СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поддержка и развитие чтения в современной школе Выступление на читательской конференции

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своем выступлении я предлагаю не только своим коллегам, но и всем тем, кто обеспокоен снижением уровня читательской культуры детей и подростков, познакомиться с опытом работы по поддержке и развитию чтения в нашей школе.

Просмотр содержимого документа
«Поддержка и развитие чтения в современной школе Выступление на читательской конференции»

Поддержка и развитие чтения в современной школе

Дорогие участники сегодняшней встречи!

Я являюсь учителем русского языка и литературы школы Тутти Центрального района Санкт – Петербурга. В своем выступлении я предлагаю не только своим коллегам, но и всем тем, кто обеспокоен снижением уровня читательской культуры детей и подростков, познакомиться с опытом работы по поддержке и развитию чтения в нашей школе.

В Концепции поддержки и развития чтения в Санкт – Петербурге, разработанной в целях повышения образовательного и культурного уровня жителей нашего города, говорится, что современные исследования отмечают падение интереса к чтению как в Санкт – Петербурге, так и в России в целом. По данным социологических исследований, 37% россиян не читают книг вообще, а 52% не покупают газет и журналов. «В современных условиях книга как объект культуры, источник знаний, накопленного поколениями опыта, духовных идеалов, формирующий общее культурное и языковое пространство, интеллектуальную преемственность поколений, утрачивает свою роль», - выражают обеспокоенность авторы концепции. Международные исследования показали, что Россия по грамотности и уровню чтения занимает 28 место среди 32 развитых стран мира. И это та страна, которую мы когда-то называли самой читающей в мире. Весь прошлый век наша страна по праву гордилась титулом "самой читающей в мире". Согласно недавнему опросу Фонда "Общественное мнение", только одна треть опрошенных жителей Санкт – Петербурга имеют в своих домах и квартирах более или менее солидные собрания художественной литературы (как минимум несколько десятков), для трети опрошенных собственная библиотека остается лишь чертой домашнего интерьера.

Что такое книга для современного ребенка или молодого человека? Как в таких условиях заинтересовать ребенка книгой? Как помочь открыть мир чтения?

Основным организатором работы, способствующей вовлечению детей и подростков в процесс чтения, формированию интереса к книге, любви к литературе остается школа. На учительские плечи возлагается огромная задача и большая ответственность.

В прошлом году мы провели собственное исследование, чтобы определить уровень читательского интереса современных школьников. Исследовательская группа, состоящая из старшеклассников, составила вопросы и провела анкетирование. Данные, полученные в результате обработки, легли в основу нового исследования, посвященного отношению к чтению в школе «Тутти».

Отношение к чтению – важная характеристика, свидетельствующая о позитивном отношении ребят к чтению. В среднем около 90% учеников нашей школы любят читать. На некоторых анкетах были пометки, например, такого содержания: «Люблю, но не хватает времени». Это объяснимо. Во – первых, чем ученик становится старше, тем больше чтение превращается в «деловое», необходимой литературы. Во – вторых, из – за большой загруженности (наша школа с углубленным изучением предметов музыкального цикла) на чтение любимых книг не остается времени.

На вопрос, «Какой источник информации Вы предпочитаете?», проведённый анализ показал, что первое место по значимости учащиеся отдают книге и лекциям преподавателя, на втором – интернет. Большинство опрошенных предпочитают в качестве источника информации книгу (ок. 60%).

Согласно нашим исследованиям, преобладающая часть детей и подростков продолжает читать, не ограничиваясь только школьной программой. Выбор книг самый разнообразный – фантастика, детективы, классика, поэзия, историческая проза. В среднем на чтение ученик тратит от одного до двух часов, и лишь пятая часть опрошенных на чтение тратит менее часа в день. Около 80% учеников признались, что любовь к чтению поддерживается в их семьях. Почти у 60% опрошенных сохраняется традиция обсуждать прочитанное с членами семьи. Больше 40% семей покупают книги, следят за появлением книжных новинок.

Таким образом, большая часть школьников – это читающие дети и подростки. Принято считать, что любят читать в свободное время преимущественно дети младшего школьного возраста, а чем старше становится ученик, тем меньше времени он тратит на чтение и тем меньше любит читать. Приятно осознавать, что именно самые старшие ребята школы, одиннадцатиклассники, показали одни из самых высоких результатов по положительному отношению к книге и культуре чтения в целом. И , наверное, не случайно.

В нашей школе уже в течение 13 лет проходит интереснейшее мероприятие – День чтения в школе «Тутти». Из общешкольного внеклассного мероприятия День чтения превратился в настоящий социально – ориентированные проект, направленный на повышение престижа чтения среди учеников школы «Тутти».

Цели и задачи проекта:

- поддержка чтения как одного из общекультурных процессов развития, влияющих на формирование личности человека;

- стимулирование интереса к книге и чтению;

- привлечение внимания к проблемам читательской культуры учащихся нашей школы;

- формирование общественного мнения в пользу чтения.

Еще в октябре 2008 года в нашей школе впервые состоялся первый литературный фестиваль «Читаем вместе», посвященный читательской культуре петербургских семей. В рамках фестиваля проходили самые различные мероприятия: конкурсы творческих работ, фоторепортажей , посвященных семейным библиотекам наших ребят, конкурсы рисунков и эмблем семейных библиотек, конкурс читательских дневников, а также экскурсии по литературным местам Санкт – Петербурга, путешествие в Пушкинские горы и в старый Псков, праздник, посвященный Дню рождения Лицея, участие ребят нашей школы в Лермонтовских чтениях, организованных Центральной библиотекой им. М. Ю. Лермонтова. Результатом работы стала публикации в сборнике творческих работ «Наш дом Россия» 12 эссе и сочинений ребят нашей школы, посвященных чтению.

С тех пор на протяжении 13 лет в нашей школе не прерывается работа по поддержке чтения, развитию читательского интереса детей и подростков. Каждый год в октябре – ноябре мы проводим так называемый День чтения в школе «Тутти», когда все школьное пространство превращается в территорию чтения. Лозунг нашего мероприятия ««Тутти» - читающая страна!», и мы все – и дети, и педагоги, и родители – становимся участниками одного общего дела.

С годами проведено множество мероприятий, экскурсий, библиотечных уроков, выставок, встреч с петербургскими поэтами и писателями. За это время дети стали победителями различных конкурсов детского литературного творчества, выступали с чтением своих произведений на разных площадках города, участвовали в исследованиях, посвященных проблемам чтения, выступали переводчиками разных авторов, опубликовывали свои работы в газете «5 углов», в детском журнале «Чтение – классное увлечение» и многое другое.

Кабинет литературы нашей школы не случайно носит имя замечательного русского ученого, публициста и общественного деятеля Д. С. Лихачева. В день рождения Д. С. Лихачева талантливые ученики нашей школы принимают участие в Лихачевских чтениях Гуманитарного университете профсоюзов, представляя свои творческие работы.

Программа Дня чтения всегда разнообразна и обращена к обучающимся разных возрастных групп: исследовательская работа, конкурсная работа (конкурс рисунков «Портрет литературного героя», плакатов о пользе чтения, эмблем Дня чтения в школе, читательских дневников, конкурс «Читатель года», «Самый читающий класс», «Поэт года», конкурс сочинений, эссе, литературные викторины, фоторепортаж «Тутти – читающая страна», читательская конференция, традиционная акция «Книги в подарок» (библиотека продленного дня), тематические беседы и библиотечные уроки, экскурсии по литературным местам города. Последние 5 лет мы заканчиваем каждый учебный год концертом, состоящим из литературных и музыкальных произведений, продуманных детьми – участниками проекта «Я пишу и сочиняю». Ребята читают стихи собственного сочинения, отрывки из своей прозы, исполняют музыкальные номера собственного сочинения.

В этом году День чтения был посвящен Международному дню школьных библиотек. Многое изменилось в деятельности современных школьных библиотек. С появлением новых информационных технологий стали активно использоваться электронные учебники и пособия. Формируется новая информационная культура. Теперь школьная библиотека преобразуются в новую информационную среду, позволяющую работать с любого вида информацией – аудио-, видео-, электронной, мультимедийными программами. Основная же роль школьной библиотеки – обеспечение информацией учебного процесса – остается неизменной. Школьная библиотека – интеллектуальный центр всей школы.

24 октября в школе появились красочные газеты. В одной из них был представлен материал о роли, которую выполняют школьные библиотеки сегодня, являющиеся информационным сердцем школы. В других рассказывалось об участии ребят в различных акциях, конкурсах и мероприятиях, проходивших накануне Дня чтения. Здесь же был представлен интересный материал, собранный редакторской группой: «100 самых читаемых книг 2020 года», «Лучшие книги 2020 года», «История литературной антипремии «Абзац», «А знаете ли вы…». Организована выставка рисунков «Портрет литературного героя», выставка плакатов о пользе чтения, представлены эмблемы Дня чтения. Оформлены тематические стенды.

Конференция старшеклассников «Проблемы читательской культуры современной России» прошла в этом году в онлайн режиме была и посвящена обсуждению вопросов состояния читательской культуры не только в нашей школе, но и стране в целом. В заседании «круглого стола» приняли участие старшеклассники, библиотекарь, учителя – словесники. Основной вопрос, обсуждаемый участниками конференции «Почему сегодня Россия не самая читающая страна в мире? Можно ли вернуть былую славу т.н. Книжной державы?».

Ребята высказывали свою точку зрения, пытались анализировать. Многие уверены в абсолютной универсальности Интернета, считают, что в нем можно найти информацию на любую тему. Достоинствами Интернета ребята считают то, что в нем они могут легко найти интересующую их информацию, что Интернет экономит их время на подготовку к занятиям, что Интернет делает их школьные занятия гораздо более интересными, чем раньше. Но в век компьютеризации дети по – прежнему хотят читать книгу, держать ее в руках и ощущать запах типографской краски.

Активное участие учеников нашей школы в проекте показало, что ребята признают ценность книги. Молодежь не перестает читать. По некоторым высказываниям можно судить о том, что интерес к книгам, периодике, публикациям и авторам, напротив, растет. Большинство ребят не только любят читать, но и постоянно обновляют свои домашние библиотеки, неплохо разбираются в творчестве современных авторов, следят за появлением книжных новинок. А в заключении старшеклассники – организаторы представили свой видео – ролик «Читать не вредно. Вредно – не читать!», который стал скорее не примером социальной рекламы, а явился обращением к еще пока маленьким читателям с призывом поддерживать и развивать интерес к книге.

Проделывается огромная творческая и исследовательская работа, которая уже давно вышла за рамки названия внеурочной деятельности учителя по предмету. Активное участие наших детей во всех мероприятиях, посвященных поддержке и развитию чтения, их желание, их горящие глаза являются доказательством правильности выбора нашего пути в решении такой актуальной проблемы, как повышение уровня читательской культуры современной молодежи.



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!