Открытый урок
Подготовка к итоговому сочинению по литературе
Направление «Победа и поражение»
Тема сочинения «Можно ли поражение в любви считать победой великого чувства?»
ФИО учителя: Лазицкене Татьяна Сергеевна
Тема урока: Подготовка к экзаменационному сочинению по литературе. Сочинение по блоку тем «Победа и поражение».
Форма проведения урока: урок - семинар
Тип урока: урок развития речи
Технология: групповая и индивидуальная деятельность
Деятельностная цель:
Формирование у учащихся деятельностных способностей к отбору и структурированию изученного материала по заданной теме и написанию сочинения.
Содержательная цель:
Подготовка к итоговой аттестации по литературе, расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов.
Задачи урока:
предметные
регулятивные
формировать умения ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, выполнять контроль, коррекцию, давать оценку своей работе
коммуникативные
личностные
Методы:
по характеру познавательной деятельности
репродуктивный;
частично-поисковый
по степени активности учащихся
по источнику знаний
стимулирования и мотивации
познавательные;
социальные;
эмоциональные
интеллектуальные
индуктивные
дедуктивные
сравнения
классификации материала
контроля и самоконтроля
по организации деятельности:
индивидуальные
групповые
фронтальные
Оборудование: презентация
Ход урока
1.Слайд №1. Обращение к ученикам 11 класса: За последние 2 месяца мы не раз обращались к написанию итогового сочинения по направлениям 2017 года: «Разум и чувства», «Честь и бесчестие». Сегодня мы не только сами будем готовиться к написанию сочинения, но и станем проводниками-помощниками для учеников 10 класса. Они впервые обратятся к обсуждению материалов для сочинения.
2.Слайд №2. Напомним, что сочинение – это самостоятельная письменная работа учащегося, изложение им самим собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений на заданную тему.
3.Слайд №3. Композиция сочинения
I. Вступление.
II.Основная часть.
1.Тезис, аргумент, микровывод.
2.Тезис, аргумент, микровывод.
III.Заключение.
4. Слайд №4. (Список направлений итогового сочинения - 2017)
5. Слайд №5. (Пояснение ФИПИ по данному направлению)
Сегодня мы поработаем по направлению «Победа и поражение». Оба слова – ключевые. Чтобы их осмыслить, обратимся к синонимическим рядам, афоризмам (Слайды № 6,7,8).
? Как понимаете каждое из слов?
--- ответы учащихся.
Эти материалы помогут вам в написании как вступления, так и аргументации. Запишите синонимические ряды и афоризмы в тетрадь.
6.Слайд №9. Итак, мы сегодня готовимся по теме «Можно ли поражение в любви считать победой великого чувства?».
7.Слайд №10.Обратимся к алгоритму работы над сочинением.
? Сформулируйте главную мысль вашего сочинения?
--- ответы учащихся. Запись в тетрадь.
Слайд №11.
? О чём можно написать во вступлении по теме
«Можно ли поражение в любви считать победой великого чувства?»?
Слайд №12. ? Какой вид вступления целесообразнее выбрать?
--- ответы учащихся: аналитическое (рассуждение)
--- личностное (своё мнение)
--- цитатное (использование афоризмов, высказываний, пословиц и комментарии к ним).
Вступление читает заранее подготовленный ученик.
Слайд №13. Продолжаем работу по нашему алгоритму.
? К каким литературным текстам по данной теме можно обратиться?
--- ответы учащихся.
Слайд №14. А вот какие тексты предлагает ФИПИ.
Учитель: Слайды №15,16 . Так как мы завершили изучение «Грозы» А.Н.Островского в 10 классе и «Олеси» А.И.Куприна в 11 классе, то мы выберем именно эти произведения для сбора и обсуждения предположительной аргументации. С этой целью поработаем над пятью вопросами.
Слайд №17. ? В чём сила и слабость Катерины? Олеси?
Слайд №18. ? Чем стала любовь для Катерины? Олеси?
Слайд №19. ?Почему Катерина выбирает смерть?
?Почему Олеся отказывается от брака с возлюбленным и покидает его навсегда?
Слайд №20. ? Победила или потерпела поражение Катерина? Олеся?
Слайд №21. ?Почему потерпел поражение Борис? Тихон? Иван?
Учитель: Все ваши самостоятельные изложения собственных мыслей,суждений, переживаний на предложенную тему: «Можно ли поражение в любви считать победой великого чувства?» войдут в основную часть сочинения (Объём? – 5/6 от всего сочинения).
Слайды №22,23. Нам осталось обратиться к заключению.
--- чтение заключения подготовленным учащимся
Вывод: ? Насколько работа на уроке способствовала подготовке к сочинению, которое вы напишете дома?
Учитель: если вы обратитесь к цитатному виду заключения, тут как нельзя лучше подойдёт стихотворение Ф.Тютчева «Предопределение» (на мой взгляд, оно созвучно драме «Гроза» и повести «Олеся»).
Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их соединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И … поединок роковой…
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец…
Домашнее задание:
Написать сочинение на тему: «Можно ли поражение в любви считать победой великого чувства?»