СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к итоговому сочинению по литературе по направлению Победа и поражение

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок подготовки к итоговому сочинению в 11 классе по теме "Победа и поражение".

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к итоговому сочинению по литературе по направлению Победа и поражение»

Открытый урок

Подготовка к итоговому сочинению по литературе

Направление «Победа и поражение»

Тема сочинения «Можно ли поражение в любви считать победой великого чувства?»

ФИО учителя: Лазицкене Татьяна Сергеевна

Тема урока: Подготовка к экзаменационному сочинению по литературе. Сочинение по блоку тем «Победа и поражение».

Форма проведения урока: урок - семинар

Тип урока: урок развития речи

Технология: групповая и индивидуальная деятельность

Деятельностная цель:

Формирование у учащихся деятельностных способностей к отбору и структурированию изученного материала по заданной теме и написанию сочинения.

Содержательная цель:

Подготовка к итоговой аттестации по литературе, расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов.

Задачи урока:

предметные

  • формировать умение разрабатывать подходы к написанию итогового сочинения по литературе;

  • формировать умение строить высказывание по предложенным литературным блокам

регулятивные

  • формировать умения ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, выполнять контроль, коррекцию, давать оценку своей работе

коммуникативные

  • развивать умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

личностные

  • формировать культуру речи;

  • воспитывать умение нравственно-этической ориентации в потоке литературных произведений.

Методы:

по характеру познавательной деятельности

  • репродуктивный;

  • частично-поисковый

по степени активности учащихся

  • продуктивные;

  • творческие

по источнику знаний

  • словесные;

  • практические;

  • наглядные;

  • использование электронного носителя

стимулирования и мотивации

  • познавательные;

  • социальные;

  • эмоциональные

интеллектуальные

  • индуктивные

  • дедуктивные

  • сравнения

  • классификации материала

контроля и самоконтроля

  • устный

  • письменный

по организации деятельности:

  • индивидуальные

  • групповые

  • фронтальные

Оборудование: презентация

Ход урока

1.Слайд №1. Обращение к ученикам 11 класса: За последние 2 месяца мы не раз обращались к написанию итогового сочинения по направлениям 2017 года: «Разум и чувства», «Честь и бесчестие». Сегодня мы не только сами будем готовиться к написанию сочинения, но и станем проводниками-помощниками для учеников 10 класса. Они впервые обратятся к обсуждению материалов для сочинения.

2.Слайд №2. Напомним, что сочинение – это самостоятельная письменная работа учащегося, изложение им самим собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений на заданную тему.

3.Слайд №3. Композиция сочинения

I. Вступление.

II.Основная часть.

1.Тезис, аргумент, микровывод.

2.Тезис, аргумент, микровывод.

III.Заключение.

4. Слайд №4. (Список направлений итогового сочинения - 2017)

5. Слайд №5. (Пояснение ФИПИ по данному направлению)

Сегодня мы поработаем по направлению «Победа и поражение». Оба слова – ключевые. Чтобы их осмыслить, обратимся к синонимическим рядам, афоризмам (Слайды № 6,7,8).

? Как понимаете каждое из слов?

--- ответы учащихся.

Эти материалы помогут вам в написании как вступления, так и аргументации. Запишите синонимические ряды и афоризмы в тетрадь.

6.Слайд №9. Итак, мы сегодня готовимся по теме «Можно ли поражение в любви считать победой великого чувства?».

7.Слайд №10.Обратимся к алгоритму работы над сочинением.

? Сформулируйте главную мысль вашего сочинения?

--- ответы учащихся. Запись в тетрадь.

Слайд №11.

? О чём можно написать во вступлении по теме

«Можно ли поражение в любви считать победой великого чувства?»?

Слайд №12. ? Какой вид вступления целесообразнее выбрать?

--- ответы учащихся: аналитическое (рассуждение)

--- личностное (своё мнение)

--- цитатное (использование афоризмов, высказываний, пословиц и комментарии к ним).

Вступление читает заранее подготовленный ученик.

Слайд №13. Продолжаем работу по нашему алгоритму.

? К каким литературным текстам по данной теме можно обратиться?

--- ответы учащихся.

Слайд №14. А вот какие тексты предлагает ФИПИ.

Учитель: Слайды №15,16 . Так как мы завершили изучение «Грозы» А.Н.Островского в 10 классе и «Олеси» А.И.Куприна в 11 классе, то мы выберем именно эти произведения для сбора и обсуждения предположительной аргументации. С этой целью поработаем над пятью вопросами.

Слайд №17. ? В чём сила и слабость Катерины? Олеси?

Слайд №18. ? Чем стала любовь для Катерины? Олеси?

Слайд №19. ?Почему Катерина выбирает смерть?

?Почему Олеся отказывается от брака с возлюбленным и покидает его навсегда?

Слайд №20. ? Победила или потерпела поражение Катерина? Олеся?

Слайд №21. ?Почему потерпел поражение Борис? Тихон? Иван?

Учитель: Все ваши самостоятельные изложения собственных мыслей,суждений, переживаний на предложенную тему: «Можно ли поражение в любви считать победой великого чувства?» войдут в основную часть сочинения (Объём? – 5/6 от всего сочинения).

Слайды №22,23. Нам осталось обратиться к заключению.

--- чтение заключения подготовленным учащимся

Вывод: ? Насколько работа на уроке способствовала подготовке к сочинению, которое вы напишете дома?

Учитель: если вы обратитесь к цитатному виду заключения, тут как нельзя лучше подойдёт стихотворение Ф.Тютчева «Предопределение» (на мой взгляд, оно созвучно драме «Гроза» и повести «Олеся»).

Любовь, любовь – гласит преданье –

Союз души с душой родной –

Их соединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И … поединок роковой…

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец…

Домашнее задание:

Написать сочинение на тему: «Можно ли поражение в любви считать победой великого чувства?»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!