Тема «Почва и ее состав».
Цель:
познакомить с почвой как верхним плодородным слоем земли; выяснить основной состав почвы
Задачи:
- формирование представления о почве, о составе и свойствах.
- развивать умения работы с научным текстом: поиск информации и получение ответов на вопросы,
- выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой,
- делать выводы на основе проведенных опытов,
- воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе
Формулирование темы урока. Многозначность слова «земля».
– Посмотрите внимательно и скажите, что видит космонавт в иллюминаторе? (Земля – название нашей планеты, на которой мы живем)
– Почему с заглавной буквы? (Имя собственное)
– “Матрос крикнул: Земля! Земля!”
О чем сообщил матрос? Как вы понимаете значение слова – земля? (Земля – суша, как противоположность водному и воздушному пространству)
- Я предлагаю вам загадку. Есть на нашей планете чудесная кладовая. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – выкопаешь много. Крошечное семечко превращается в огромный арбуз. Срежешь в лесу грибы, а они вырастают снова. Тоненький росток превращается в прекрасный цветок. Горстка семян делается большой грудой огурцов, моркови, сладких ароматных фруктов и ягод. Что же это за чудесная кладовая? (земля)
– Слово «земля» имеет много значений – оно многозначное. Земля, на которой произрастают растения, называется – почва.
– Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит.
Исследовательская деятельность.
- А для этого мы побудем исследователями. Кто такие исследователи? (кто узнает все новое, исследует)
- Мы сегодня работаем в группах и должны не забывать основные правила групповой работы: выслушивать все мнения, не перебивая, все обсуждения проходят шепотом.
– Для чёткости нашей работы каждый из вас получил лист, куда будет записывать результаты наблюдений. В конце урока вы должны вклеить эти листы себе в тетрадь.
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ 1. Названия предмета исследования ______________________________________(почва) 2. Цвет ______________________________________________________________(коричневый) 3. Слой земли ________________________________________________________(верхний) 4. Основное свойство _________________________________________________(плодородие) 4. Состав |
- Что мы исследуем сегодня? (почву)
- Я принесла почву со своего огорода на урок.
- Разрыхлите ее палочкой. Рассмотрите внимательно. Какого она цвета? (черного, темно – коричневого)
- Ответьте на вопрос, когда люди что-то сажают, они закапывают семена на небольшую глубину или наоборот, как можно глубже? (на небольшую)
- Значит это какой слой земли? (верхний)
- Кто попробуем сформулировать правило, что такое почва? (Почва – верхний слой земли)
- Внесите слово «верхний» в лист наблюдений.
- Теперь опытным путем выясним состав почвы.
Опыт 1.
Опустите в стакан с водой комочек сухой почвы. Чем объясняется появление пузырьков воздуха? О чём свидетельствует опыт? (Вывод: в состав почвы входит воздух).
- Внесите слово «воздух» в таблицу «Состав почвы».
- Зачем воздух в почве? (помогает растениям жить, ведь мы знаем, что растению для жизни нужны солнечный свет, вода, минеральные соли и воздух)
Опыт 2.
– Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы (1 ложку) и сильно сожмем (на столе).
– Что осталось на салфетке? (Влажное пятно)
- Почему оно появилось? (в почве была вода)
- Внесите слово «вода» в таблицу «Состав почвы».
– Зачем в почве вода? (Вода – вещество, необходимое для жизни растений)
Опыт 3.
– А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы.
– Какая стала вода? (Мутная).
– Это о чем говорит? (Некоторые вещества растворились, а некоторые нет. На поверхности воды видим мусор, остатки листьев, насекомых)
– Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина)
– Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина)
- Внесите слова «песок и глина» в таблицу «Состав почвы».
- Зачем почве нужны песок и глина?
Песок – хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха к корням.
Глина хорошо удерживает воду.
Опыт 4.
Рассмотрите почву с помощью лупы. Что вы наблюдаете? (есть остатки корешков, листьев растений, части тел насекомых и других мелких животных).
- Перегнившие остатки корешков, листьев растений, части тел насекомых и других мелких животных образуют перегной.
- Внесите слово «перегной» в таблицу «Состав почвы».
- Перегной необходим почве, т.к. повышает ее плодородие. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Давайте слово плодородие разберем по составу, выделив его корни (плод и род)
- Как вы понимаете слово плодородие (родится много плодов)
- Плодородие – это главное свойство почвы. Внесите наш вывод в лист наблюдений.
- Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов разрушаются растительные и животные останки превращая их в перегной. Учёные установили, что в 1 г почве может быть 1— 5 млрд. микроорганизмов. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. Но поглотить соли растения могут только с водой. Какое свойство воды здесь мы вспомним? (Вода – растворитель). А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с останками растений и животных – снова в почву. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.
- Внесите слова «микробы и соли» в таблицу «Состав почвы».
- Давайте сделаем вывод, что же входит в состав почвы?
Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, вода, остатки растений, перегной, соли, живые организмы (микробы).
Наука о почве.
- Ребята, а вы знаете, что есть наука, которая изучает почву?
-Как вы думаете, что это за наука?
-Это наука о почвах - почвоведение.
Ее основоположником, создателем был русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он говорил, что почва для нас дороже золота.
- Как вы думаете, почему он считал почву дороже золота? (Без золота прожить можно, а без почвы нет).
- Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Почему ее так называли? (много съедобных растений, лекарственных, грибов)
- Если бы поверхность нашей Земли не была бы покрыта почвой, человек не смог бы на ней существовать. Без почвы не было бы растительности, и человек и животные не смогли бы добыть себе пищу.
- Люди всегда бережно относились к земле. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Складывали о ней стихи, песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда и она будет нас радовать богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
Закрепление.
- Сейчас я предлагаю для закрепления сегодняшнего материала группам выполнить задания.
1. Решить кроссворд. Внимательно читайте задания и вносите ответы в клетки по горизонтали. Если вы ответили правильно, то в голубых клетках по вертикали у вас получится слово.
2. Работа с текстом.
Кактусы любят почву рыхлую, хорошо пропускающую воду. Они быстро растут и нуждаются в плодородной почве. Выбери подходящий состав смеси.
Ответ: в соответствии с потребностями кактуса нужно увеличить количество песка. Т.к. кактусы быстрорастущие, им надо больше перегноя. Т.о. подходит состав №3.
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ 1. Названия предмета исследования ______________________________________ 2. Цвет ______________________________________________________________ 3. Слой земли ________________________________________________________ 4. Основное свойство _________________________________________________ 4. Состав |
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ 1. Названия предмета исследования ______________________________________ 2. Цвет ______________________________________________________________ 3. Слой земли ________________________________________________________ 4. Основное свойство _________________________________________________ 4. Состав |
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ 1. Названия предмета исследования ______________________________________ 2. Цвет ______________________________________________________________ 3. Слой земли ________________________________________________________ 4. Основное свойство _________________________________________________ 4. Состав |
| Кактусы любят почву рыхлую, хорошо пропускающую воду. Они быстро растут и нуждаются в плодородной почве. Выбери подходящий состав смеси. |
| Кактусы любят почву рыхлую, хорошо пропускающую воду. Они быстро растут и нуждаются в плодородной почве. Выбери подходящий состав смеси. |
| Кактусы любят почву рыхлую, хорошо пропускающую воду. Они быстро растут и нуждаются в плодородной почве. Выбери подходящий состав смеси. |
| Кактусы любят почву рыхлую, хорошо пропускающую воду. Они быстро растут и нуждаются в плодородной почве. Выбери подходящий состав смеси. |
| Кактусы любят почву рыхлую, хорошо пропускающую воду. Они быстро растут и нуждаются в плодородной почве. Выбери подходящий состав смеси. |
| Земля, кормилица ты наша, Мы каждый день с тобой живем, И нет плодов вкусней и слаще, Чем с почвы мы твоей берем. Земля, кормилица ты наша, Даруй всегда нам благодать. И пусть твоя земная чаша Нам силы будет прибавлять. |