СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

По следам межкультурной коммуникативной этики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В юношеском возрасте проблема использования в речи ненормативной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростков бранные слова – это протест, неподчинение общественным табу,  проявление независимости. В этой связи важно показать обучающимся ошибочность такого суждения, обосновать необходимость искоренения вируса сквернословия в их среде и сформировать культуру речи у подрастающего поколения.

Просмотр содержимого документа
«По следам межкультурной коммуникативной этики»













__________Духовное и нравственное воспитание__________

Тематическое направление

________По следам межкультурной коммуникативной этики_____

Тема методической разработки




Автор: Бабухина Инна Николаевна, учитель

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №59имени ветерана Великой

Отечественной войны дважды Героя

Советского Союза подполковника

Григория Михайловича Мыльникова»

города Курска







2022 год

1. Пояснительная записка

1.1. Тематическое направление: духовное и нравственное воспитание.

1.2. Тема воспитательного мероприятия: «По следам межкультурной коммуникативной этики».

Актуальность:

В юношеском возрасте проблема использования в речи ненормативной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростков бранные слова – это протест, неподчинение общественным табу, проявление независимости. В этой связи важно показать обучающимся ошибочность такого суждения, обосновать необходимость искоренения вируса сквернословия в их среде и сформировать культуру речи у подрастающего поколения. Кроме того, мы живем в поликультурном обществе, и как представители русской культуры должны уметь выстраивать межкультурную коммуникацию согласно языковым нормам.

1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия: методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на обучающихся старшей школы.

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя:

Методическая разработка воспитательного мероприятия «По следам межкультурной коммуникативной этики» играет важную роль в системе работы классного руководителя. Разработка помогает воспитывать у школьников уважительное отношение к своей и чужой культуре, развивает культуру речи и коммуникации на родном и иностранном языке.

1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия:

   Цель: способствовать формированию культуры речи средствами межкультурной коммуникации.

Задачи:

- информировать обучающихся о проблеме сквернословия;

- определить личностное отношение подростков  к проблеме сквернословия, обозначить причины распространения нецензурных слов в подростковой среде;

- сформировать активную жизненную позицию для противостояния сквернословию;

- поддержать у обучающихся интерес к межкультурным коммуникациям;

- сформировать навыки сотрудничества;

- воспитывать отрицательное отношение школьников к порокам человечества.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

- самостоятельно определять, какая информация нужна для решения учебной задачи, делать выводы на основе обобщения сделанных умозаключений.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе на иностранном языке;

- аргументировать свою точку зрения;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- развитые навыки межкультурной коммуникации.

Регулятивные УУД:

- составлять и корректировать план решения поставленной учебной задачи.

Личностные УУД:

- придерживаться этических норм общения и культуры поведения;

- в созданных на мероприятии ситуациях общения, опираясь на общепринятые правила поведения и сформированные нравственные позиции, определять стиль поведения.

1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора:

Форма проведения: линейная квест-игра с использованием тренинговых заданий.

В современной педагогической практике актуально применение таких форм организации внеклассных мероприятий, с помощью которых возможно активное взаимодействие обучающихся друг с другом для достижения их личностных результатов.  А так как одно из главных требований ФГОС – это формирование у обучающихся УУД, то квест-технология прекрасно справляется с этой задачей. Участие в квестах позволяет ребятам самостоятельно производить поиск информации, анализировать ее, проводить синтез и принимать решения. 

1.7. Педагогическая технология, методы и приемы, используемые для достижения планируемых результатов:

Занятие проводится с использованием технологии деятельностного метода, а также психологических приемов и коммуникативных техник.

1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:

Экранно-звуковые ресурсы (презентация), технические средства (проектор и ноутбук), раздаточный материал (ватманы, цветная бумага, «следы» из картона, маркеры).

1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей:

Мероприятие способствует воспитанию толерантного отношения воспитанников друг к другу, к представителям других культур, а также формированию культуры речевого поведения, где нет места сквернословию. Кроме того, данная методическая разработка дает возможность развивать творческие способности обучающихся.

Задания квест-игры будут особенно интересны обучающимся гуманитарных классов и классов с углубленным изучением иностранных языков.

2. Основная часть

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия

Квест-игру необходимо начать с тренингового задания, с помощью которого ребята должны догадаться о теме мероприятия. Каждый этап игры называется «след» и связан с элементами межкультурной коммуникации.

Содержательный компонент мероприятия насыщенный: используются психологические приемы и коммуникативные техники, фольклорные единицы, мудрые слова, стихотворения.

Мероприятие подразумевает прохождение 5 этапов линейного квеста, в которых ребята представляют себя в разных ролях – переводчика, редактора, художника.

В конце игры школьники самостоятельно делают выводы о недопустимости загрязнения родного языка и языков других народов; составляют памятку «Как избавиться от сквернословия», «оставляют свой след», написав на шаблоне свои хорошие качества и разместив их на импровизированной «дороге жизни».



2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия

1. Организационный момент. Приветствие.

(Звучит стихотворение в прочтении одного из учеников)

Язык народа и богат, и точен,

Но есть, увы, неточные слова,

Они растут как сорная трава

У плохо перепаханных обочин.

Н.И. Рыленков [1]

Наша встреча сегодня посвящена  пагубному влиянию сквернословия на человека. Что же такое «сквернословие»? 

Сквернословие - это речь, наполненная ругательными, неприличными выражениями. Не секрет, что это явление присутствует во всех языках мира. Сегодня мы поговорим об «экологии общения», о важности этики общения не только в родном языке, но и в межкультурной коммуникации.

Вам предстоит пройти этапы квест-игры под названием «По следам межкультурной коммуникативной этики».

2. Квест-игра.

СЛЕД 1. (тренинговое упражнение «Паутинка»)

Ученики делятся на несколько групп, каждая группа образует круг. Участник бросает клубок ниток другому члену группы, обмотав часть нитки вокруг пальца. Каждый, кому кинут клубок, называет слова из повседневной обиходной речи родного или иностранного языка. Нельзя бросать клубок одному и тому же участнику или рядом стоящему. В центре образуется паутина, которую учитель сравнивает с результатом межкультурной коммуникации.

Вопрос ребятам: Что, по вашему мнению, такое межкультурная коммуникация? (ответы детей)

Межкультурная коммуникация – это сложное, комплексное взаимодействие носителей разных культур. Сегодня происходит сближение и различных стран и культур стремительно увеличивается количество контактов на межкультурном уровне. Вы знаете, что и в нашем городе живут, учатся и работают граждане иностранных государств. Вы уже неоднократно встречались с иностранными студентами, которым так интересно, но и одновременно трудно познавать аспекты русского языка. Ваша задача познакомить иностранного собеседника с богатством и насыщенностью нашего родного языка, а не с его отрицательными ненормативными компонентами.

СЛЕД 2. ( Создать «Лингвистический мем»)


Ребята, вы являетесь активными пользователями сети Интернет и, несомненно, знаете такой термин - «мем». Кто может дать ему определение? (ответы учеников)

Под интернет-мемом подразумевается любая, но при этом ёмкая и короткая информация (изображение, слово, фраза), за короткий период ставшая популярной и воспроизводящаяся в сети Интернет в новых интерпретациях и контекстах.

Я предлагаю вам создать лингвистический мем на злободневную тему – употребление ненормативной лексики. (Образцы мемов на экране, см. Приложение 1). Так как проблема сквернословия присутствует в языках разных народов, ваши мемы должны быть понятны каждому пользователю сети Интернет. Поэтому ваша задача выполнить мем на языке международного общения, то есть английском.

Ребята делятся на группы по 4 человека, создают лингвистический мем на английском языке и демонстрируют его всему классу.

СЛЕД 3. («Пословицы»)

Ребята, пословицы и поговорки, как принято считать, выражают народную мудрость, наблюдения и опыт многих поколений. Именно в пословицах и поговорках заключены понятия о том, что «хорошо», «правильно», «необходимо», «недопустимо», «вредно», «губительно».

Перед вами список из русских пословиц и поговорок. Представьте, что вам нужно перевести их своим иностранным друзьям, полностью отразив и объяснив собеседнику заложенный в них смысл.

От гнилого сердца и гнилые слова.

Кто ругается, лошадь спотыкается.

Спорить спорь, а у того браниться грех.

От того, кто сквернословит, здоровье уходит.

Страшный нож не за поясом, но на конце языка. [2]

СЛЕД 4. (Творческое задание «Памятка»)

Мы сегодня говорили о том, что сквернословие губит культуру любого народа, эпидемия ненормативной лексики – это серьезная угроза сохранения культурной идентичности.

Представьте, что Министр иностранных дел РФ поручил вам сделать универсальную памятку на русском и английском языке для молодых людей разных стран «Как избавиться от сквернословия?»

Какие положения вы включили бы в эту памятку?

(Обучающиеся работают в мини- группах и представляют результаты)

СЛЕД 5. (Подведение итогов)


Под музыку звучит стихотворение  Эдуарда Асадова «О брани».

Это будут стихи не о том,

Что взволнованно в душу просится,

А совсем о другом, о таком,

И писать-то о чем не хочется.

Но молчанием зла не пресечь:

И без длительных предисловий

Скажем коротко: эта речь,

Уж простите, о сквернословии.

Существует оно давно, злое, грубое, озорное.

И отнюдь не секрет, что оно

Где-то в древности рождено

Горем, пьянством и все такое…

Все найдешь в языке богатом:

Юмор, нежность и гневный меч.

Так зачем же чугунным матом

Оснащать человечью речь?

Говорят, в технический век

Человек – это мысль и дерзание,

Значит, должен такому званию

Соответствовать человек. [3]

Изменилось ли теперь ваше отношение к сквернословию? Способствует ли межкультурная коммуникация формированию культуры поведения и культуры речи? (Ответы учеников)

Ребята, на ваших столах лежат карточки из цветного картона в виде следа. Выберите два самых лучших качества своего характера и запишите их на «следе» на русском и английском языке. (Учитель крепит карточки с качествами на доске, где изображена дорога)

Если вы пойдете по своему жизненному пути, руководствуясь этими качествами, то ваша жизнь будет, несомненно, счастливой.

Благодарю за активную работу!

Список литературы и источников

  1. Рыленков Н. И. Избранные произведения : В 2 т. : Стихи и поэмы. - Москва : Худож. лит., 1974. – 976 с.

  2. Даль В. И. Пословицы русского народа. - 4-е изд., стер. - Москва : Русский яз. Медиа, 2009. - 814 с.

  3. Асадов Э. А. Полное собрание стихотворений в одном томе. - Москва : Эксмо, 2015. - 910 с.



Приложение 1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!