СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

: Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное и неоднородное соподчинение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ.пОДГОТОВКА К оГЭ.

Просмотр содержимого документа
«: Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное и неоднородное соподчинение.»

Урок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное и неоднородное соподчинение.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Деятелъностная цель: совершенствование знаний обучающихся о способах подчинения в предложениях с несколькими придаточными; создание условий для формирования умений постановки знаков препинания в предложениях с несколькими придаточными.

Содержательная цель: сформировать представление о сложноподчиненных предложениях с однородным и неоднородным подчинением придаточных; отработать умение правильной постановки знаков препинания при однородном соподчинении.

Планируемые результаты

Предметные: знать виды подчинительной связи; уметь различать виды подчинительной связи, делать синтаксический разбор сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными; уметь определять виды придаточных частей в сложноподчинённых предложениях, способ их связи с главной частью; уметь определять грамматическую основу предложения; объяснять пунктуацию в предложениях.

Метапредметные:

Регулятивные: планирование анализа сложного предложения с несколькими придаточными для определения вида подчинительной связи и постановки знаков препинания; контроль и прогнозирование хода работы над анализом и характеристикой структуры сложного предложения с несколькими придаточными; контроль и коррекция синтаксического разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными.

Коммуникативные: формирование монологического высказывания на лингвистическую тему, аргументация ответов на вопросы, построение диалогического высказывания при анализе проблемы текста.

Познавательные: Анализ сложноподчинённого предложения: какая часть главная, сколько придаточных, с помощью чего соединены части сложного предложения; развитие умения находить в заданных текстах предложения, соответствующие схемам.

Личностные: Формирование мотивации к обучению и познавательной деятельности; понимание роли искусства в жизни человека.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Здравствуйте уважаемые гости.

Приготовьте рабочие тетради, опорные конспекты, учебники.

Работа с эпиграфами к уроку:

«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». Светлана Ивановна Львова

(лингвист, создательница учебников русского языка)

- Как вы понимаете данное лингвистическое высказывание?

- О каком назначении знаков говорит лингвист? (знаки могут завешать, выделять, разделять).

- А зачем знакам определённое место в системе письма? (Они играют важную роль, позволяют правильно понять письменную речь, обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание смысла высказывания и эмоциональных оттенков предложения. Вообще, без знаков препинания текст был бы набором слов. У них разнообразный круг употребления.)

- А какие знаки препинания мы чаще всего используем на наших последних уроках? (запятая, точка).

- Какую роль играет запятая в СПП? (разделяет главное от придаточного)

- Вспомните, что мы знаем о сложных предложениях?

Взаимодействуют с учителем:

- объясняют смысл эпиграфа к уроку;

- отвечают на вопросы;

- вспоминают изученное.

П. Осуществление смыслового чтения, выделение существенной информации.

К. Адекватно воспринимают информацию письменного сообщения, формирование собственного мнения.

Л. Формирование границ собственного знания и «незнания».

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Закончите предложения:

1.Сложным называется предложение, в котором…

2. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами: … (союзным и бессоюзным)

2. Сложные предложения, в которых простые связаны при помощи интонации, называются… (бессоюзными)

3. Равноправны по смыслу части в … (ССП, БСП)

4. Имеют союзные слова… (СПП)

5. Предложение, от которого задаётся вопрос, называется…(главным)

6. Между частями ССП может и не быть запятых, если… (есть общий вт.ч)

7. Придаточное, отвечающее на вопросы косвенных падежей, называется…. ( изъяснительным)

8. Придаточные, имеющие несколько значений, называются…(обстоятель)

9. Придаточные предложения соотносятся с второстепенными членами предложения:… (определением, дополнением, обстоятельством)

10. Слова, отвечающие на один вопрос, относящиеся к одному и тому же слову, называются…..(однородными).

- Так о чем мы будем сегодня говорить?

- Запишем тему урока: «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное и неоднородное соподчинение».

Работают с приёмом «Незаконченное предложение»











Предполагают, о чем пойдет речь на уроке.

Записывают тему урока.

П. Проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;

Р. владеют навыками самоконтроля,

К. формирование собственного мнения.

Л. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.


III. Этап выявления места и причины затруднения. Постановка учебной задачи

Цель: Формулирование темы урока и задач.

1.Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания. Схемы. (К доске вызвать трех человек, записывают с листочка)

1. И верного друга прощальной рукой и гладит, и треплет по шее крутой.

2. Земля освежилась, и буря промчалась.

3. Я отвечал, что природа хороша и что особенно хороши в наших местах закаты.

Классу: (продиктовать два предложения 1+ ниже, пока пишут на доске -работа с 1 предложением устно)

По ночам подмораживало и звёзды усеивали небо.

И верного друга прощальной рукой и гладит, и треплет по шее крутой.

- Охарактеризуйте первое предложение.(сложное, ССП, грамм. Основы,)

-Знак препинания? (не нужен, есть общий второстепенный член)

Проверка написанного на доске (хар-ка, схема)

- Определите, что объединяет данные предложения.

- Объясните постановку знаков препинания в предложениях.

- Что присоединяет союз И в последнем предложении? (придаточные)

- Можно их назвать однородными? (можно)

- А при одиночном союзе И ставится запятая? (нет)

- Так в чём же мы должны разобраться? (где поставить знаки и как присоединяются придаточные предложения между собой).

- А сколько придаточных может быть? (две и более)

Работают у доски три человека, выполняя задания на карточках.

Объясняют выполненное.








Формулируют индивидуальные цели.

П. Анализ объектов, выделение существенной информации

К. использование речи для регуляции своего действия.

Р. Оценка правильности выполнения действий.


IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель: Познакомить с видами соподчинения придаточных предложений

  1. Синтаксическая задача (на слайде)

Я отвечал, что природа хороша и что особенно хороши в наших местах закаты.

Мы сказали, что это предложение имеет два придаточных, отвечающих на один вопрос, и их можно назвать однородными. Определите, сколько придаточных в следующем предложении, в каких отношениях они находятся.

Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня.

Не надо хвалиться, коли не знаешь, как рожь родится.

  1. Составление ОК (работа с учебником – стр.255-257)

Виды подчинительной связи


Однородное неоднородное последовательное

(если придаточные ( запятые всегда ставятся)

Соединены И, ИЛИ

Запятая не ставится)

- Найдите в параграфе информацию о постановке знаков препинания.

Вывод:

- Какие виды соподчинения придаточных существуют?

- Всегда ли ставятся между придаточными знаки? (нет, при однородных, соединенных И, ИЛИ не ставятся)

Работают со слайдами, решая синтаксическую задачу.








Записывают ОК в тетрадь.

Делают выводы по новой теме.

Р. Принятие и сохранение учебной задачи.

П.Использование опорных схем для решения задач.

К. Построение монологического высказывания.

Л. Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

V. Первичное закрепление, включение в систему новых знаний, повторение

Цель: Закрепить знания об определении вида соподчинения придаточных и постановке знаков препинания.

Выполнение тренировочных упражнений по учебнику. Стр.239-240

1.Упр.239- 1 предлож. письменно, с объяснением постановки знаков препинания, вид подчинения.(грамматическую основу);

2,3 и 4,5- составить схемы предложений, указывая вид придаточных, вид соподчинения, знаки).


Ответ: 2. (Где), (Где), [ ]- однородное соподчинение.


  1. [ тому ], (кто), (у кого)- однородное соподчинение.


  1. [ ], (что) и (что) –однородное соподчинение.


  1. [ …, (куда), … и… ], (что). Неоднородное: осведомился о чём? Объявил что?

2.Творческая работа. Упр.241 -Устно образуйте сложное предложения, включив в них союзы или союзные слова. Покажите получившееся предложение схемой.

Образец: Когда выйдешь из душного города в поле, светлая радость наполнит душу твою, потому что дивная красота представится глазам твоим.


(когда), [ ], ( потому что) - неоднородное соподчинение

3. Подготовка к ОГЭ.

- Ребята, вспомните план Демоверсии. Есть ли задания, направленные на проверку знаний по СПП? (да. №13)

13. Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение

с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого

предложения.

Как видите, тема сегодняшнего урока очень актуальна. На следующих уроках мы поработаем с алгоритмом по заданию №13, и закрепим полученные знания.

Выполняют тренировочные упражнения, следят за правильностью

выполнения, корректируют свою работу.








Приём «Осколки».

Составляют предложения по предложенному алгоритму.

Р. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

П. Поиск способов решения учебной задачи.

К. Построение понятных высказываний, умение отвечать на вопросы и задавать их.

Л. Формирование границ собственного знания и «незнания».

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности.

Закончите предложение:

-Если придаточные относятся к одному слову главного предложения и отвечают на один и тот же вопрос, то это сложноподчиненные предложения с… (однородным соподчинением)

- Если придаточные относятся к разным словам главного и отвечают на разные вопросы, то это сложноподчинённые предложения с… (неоднородным соподчинением).

Прием «Микрофон»

Продолжите фразу: - Я знаю….

- Я умею… - Я уверен…

- Я сомневаюсь… - Я затрудняюсь..

- Я считаю…

- Я должен…

Инструктаж по домашнему заданию: (распечатать эпиграф)

Написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по эпиграфу урока, используя СПП с разными видами связи и соподчинения.

Оценки за урок:

Делают выводы по изученному материалу.


Определяют границы знания и «незнания»





Записывают домашнее задание.


П. Анализ объектов, выделение существенной информации

К. Использо- вание речи для регуляции своего действия.

Р. Осуществля-ют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!