Подготовка к контрольному диктанту «Наречие»
1. Выберите словосочетания «наречие + глагол (деепричастие, причастие, прилагательное, существительное, наречие)», группируя их по значению наречий.
1) Окружавшая мгла осе(нн, н)ей ноч.. вздраг..вала и, пугливо отодв..гаясь, открывала на миг слева безгр..ничную степь, справа — бе..конечное море. 2) В степи, там, далеко-далеко на краю её, ра..кинулся гр..мадный пурпуровый веер лучей зак..та и красил землю и небо мягко и нежно. 3) На (темно)коричнев..м фон.. земли ф..гуры деда Архипа и Леньки едва выд..лялись. 4) Дед долго говорил о своей жизни. 5) Река торопливо к..тилась вдаль, точно пл..скалась о берег. 6) Изд..лека, со степи, вздымались тучи и плыли над ней, закрывая луну и бросая на землю густые тени. 7) Днём, идя по степи, Ленька любил смотреть вперед, туда, где свод неба оп..рается на её широкую грудь. Ленька пристально взглянул в смоч..нное слезами лицо деда, жадно глотавшего воздух. 9) Далеко где-то ещё, молча, но грозно св..ркнула молния, и спустя секунду снова слабо рыкнул гром. 10) Иногда молния осв..щала даль. к..залось, что в степи (н..)чего и никогда (не)было, кроме шума дождя, блеска молни.. и раздраж..нного грохота грома.
2. Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия, подчеркните их как члены предложения.
Был полдень _________палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться _______заметались птицы.
3. Задание. Определите, к какой смысловой группе относятся наречия.
1. Красиво, робко, по-хорошему, геройски, наизусть, пешком –
2. Назло, нарочно, специально, наконец –
3. Сверху, сбоку, направо, вбок, влево, близко, недалеко –
4. Мало, вдоволь, вдвое, чересчур, очень, весьма, слишком –
5. Завтра, давным-давно, всегда, издавна, смолоду, скоро, тотчас –
6. Спроста, сгоряча, поневоле, со зла, сослепу –
4. В данных словосочетаниях правильно поставить вопросы от определяемого слова к зависимому. определить разряд наречия по значению.
Прочитать _________вслух
Оказаться __________ рядом
Идти __________вперёд
Упал _________ сверху
Приехал ____________ вчера
Сказал _______ сгоряча
Обманул________назло
Отдал __________ много
5. Не с наречиями. Раскрыть скобки, объяснить условия слитного и раздельного написания не с наречиями.
1. Солнце грело (не)жарко, а ласково.
Пришлось (не)ожиданно познакомиться с ней.
(Не)обыкновенно суровы зимы в Якутии.
Ученик выглядел (не)хуже всех.
Вглядываясь в окружающий нас мир, мы делаем (не)необыкновенно интересные открытия.
Надо только помнить, что если мы будем (не)бережно относиться к этому миру, то погибнем сами.
Справа от нас, (не)далеко, а где-то близко, журчал ручеек.
День выдался (не)по-зимнему теплый.
На свете чудеса рассеяны повсюду, да (не)везде их всякий примечал.
Калитку отворив чуть-чуть, выходит девушка (не)смело.
Новые знакомства в лесу происходят (не)редко.
Идти по незнакомой дороге было отнюдь (не)страшно.
6. На месте пропусков вставить подходящие по смыслу наречия.
(Зима! _________ пробежаться по морозцу в зимнее утро! Улицы, ___________ унылые, _______ покрыты белым снегом, и солнце переливается в нем слепящим блеском. Причудливый узор мороза лег на витрины магазинов и ______________ закрытые окна домов, иней покрыл ветви тополей. Глянешь ли ________ улицы, вытянувшейся ровной лентой, ___________ ли ___________ себя посмотришь, _________ все то же: снег, снег, снег. ___________ подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как ___________ все ___________! Какие нежные, мягкие снежинки ____________ кружатся в воздухе. Как ни колюч морозец, он тоже приятен. Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чувством. Так __________ дышится и так ________ на душе, что ___________ улыбаешься и хочется сказать дружески этому чудному зимнему утру: «Здравствуй, зима!»)
7. Задание: образуйте степени сравнения наречий.
Близко, скоро, низко, отчетливо, далеко, хорошо, красиво, чисто, широко, редко, туго.
8. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. В каких частях речи пропущены буквы? Укажите эти части речи.
(Н_)где (н_)дышится так легко, как на Родине.
На чужбине чувству шь себя путником, которому (н_)где приклонить голову.
(Неоткуда ждать утешения, (н екуда (н_)тя- нет.
(Н_)как (н_)превозмочь усталости.
(Н_)чуть (н_)хочется уходить.
9. Восстановите текст. Вставьте пропущенные отрицательные наречия.
Ум - одежда, которая ___ не износится, знание - родник, который ____ не исчерпаешь.
Языком и туда, и сюда, а делами не годится ____.
Приходится вертеться, если _____ деться.
Кругом шелестела листва, пели птицы, а спасения ждать было (неоткуда).
Но ____ не ожидал, что мне с ним будет интересно.
Она _______ не походила на свою сестру.
Вот отец выбежал на просеку, которую ________ сам прорубил.
10. Обозначьте условия выбора орфограмм на месте пропусков и скобок.
Свеж.., инач.., достаточн.., горяч.., ниж.., сначал.., избыточн.., свыш.., общ.., справ.., легч.., нехорош.., обдума(нн, н)о, похож.., изредк.., до-сух.., безответстве(нн, н)о, издавн.., тума(нн, н)о, дословн...
11. Раскройте скобки и обозначьте условия употребления дефиса.
(Кое)как, (чуть)чуть, (по)товарищески, , (по)волчьи, где(то), где(нибудь), когда(либо), бок(о)бок, кое(когда), , (волей)неволей, (еле)еле, (по)зимнему куда(то), ку-да(либо), мало(по)малу, (по)дружески, куда(нибудь), (по)лисьи, от-куда(то), (видимо)невидимо, (кое)где, (давным)давно, , (по)прежнему, откуда(нибудь), где(либо).
12. Диктант по теме «Наречие».
Мы продв?гаемся медле(н,нн)о (по)перек л?сной реч?нки. Мне (не)мно?ко жутк_ так как я ничего, даже воды, (не)вижу но все же я н?чем (не)выдаю своего страха. (На)конец мы выходим на пе(щ,сч)аный берег рядом с (не)большой полянкой. Только теперь замечаю что ноч_ (ни,не)сколько посв?тлела.
От земли поднялся туман. На его седом фоне (не)ясно вырисовывают?ся бли_айшие сосны. В их (не)подвижности чу_ствуется что_то суровое. Я (не)знаю, много(ли) проходит времени. Внезапн_ мой слух поражает?Я (не,ни)как (не)могу определить что это за звуки. Они торопят?ся будто вторя друг другу и лес (не)медле(н,нн)о откликается на них звонким и чистым отзвуком.
Туман соверше(н,нн)о ра(с,ссе)ялся воздух стал прозрач?нее и н_сколько мя_че. (На)севере из_за гребня холмов п_крытых черною мас(с,с)ой лесов слабо мерцая подымались какие_то белесоватые обл_ка быстро проб_гающие по небу. Казалось кто_то тихо вздыхал среди глубокой х_лодной ночи и клубы пара выл_тавшие из гиган_ской груди бе_шумно прон_сились по небу от края до края и затем тих_ уг_сали в глубокой с_неве. Это играл_ слабое северное с_яние.