СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Подготовка к изложению".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к изложению

Просмотр содержимого документа
«"Подготовка к изложению".»

Урок русского языка . Белоножко А.В. МБОУ СОШ№70

Урок русского языка .

Белоножко А.В.

МБОУ СОШ№70

 Образовательная: Научиться вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания;  Развивающая: Способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти; Воспитательная: Формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку, нравственного представления учащихся.

Образовательная:

  • Научиться вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания;

Развивающая:

  • Способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;
  • Воспитательная:
  • Формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку, нравственного представления учащихся.
1.Прочитайте (прослушайте) текст. 2. Определите тему и основную мысль, ведущий тип речи. 3. Выделите в тексте существенные (т.е. важные) мысли . 4. Разбейте текст на части, выделив главную информацию всех микротем. 5. Озаглавьте каждую, составьте план. 6. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей можно отказаться. 7. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить. 8. Продумайте синонимичные синтаксические конструкции. 9 .Продумайте средства связи между частями. 10. Напишите изложение

1.Прочитайте (прослушайте) текст.

2. Определите тему и основную мысль, ведущий тип речи.

3. Выделите в тексте существенные (т.е. важные) мысли .

4. Разбейте текст на части, выделив главную информацию всех микротем.

5. Озаглавьте каждую, составьте план.

6. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей можно отказаться.

7. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить.

8. Продумайте синонимичные синтаксические конструкции.

9 .Продумайте средства связи между частями.

10. Напишите изложение

Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.

И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру.

Многие думают, что изучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.

Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг.

(По материалам энциклопедии) (248 слов)

К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся: 1.Исключение;  исключение повторов;  исключение одного или нескольких из синонимов;  исключение уточняющих и поясняющих конструкций;  исключение фрагмента предложения;  исключение одного или нескольких предложений. 2.Обобщение .  замена однородных членов;  замена предложения или его части определительным или  отрицательным местоимением с обобщающим значением. 3.Упрощение:  слияние нескольких предложений в одно;  замена предложения или его части указательным местоимением;  замена сложноподчинённого предложения простым;  замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся:

1.Исключение;

  • исключение повторов;
  • исключение одного или нескольких из синонимов;
  • исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
  • исключение фрагмента предложения;
  • исключение одного или нескольких предложений.

2.Обобщение .

  • замена однородных членов;
  • замена предложения или его части определительным или

отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3.Упрощение:

  • слияние нескольких предложений в одно;
  • замена предложения или его части указательным местоимением;
  • замена сложноподчинённого предложения простым;
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!