СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет восьмиклассникам на начальной стадии подготовки к ОГЭ разобраться с заданием №3

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ 8 класс»

ПОДГОТОВКА  К ОГЭ   Задание 3 8 класс
  • ПОДГОТОВКА К ОГЭ Задание 3

8 класс

Второе марта. Классная работа.  Подготовка к ОГЭ. Разбор задания №3.

Второе марта.

Классная работа.

Подготовка к ОГЭ. Разбор задания №3.

1. Как правильно выполнить задание №3 в ОГЭ по русскому языку?  2. Для успешного выполнения третьего задания по русскому языку необходимо хорошо знать изобразительно-выразительные средства русского языка.

1. Как правильно выполнить задание №3 в ОГЭ по русскому языку?

2. Для успешного выполнения третьего задания по русскому языку необходимо хорошо знать изобразительно-выразительные средства русского языка.

3. Чаще всего в задании нам необходимо найти среди предложений то, в каком используется определенное средство выразительности. Для этого:  вспоминаем значения лингвистического термина внимательно читаем каждое предложение определяем, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности; выбираем ответ

3. Чаще всего в задании нам необходимо найти среди предложений то, в каком используется определенное средство выразительности. Для этого:

  • вспоминаем значения лингвистического термина
  • внимательно читаем каждое предложение
  • определяем, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности;
  • выбираем ответ

Нам необходимо запомнить определения основных средств выразительности 1. Метафора (греч.

Нам необходимо запомнить определения основных средств выразительности

1. Метафора (греч. "перенос") — это слово или выражение, употреблённое в переносном значении на основе сходства или контраста в каком-либо отношении двух предметов или явлений. В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.

Пример:   Ночь металась  за окнами, то  распахиваясь  стремительным белым огнём, то  сжимаясь  в непроглядную тьму.    (Ночь  словно металась  за окном, то  будто распахиваясь  стремительным белым огнем, то  будто сжимаясь  в непроглядную тьму).

Пример:   Ночь металась  за окнами, то  распахиваясь  стремительным белым огнём, то  сжимаясь  в непроглядную тьму.  

(Ночь  словно металась  за окном, то  будто распахиваясь  стремительным белым огнем, то  будто сжимаясь  в непроглядную тьму).

2. Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами живых существ.   Пример:  Заговорили  наши  орудия .   Вечор, ты помнишь,  вьюга злилась .

2. Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами живых существ. 

Пример:  Заговорили  наши  орудия .

Вечор, ты помнишь,  вьюга злилась .

3. Эпитет – образное, яркое определение предмета или действия.  Пример:  Сквозь  волнистые  туманы пробирается луна, на  печальные  поляны льёт  печально  свет она.  НО:  НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики. Пример:  дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет, это прямое, а не переносное  значение слова), осенний день (осенний – НЕ эпитет, это прямое, а не переносное значение слова).

3. Эпитет – образное, яркое определение предмета или действия. 

Пример:  Сквозь  волнистые  туманы пробирается луна, на  печальные  поляны льёт  печально  свет она. 

НО:  НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.

Пример:  дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет, это прямое, а не переносное  значение слова), осенний день (осенний – НЕ эпитет, это прямое, а не переносное значение слова).

Сравнение  – сопоставление одного предмета с другим.  Сравнение может быть представлено: а)  формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК) Пример: Хорошо и тепло,  как зимой у печки , и берёзы стоят,  как большие свечки . б)  сравнительным придаточным предложением Пример: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,  словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду. в)  существительное в творительном падеже Пример:  Морозной пылью  серебрится его бобровый воротник.
  • Сравнение  – сопоставление одного предмета с другим.

Сравнение может быть представлено:

а)  формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК)

Пример: Хорошо и тепло,  как зимой у печки , и берёзы стоят,  как большие свечки .

б)  сравнительным придаточным предложением

Пример: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,  словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.

в)  существительное в творительном падеже

Пример:  Морозной пылью  серебрится его бобровый воротник.

Гипербола  – преувеличение. Пример: Я тебе  миллион раз говорил . Литота  – преуменьшение. Пример: Ваш шпиц, прелестный шпиц,  не более напёрстка .
  • Гипербола  – преувеличение.

Пример: Я тебе  миллион раз говорил .

  • Литота  – преуменьшение.

Пример: Ваш шпиц, прелестный шпиц,  не более напёрстка .

7. Фразеологизмы  – устойчивые сочетания слов.  Пример: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса

7. Фразеологизмы  – устойчивые сочетания слов. 

Пример: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса

Разбор типовых вариантов задания №3 ОГЭ по русскому языку

Разбор типовых вариантов задания №3 ОГЭ

по русскому языку

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора :   Все они стояли здесь, сбившись в кружок, — и Катя, пушистая как одуванчик, и черномазая Танюшка, и курносая Верка, с розовыми, словно полированными, щеками.  2) Аниска стояла не говоря ни слова, будто не о ней шла речь.  3) Тут вся Танюшкина обида вырвалась на волю.  4) Какое высокое и какое ясное сегодня небо!

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора :

 

  • Все они стояли здесь, сбившись в кружок, — и Катя, пушистая как одуванчик, и черномазая Танюшка, и курносая Верка, с розовыми, словно полированными, щеками.

2) Аниска стояла не говоря ни слова, будто не о ней шла речь.

3) Тут вся Танюшкина обида вырвалась на волю.

4) Какое высокое и какое ясное сегодня небо!

Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм.   1) Не будет его милой шепелявости, не будет и его разбойничьего свиста в четыре пальца. 2) Я с кличем «ура» рванулся ему навстречу. 3) И был ошеломлён, когда Ванька с ходу ударил меня в подбородок, да так сильно, что из глаз моих посыпались искры. 4) Не было теперь у меня врага более лютого, чем Ванька.

Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм.

 

1) Не будет его милой шепелявости, не будет и его разбойничьего свиста в четыре пальца.

2) Я с кличем «ура» рванулся ему навстречу.

3) И был ошеломлён, когда Ванька с ходу ударил меня в подбородок, да так сильно, что из глаз моих посыпались искры.

4) Не было теперь у меня врага более лютого, чем Ванька.

Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет.   1) От этого чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как раскалённый. 2) И лежит он на жёсткой, горячей койке один, как отставший от поезда. 3) Словно он не просто простудился и чихает, а совершил какой-то подвиг. Ранен. Попал в госпиталь. 4) Он ел не торопясь, растягивая удовольствие.

Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет.

 

1) От этого чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как раскалённый.

2) И лежит он на жёсткой, горячей койке один, как отставший от поезда.

3) Словно он не просто простудился и чихает, а совершил какой-то подвиг. Ранен. Попал в госпиталь.

4) Он ел не торопясь, растягивая удовольствие.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. 1) И тогда Костя предложил Льву оставить меня, как самого слабого, в машине, а самим, двоим крепким парням, пойти, наперекор стихии, искать дорогу и постараться выйти к людям. 2) Неизвестно, сколько бы времени мы шли, как вдруг услышали гул и увидели свет. 3) Порывы ветра раскачивали машину, и казалось, что она сейчас перевернётся и покатится вместе с нами, как перекати-поле! 4) Ветер валил с ног.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) И тогда Костя предложил Льву оставить меня, как самого слабого, в машине, а самим, двоим крепким парням, пойти, наперекор стихии, искать дорогу и постараться выйти к людям.

2) Неизвестно, сколько бы времени мы шли, как вдруг услышали гул и увидели свет.

3) Порывы ветра раскачивали машину, и казалось, что она сейчас перевернётся и покатится вместе с нами, как перекати-поле!

4) Ветер валил с ног.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение. 1) Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица. 2) Была первая весенняя жара, липы стояли в новой листве, как свежевыкрашенные. 3) И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй. 4) Дина уткнулась носом в тощий дедов живот.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица.

2) Была первая весенняя жара, липы стояли в новой листве, как свежевыкрашенные.

3) И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй.

4) Дина уткнулась носом в тощий дедов живот.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!