СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ГИА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ГИА»

Роль государства в экономике


1. Установите соответствие между примерами государственного регулирования и его видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца. Запишите полученную последовательность цифр.

1,2,1,1,2


2. Найдите в приведённом списке позиции, раскрывающие рычаги финансово-экономического регулирования рынка со стороны государства, и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите все правильные ответы:

2,3,5


3. Покажите на конкретном примере, к каким экономическим последствиям приводит принудительное установление государством цен на товары ниже рыночных. Укажите два последствия.


  1. конкретный пример: Политика «потолка цен» предполагает установление фиксированной цены на ряд товаров на уровне ниже, чем цена равновесия.

Цели политики:

1. Поддержка малообеспеченных слоев населения.

2. Борьба с инфляционным ростом цен.

3. Борьба с монополиями.

Последствия политики:

Возникновение устойчивого избытка предложения (перепроизводства)

Покупка потребителем товара по завышенной цене (завышенной относительно равновесной цены)

Использование средств госбюджета (налогоплательщиков) на закупку излишка продукции, его транспортировку, хранение, переработку или реализацию

Инициирование нерационального использования национальных ресурсов


 4.  Прочитайте текст и выполните задания

Роль государства в экономике

Мы уже говорили, что экономика не существует в чистом виде, но является смешанной системой с переплетением элементов государственного контроля с рыночными элементами, воздействующими на организацию потребления и производства.

Ответы на триаду вопросов: что, как и для кого, которые даёт нам ничем не ограничиваемая рыночная экономика, не могут удовлетворить демократические государства. Ведь сама по себе эта система может обречь людей на голод со ссылкой на падение доходов и в то же время дать другим возможность извлекать огромные доходы. Вот почему, чтобы компенсировать реальные и денежные доходы определённых групп населения, государство выходит на арену с готовностью понести расходы в этих целях: предоставить больничные койки заболевшим, выплачивать ежемесячное пособие наиболее нуждающимся по старости или безработице. Современное государство сегодня ставит перед собой задачу обеспечения минимального жизненного уровня своих сограждан.

Сверх того, из-за невозможности со стороны частного предпринимательства предоставлять гражданам необходимые и жизненно важные для общества общественные услуги государство также берёт это на себя. Государство появилось по мере осознания людьми, что «дело каждого — ничьё дело». Наглядно иллюстрируют подобную мысль такие функции государства, как организация правосудия, национальной обороны и охрана общественного порядка.

Сказанное вполне было бы исчерпывающим, если бы все расходы государства оплачивались печатаемыми им бумажными деньгами или посредством бесконечных выпусков займов. В действительности в большей части расходов государства присутствуют деньги налогоплательщиков. В значительной мере именно с этим и связан механизм принуждения. Понятно, что общество добровольно несёт налоговое бремя и каждый его член получает свою долю от государства.

(Самуэльсон Пол. Экономика. Вводный курс)


4.1. Как авторы характеризуют современную экономическую систему? Приведите авторскую характеристику и укажите, опираясь на текст и знание курса, две отличительные черты современной экономической системы.

4.2. Как авторы поясняют причины того, почему нерегулируемая рыночная экономика не устраивает демократическое государство? Приведите две причины с опорой на авторский текст.

Укажите на основании текста три обстоятельства, которые вынуждают современное государство выходить на арену разрешения экономических проблем?

4.3. Авторы пишут о важности оказания современным государством общественных услуг, именуемых иногда общественными благами. Опираясь на текст и знание курса, приведите не менее четырёх примеров выполнения современным государством функции производства общественных благ.

4.4. Авторы подчёркивают, что в расходах государства значительную долю составляют деньги налогоплательщиков, отмечая, что «общество добровольно несёт налоговое бремя и каждый его член получает свою долю от государства». Какую функцию налогов характеризуют авторы? Дайте ответ на вопрос и проиллюстрируйте данную функцию налогов двумя конкретными примерами.

 

5.  В условиях рыночной экономики государство не может полностью устраниться из экономической жизни, так как: 

1)

рынок не способен решить ряд значимых для общества проблем 

2)

необходимо распределять ограниченные факторы производства

3)

оно устанавливает равновесную цену товаров и услуг

4)

его задачей является экспорт произведённых товаров


6. Государство выполняет различные функции в экономической жизни общества. Так оно является производителем общественных благ. Какой из приведённых ниже примеров иллюстрирует эту функцию?

1)

правительство изменило порядок налогообложения предприятий

2)

в рамках государственной программы развития образования открылась новая школа

3)

Центральный банк выдал лицензию коммерческому банку

4)

правительство и Центральный банк осуществили комплекс антиинфляционных мер

 

 

7. Верны ли следующие суждения о роли государства в экономике? 3

 

8. К формам прямого регулирования государством экономики относится: 1,2

 

9. Установите соответствие между примерами деятельности государства и функциями государства в рыночной экономике.

 2,2,1,2,1


Политическое участие. Политический процесс


№ п/п

Задание



Политический процесс


1

Ниже приведён перечень терминов. Все из них, за исключением двух, являются характеристикой субъектов политического процесса: 

4) политический плюрализм;

6) представительная демократия;



2

Выберите верные суждения о политическом процессе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) политический процесс представляет собой определённую технологию принятия и реализации властных решений.

3) в политическом процессе проявляется взаимосвязь реформаторских и консервативных начал.


3

Выберите верные суждения о политическом процессе и общественно-политических движениях и запишите цифры, под которыми они указаны.

3) в политическом процессе проявляется взаимосвязь реформаторских и консервативных начал.

4) на этапе реализации принятые политические решения облекаются в правомочную форму, определяется их адрес и круг лиц, организаций, ответственных за их исполнение

5) с учётом различных обстоятельств субъекты политического процесса разрабатывают альтернативные варианты действий для достижения необходимых результатов.


4

Выберите верные суждения о политическом процессе и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. -.

  2. политический процесс отражает технологию осуществления политической власти, принятия и воплощения в жизнь политических решений. -

  3. политический процесс включает в себя совокупность действий индивидов, групп, политических институтов, реализующих свои политические цели и интересы.

  4. -

  5. в зависимости от объекта власти различают прогрессивные и регрессивные политические процессы.


5

Выберите верные суждения о политическом процессе и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. в зависимости от объекта власти различают прогрессивные и регрессивные политические процессы.

  2. -

  3. политический процесс включает в себя совокупность действий индивидов, групп, политических институтов, реализующих свои политические цели и интересы.

  4. политический процесс отражает технологию осуществления политической власти, принятия и воплощения в жизнь политических решений.

  5. -



Политическое участие


6

Выберите верные суждения о политическом участии в демократическом государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) политическое участие в демократическом государстве создаёт условия для более полного раскрытия личностного потенциала каждого гражданина.

2) политическое участие граждан способствует реализации их права участвовать в управлении государством.

4) политический протест может выражаться как в активных формах, так и в форме невмешательства в политику — абсентеизма.

5) одной из форм политического участия граждан является участие в парламентских выборах.


7

Выберите верные суждения о политическом участии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) активное политическое участие граждан является условием развития гражданского общества и правового государства.

2) одной из форм политического участия являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления.

3) активное включение граждан в политический процесс требует определённой активности государства, политических партий, общественно-политических движений.


8

Выберите верные суждения о политическом участии граждан и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) -

2) основной формой политического участия большинства граждан демократического государства являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления, референдумы.

3) -

4) политическое участие позволяет гражданам реализовать свои способности или заинтересованность в управлении государством.

5) к формам политического участия относят обращение в органы государственной власти.


9

Выберите верные суждения о политическом участии и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. -

  2. -.

  3. политический протест может выражаться как в активных формах, так и в форме невмешательства в политику — абсентеизма.

  4. политическое участие граждан создаёт условия для более полного раскрытия личностного потенциала каждого гражданина.

  5. политическое участие граждан способствует реализации права граждан участвовать в управлении государством.


10

Выберите верные суждения о политическом участии и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. изучение основ политологии является одной из форм политического участия.

  2. -

  3. для становления и развития гражданского общества и правового государства необходимо активное политическое участие граждан.

  4. качество политического участия граждан определяется уровнем их правовой и политической культуры.

  5. -


11

Николай Поликарпович — гражданин РФ. Что из перечисленного ниже относится к возможным формам его участия в политической жизни страны? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.

1) членство в политической партии

2) выдвижение кандидатом в депутаты по одномандатному округу в Государственную Думу

3) -

4) голосование на избирательном участке в день выборов Президента РФ

5) -

6) -


12

Используя обществоведческие знания:

1) Политический процесс — это совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей.

2) составьте два предложения:

Предложения:

1) Формами политического участия граждан являются выборы и референдумы, митинги и участие в политических организациях, обращение в органы государственной власти.

.



2)Главная задача субъектов политического процесса - завоевать и использовать государственную власть для воплощения в жизнь определённых интересов.



Деятельность человека


  1. Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них. Игра - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, а также на развитие определённых навыков и умений. Учение - вид деятельности, направленный на приобретение человеком знаний, умений, навыков. Общение - вид деятельности, при котором происходит обмен навыками, опытом, информацией и эмоциями, развитие умений. Труд - вид деятельности, направленный на достижение конкретного результата.

  2. Кто может быть субъектом деятельности?

  • Учитель химии.

  1. В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности? Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра. Повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима. Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным действиям с предметами, способам и средствам обучения.

В чем уникальность творчества как вида деятельности? Способностями к творчеству в той или иной степени обладает каждый человек. Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?

1)Творчество предполагает создание чего-то качественно нового, ранее не существовавшего. 2) Творчество может являться самостоятельной деятельностью.


  • Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие? Типы деятельности выделяются по типам отношения субъекта к миру объектов, реализуемых в формах деятельности: Практическая деятельность направлена, прежде всего, на преобразование мира в соответствии с поставленными человеком целями. Познавательная деятельность служит целям понимания объективных законов существования мира, без которого невозможно выполнение практических задач. Эстетическая деятельность - понятие, отражающее формы и проявления человеческой деятельности, детерминированые эстетической потребностью, предполагает трансляцию (передачу) смыслов, определяемых ценностными ориентациями того или иного социума и индивида. Управленческая деятельность, направленная на управление организациями.

  1. Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью. Пчёлы строят соты. Их действия носят приспособленческий характер. Соты - это по-прежнему природа, лишь расставленная таким образом, чтобы защищать животных, помочь им выжить. Животные не могут строить планов (целеполагать) , следовательно деятельностью они заниматься не могут (из определения деятельности) . Их действия инстинктивны, традиционны. Поэтому пчёлы сотни лет создают один и тот же соты - развития нет, следовательно никакого преобразования нет..



Проявление технологического подхода в образовании


  1. В стране Z проводится реформа, целью которой является модернизация образования. Какие дополнительные факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на информатизацию образования? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) приоритетное внимание к интересам и склонностям личности обучающегося

2) обеспечение школ современным компьютерным оборудованием для обеспечения образовательного процесса

3) внедрение дистанционного обучения

4) финансирование международных грантов для обмена опытом в сфере образования

5) оснащение школ выходом в сеть интернет за счёт финансирования из государственного бюджета

6) увеличение количества учебных предметов, относящихся к общественным дисциплинам



  1. Установите соответствие между конкретными проявлениями и тенденциями в развитии образования, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

2,1,3,1,3

  1. Найдите в приведённом списке проявления тенденции гуманизации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.

3) ориентация на интересы и склонности ученика

4) применение технологий, сберегающих здоровье

5) особое внимание нравственному воспитанию


  1. Выберите верные суждения о новых тенденциях в образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Благодаря электронной почте и видеоконференциям школы могут устанавливать и поддерживать международные связи.

2) Дистанционное обучение приобретает всё более широкое распространение среди обучающихся людей различных возрастов.

3) Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к личности учащегося, его интересам, запросам.


  1. Прочитайте текст и выполните задания

 

Одной из принципиально важных идей в области стратегии повышения интеллектуального потенциала нации является идея опережающего образования. Суть этой идеи заключается не только в том, чтобы обеспечить приоритетное развитие системы образования на фоне других социально-экономических факторов, но главным образом в том, чтобы своевременно подготовить людей к будущему, которое приближается слишком быстро и застаёт многих людей врасплох. Ведь страх перед будущим – "футуршок" – одна из наиболее серьёзных социальных проблем современности. Перспективная система образования должна формироваться на основе синтеза новейших знаний как в области естественных, так и гуманитарных наук. Исходя из этого основного принципа, можно сформулировать следующие основные требования, которым должна удовлетворять перспективная система образования.

1. Формирование у людей нового, глобального типа сознания, которое можно назвать ноосферным сознанием. Смысл его заключается в осознании человеком своего неразрывного единства с природой, а также своей особой роли в природе и своей ответственности за настоящее и будущее планеты.

2. Формирование научно обоснованных представлений об основных закономерностях развития природы и общества, а также об особой роли информации и информационных процессов в проявлении этих закономерностей в природной, социальной и технической сферах.

3. Изучение закономерностей формирования уже наступающего постиндустриального информационного общества, а также тех новых возможностей и проблем, которые оно нам готовит в будущем и с которыми мы уже начинаем сталкиваться в своей повседневной жизни.

4. Формирование у людей современных научно обоснованных представлений о тенденциях дальнейшего технологического развития цивилизации и в области перспективных информационных технологий, являющихся сегодня стержнем научно-технического прогресса.

5. Формирование в обществе нового перспективного направления развития культуры – информационной культуры, которая должна дать человеку не только информационную свободу доступа ко всей необходимой ему информации, но также и новые беспрецедентные возможности для своего развития как личности, для практической реализации своих гражданских прав.

6. Формирование у людей будущего нового качества личной информационной культуры, которая должна быть основана не только на знании закономерностей информационных процессов в обществе, но также и на понимании своей ответственности за обеспечение информационной безопасности других членов общества. Именно поэтому в перспективной системе опережающего образования особое внимание должно уделяться проблемам воспитания у людей высокого гуманизма и нравственности.

(К. К. Колин)



    1. Какую роль в современном образовании отводит автор идее опережающего образования? Одной из принципиально важных идей в области стратегии повышения интеллектуального потенциала нации является идея опережающего образования. Какие две составляющие этой идеи называет автор? чтобы обеспечить приоритетное развитие системы образования на фоне других социально-экономических факторов, но главным образом в том, чтобы своевременно подготовить людей к будущему, которое приближается слишком быстро и застаёт многих людей врасплох

Какое новое направление развития культуры называет автор?

информационная культура.

Какие задачи он ставит перед этим направлением? Назовите две задачи.

задачи:

информационная культура должна дать человеку информационную свободу доступа ко всей необходимой ему информации;

информационная культура должна предоставить человеку новые беспрецедентные возможности для своего развития как личности, для практической реализации своих гражданских прав.

Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите любую тенденцию развития современной культуры, не названную в тексте.

- тенденция:тенденция достижения социального равенства людей в приобщении их к ценностям культуры.

Назовите две другие любые глобальные социальные проблемы современности. Объясните их связь со страхом перед будущим.

1) проблемы:

- миграционная проблема;

- высокий уровень смертности в странах с развивающейся экономикой.

2) примеры:

-миграционная проблема тесно связана со страхом перед будущим, так как ни сами мигранты, ни население принимающих их стран не могут предсказать последствия миграционных процессов, гарантировать дальнейшее безопасное сотрудничество и мирную ассимиляцию;

- высокая смертность от болезней и голода, а также смертность, вызванная беспрерывными политическими конфликтами являются отличительными чертами развивающихся стран, непредсказуемость политической и экономической ситуации в этих странах напрямую связаны со страхом перед будущим.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!