СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

По пути патриотического воспитания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о патриотическом воспитании школьников

Просмотр содержимого документа
«По пути патриотического воспитания»

По пути патриотического воспитания


Мочалова Алла Николаевна

учитель истории и обществознания

МКОУ «Спасская СОШ»

Верхнехавский муниципальный район


«Краеведение – основа нравственного воспитания народа»

Д.И. Лихачев


Недавние события не оставили равнодушными не одного жителя России. Вспомним Зимние Олимпийские игры в Сочи, вспомним возвращение Крыма, вспомним акцию «Бессмертный полк» в каждом городе России 9 мая. А также вспомним негодование россиян по поводу попыток искажения истории накануне празднования годовщины Победы СССР в Великой Отечественной войне. Все эти события всколыхнули в нас чувства патриотизма. Патриотизм – это то, что нас объединяет.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было одной из важнейших задач российской школы.

Но, к сожалению, бывает так, что эти задачи остаются на бумаге в виде галочек напротив проведенных мероприятий. Потому что, в настоящее время в общеобразовательной школе традиционное предпочтение отдается базовым академическим предметам, или подготовке к ЕГЭ, тогда как воспитательный процесс и мотивация к обучению переходит во вторую половину дня - на время необязательных факультативных занятий по выбору и кружков.

Чаще всего историческое познание для обучающихся, призванное ориентировать его на воспитание патриотизма, ограничивается в силу самых различных причин мероприятиями, посвященными историческим датам и событиям. А призывные лозунги: «Люби свой край!», «Люби свою Родину!» не находят ожидаемого отражения в поступках и мыслях школьников, так и остаются лозунгами без своего реального практического воплощения.

Да, в современных условиях не угасло значение патриотического воспитания обучающихся. Однако ослабление этого направления в деятельности всех заинтересованных участников воспитательного процесса очевидно.

Появились явные и скрытые проявления фашизма, неонационализма, антисоветизма и русофобии.

Дети осознанно и неосознанно, но нуждается в ненавязчивых, доступных и привлекательных для неё формах общения, жизнедеятельности, получения новой информации и проявления себя как личности. Никакие лозунги и призывы, кажущиеся взрослому поколению ясными и понятными, не найдут у школьников отклика, пока они сами не осознают их значимость на своем опыте. Это особо представляется нам важным, когда речь идет о патриотическом воспитании.

На уроках базового курса дети приобретают конкретные знания и навыки, занятия по интересам бывают не всегда и не у всех. Изменить эту систему едва ли возможно, однако изменить внутри системы вполне реально.

Создавшая ситуация заставляет искать альтернативы традиционной воспитательной деятельности в образовательном учреждении. Такой альтернативой стали кружки и музеи, объединяющие как правило, несколько предметов базового курса и дополнительного образования, основанные на интересах школьников.

Наше время – время интереса к истории. В условиях развития глобализации этот интерес будет только возрастать. Детям необходимо показывать культурное разнообразие окружающего мира и объяснять, что отправляясь в прошлое, мы лучше можем понять настоящее. Преподавание культурного разнообразия через историю позволяет объединять людей в современном мире, что, несомненно, является важнейшей задачей современной школы.

До сих пор пока живо человечество, его всегда будут привлекать тайны, загадки, поиски древних цивилизаций.

История нашей страны складывается из краеведческих материалов, придающий ей неповторимый колорит. Местные материалы играют важную роль, увязывая жизнь и быт любого населенного пункта страны с огромным понятием нашей великой Родины.

Создать альтернативную школьной культурно-образовательную среду, придать исследованию прошлого дух романтики и привкус экзотики, почувствовать историю всеми органами чувств, «окунуться в историю», - стремление к этому стало причиной создания Краеведческого кружка в МКОУ «Спасская СОШ» (1996 год) и музея (2004 год.)

Целью создания краеведческого кружка и музея помимо поддержки естественного интереса школьников к истории родного села и формированию у них уважительного отношения к историческому прошлому, стало формирование у ребят навыка поисково – исследовательской деятельности.

Школьные кружок «Краеведческий» стал школьным научным обществом с работой по трем основным направлениям:

  1. Экспедиционная работа.

  2. Школьное научное общество.

  3. Музейное направление

  1. Экспедиционная работа

Благодаря поддержке МКОУ ДОД Дом творчества детей и подростков учащиеся МКОУ «Спасская СОШ» приняли участие в 13 археологических экспедициях. Это раскопки Срубной и Абашевской культур. А также краеведческие экспедиции по селам Спасского сельского поселения. Участие школьников в работе кружка и экспедиций позволяет им получать серьезную теоретическую и практическую подготовку. Гораздо большей заинтересованности детей в изучении своего края можно добиться совмещением классных занятий с визуализацией историко-культурного и природного наследия своего села, района, области. В этом направлении широкие возможности открываются через туристические походы, если их планы будут предусматривать изучение краеведческих особенностей прилегающей к маршрутам местности, встречи с очевидцами и участниками исторических событий, участие в охране и реставрации памятников истории и культуры, сбор этнографического материала, включая данные о традиционном ремесле, и многое другое. Такая целенаправленная практическая деятельность как нельзя лучше закрепляет теоретические знания, полученные на уроках.

Следующим закономерным этапом стало участие в краеведческих конференциях, конкурсах, олимпиадах.

  1. Школьное научное общество

По инициативе юных археологов в МКОУ «Спасская СОШ» было создано школьное научное общество. В школе традиционно проводятся научно – практические конференции по истории в форме защиты рефератов, проектов, презентаций, на которых школьники получают опыт работы как с научной литературой, так и навыки устной защиты. Кружковцы неоднократно участвуют в районных и областных краеведческих конференциях с исследовательскими работами по различным темам. Два последних года подряд представитель краеведческого кружка МКОУ «Спасская СОШ» принимает участие на радио «Эхо Москвы» в радио-передаче «Культурный шок» и «Родительское собрание».

С 2009 года учащиеся школы регулярно участвуют и становятся победителями Всероссийского конкурса исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия ХХ век» в Москве. Результаты: дипломов I степени -2, дипломов II степени – 2, дипломов III степени – 1.Специальный приз за видео-фильм – 1. В этом учебном году участвовали ХVII Всероссийской олимпиаде по школьному краеведению в Москве и добились хороших результатов: победитель- 1, дипломант – 1.

Многие годы обучающиеся МКОУ «Спасская СОШ» участвуют в областных краеведческих коференциях организованных ГБУ ВО «ОЦРДО». Результаты за последние 3 года: диплом I степени-5, диплом II степени – 1, диплом III степени – 2.

По результатам Всероссийских конкурсов и областных краеведческих олимпиад и конференций шесть работ кружковцев были опубликованы в серии выпусков научно-практических сборников «Земля Воронежская: юные краеведы о родном крае» и две работы опубликованы в сборнике работ лауреатов Всероссийского конкурса исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия ХХ век» по издательской программе Международного общества «Мемориал».

3.Музейное направление

Одной из эффективных форм организации внеклассной краеведческой деятельности обучающихся в МКОУ «Спасская СОШ» является краеведческий музей, ставший фактически школьным музеем, где собран материал по истории сел Спасского сельского поселения.

Организация музея является результатом многолетней деятельности краеведческого кружка, участия школьников в экспедициях, конференциях и олимпиадах.

Идея музея заключалось в том, чтобы создать необычный, привлекательный музей, в котором бы сочетались научность, системность, доступность в восприятии различных категорий посетителей. Основа музея была заложена еще 1998 году, но только в 2004 году был официально присвоен статус и звание «Школьный музей» на базе МКОУ «Спасская СОШ». Общая площадь музея небольшая. Но, объем музейных фондов насчитывает более 500 единиц хранения.

Откуда в обычной школе подлинные экспонаты? Способ поступления их различный. В дар музею были переданы карты, письма, личные вещи и многое другое, потомками местных помещиков Крашенинниковых, которые живут в Москве и являются основными спонсорами музея. Многие экспонаты поступили в музей в результате различных краеведческих экспедиций и в ходе поисково-исследовательской работы. Есть экспонаты, которые были переданы в дар музею жителями села, и обычными школьниками.

Одним из направлений деятельности музея является сбор материала по военной истории. Объем материалов, посвященных военной истории, насчитывает около 50 единиц хранения. Коллекция состоит из подлинных предметов быта военного времени, писем, открыток, фотографий, касок, обмундирования, боеприпасов, архивных и наглядных материалов, отражающих Великую Отечественную войну. Большая часть военных экспонатов привезена из краеведческой экспедиции в Богучарский район, передана в дар музею руководителем поискового отряда «Память» Новиковым Н.Л.

Самым красочным разделом в музее является этнографическая экспозиция. В ней отражены жизнь и быт местных крестьян ХIХ -начала ХХ века. Наглядность экспозиции обеспечивает сделанная руками школьников макет крестьянской саманной избы. Все разделы экспозиций имеют сопроводительные и пояснительные тексты, составлен подробный путеводитель.

Отдельно выделены следующие разделы экспозиции: «Наша школьная страна», «Крашенинниковское хозяйство», «Колхоз «Путь к коммунизму», «Воронежская овощная опытная станция», где через музейные экспонаты, газетные публикации, фотоматериалы, рефераты, сборники отражена история сел Спасского сельского поселения.

Школьный музей активно включился в воспитательно-образовательный процесс. В нем проходят обзорные и тематические экскурсии для посетителей, уроки по истории, семинары, конференции.

Участие в поисково-собирательной работе, создание и оформление музея, знакомство с историческими малоизвестными фактами помогает школьникам лучше узнать историю своей страны и родного края. Это воспитывает уважение к памяти людей прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитывать патриотизм и любовь к своему Отечеству. Подобные мероприятия должны быть, и тогда слова «Люби свой край родной» не будут броским лозунгом, а обретут реальное значение и смысл. Чувства патриотизма будут не кратковременным всплеском, а сохраняться в сознании школьника навсегда.

Таким образом можно надеяться, что участие детей в экспедициях, в работе школьного общества, в деятельности краеведческого музея помогает им осознавать связь времен, народов и поколений. Современный мир станет ближе и понятнее.

Литература:

  1. Агапов Г.В.Организация работы по патриотическому воспитанию в учреждениях образования. Учебно-методическое пособия.-Воронеж, 2005.

  2. Березуцкий В.Д.Археологическое движение школьников в Воронежской области. Сборник трудов.-Воронеж, 2011.

  3. Мочалова А.Н. Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся.//Материалы областной научно-практической конференции ВОИПКиПРО, 24 апреля 2014 г.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!