СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговое сочинение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к итоговому сочинению 2016-2017

Направления итогового сочинения

Новые направления 2016-2017 учебного года:  1) Разум и чувство 2) Честь и бесчестие 3) Победа и поражение 4) Опыт и ошибки 5) Дружба и вражда  

Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.  В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).  Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.  1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума. 2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.  3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.  4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.  5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.  При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:  → соответствие открытым тематическим направлениям; → обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения); → обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации); → нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке); → соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.); → ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений. 

Просмотр содержимого документа
«Итоговое сочинение»

Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе на допуск к ЕГЭ в 11 классе. 2015 – 2016 учебный год. Методические материалы по подготовке к написанию работы. Открытые тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года. В качестве первых четырех тематических направлений выбраны ключевые слова: «время», «дом», «любовь», «путь» . Пятое направление названо «Год литературы». Комментарии к пяти направлениям разработаны специалистами ФГБНУ «ФИПИ» и согласованы с председателем Совета Н.Д. Солженицыной.   

Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе на допуск к ЕГЭ в 11 классе.

2015 – 2016 учебный год.

Методические материалы

по подготовке к написанию работы.

Открытые тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года. В качестве первых четырех тематических направлений выбраны ключевые слова: «время», «дом», «любовь», «путь» . Пятое направление названо «Год литературы».

Комментарии к пяти направлениям разработаны специалистами ФГБНУ «ФИПИ» и согласованы

с председателем Совета Н.Д. Солженицыной.   

Работа должна соответствовать теме. Проанализируй тему перед написанием сочинения. 1. Анализ общих направлений. Прочитайте комментарии к каждому направлению, вычлените ключевые понятия. 2. Осмысление конкретных тем, предложенных для написания работы. Проанализируйте формулировку предложенной темы с учётом понятий, упомянутых в общем направлении, выберите материал для сочинения. Постройте ключевую фразу, которая ляжет в основу замысла работы.

Работа должна соответствовать теме.

Проанализируй тему перед написанием сочинения.

1. Анализ общих направлений.

Прочитайте комментарии

к каждому направлению, вычлените ключевые понятия.

2. Осмысление конкретных тем,

предложенных для написания работы.

Проанализируйте формулировку предложенной темы с учётом понятий, упомянутых в общем направлении, выберите материал для сочинения.

Постройте ключевую фразу,

которая ляжет в основу замысла работы.

« Время »  - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории , воспринимаемой во взаимодействии а) сиюминутного и вечного, б) реального и воображаемого, в) личного и всеобщего, г) прошлого и будущего. В центре рассуждения –  человек и время , общество и эпоха . 1. «Вишнёвый сад» А. П. Чехова как пьеса о прошлом, настоящем и будущем . 2. «Время не любит, когда его тратят впустую». 3. Жизнь слишком коротка, а время слишком драгоценно, чтобы тратить его на глупые ссоры. 4. Время может отнять у нас все, кроме любви. Эти герои смогли распорядиться драгоценным временем : они любили, дружили, сумели стать выше глупых ссор (или нет), служили людям …. , не тратили жизнь впустую (или нет).

« Время »  - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории , воспринимаемой во взаимодействии

а) сиюминутного и вечного, б) реального и воображаемого,

в) личного и всеобщего, г) прошлого и будущего.

В центре рассуждения – человек и время , общество и эпоха .

1. «Вишнёвый сад» А. П. Чехова как пьеса о прошлом, настоящем и будущем .

2. «Время не любит, когда его тратят впустую».

3. Жизнь слишком коротка, а время слишком драгоценно, чтобы тратить его на глупые ссоры.

4. Время может отнять у нас все, кроме любви.

Эти герои смогли распорядиться драгоценным временем : они любили, дружили, сумели стать выше глупых ссор (или нет), служили людям …. , не тратили жизнь впустую (или нет).

« Дом » - направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия , уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие « дом » позволяет говорить о а) единстве малого и большого, б) соотношении материального и духовного, в ) внешнего и внутреннего. 1. Дом как портрет души семьи. 2. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. 3. « Где любят нас - лишь там очаг родимый» (Д.Байрон) 4. Мир дома в литературном произведении. Герой этого произведения был счастлив (или нет), так как находился дома, имел дом и т.п. Мир его дома был прекрасен (или нет).

« Дом » - направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия , уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие « дом » позволяет говорить о а) единстве малого и большого, б) соотношении материального и духовного, в ) внешнего и внутреннего.

1. Дом как портрет души семьи.

2. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

3. « Где любят нас - лишь там очаг родимый» (Д.Байрон)

4. Мир дома в литературном произведении.

Герой этого произведения был счастлив (или нет), так как находился дома, имел дом и т.п. Мир его дома был прекрасен (или нет).

« Любовь » - направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций : а) родителей и детей, б) мужчины и женщины, в) человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком , облагораживающем и возвышающем человека , о её светлых и трагических сторонах . 1. Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит. 2. Настоящая любовь – бесценный дар. 3. «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский) 4. «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» (И.С. Тургенев) 5. Время может отнять у нас все, кроме любви.

« Любовь » - направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций : а) родителей и детей, б) мужчины и женщины, в) человека и окружающего его мира.

Речь пойдет о любви как явлении высоком , облагораживающем и возвышающем человека , о её светлых и трагических сторонах .

1. Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

2. Настоящая любовь – бесценный дар.

3. «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский)

4. «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» (И.С. Тургенев)

5. Время может отнять у нас все, кроме любви.

« Путь » - направление актуализирует    конкретное и символическое значение понятия « путь » , нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: а) от дорожных впечатлений б) к раздумьям о судьбе человека, в) образе его жизни, г) выборе цели и средств ее достижения. 1. Человек на дорогах истории. 2. «Либо я найду свой путь, либо проложу его сам» (Ф.Сидней) 3. Жизненные искания героя литературного произведения. 4.Нам дана возможность выбора, но не дано возможности избежать выбора. Таковы жизненные искания этого героя. Такой выбор герой делает в жизни.

« Путь » - направление актуализирует   конкретное и символическое значение понятия « путь » , нацеливая на нравственное и философское его осмысление.

Диапазон размышлений широк: а) от дорожных впечатлений

б) к раздумьям о судьбе человека, в) образе его жизни, г) выборе цели и средств ее достижения.

1. Человек на дорогах истории.

2. «Либо я найду свой путь, либо проложу его сам» (Ф.Сидней)

3. Жизненные искания героя литературного произведения.

4.Нам дана возможность выбора, но не дано возможности избежать выбора.

Таковы жизненные искания этого героя.

Такой выбор герой делает в жизни.

« Год литературы » – пятое направление. I. Выбор темы связан с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена. II. Тема предполагает обращение к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках.

« Год литературы » – пятое направление.

I. Выбор темы связан с проводимым

в 2015 году в России чествованием литературы

как величайшего культурного феномена.

II. Тема предполагает обращение к читателю, проживающему очередной год своей жизни

с книгой в руках.

Проанализируйте формулировку предложенной темы. Этот вечный вопрос поднимает автор этой книги. I.  Вечные вопросы на страницах книг. “ Художник должен чувствовать вечность и в то же время быть современным” (Михаил Пришвин) «Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению » ( Ф.Бэкон) Друзья мои - книги. II. « Хорошая книга - это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро» ( Ф.Абрамов)  Эта книга является источником добра, втекающего в душу.

Проанализируйте формулировку предложенной темы.

Этот вечный вопрос поднимает автор этой книги.

I.

Вечные вопросы на страницах книг.

Художник должен чувствовать вечность и в то же время быть современным” (Михаил Пришвин)

«Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению » ( Ф.Бэкон)

Друзья мои - книги.

II.

« Хорошая книга - это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро» ( Ф.Абрамов)

Эта книга является источником добра, втекающего в душу.

Великая книга ХIХ века (ХХ века) «Только одна литература неподвластна власти тления. Она одна не признаёт смерти » (М.Е. Салтыков - Щедрин) «Рукописи не горят» (М.Булгаков) Истина, открытая автором этой книги, вечна, она прошла сквозь время.

Великая книга ХIХ века (ХХ века)

«Только одна литература неподвластна власти тления. Она одна не признаёт смерти »

(М.Е. Салтыков - Щедрин)

«Рукописи не горят» (М.Булгаков)

Истина, открытая автором этой книги, вечна, она прошла сквозь время.

«Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их» ( Рэй Брэдбери) Нужная книга. Не читать книги – значит обеднять себя, губить (и т.п.) Эту книгу нельзя не прочитать

«Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их» ( Рэй Брэдбери)

Нужная книга.

Не читать книги – значит обеднять себя, губить

(и т.п.) Эту книгу нельзя не прочитать

Обратись к своему читательскому опыту!

Обратись к своему читательскому опыту!

Раскрой тему с привлечением литературного материала. Кто\ что\ почему делает? (конкретный герой, его поступки, пояснение причин поступков) К1. Это работа на другую тему. Замысел не прослеживается. К2. Даны общие слова без конкретного литературного материала. Это пересказ или переписывание текста без комментирования. НЕЗАЧЁТ

Раскрой тему с привлечением литературного материала.

Кто\ что\ почему делает?

(конкретный герой, его поступки, пояснение причин поступков)

К1. Это работа на другую тему. Замысел не прослеживается.

К2. Даны общие слова без конкретного литературного материала.

Это пересказ или переписывание текста без комментирования.

НЕЗАЧЁТ

Сочинение по выбранной теме. I.Заявленная во вступлении тема. Формулировка темы. II. Раскрытие темы: аргументация + тезис.  Каждый аргумент замыкает  (или открывает) тезис по теме .      III. Выводы по теме.   Не теряй красную нить темы!

Сочинение по выбранной теме.

I.Заявленная во вступлении тема. Формулировка темы.

II. Раскрытие темы: аргументация + тезис.

Каждый аргумент замыкает

(или открывает) тезис по теме .

III. Выводы по теме.

Не теряй красную нить темы!

Пробный вариант. 1. Самый лучший завтрашний день не вернёт вчерашнего (китайская пословица). 2. Дом   –  прекрасная мечта о счастье. 3. Должен ли тот, кто любит, разделять участь того, кого он любит. 4. «Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека» (Д.С.Лихачёв) 5. Хорошая книга — это подарок, завещанный автором человеческому роду.

Пробный вариант.

1. Самый лучший завтрашний день не вернёт вчерашнего (китайская пословица).

2. Дом   –  прекрасная мечта о счастье.

3. Должен ли тот, кто любит, разделять участь того, кого он любит.

4. «Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека» (Д.С.Лихачёв)

5. Хорошая книга — это подарок, завещанный автором человеческому роду.

Самый лучший завтрашний день не вернёт вчерашнего. Этот герой во имя завтрашнего дня (вот так) утратил лучшее , т.к. не понимал его значимости. Этот герой тосковал по ушедшему счастью, так как… «А счастье было так возможно, так близко» Онегин - Татьяна Ионыч - Котик Обломов - Ольга Художник - Мисюсь N - Ася

Самый лучший завтрашний день не вернёт вчерашнего.

Этот герой во имя завтрашнего дня (вот так) утратил лучшее , т.к. не понимал его значимости.

Этот герой тосковал по ушедшему счастью, так как…

«А счастье было так возможно, так близко»

Онегин - Татьяна

Ионыч - Котик

Обломов - Ольга

Художник - Мисюсь

N - Ася

Дом   –  прекрасная мечта о счастье. Этот герой имел, обрёл, так и не нашёл, потерял свой дом = счастье. Обломов Базаров Ростовы, Болконские Дом с мезонином – дома Ионыча Квартира на Пречистенке. Подвал, похожий на пещеру.

Дом   –  прекрасная мечта о счастье.

Этот герой имел, обрёл, так и не нашёл, потерял свой дом = счастье.

Обломов

Базаров

Ростовы, Болконские

Дом с мезонином – дома Ионыча

Квартира на Пречистенке.

Подвал, похожий на пещеру.

«Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека» (Д.С.Лихачёв) Должен ли тот, кто любит, разделять участь того, кого он любит. Да, должен . Этот герой любил по настоящему и всегда разделял участь того, кого любил (вот так)… Этот герой во так следовал путём добра. Это был самый приемлемый путь. А этот герой выбрал путь, не приемлемый для человека. Этот герой не был способен на высокое чувство… Печорин Христианская любовь Сони Мармеладовой Наташа Ростова, Пьер Безухов Агафья Пшеницына Николай Плужников Гринёв – Маша Родители Маши

«Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека» (Д.С.Лихачёв)

Должен ли тот, кто любит, разделять участь того, кого он любит.

Да, должен . Этот герой любил по настоящему и всегда разделял участь того, кого любил (вот так)…

Этот герой во так следовал путём добра. Это был самый приемлемый путь. А этот герой выбрал путь, не приемлемый для человека.

Этот герой не был способен на высокое чувство…

Печорин

Христианская любовь

Сони Мармеладовой

Наташа Ростова, Пьер Безухов

Агафья Пшеницына

Николай Плужников

Гринёв – Маша

Родители Маши

Материалы разработаны учителем русского языка и литературы МБОУ СШ № 4 г. Иваново Сыско Ириной Владимировной

Материалы разработаны

учителем русского языка и литературы МБОУ СШ № 4 г. Иваново

Сыско Ириной Владимировной


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!