СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к сжатому изложению/

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлены советы по подготовке к сжатому изложению для подготовки к  ОГЭ, памятка "Подготовка к сжатому изложению", а также критерии, по которым будет оцениваться изложение/

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сжатому изложению/»

Подготовка к сжатому изложению: пять практических советов

Сжатое изложение – одно из заданий на ОГЭ по русскому языку. На мой взгляд, это самая сложная часть экзамена для девятиклассников. Подготовке к этому виду работы нужно уделять особое внимание.

Чем сложно сжатое изложение?

Во-первых, не каждый ребенок хорошо воспринимает текст на слух, особенно если он дается для прослушивания всего два раза. Во-вторых, тексты читаются не педагогами, а включается аудиозапись. В-третьих, это тексты публицистического стиля, зачастую трудные для восприятия. В-четвертых, темп чтения диктора достаточно быстрый, и, хотя выпускникам во время прослушивания разрешено вести записи, не все дети с этим справляются. В-пятых, очень сложно правильно сжать текст.

Именно поэтому без специальной подготовки написать сжатое изложение ученику бывает сложно, а для некоторых вообще невозможно.

Какие практические советы я могу дать для подготовки к сжатому изложению?

Совет первый

Готовиться к этому виду работы надо начинать уже с пятого класса, постепенно обучая детей приемам сжатия текста. Сначала предлагаем для сжатия печатные тексты и сокращаем их вместе с детьми. Когда ученики овладеют элементарными приемами компрессии, можно переходить к сжатию текста, который читается учителем. В восьмом классе ученикам можно уже предлагать аудиозаписи.

Совет второй

Научите детей быстро записывать текст. Можно учить составлять план и записывать ключевые слова. Но опыт показывает, что это прием для сильных учеников. Практически беспроигрышный вариант – научить записывать текст как можно подробнее. Здесь надо нацелить учеников на запись текста с пропусками. При первом чтении нужно постараться записать все, что смог, при этом оставляя пробелы для тех частей предложения, которые записать не успел. При втором прослушивании эти пробелы заполняются пропущенными словами. Можно предложить детям придумать для себя понятные сокращения часто встречающихся слов. Например, «кот» вместо «который», «чел» вместо «человек», «реб» вместо «ребенок» и др.

Совет третий

На самых первых порах обучения изложению по аудиозаписи не рекомендую давать для прослушивания весь текст целиком. Точнее, первый раз нужно включить аудиозапись полностью, а затем разделить текст на части (по абзацам) и после каждой части останавливать аудио, давая детям записать то, что прослушали. Для чего это делать? Очень часто бывает так, что не подготовленный таким образом ученик, не успев записать первое предложение, начинает нервничать, чувствует безысходность и перестает вообще что-либо писать и слушать. Если первые три-четыре изложения он записывает по частям, то вырабатывает определенную скорость письма, какую-то свою тактику прослушивания, и потом, когда текст будет включаться целиком, он уже не будет испытывать паники. С каждым разом уменьшайте паузу между частями текста.

Совет четвертый

Когда ученики научились записывать текст по частям, предложите им аудиозапись целиком, но давайте им ее для прослушивания не два, а три раза. При этом последний раз не разрешайте уже ничего записывать. При этом обращайте внимание учеников на паузы, которые делает диктор. По ним можно определить, где начинается следующий абзац. И, конечно, дети должны запомнить, что абзацев три – не меньше и не больше. Затягивать этот этап не стоит. Провели три-четыре таких изложения, и можно переходить к формату ОГЭ.

Совет пятый

Убедите учеников не лениться и писать несколько черновиков (время на экзамене позволяет). Первый – это «черновик черновика» - запись текста во время прослушивания. Второй – это написание черновика полного текста. На этом этапе дети должны научиться формулировать мысли. Надо объяснить им, что если при записи они не успели дописать какое-то предложение, то его нужно или как-то воспроизвести по памяти, или вообще не писать. Нельзя в своем изложении употреблять незаконченные фразы. На следующем этапе ученики работают с получившимися текстами, сжимая их: вычеркивают лишнее, заменяют большие конструкции короткими. И наконец, можно приступать к третьему черновику – написанию сжатого текста. И еще! Обязательно приучите учеников проверять написанное со словарем, который, к счастью, на экзамене выдается.

За два учебных года (8-9 классы) можно успеть написать все изложения, которые есть в открытом банке данных на сайте ФИПИ. Единственное, чего я не советую, - это заставлять детей заучивать тексты заранее. Наша задача – научить сжатию, а не зазубриванию.

Возможно, мои советы для многих учителей-словесников не будут открытием, но, надеюсь, кому-то помогут.

Готовимся к написанию сжатого изложения.

Начинаем с критериев оценивания, затем со способами сжатия текста.
Необходимо тренироваться в написании и разборе изложений в течение всего года.
Так же учителю следует представлять ученикам свой вариант.



Любой текст состоит из важной и второстепенной информаций.
Учащиеся должны уметь понимать общую идею и определять позицию автора, уметь выделять микротемы.

При этом важно верно сформулировать мысль, подобрать слова для передачи сути содержимого, уместно употреблять синтаксические и грамматические конструкции в совокупности с логикой изложения и связностью речи.

Отметим ключевые пункты:

  1. Внимательное слушание текста.

  2. Понимание текста.

  3. Выделение ключевых слов.

  4. Деление текста на микротемы и составление его схемы.

  5. Сжатие исходного текста.

  6. Пересказ сжатого текста и его изложение.



Также необходимо познакомить и с теми критериями, по которым изложение будет оцениваться.

Первый критерий относится к проверке правильности передачи содержания материала.

Критерии оценивания изложения С1

Баллы

ИК1

Содержание изложения



Экзаменуемый передал содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.

2

Экзаменуемый передал содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему.

1

Экзаменуемый передал содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы.

0

Второй критерий проверяет умение учащихся «сжимать» текст.

ИК2

Сжатие исходного текста

Баллы


Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста,

или

экзаменуемыйправильно применил 1 приём сжатия, использовав его на протяжении всего текста.

3

Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 2 микротем текста,

или

экзаменуемыйправильно применил 1 приём сжатия и использовал его на для сжатия 2 микротем.

2

Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 1 микротемы текста,

или

экзаменуемыйправильно применил 1 приём сжатия и использовал его на для сжатия 1 микротемы.

1

Экзаменуемый не использовал приемы сжатия текста

или

экзаменуемый неправильно использовал приемы сжатия текста и исказил авторский замысел

0

Третий критерий проверяет умение учащегося правильно строить собственный текст.

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Баллы


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушения абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения,

но допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

Работа экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

в работе имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИК4 – 7 баллов.



Памятка

Подготовка к сжатому изложению

Следующий этап по подготовке к написанию сжатого изложения – это работа над компрессией текста.

Среди содержательных приемов компрессии текста основными являются:

  1. разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

  2. свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

Основными приемами сжатия текста являются:


1)ЗАМЕНЫ (упрощение):

  • однородных членов обобщающим словом; 

  • сложного предложения -  простым; 

  • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; 

  • прямой речи - косвенной; 

  • части текста - одним предложением; 

  • части предложения местоимением и т.д. 

При замене необходимо 

  1. Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. 

  2. Сформулировать получившееся предложение. 


(Например: В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно. (Ю. Казаков) 


2) ИСКЛЮЧЕНИЯ:

  • вводных слов; однородных членов предложения;  повторов; 

  • исключение одного или нескольких синонимов;

  • однотипных примеров; 

  • риторических вопросов и восклицаний;  цитат; 

  • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; 

  • пояснений;  рассуждений;  описаний; 

  • исключение фрагмента предложения, т.е. слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания. 

При исключении необходимо 

  1. Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. 

  2. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. 


(На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов) 


  1. ОБОБЩЕНИЯ (слияния)


  • слияние нескольких предложений в одно;

  • связанных одной мыслью, частей предложений; 

  • замена однородных членов обобщающим словом;

  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений. 

При обобщении необходимо 

  • Найти в тексте мелкие, единичные факты. 

  • Найти в них общее. 

  • Объединить эти факты на основе общего. 

  • Сформулировать получившееся предложение. 


(Например: Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!