Просмотр содержимого документа
«Подготовка к итоговому сочинению по литературе в 11 классе («Дети и детство в литературе»)»
Дети и детство в русской литературе
Любую человеческую жизнь можно разделить на несколько периодов: детство, отрочество, юность, молодость, старость. Но самым важным является именно то время, когда в ребенке закладываются черты будущей личности и формируется характер. А также создаются основные духовные ценности, возникает тот нравственный кодекс, по которому ему предстоит прожить. В своих произведениях многие писатели часто обращались к теме детства и проблемам воспитания своих главных героев.
Исключением не стал и Владимир Железников. В произведении «Чучело» автор описывает жизнь школьницы Лены. Она была довольно милой девочкой, доброй и не такой, как все. И из-за того, что Лена приняла вину любимого ею человека на себя, класс прибег к травле, и двенадцатилетняя девочка стала изгоем. Но даже это не изменило ее. Лена не обозлилась, не попыталась найти виновных, доброта в ее сердце не погасла. Несомненно, детство девочки было трудным, происходящие события закалили ее характер и сделали еще сильнее.
Рассуждая о детях в русской литературе, не могу не вспомнить произведение Владимира Короленко «Дети подземелья». В повести автор показал два мира детства: беззаботное - Васи, Сони и обездоленное - Валека, Маруси. Рассказывает читателям обо всех событиях Вася, сын судьи, мальчик из обеспеченной семьи. У него умерла мать, через горе отдалился от ребенка отец. Казалось бы, куда же еще хуже? И Вася знакомится с детьми, которые имеют гораздо больше проблем, чем он. Соня и Вася живут в хорошем доме, Валек и Маруся - в подземелье из камня, который высосал из девушки румянец, веселье, смех и даже жизни. Вася понял, что есть на свете люди, которым живется еще хуже, чем ему самому. Дружба с Валеком и Марусей раскрыла глаза мальчику на жизнь. Став взрослыми, Вася и Соня клялись на могиле Маруси помогать бедным и обездоленным.
Подводя итог сказанному выше, можно сделать вывод: детство – это связь с прошлым. Каждого окружает настоящее, и то, каким станет человек, в большей степени зависит от его стремления познать настоящее и найти свое место в мире.