлестнула холодная сеть…

3. Прочитайте два стихотворных отрывка. Попытайтесь догадаться, что изображено в каждом отрывке. Коротко запишите, почему вы так считаете.

1.

А затем прощалось лето

С полустанком. Снявши шапку,

Сто слепящих фотографий

Ночью снял на память гром.

2.

Вот сизый чехол и распорот, —

Не всё ж ему праздно висеть,

И с лязгом асфальтовый город

Хлестнула холодная сеть…

Ключевые слова, т.е. та информация, без которой не понятен замысел исходного текста Главная Информация в тексте Повторы, подробности, детали, примеры, отсутствие которых не помешает восприятию главной информации исходного текста Второстепенная

Ключевые слова, т.е. та информация, без которой не понятен замысел исходного текста

Главная

Информация в тексте

Повторы, подробности, детали, примеры, отсутствие которых не помешает восприятию главной информации исходного текста

Второстепенная

Классификация упражнений Упражнения, направленные на поиск и выделение главной информации; упражнения, направленные на исключение второстепенной информации; упражнения, направленные на подбор обобщающего слова или синонимичного ему выражения; упражнения, направленные на трансформацию словосочетаний и предложений с целью их сокращения; упражнения, направленные на работу с повторами. Такое расположение видов упражнений соответствует поставленной цели: постепенности в формировании умений сжатия текста.

Классификация упражнений

  • Упражнения, направленные на поиск и выделение главной информации;
  • упражнения, направленные на исключение второстепенной информации;
  • упражнения, направленные на подбор обобщающего слова или синонимичного ему выражения;
  • упражнения, направленные на трансформацию словосочетаний и предложений с целью их сокращения;
  • упражнения, направленные на работу с повторами.

Такое расположение видов упражнений соответствует поставленной цели: постепенности в формировании умений сжатия текста.

Упражнения, направленные на выделение главной информации   Прочитайте предложение и подчеркните в   нём главную информацию. Исходный текст: Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «Как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. Вариант выполнения: Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве.

Упражнения, направленные на выделение главной информации

  • Прочитайте предложение и подчеркните в   нём главную информацию.
  • Исходный текст: Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «Как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
  • Вариант выполнения: Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве.
Упражнения, направленные  на выделение главной информации    Подчеркните важную информацию в тексте. Найдите строчки, выражающие главную мысль.  Исходный текст:  Старик моряк говорил о море.   – Море бывает щедрым, – сказал он.    – Бывает оно печальным, – сказал он.  – Бывает жестокосердным, – сказал он.  – Бывает оно отчаянным, – сказал он. –  Море бывает разным, – сказал он.  – Чистым бывает и грязным, – сказал он.  – Таинственным и раскрытым,  Могучим, ворчливым, сердитым...   Море – как человек! (Расул Рза) 

Упражнения, направленные на выделение главной информации

Подчеркните важную информацию в тексте. Найдите строчки, выражающие главную мысль. 

Исходный текст: 

Старик моряк говорил о море.  – Море бывает щедрым, – сказал он.   – Бывает оно печальным, – сказал он. – Бывает жестокосердным, – сказал он. – Бывает оно отчаянным, – сказал он.

–  Море бывает разным, – сказал он. – Чистым бывает и грязным, – сказал он. – Таинственным и раскрытым, Могучим, ворчливым, сердитым...  Море – как человек! (Расул Рза) 

Упражнения, направленные на выделение главной информации    Подчеркните важную информацию в тексте. Найдите строчки, выражающие главную мысль.  Вариант выполнения:  Старик моряк говорил о море.   – Море бывает щедрым , – сказал он.    – Бывает оно печальным , – сказал он.  – Бывает жестокосердным , – сказал он.  – Бывает оно отчаянным , – сказал он. –  Море бывает разным, – сказал он.  – Чистым бывает и грязным , – сказал он.  – Таинственным и раскрытым ,  Могучим, ворчливым, сердитым...   Море – как человек ! (Расул Рза) 

Упражнения, направленные на выделение главной информации

Подчеркните важную информацию в тексте. Найдите строчки, выражающие главную мысль. 

Вариант выполнения: 

Старик моряк говорил о море. Море бывает щедрым , – сказал он.   – Бывает оно печальным , – сказал он. – Бывает жестокосердным , – сказал он. – Бывает оно отчаянным , – сказал он.

–  Море бывает разным, – сказал он. – Чистым бывает и грязным , – сказал он. – Таинственным и раскрытым , Могучим, ворчливым, сердитым...  Море – как человек ! (Расул Рза) 

Упражнения, направленные на выделение главной информации    Выделите в тексте слова, выражающие главную мысль, и объясните их значение.  В ЛЕСУ Закатилось солнце за лесок,   Стал лесок и тёмен , и высок.  Кто-то притаился за сосной,  Что-то прошуршало за спиной,  Загорелись в ёлках огоньки ... Ой! – глаза у страха велики .  В. Левановский Главная мысль: Глаза у страха велики. (Не следует бояться того, чего не видишь или не знаешь).

Упражнения, направленные на выделение главной информации

Выделите в тексте слова, выражающие главную мысль, и объясните их значение. 

В ЛЕСУ

Закатилось солнце за лесок,  Стал лесок и тёмен , и высок. Кто-то притаился за сосной, Что-то прошуршало за спиной, Загорелись в ёлках огоньки ...

Ой! – глаза у страха велики .

В. Левановский

Главная мысль: Глаза у страха велики. (Не следует бояться того, чего не видишь или не знаешь).

Разделение информации  на главную и второстепенную  Прочитайте предложение. Найдите в нем главную и второстепенную информацию.  Прочитайте текст, подчеркните предложения, в которых содержится главная мысль, тема и идея.  Перед вами первые два абзаца текста. Подчеркните второстепенную информацию. Передайте основную информацию, заключённую в двух абзацах, так, чтобы объём вашего высказывания не превышал 35 слов.

Разделение информации на главную и второстепенную

  • Прочитайте предложение. Найдите в нем главную и второстепенную информацию.
  • Прочитайте текст, подчеркните предложения, в которых содержится главная мысль, тема и идея.
  • Перед вами первые два абзаца текста. Подчеркните второстепенную информацию. Передайте основную информацию, заключённую в двух абзацах, так, чтобы объём вашего высказывания не превышал 35 слов.
Извлечение главной информации Прочитайте предложения. Подчеркните слова, содержащие основную информацию. Прочтите предложения и подчеркните в них главную информацию. Подчеркните предложение, которое целиком нужно исключить из сжатого текста. Подчеркните в тексте то, без чего нельзя понять смысл рассказа. Подчеркните в тексте только то, без чего нельзя понять смысл рассуждения. Заполнив пропуски в опорных предложениях, передайте основное содержание текста.

Извлечение главной информации

  • Прочитайте предложения. Подчеркните слова, содержащие основную информацию.
  • Прочтите предложения и подчеркните в них главную информацию.
  • Подчеркните предложение, которое целиком нужно исключить из сжатого текста.
  • Подчеркните в тексте то, без чего нельзя понять смысл рассказа.
  • Подчеркните в тексте только то, без чего нельзя понять смысл рассуждения. Заполнив пропуски в опорных предложениях, передайте основное содержание текста.
Текст с пропущенными компонентами  (Клоуз-тест) Клоуз-тест, построенный на основе пропусков ключевых слов, обеспечивает развитие «контекстного мышления», способности понимать текст на основе диалога «автор – читатель», «ученик – ученик».

Текст с пропущенными компонентами (Клоуз-тест)

Клоуз-тест, построенный на основе пропусков ключевых слов, обеспечивает развитие «контекстного мышления», способности понимать текст на основе диалога «автор – читатель», «ученик – ученик».

Ночью дул … – холодный октябрьский ветер. Он пришел с севера, из тундры, уже прихваченной льдом, с берегов Печоры. … завывал в печной трубе, шевелил на крыше осиновую щепу, бил, трепал деревья, и слышно было, как покорно шелестели они, сбрасывая листья. Раскрытая форточка билась о раму, скрипела ржавыми петлями. С порывами ветра в комнату летели листья березы, растущей под окном. К утру береза эта была уже раскрыта настежь. Сквозь ветки ее текли и текли холодные струи…, четко обозначенные в сером небе битым порхающим листом. Паутина, растянутая в елочках строгим пауком-крестовиком, была полна березовых листьев. Сам хозяин ее уже скрылся куда-то, а она все набухала листьями, провисая, как сеть, полная лещей. Ключ : Листобой (в заголовке), листобой, листобой, листобоя.

Ночью дул … – холодный октябрьский ветер. Он пришел с севера, из тундры, уже прихваченной льдом, с берегов Печоры. … завывал в печной трубе, шевелил на крыше осиновую щепу, бил, трепал деревья, и слышно было, как покорно шелестели они, сбрасывая листья.

Раскрытая форточка билась о раму, скрипела ржавыми петлями. С порывами ветра в комнату летели листья березы, растущей под окном. К утру береза эта была уже раскрыта настежь. Сквозь ветки ее текли и текли холодные струи…, четко обозначенные в сером небе битым порхающим листом. Паутина, растянутая в елочках строгим пауком-крестовиком, была полна березовых листьев. Сам хозяин ее уже скрылся куда-то, а она все набухала листьями, провисая, как сеть, полная лещей.

Ключ : Листобой (в заголовке), листобой, листобой, листобоя.

Упражнения, направленные на исключение второстепенной информации     Устраните то, что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания . Исходный текст:  Попечителем именно той школы под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. Вариант выполнения:  Попечителем школы под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с простодушными лицами.

Упражнения, направленные на исключение второстепенной информации

  Устраните то, что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания .

Исходный текст:

Попечителем именно той школы под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

Вариант выполнения:

Попечителем школы под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с простодушными лицами.

Упражнения, направленные на исключение второстепенной информации  Сверните предложение до короткой конструкции так, чтобы основной смысл был ясен.  Исходный текст:  Синильная кислота, открытая во второй половине 18 века шведским ученым Шееле, – это сильный яд, представляющий собой бесцветную жидкость с резким запахом и неприятным вкусом, вызывающим во рту ощущение теплоты.  Вариант выполнения:  Синильная кислота – это яд.

Упражнения, направленные на исключение второстепенной информации

Сверните предложение до короткой конструкции так, чтобы основной смысл был ясен.

Исходный текст:

Синильная кислота, открытая во второй половине 18 века шведским ученым Шееле, – это сильный яд, представляющий собой бесцветную жидкость с резким запахом и неприятным вкусом, вызывающим во рту ощущение теплоты.

Вариант выполнения:

Синильная кислота – это яд.

Упражнения, направленные на исключение второстепенной информации  Исключите второстепенную информацию. Исходный текст:  Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, – безнадёжные люди. Вариант выполнения:  Есть люди, которым всё всегда ясно. По их мнению, они лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, – безнадёжные люди.

Упражнения, направленные на исключение второстепенной информации

Исключите второстепенную информацию.

Исходный текст:

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, – безнадёжные люди.

Вариант выполнения:

Есть люди, которым всё всегда ясно. По их мнению, они лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, – безнадёжные люди.

Упражнения, направленные на исключение второстепенной информации   Удалите поясняющие конструкции: однородные члены, части сложного предложения.  Исходный текст:  Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.  Вариант выполнения:  Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.

Упражнения, направленные на исключение второстепенной информации

  Удалите поясняющие конструкции: однородные члены, части сложного предложения.

Исходный текст:

Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.

Вариант выполнения:

Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.

Упражнения, направленные на исключение второстепенной информации  Обобщите содержание фрагмента текста и исключите   второстепенную информацию.    Исходный текст:  В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ничего, но они всегда были чем-то озабочены. Вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками.  Вариант выполнения:  В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли, всегда были чем-то озабочены. Вели они цыганский образ жизни. Этих людей называли странниками.

Упражнения, направленные на исключение второстепенной информации

Обобщите содержание фрагмента текста и исключите   второстепенную информацию.  

Исходный текст:

В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ничего, но они всегда были чем-то озабочены. Вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками.

Вариант выполнения:

В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли, всегда были чем-то озабочены. Вели они цыганский образ жизни. Этих людей называли странниками.

Упражнения по трансформации и моделированию текста  Прочитайте предложение, рассказывающее об истории происхождения крылатого выражения. Сократите его, выделив: 1) только значение крылатого выражения; 2) только информацию об истории происхождения этого выражения. Исходный текст:   Выражение «довести до белого каления» (разозлить до предела, до бешенства) основано на свойстве металла при нагревании светиться по-разному в зависимости от температуры: сначала красным светом, потом жёлтым и наконец ослепительно белым. Пример выполнения : 1) «Довести до белого каления» – очень сильно разозлить. 2) Выражение основано на свойстве металлов светиться при нагревании.

Упражнения по трансформации и моделированию текста

Прочитайте предложение, рассказывающее об истории происхождения крылатого выражения. Сократите его, выделив:

1) только значение крылатого выражения;

2) только информацию об истории происхождения этого выражения.

Исходный текст: 

Выражение «довести до белого каления» (разозлить до предела, до бешенства) основано на свойстве металла при нагревании светиться по-разному в зависимости от температуры: сначала красным светом, потом жёлтым и наконец ослепительно белым.

Пример выполнения :

1) «Довести до белого каления» – очень сильно разозлить.

2) Выражение основано на свойстве металлов светиться при нагревании.

Упражнения по трансформации и моделированию текста

Проведите трансформацию предложений там, где это возможно. Передайте основную информацию, заключённую в двух абзацах, так, чтобы объём вашего высказывания не превышал 35 слов.

Исходный текст: Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)

Пример выполнения: Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для ее достижения. (32 слова)

Мы видим использование приёма исключения второстепенной информации, содержащейся в 3-м предложении исходного текста, приёма слияния двух предложений 2-го и 4-го, упрощение структуры этого предложения.

Учитель может обратить внимание некоторых учащихся на 4-е предложение: сложноподчиненное, с последовательным соединением придаточных; предложить продумать вариант с использованием только одного придаточного.

Упражнения по трансформации  и моделированию текста   Замените простые предложения сложным. Исходный текст:  Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Именно так в моей жизни появился этот датский сказочник. Вариант выполнения:  Помню вечер перед Новым годом, когда мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена, так в моей жизни появился этот датский сказочник.

Упражнения по трансформации и моделированию текста

  Замените простые предложения сложным.

Исходный текст:

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Именно так в моей жизни появился этот датский сказочник.

Вариант выполнения:

Помню вечер перед Новым годом, когда мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена, так в моей жизни появился этот датский сказочник.

Упражнения по трансформации  и моделированию текста  Объедините предложения в одно, таким образом, чтобы получилось сложноподчинённое предложение. 1) Мы ночевали в гостинице. Однажды мы там уже останавливались. (Мы ночевали в гостинице, в которой уже останавливались.) 2) Всю жизнь я видел настоящими героями людей. Людей, любящих и умеющих работать. (Всю жизнь я видел настоящими героями людей, которые любят и умеют работать.) 3) Врач подошёл к больному. Ему вчера была сделана операция. (Врач подошёл к больному, которому была сделана операция). 4) Под вечер мы вышли на поляну. На поляне рос огромный дуб. (Под вечер мы вышли на поляну, где рос огромный дуб.)

Упражнения по трансформации и моделированию текста

Объедините предложения в одно, таким образом, чтобы получилось сложноподчинённое предложение.

1) Мы ночевали в гостинице. Однажды мы там уже останавливались. (Мы ночевали в гостинице, в которой уже останавливались.)

2) Всю жизнь я видел настоящими героями людей. Людей, любящих и умеющих работать. (Всю жизнь я видел настоящими героями людей, которые любят и умеют работать.)

3) Врач подошёл к больному. Ему вчера была сделана операция. (Врач подошёл к больному, которому была сделана операция).

4) Под вечер мы вышли на поляну. На поляне рос огромный дуб. (Под вечер мы вышли на поляну, где рос огромный дуб.)

Упражнения на восстановление текста 1. Прочитайте пары предложений. Определите, как связано по смыслу второе предложение с первым, и объедините их в одно. Используйте для связи слова : но, однако, тоже, потому что, поэтому, хотя . Запишите исправленный текст.  а) Дождь хлынул как из ведра. Мы решили не останавливаться, пока не дойдем до цели. б) Дождь хлынул как из ведра. Мы решили спрятаться в сарае. в) Дождь хлынул как из ведра. По радио обещали солнечный день без осадков. г) Дождь хлынул как из ведра. Скоро вновь засияло солнце. д) Дождь хлынул как из ведра. Ветер не щадил путников.

Упражнения на восстановление текста

1. Прочитайте пары предложений. Определите, как связано по смыслу второе предложение с первым, и объедините их в одно. Используйте для связи слова : но, однако, тоже, потому что, поэтому, хотя . Запишите исправленный текст.

а) Дождь хлынул как из ведра. Мы решили не останавливаться, пока не дойдем до цели.

б) Дождь хлынул как из ведра. Мы решили спрятаться в сарае.

в) Дождь хлынул как из ведра. По радио обещали солнечный день без осадков.

г) Дождь хлынул как из ведра. Скоро вновь засияло солнце.

д) Дождь хлынул как из ведра. Ветер не щадил путников.

2. Исправьте текст: сделайте его более связным, устраните повторы и однообразие синтаксических конструкций. Добавьте необходимые слова, в том числе частицы, союзы, местоимения.  Франсуа Виет родился во Франции в 1540 г. Он был адвокатом по профессии. Он был всесторонне образованным человеком. Он хорошо знал древние языки, астрономию. Его истинным призванием была математика. Он бывал увлечен математической задачей. Он мог работать над ней иногда по трое суток без еды и сна.

2. Исправьте текст: сделайте его более связным, устраните повторы и однообразие синтаксических конструкций. Добавьте необходимые слова, в том числе частицы, союзы, местоимения.

Франсуа Виет родился во Франции в 1540 г. Он был адвокатом по профессии. Он был всесторонне образованным человеком. Он хорошо знал древние языки, астрономию. Его истинным призванием была математика. Он бывал увлечен математической задачей. Он мог работать над ней иногда по трое суток без еды и сна.

Редактирование полученного текста, направленное на работу с повторами    Перепишите, устраняя повторы. Предложения под номером 2–4, 5–9 нужно объединить, превратив их в одно или два предложения. Исходный текст: 1. Художник использует цвета: синий, зелёный, красный – много-много других цветов. 2. Шар вырвался из моих рук и полетел. 3. Шар был большой, ярко-синий. 4. Скоро шар стал еле заметен. 5. Я очень-очень люблю своего щенка. 6. Я хожу со щенком гулять. 7. Я играю со щенком. 8. Я кормлю его. 9. Я купаю щенка. Пример выполнения : 1. Художник использует синий, зелёный, красный и другие цвета. 2. Шар, большой и ярко-синий, вырвался из моих рук и полетел. Скоро он стал еле заметен. 3. Я люблю своего щенка, хожу с ним гулять, играю, кормлю и купаю его.

Редактирование полученного текста, направленное на работу с повторами

Перепишите, устраняя повторы. Предложения под номером 2–4, 5–9 нужно объединить, превратив их в одно или два предложения.

Исходный текст:

1. Художник использует цвета: синий, зелёный, красный – много-много других цветов.

2. Шар вырвался из моих рук и полетел. 3. Шар был большой, ярко-синий. 4. Скоро шар стал еле заметен.

5. Я очень-очень люблю своего щенка. 6. Я хожу со щенком гулять. 7. Я играю со щенком. 8. Я кормлю его. 9. Я купаю щенка.

Пример выполнения :

1. Художник использует синий, зелёный, красный и другие цвета.

2. Шар, большой и ярко-синий, вырвался из моих рук и полетел. Скоро он стал еле заметен.

3. Я люблю своего щенка, хожу с ним гулять, играю, кормлю и купаю его.

Редактирование полученного текста, направленное на работу с повторами  Найдите повтор в тексте, устраните его, исключите второстепенную информацию. При необходимости проведите трансформацию предложений. Исходный текст:  Тот, кто бывал в Кижах, видел, вероятно, как вдоль всего острова тянется, точно хребет гигантского животного, каменная гряда. Около этого хребта бежит дорога. Этот хребет образовывался столетиями. Крестьяне освобождали свои поля от камней-валунов и булыжников – и сваливали их здесь у дороги. Вариант выполнения:  Кто бывал в Кижах, видел, как вдоль острова тянется каменная гряда, точно хребет гигантского животного. Этот хребет образовывался столетиями: крестьяне освобождали свои поля от камней и сваливали их здесь.

Редактирование полученного текста, направленное на работу с повторами

Найдите повтор в тексте, устраните его, исключите второстепенную информацию. При необходимости проведите трансформацию предложений.

Исходный текст:

Тот, кто бывал в Кижах, видел, вероятно, как вдоль всего острова тянется, точно хребет гигантского животного, каменная гряда. Около этого хребта бежит дорога. Этот хребет образовывался столетиями. Крестьяне освобождали свои поля от камней-валунов и булыжников – и сваливали их здесь у дороги.

Вариант выполнения:

Кто бывал в Кижах, видел, как вдоль острова тянется каменная гряда, точно хребет гигантского животного. Этот хребет образовывался столетиями: крестьяне освобождали свои поля от камней и сваливали их здесь.

Логичное воспроизведение текста Выберите предложение, которое является продолжением тезиса.  Днём и ночью работали московские заводы.  Оно стало надёжным укрытием.  Оборону города возглавил генерал Г. К. Жуков.  Они готовили оружие для борьбы с врагом.  Не выдержав натиска, фашисты отступили. 2. Люди не любят болот.  Так что, с одной стороны, болота – беда, с другой – кладезь добра.  Образуются болота и там, где необдуманно вырубают леса.  Впадающие в озеро ручьи и речки наносят песок и глину.  Но значит ли это, что от болот нет никакой пользы? 3. Самое большое богатство Ближнего и Среднего Востока – нефть и газ.  В деревне уже с шести лет они работаю в поле с родителями.  Ими особенно богаты Саудовская Аравия, Кувейт, Иран, Ирак.  Там строились заводы и фабрики по производству разных станков, машин, автомобилей.  В этих странах население получает бесплатное лечение.

Логичное воспроизведение текста

Выберите предложение, которое является продолжением тезиса.

  • Днём и ночью работали московские заводы.
  • Оно стало надёжным укрытием.
  • Оборону города возглавил генерал Г. К. Жуков.
  • Они готовили оружие для борьбы с врагом.
  • Не выдержав натиска, фашисты отступили.

2. Люди не любят болот.

  • Так что, с одной стороны, болота – беда, с другой – кладезь добра.
  • Образуются болота и там, где необдуманно вырубают леса.
  • Впадающие в озеро ручьи и речки наносят песок и глину.
  • Но значит ли это, что от болот нет никакой пользы?

3. Самое большое богатство Ближнего и Среднего Востока – нефть и газ.

  • В деревне уже с шести лет они работаю в поле с родителями.
  • Ими особенно богаты Саудовская Аравия, Кувейт, Иран, Ирак.
  • Там строились заводы и фабрики по производству разных станков, машин, автомобилей.
  • В этих странах население получает бесплатное лечение.
Соблюдение логических связей  в процессе сжатия микротемы   Прочитайте предложение и найдите логические ошибки на уровне словосочетания. Прочитайте предложения. Найдите логические ошибки на уровне связи частей сложного предложения. Прочитайте текст. Найдите логические ошибки на уровне связи абзацев. Прочитайте текст. Найдите логические ошибки. Определите вид логической ошибки. Прочитайте предложения. Найдите логические ошибки. Определите вид ошибки. Запишите исправленный вариант.

Соблюдение логических связей в процессе сжатия микротемы

  • Прочитайте предложение и найдите логические ошибки на уровне словосочетания.
  • Прочитайте предложения. Найдите логические ошибки на уровне связи частей сложного предложения.
  • Прочитайте текст. Найдите логические ошибки на уровне связи абзацев.
  • Прочитайте текст. Найдите логические ошибки. Определите вид логической ошибки.
  • Прочитайте предложения. Найдите логические ошибки. Определите вид ошибки. Запишите исправленный вариант.
Задача аналитического характера по готовому тексту «Играем в экспертов»: Читаем работы учеников прошлого года, позволяем оценить чужую работу по каждому критерию. Аналитико-синтетические задачи: Берём небольшое сочинение, отрезаем ножницами тему. Раздаём детям и даём восстановить. Это то же самое, что раскрыть тему самостоятельно. Берём хороший текст с выраженными тезисами и аргументами, вырезаем тезис, просим восстановить его по имеющемуся тексту. Задача на переработку готового текста: Поиск ошибок в аутентичном тексте, в котором точно есть лишние части или ошибки. В основном фактические и логические: убрать лишний аргумент, найти нарушение логики. Задача сопоставительного характера: Рассматриваем две работы на одну и ту же тему. Обязательно задайте параметр сопоставления: что сравниваем? Не нужно давать сразу все критерии — начните с соответствия теме.

Задача аналитического характера по готовому тексту «Играем в экспертов»: Читаем работы учеников прошлого года, позволяем оценить чужую работу по каждому критерию.

Аналитико-синтетические задачи:

  • Берём небольшое сочинение, отрезаем ножницами тему. Раздаём детям и даём восстановить. Это то же самое, что раскрыть тему самостоятельно.
  • Берём хороший текст с выраженными тезисами и аргументами, вырезаем тезис, просим восстановить его по имеющемуся тексту.

Задача на переработку готового текста: Поиск ошибок в аутентичном тексте, в котором точно есть лишние части или ошибки. В основном фактические и логические: убрать лишний аргумент, найти нарушение логики.

Задача сопоставительного характера: Рассматриваем две работы на одну и ту же тему. Обязательно задайте параметр сопоставления: что сравниваем?

Не нужно давать сразу все критерии — начните с соответствия теме.

Задачи на создание нового текста на основе готового: Даём текст, просим написать вступление и заключение. Разрезаем текст на абзацы и просим составить текст —при этом желательно аргументировать, почему склеиваешь именно так. А текст может и не составиться —особенно если идёт речь о пустых, бессмысленных сочинениях.  Создание собственного текста. Это — последняя стадия, только после того как все остальные задачи решаются легко, логика написания собственного текста усвоена.

Задачи на создание нового текста на основе готового:

  • Даём текст, просим написать вступление и заключение.
  • Разрезаем текст на абзацы и просим составить текст —при этом желательно аргументировать, почему склеиваешь именно так. А текст может и не составиться —особенно если идёт речь о пустых, бессмысленных сочинениях.

Создание собственного текста. Это — последняя стадия, только после того как все остальные задачи решаются легко, логика написания собственного текста усвоена.

Литература Александров В.Н., Александрова О.И., Цыбулько И.П. Я сдам ОГЭ! – М.: Просвещение. 2017. Борисенко Н.А Современные подходы к написанию изложения. Лекция № 2 / Н.А. Борисенко, А.Г. Нарушевич, Н.А. Шапиро ∕∕ Русский язык. - 2008. - № 18. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка / И.Б. Голуб. – М.: Рольф, 2001. – 240 с. Добротина И.Г. Готовимся к ГИА. Русский язык. 7 класс. Итоговое тестирование в форме экзамена / И.Г. Добротина. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 64 с. Доротина И.Н. Содержательные и языковые способы сокращения текста / И.Н. Доротина ∕∕ Русский язык. - 2008. - № 21. – с. 11-13. Доротина И.Н. Упражнения по трансформации и моделированию текста / И.Н. Доротина ∕∕ Русский язык в школе. – 2007. - № 4. – с. 24-27. Михайлова В.М. Выделение главной мысли в тексте / В.М. Михайлова // Русский язык в школе. -1999. -№3. - 4-6 с. https//drofa-ventana.ru

Литература

  • Александров В.Н., Александрова О.И., Цыбулько И.П. Я сдам ОГЭ! – М.: Просвещение. 2017.
  • Борисенко Н.А Современные подходы к написанию изложения. Лекция № 2 / Н.А. Борисенко, А.Г. Нарушевич, Н.А. Шапиро ∕∕ Русский язык. - 2008. - № 18.
  • Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка / И.Б. Голуб. – М.: Рольф, 2001. – 240 с.
  • Добротина И.Г. Готовимся к ГИА. Русский язык. 7 класс. Итоговое тестирование в форме экзамена / И.Г. Добротина. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 64 с.
  • Доротина И.Н. Содержательные и языковые способы сокращения текста / И.Н. Доротина ∕∕ Русский язык. - 2008. - № 21. – с. 11-13.
  • Доротина И.Н. Упражнения по трансформации и моделированию текста / И.Н. Доротина ∕∕ Русский язык в школе. – 2007. - № 4. – с. 24-27.
  • Михайлова В.М. Выделение главной мысли в тексте / В.М. Михайлова // Русский язык в школе. -1999. -№3. - 4-6 с.
  • https//drofa-ventana.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!