Введение
Ещё в глубокой древности люди начали обращать внимание на связь между почерком и характером. Почерк – это основа нашей жизни. Мы пишем дома, на работе, в школе, и по качеству почерка судят о нас самих. От почерка зависит многое: и восприятие самого себя, и как нас видят окружающие, и оценки в школе, и самооценка, и характер. А ведь почерк каждого человека абсолютно индивидуален. И хотя на протяжении жизни манера письма меняется, так как изменяются обстоятельства жизни и физическое развитие человека, в почерке, как и в поведении, и в речи раскрывается внутренний мир человека, особенности воспитания, обучения, умственные способности.
Оказывается, существует даже целая наука – графология, которая изучает законы зависимости между почерком и личностью, характером человека.
Графология (от др. греч. γράφω — «пишу» и λόγος — «учение») — это учение, согласно которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности.
Цель нашего исследования: дать характеристику учащихся 9 класса, руководствуясь теорией зависимости почерка от характера человека.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
- познакомиться с наукой графологией;
- изучить основные закономерности графологического анализа;
- проанализировать почерк учащихся 9 класса;
-на основе наблюдений и анкетирования установить процент достоверности полученных результатов.
Актуальность: Мы считаем, что тема нашего исследования интересна и актуальна, так как в современной школе существуют проблемы с почерком, например, его неразборчивость. Всех учащихся в начальной школе обучают писать одинаково, но спустя некоторое время, большинство ребят начинают писать по-разному и, таким образом, проявляют свои индивидуальные черты характера.
Гипотеза: характер человека можно определить по его почерку.
Объект исследования: почерк девятиклассников, участвующих в эксперименте.
Предмет исследования: взаимосвязь почерка и личностных характеристик человека.
Методы исследования: наблюдение, опрос, сравнительный анализ.
Исследование и его результаты.
Пользуясь данной информацией, мы начали анализ почерков учащихся 9 класса (6 человек) и получили следующие результаты:
а) Почерк учащихся 9 класса:
№ | Особенности почерка | Ф.И. учащихся | Количество учащихся |
| Крупный | | 3 |
| Мелкий | | 2 |
| Разборчивый и аккуратный | | |
| Буквы отделены друг от друга | | 1 |
| Слитные буквы | | 3 |
| Сильный нажим | | 1 |
| Небольшое расстояние между словами | | 1 |
| Небольшой наклон вправо | | 2 |
| Сильный наклон вправо | | |
| Небольшой наклон влево | | 1 |
| Вертикальные буквы | | 1 |
| Округлые буквы | | 1 |
| Угловатые буквы | | 1 |
| Пробелы на концах строк | | 1 |
| Беглый и размашистый почерк | | 2 |
| Строки идут вниз | | |
| Волнообразные строки | | 1 |
б) Черты характера учащихся 9 класса
№ | Черты характера | Количество учащихся |
| Коммуникабельный, энергичный | 3 |
| Сдержанный, осмотрительный | 5 |
| Легко ориентируется в незнакомой обстановке | 6 |
| Спокойный, уравновешенный, ровный в отношениях | 5 |
| Слабая воля | 1 |
| Хорошая стрессоустойчивость | 5 |
| Критичный, склонный к проявлению силы | 2 |
| Осторожный | 2 |
| Бодрый, энергичный (оптимист) | 6 |
| Постоянно в угнетённом состоянии (пессимист) | 0 |
| Целеустремлённый и настойчивый, стремится быть первым | 2 |
| Упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение | 1 |
| Добрый и отзывчивый | 6 |
| Эгоист, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают | 1 |
| Открытые в общении | 4 |
Соединив сходные черты характера, мы составили характеристику класса. Получилось, что в классе: коммуникабельных, энергичных, уверенных в себе – 50%, осмотрительных – 90 %, уравновешенных в отношениях – 90 %, стрессоустойчивых – 90 %, упрямых – 10 %, отзывчивых – 100%.
Далее мы решили определить процент достоверности полученных результатов, руководствуясь анкетированием и наблюдением. Учащимся предлагалось записать фамилии одноклассников, обладающих предложенными качествами.
в) Анализ анкеты
№ | Черты характера | Ф.И. учащихся |
| Коммуникабельный, энергичный | |
| Сдержанный, осмотрительный | |
| Легко ориентируется в незнакомой обстановке | |
| Спокойный, ровный в отношениях, уравновешенный | |
| Слабая воля | |
| Хорошая стрессоустойчивость | |
| Критичный, склонный к проявлению силы | |
| Осторожный | |
| Бодрый, энергичный (оптимист) | |
| Постоянно в угнетённом состоянии (пессимист) | - |
| Целеустремлённый и настойчивый, стремится быть первым | |
| Упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение | |
| Добрый и отзывчивый | |
| Эгоист, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают | |
| Открытые в общении | |
Затем мы решили определить процент совпадения на основе наблюдений и составили следующую таблицу:
г) Характеристика учащихся класса по анализу почерка
№ | Ф.И. учащихся | Черты характера ( по почерку) | Совпадения (по наблюдениям) |
1. | Иванова Милена | Коммуникабельная, но осторожная, спокойная, уравновешенная и ровная в отношениях, добрая и отзывчивая, собственные интересы ставит выше групповых. | совпадает |
2. | Уваров Игорь | Коммуникабельный, энергичный, эмоциональный, самолюбивый, неуравновешенный, со скрытым миром чувств, частая смена настроения, может быть критичным, упрямым. | совпадает |
3. | Михайлова Нария | Коммуникабельная, но осторожная, спокойная, самостоятельная, уравновешенная и ровная в отношениях, добрая и отзывчивая, неохотно берётся за дело, но, начав, доводит до конца. | совпадает |
4. | Яковлев Витя | Спокойный, сдержанный, добрый и отзывчивый, но слабая субординация, отсутствие решительности и инициативы, частая смена настроения. | Совпадает частично |
5. | Николаев Саша | Слабая воля, сдержанный, скрытный, осмотрительный, целеустремлённый и настойчивый, упрямый, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают. | Совпадает |
6. | Осипова Таня | Коммуникабельная, но осторожная, спокойная, уравновешенная и ровная в отношениях, добрая и отзывчивая, собственные интересы ставит выше групповых, оптимист. | Совпадает |
Из числа учащихся в классе определено 12 совпадений характера (на основе наблюдения) и почерка. Конечно, мы не опытные графологи, но если проявить некоторую наблюдательность, то можно за почерком увидеть живого человека.
Заключение
В ходе нашего исследования мы убедились, что почерк – отражение нашего внутреннего мира, сущности, особенностей характера, темперамента, отношения к миру и, конечно же, отношения к самому себе. Стоит помнить об этом даже тогда, когда пишете простую записку. Видимо, и впрямь почерк – это своеобразный «слепок» личности.
Проанализировав теоретические работы, посвященные анализу почерка, я выяснила, насколько изучен данный вопрос в современной литературе, с помощью руководителя исследовала почерк девятиклассников, обобщила результаты анкетирования и пришла к следующим выводам:
Основы почерка закладываются в детстве.
На четкость почерка влияют наклон, скорость, форма букв, величина интервалов между словами и буквами.
У каждого человека – свой почерк, который характерен только для него. Наши почерки индивидуальны, как и отпечатки пальцев. Значит, и характеры у нас разные, что я и доказала при исследовании почерка ребят.
По мнению графологов, существует прямая связь между почерком и психологическими качествами личности. Действительно, все мы знаем, что почерк – это и «визитная карточка», и удивительно присущая человеку форма общения, «письменный голос» его обладателя. У одних он приятный, располагающий к общению, гармоничный, у других – некрасивый, отталкивающий, вызывающий антипатию.
Мода на красивый почерк не изменится во все времена. Поэтому вполне естественно, что красиво написанные работы не только всегда улучшают оценки ученика и способствуют повышению статуса в классе и в школе, но и укрепляют в нем веру в успешный результат своего труда. А это, в свою очередь, дает положительный психологический заряд всей последующей жизни, что многократно увеличивает вероятность получения хорошей работы.
Выполнила: Сивцева Кристина, ученица 11 класса
Руководитель: Винокурова Д.Н., учитель русского языка и литературы
Список литературы
Инесса Гольдберг Психология почерка. АСТ, 2008
Исаева Е.Л. Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку. Рипол Классик , 2010
Соломевич В. И. Почерк и характер. Харвест, 2009
4. Белов, Н. В. Современная энциклопедия для мальчиков: учебное пособие / Н. В. Белов. Современный литератор, 1999. – 223 с.
5. Щеголев И. В. 16 типов личности. Почерк и характер человека: учебное пособие / И. В. Щеголев. СПб. : Питер, 2007. -160 с.
6. http://www.excelion.ru/nauka-i-obrazovanie/psihologija/o-chem-mozhet-rasskazat-pocherk-.html
7. http://blogs.mail.ru/mail/alex-dr.yakovlev/31A58B633A254C0F.html