СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ»

Конспект урока «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

Самсоненко Ирина Валерьевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Винниковская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области


Я веду подготовку к единому государственному экзамену по русскому языку на протяжении последних десяти лет. Работа заключается в том, чтобы на занятиях по русскому языку закреплять и расширять знания орфоэпических, орфографических и морфологических норм, повторять и закреплять орфограммы, изученные обучающимися в 5-9 классах; проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа: выполнение заданий из сборников «Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания». 10 вариантов. И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева; «ЕГЭ-2023. Русский язык». И.П. Васильевых и др., а также на различных сайтах (https://rus-ege.sdamgia.ru; https://100ballnik.com/тренировочные-варианты-егэ-2023-по-русск).

Работа ведется систематически. Каждое задание проверяется совместно с обучающимися, проговаривается каждая ошибка, исправляется и комментируется. Благодаря такой работе обучающиеся справляются с предложенными заданиями.



Цели:

Закреплять и расширять знания орфоэпических, орфографических и морфологических норм.

Повторить и закрепить орфограммы, на которые были допущены ошибки в пробном тесте;

Проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа;

Развивающие задачи:

Развивать ключевые компетенции: речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы;

Развивать умение самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени;

Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ, внимательно и вдумчиво читать вопросы.

Воспитательные задачи:

Совершенствовать навыки этичного межличностного общения,

Воспитывать сознательное отношение к языку как к явлению культуры,

Формировать навыки контроля и самоконтроля,

Активизировать познавательную деятельность в коллективе и формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач,

Воспитывать у учащихся морально — ценностные качества.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная

  1. Организационный момент.

II. Мотивация познавательной деятельности.

III. Определение типа урока, формулирование цели учащимися.

Слово учителя:  Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ЕГЭ. Вы осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике, умение анализировать текст. Сегодня мы продолжим работу над заданиями ЕГЭ. И пусть девизом нашего урока, да и предстоящего экзамена станут слова:

«Я знаю, что могу это сделать. Осилим вместе»

VI. Повторение орфоэпических норм.

1.Орфоэпическая разминка.

Учитель: Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В карточках слова из вариантов пробного экзамена. Ваша задача в течение 2-3 минут расставить ударение в словах.

А) гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, магазин. (граждАНка, докумЕНт, зАСуха, инструмЕНт, киломЕТр, магазИН.)

Б) Молодежь, партер, портфель, процент, свекла, сирота (молодЕЖь, партЕР, портфЕЛь, процЕНт, свЕКла, сиротА)

В) начал, баловать, звонит, нефтепровод, реле, прибыть, премировать (нАЧал, баловАТь, звонИТ, нефтепровОД, релЕ, прибЫТь, премировАТь)

Г) средствами, намерение, копировать, свободнее, шофер, оптовый, сливовый (срЕДствами, намЕРение, копИРовать, свобОДнее, шофЕР, оптОВый, слИВовый)

Д) квартал, щавель, углубить, ворота, торты, развитый, дефис, красивее, гусеничный (квартАЛ, щавЕЛь, углубИТь, ворОТа, тОРты, рАЗвитый, дефИС, красИВее, гУСеничный).

(При проверке данного задания спрашиваю учащихся, допустивших большее количество ошибок в задании 4)

2.Слово учителя: Еще в начале года на дополнительном занятии я давала вам список слов с правильным произношением. Пожалуйста, дома еще раз обратите внимание на этот материал.

V. Повторение орфографических норм.

1.Слово учителя: А сейчас давайте повторим орфографию – задание 9, 10. .В центре внимания — правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением. И хотя в этом задании допущено меньше ошибок, давайте еще раз закрепим наши знания, потому как, как известно, повторение — мать учения. Ребята, что необходимо помнить при выполнении этого задания? (Важно отличать подобные слова от слов, где гласная в корне не проверяется или дается слово с чередованием в корне)

2.Комментарий учителя: Особо следует обратить внимание на слова с чередующимися сочетаниями в корне. Во-первых, это слова с явлениями полногласия-неполногласия, которые в корне имеют сочетания оро-ра, оло-ла: горожанин-гражданин, порох-прах, холодильник — прохлада, молодость-младенец. Во-вторых, это слова с чередованием О-А в корне: копать-подкоп-откапывать, ломать-лом-отламывать, поклонение-поклон-кланяться, сплотить-плот-сплачивать, колоть — укол — укалывать, стонать — стон — постанывать.

Существуют и другие корни с чередованием, а значит, непроверяемые ударением. Интересным представляется пример предложения, состоящего из однокоренных слов с чередованием гласной:

Творец сотворил тварей.

Обратите внимание на омофоничные слова. Правописание их можно узнать только исходя из контекста. В ваших тестах это были слова Развевающийся (флаг) и Посветить (фонарем). Проверочные слова: веять, свет. В другом контексте омофоничные слова: развивающийся (ребенок) и посвятить (жизнь)

Ошибки при написании слов с омофоничными корнями встречаются очень часто. Например, в слове Чистоплотный – корень чист, в слове Честолюбивый – чест, в слове Частокол – част. В безударной позиции гласные звуки этих корней уподобляются и звучат одинаково. Если семантика корня не учитывается, это приводит к ошибкам.

Еще одно трудное слово подобного рода — благословить, которое происходит от словосочетания Благое слово, к славе оно не имеет никакого отношения. Два эти сходных корня встречаются вместе в слове Славословить

3.Практическая часть

Ребята, откройте, пожалуйста, типовые варианты заданий (задание 9, 10, вар.1 – 10 по цепочке) (сборники по подготовке к ЕГЭ «ЕГЭ-2023. Русский язык» И.П. Васильевых)

4.Вывод: какие советы по ходу выполнения этого задания вы могли бы предложить одноклассникам? (Нужно уметь правильно подбирать однокоренные слова и учитывать семантику корня.)

VI. Повторение морфологических норм.

1.Слово учителя:Пожалуй, самое большое количество ошибок вами было допущено при выполнении задания 14 – слитно-дефисно-раздельное написание наречий, производных предлогов, союзов и слов других частей речи.

2.Комментарий учителя: При выполнении этого задания следует иметь в виду, что слитно-дефисно-раздельное написание слов зависит от контекста, от состава предложения. В русском языке много омонимичных форм. Не следует путать союз Тоже и местоимение То и частицу Же. Также (союз) и наречие Так и частицу Же. Чтобы не ошибиться, определите, в каком значении употребляется слово в предложении, можно ли без искажения смысла предложения «убрать» Же, бы и т. д.

3.Практическая часть.

Работа с типовыми вариантами заданий ЕГЭ (задание 14, варианты 1-10)

4.Вывод: От чего зависит слитно-дефисно-раздельное написание слов? (От контекста, от состава предложения)

VII. Рефлексия. Закончите предложения:

Я справился (не справился).

У меня получилось (не получилось).

Я доволен (не доволен) собой.

Мне было трудно.

Мне необходимо поработать над.

IX. Итог урока.

Слово учителя. Итак, цель нашего урока была такова – повторить, обобщить и систематизировать имеющиеся у нас знания. В течение урока на каждом этапе вы видели результат своей работы и, думаю, сделали для себя определенные выводы – над чем еще нужно поработать. Мне лишь остается поблагодарить вас за проделанную работу (называет наиболее активных учащихся, выставляет оценки).

XI. Домашнее задание

Выполнить вариант № 37924122 (https://rus-ege.sdamgia.ru)

Повторите темы «Простое осложненное предложение», «Предложения с обособленными членами предложения»; также союз и наречие так и частицу же.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!