Урок русского языка в 9 классе
Автор: учитель Геладзе Марина Рафиковна,
МБОУ СОШ №28 г. Владикавказа
Сложноподчиненные предложения
с несколькими придаточными
с последовательным
подчинением
с однородным
подчинением
с параллельным
подчинением
СПП с последовательным подчинением
[ И теперь страшно мне вспомнить ] , ( что сделалось с матерью ) , ( когда она узнала ) , (что забрали отца).
что?
что?
[ ] , ( что… ) , ( когда… ) , (что…).
СПП с параллельным подчинением
[ Старенькая профессорша , ( которая до сих пор зовёт меня «деточкой» ) , утверждает ] , ( что я давным -давно получила бы кандидата ) .
какая?
что?
( с.сл.которая… ) , [ ] , ( что… )
СПП с однородным подчинением
[ И я рассказывал ей о замёрзшем докторе, постучавшемся в нашу избу ] , ( как мы прятали его трое суток ) , ( как он показал мне «е», «у», «ы» и заставил сказать «ухо».
[ ] , ( с.сл.как… ) , ( с.сл.как… )
Расставьте знаки препинания,
начертите схемы предложений.
1. Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить потому что он не все свои богатства держит при себе.
2. В воздухе куда ни взглянешь кружатся целые облака снежинок так что не разберёшь идёт ли снег с неба или с земли..
3. Будь жесток к себе если не хочешь чтобы другие были к тебе жестоки.
Укажите предложение с однородными придаточными.
(1) Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек. (2) У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (3) А будь у него свои деньги – хоть сто рублей! – он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (4) Хотя… посмел бы он? (5) Все сразу начали бы на него глядеть
СПП с комбинированным подчинением
(Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову) и (мысли пришли в обычный порядок), [ то я понял ] , ( что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно ) .
(парал. и однород. подчинение)
где?
как?
что?
( Когда… ) и ( ), [ то… ] , ( что… ) .
Расставьте знаки препинания, начертите схему предложения, определите вид подчинения
Был тот предночной час когда стираются очертания линии краски когда дневной свет путается сцепившись с ночным.
Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, когда дневной свет путается, сцепившись с ночным.
Домашнее задание
1) Параграф 28,
2) Упр.172,173