СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал к подготовке ГИА по литературе. Роды и жанры литературы. Литературные направления.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа предназначена учителям, готовящим учащихся к сдаче ГИА по литературе. Систематизирована информация по вопросам теории литературы. Даны методические рекомендации по подготовке учащихся по темам "Роды и жанры литературы", "Литературные направления". 

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал к подготовке ГИА по литературе. Роды и жанры литературы. Литературные направления.»

Материалы к занятию № 1. Роды и жанры литературы. Литературные направления (течения)

Анализ выполнения пробных экзаменационных работ по литературе позволил выявить типичные ошибки при выполнении учениками определенных заданий. Одной из частотных ошибок является выполнение задания № 1. Пример формулировки задания №1:

«К какому жанру относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети?»

«Укажите род литературы, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся про­из­ве­де­ние А. Т. Твар­дов­ско­го «Василий Тёркин»

«Укажите род литературы, к ко­то­ро­му от­но­сят­ся го­го­лев­ские «Мёртвые души»

«Укажите жанр, к ко­то­ро­му обыч­но от­но­сят про­из­ве­де­ние М. Е. Салтыкова-Щед­ри­на «История од­но­го города»

Учащиеся, во-первых, путают понятия «род» и «жанр»; во-вторых, не всегда верно указывают жанр прозаических произведений, особенно тех, где жанровая принадлежность определена автором и «выбивается» из общепринятой классификации.

Для успешного выполнения данного типа заданий необходимо систематизировать информацию в виде таблиц и постоянно обращаться к данным понятиям при анализе художественного произведения.


Работа с терминами.

На первом этапе необходимо усвоить литературоведческие термины, понятия «род» и «жанр». В различных источниках можно найти определения этих понятий как в кратком виде, так и в более подробном. Мы будем опираться на УМК по литературе и приведем определения понятий, как они даны в учебниках.


Жанр литературный - это исторически сложившаяся разновидность художественных произведений, объединенных общими признаками содержания и формы; зависит от литературного рода, построения сюжета, объема, определяется композиционными, стилистическими и другими признаками.

Род литературный – объемные группы произведений словесного творчества: эпос, лирика, драма; отличаются способом построения произведений, художественными целями и признаками.

Роды литературы.

Эпос

Лирика

Лиро-эпос

Драма

Прозаические произведения, где рассказывается о событиях в жизни героев.

Лирические произведения в стихотворной форме, в которых главное – выразить свои ощущения, эмоции, размышления, переживания, настроение.

Это такие произведения, в которых описываются события, но в лирическом форме (стихотворной)

Драматические произведения предназначены для постановки на сцене, поэтому написаны в соответствии с делением на акты, действия и т.д.

Как правило, в таких произведениях конкретные герои – главные и второстепенные.

Как правило, в лирике нет конкретного героя, и тогда мы говорим о лирическом герое, который испытывает чувства, описанные в стихе

Есть герои и сюжет

О героях мы узнаем через их реплики. Именно в драматических произведениях являются важными такие формы речи как диалог и монолог.

События могут происходить в течение определенного времени – от одного дня до десятилетий.

Как правило, в стихах нет сюжета, событие – это внутренние переживания героя.

В качестве лирического начала используются лирические отступления, размышления автора, не связанные с сюжетной линией

Как правило, события происходят в короткий промежуток времени и в одном месте

Роман-эпопея

Собственно стихотворение

Поэма

Трагедия

Роман

Послание

Басня

Драма

Повесть

Элегия

Баллада

Комедия

Рассказ

Ода


Водевиль

Новелла

Гимн


Трагикомедия

Очерк

Эпиграмма


Фарс

Сказка

Эпитафия


Мюзикл

Легенда

Сонет



Сказ

Стансы



Быль

Романс



Былина

Сатира





Более подробно: http://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&themeid=32

Приводим таблицу, где нужно указать род, жанр и литературное направление художественных произведений, изучаемых в школе (по списку из кодификатора ФИПИ).

Автор

Название произведения

Род

Жанр

Литературное направление

1


«Слово о полку Игореве»

Лиро-эпос

Слово (древ.-рус. жанр)

Поэма ???

До сих пор исследователи не определились с жанром

Древнерусская литература

2

Денис Иванович Фонвизин

Пьеса «Недоросль»

Драма

Комедия (сатирическая)

Классицизм

3

Гаврила Романович Державин





4

Василий Андреевич Жуковский





5

Василий Андреевич Жуковский





6

Александр Сергеевич Грибоедов





7

Александр Сергеевич Пушкин





8

Александр Сергеевич Пушкин





9

Александр Сергеевич Пушкин





10

Михаил Юрьевич Лермонтов





11

Михаил Юрьевич Лермонтов





12

Михаил Юрьевич Лермонтов





13

Николай Васильевич Гоголь





14

Николай Васильевич Гоголь





15

Николай Васильевич Гоголь





16

Александр Николаевич Островский





17

Иван Сергеевич Тургенев





18

Иван Александрович Гончаров





19

Николай Алексеевич Некрасов





20

Михаил Евграфофич Салтыков-Щедрин





21

Михаил Евграфофич Салтыков-Щедрин





22

Лев Николаевич Толстой





23

Федор Михайлович Достоевский





24

Антон Павлович Чехов





25

Антон Павлович Чехов





26

Бунин Иван Алексеевич





27

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)





28

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)





29

Александр Александрович Блок





30

Владимир Владимирович Маяковский





31

Анна Андреевна Ахматова





32

Михаил Александрович Шолохов





33

Михаил Александрович Шолохов





34

Михаил Афанасьевич Булгаков





35

Михаил Афанасьевич Булгаков





36

Александр Трифонович Твардовский





37

Борис Леонидович Пастернак





38

Александр Исаевич Солженицын





39

Александр Исаевич Солженицын







Более подробно о методах: http://pishi.pro/kak-stat-pisatelem/teoriya-literatury/91-literaturnye-napravleniya-metody-stili-v-tabliczah.html

Данную таблицу можно использовать первоначально как шаблон, оставив две колонки: ФИО автора и название произведения. Ученик сам заполнит графы «Род», «Жанр», «Направление». В дальнейшем можно обращаться к таблице при подготовке к экзаменационной работе.

Задания к теме «Тематические направления и жанры лирики»:

  1. Заполните таблицу самостоятельно, указав род, жанр и литературное направление (ключи для самопроверки в приложении № 1)

  2. Заполните подобную таблицу с лирическими произведениями самостоятельно (приложение № 2). Можно ограничиться произведениями А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, так как творчество этих поэтов многожанрово и разнообразно по тематике. Пример заполнения таблице по лирике в приложении 2-1.

Рекомендации к использованию таблицы «Тематические направления и жанры лирики»:

Работа с данной таблицей многофункциональна для учащегося, так как она позволяет решить несколько задач:

  1. Ученик самостоятельно осуществляет поисковую деятельность, используя различные источники.

  2. Ученик повторяет теоретический материал по темам «Жанры лирики», «Тематические разновидности лирических произведений», «Литературные направления»

  3. Ученик развивает умение сопоставительного анализа лирических произведений (схожесть тематики произведений разных авторов)

  4. Ученик заново прочитывает произведения (целесообразно дать установку перед работой с таблицей – читать каждое стихотворение, вспомнить выученные наизусть произведения). Это задание поможет при написании развернутых ответов в заданиях 9,15,16

Тема «Развитие литературных направлений»

Рекомендации к изучению литературных направлений (течений).

Целесообразно дать учащимся представление о развитии литературных направлений в виде хронологической шкалы (линии времени), акцентируя внимание на том, что развитие литературы можно сравнить с периодами развития человека.

В таблице последовательно представлено развитие литературных направлений от мифов до наших дней, указаны примерные временные промежутки этих направлений (можно более конкретизировать); описаны основные характеристики развития человека и соотнесены с развитием литературных направлений, указаны основные характеристики жанры направлений.

Вебинар «Использование Timeline на уроках филологического профиля» (корпорация «Российский учебник»): https://drofa-ventana.ru/material/ispolzovanie-timeline-na-urokakh-filologicheskogo-profilya/

Ведущий данного вебинара рассказывает о применении линии времени на уроках литературы, дает советы по использованию различных ресурсов Интернет для использования на уроках и для индивидуальных заданий.

Задание к теме «Развитие литературных направлений»:

Дополните таблицу ФИО писателей и поэтов, представителями конкретного направления (используйте авторов из списка в кодификаторе ФИПИ) (приложение 3).

Ключи для самопроверки в приложении № 4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!