СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПМПк задания для дефектолога

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данной работе представлены задания для диагностической работы дефектолога на ПМПк, возсрст 7-11 лет. в работе расписан каждый этап обследования

Просмотр содержимого документа
«ПМПк задания для дефектолога»

ПАКЕТ № 9

представляет диагностические средства в деятельности дефектолога ПМПК для проведения диагностики уровней овладения программным материалом начального школьного образования для детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет).

В пакете представлено 22 методики. Методики, используемые учителем-дефектологом ПМПК для оценки уровня овладения программным материалом начального общего образования детьми младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет)

Беседа Краткая аннотация.

Методика направлена на выявление знаний об окружающем мире, временной последовательности, представлений о себе и ближайшем окружении. Оцениваются следующие показатели:

• запас знаний и представлений об окружающем, временной последовательности, представлений о себе и ближайшем окружении;

• словарный запас;

• лексико-грамматический строй речи, оформление фраз, наличие аграмматизмов;

• способность свободно излагать свои мысли;

• уровень коммуникации;

• круг интересов ребенка, их полнота и разносторонность.

Подбор простых аналогий Краткая аннотация. Оценка возможности установления логических связей и отношений между понятиями. Предъявляется детям с сформированным навыком чтения. Материал градуирован по степеням сложности. Оцениваются следующие показатели:

- уровень понимания инструкции, принятие задания;

-осмысленность собственной деятельности, критичность, самоконтроль; -способность выделять существенные признаки;

-способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями; -прочность установления смысловой связи в первой паре слов и способность к ее удержанию при выборе ответа;

- «соскальзывание» на случайные признаки, стереотипные ассоциации;

- умение рассуждать;

-уровень принятия помощи.

Выделение двух существенных признаков Краткая аннотация. Оценивается возможность выделения самых существенных признаков предметов и явлений и отличие их от второстепенных. Позволяет оценить последовательность рассуждений ребенка. Имеется градация степени сложности. Оцениваются следующие показатели:

-уровень понимания инструкции, принятие задания;

-осмысленность собственной деятельности, критичность, самоконтроль; -способность выделять существенные признаки;

-способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями; -«соскальзывание» на случайные признаки, стереотипные ассоциации;

-умение рассуждать;

-уровень принятия помощи.

Понимание сюжетных изображений. Автор идеи А.Н.Бернштейн. Методика представляет собой набор различных по смысловой нагрузке и сложности сюжетных изображений (картин) Оценивается понимание сюжетной картины, степень развернутости сюжета, понимание скрытого смысла, или подтекста. Оцениваются следующие показатели:

- смысловое восприятие сюжета, его целостности;

- развитие аналитико-синтетической деятельность;

-умение выделять существенные признаки в линии сюжета и опираться на них при объяснении происходящего;

-связная речь;

- умение устанавливать смысловые логические связи между героями сюжета; -понимать эмоциональные состояния в контексте происходящего.

Методика «Разрезные картинки» Краткая аннотация. Методика А. Н. Бернштейна. Методика направлена на изучение параметров пространственного конструирования, наглядно-действенного и нагляднообразного мышления. Методика описывается в модификации Л.И. Переслени, О.И. Шурановой. Методика представляет собой три предметных черно-белых изображения, разрезанные на части. Методикой предусматривается дозированная помощь. Оценивается пространственная ориентировка, обучаемость, целостность восприятия образа, способность к аналитико-синтетической деятельности, мышление. Методика представляет собой три предметных черно-белых изображения, разрезанные на части. Методикой предусматривается дозированная помощь. Оценивается пространственная ориентировка, обучаемость, целостность восприятия образа, способность к аналитико-синтетической деятельности, мышление. Оцениваются следующие показатели:

-уровень развития наглядных форм мышления;

- конструктивная деятельность;

-целостность восприятия;

-пространственная ориентировка;

-развитие пространственного анализа и синтеза;

-обучаемость, принятие помощи.

Последовательные картинки .Методика разработана Е.М. Борисовой, В.П. Арсланьян, Методика направлена на изучение параметров словесно-логического мышления - аналитикосинтетической деятельности, установления причинно-следственных зависимостей. Представляет собой 10 серий картинок, которые необходимо расположить в правильной последовательности. Оценивается умение учитывать два и более существенных признака в изображении, ориентироваться на них при установлении последовательности. Оцениваются следующие показатели:

• развитие аналитико-синтетической деятельность;

• умение выделять существенные признаки в линии сюжета и опираться на них при установлении последовательности;

• умение устанавливать причинно-следственные зависимости;

• умение логически связывать части в единый целый сюжет. Исключение понятий (Исследование словесно-логического мышления (пятый лишний)

Методика на исключение лишнего широко использовалась в патопсихологии, на нее ссылались многие патопсихологии и дефектологи Б.Ф. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн, Н.Л. Белопольская, С.Д. Забрамная и др. Данный вариант методики дается в авторской модификации (Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров). Методика направлена на исследование сформированности логического действия (классификации, обобщения). Представляет собой пять слов, четыре из которых можно отнести к одной категории, а пятое является лишним. Оценивается способность к абстрагированию, умение ориентироваться на существенные признаки, обобщать элементарные понятия. Оцениваются следующие показатели:

• сформированность логического действия классификация;

• сформированность логического действия обобщение;

• способность отвлекаться от случайных и второстепенных признаков, от привычных отношений между предметами.



Понимание сюжетных картин со скрытым смыслом. А.Р.Лурия, А.Н.Бернштейн Методика направлена на выявление способности определять скрытый смысл сюжетной линии, на основании сопоставления деталей происходящего, делать выводы, объяснять причинноследственные связи. Представляет собой сюжетный рисунок, в котором заключен подтекст. Оценивается умение делать вывод на основании анализа деталей, понимания позы, мимики, жестов изображенных персонажей, умение устанавливать логические связи, обосновывать свою точку зрения. Оцениваются следующие показатели:

• сформированность логического действия классификация;

• сформированность логического действия обобщение;

• способность отвлекаться от случайных и второстепенных признаков, от привычных отношений между предметами.

Понимание скрытого смысла текста. Автор - А.Р.Лурия., Методика направлена на исследование способности понимать главную мысль и скрытый смысл текста. Представляет собой текст со скрытым смыслом, который читает взрослый или ребенок самостоятельно. Оценивается умение сделать вывод и воспроизвести рассказ в логической последовательности, объяснить главную мысль рассказа, наличие ошибок на непонимание морали, ориентация на конкретные или случайные признаки при анализе содержания. Методика широко применяется в дефектологической практике. Методика направлена на исследование уровня обобщенного восприятие морали текста, притчи. Представляет собой текст, имеющий подтекст, который после прочитывания анализируется с точки зрения выделения морали, обобщенного смысла. Оцениваются следующие показатели:

• уровень понимания текста, морали;

• возможность объяснить основную мысль текста;

• развитие связной речи;

• развернутость помощи.

Понимание скрытого смысла пословиц и поговорок. Методика направлена на изучение способности осознать и объяснять народную мудрость, заключенную в пословице и поговорке. Представляет собой набор широко употребляемых пословиц и поговорок. Для более младшего возраста используется сюжет, позволяющий объяснить народное изречение. Оценивается способность абстрагироваться от конкретики высказывания и обобщенно объяснить пословицу (поговорку). Для ребенка семилетнего возраста допустимым считается объяснение пословицы на примере героя предъявляемого сюжета. Оцениваются следующие показатели:

• обобщенность мышления;

• гибкость мышления;

• возможность понимать и объяснять народную мудрость, скрытую в пословице;

• развитие речи;

• умение обосновывать свою точку зрения.

• формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач; Ограничения. Детям со сниженным зрением предъявляются крупные картинки или предметы предлагаются «на ощупь». Детям со сниженным слухом предлагается выполнять задания на сравнение или проверять пространственные представления по аналогии.

Лесенка (В.Г. Щур, модификация А.М. Прихожан) Описание методики. Процедура проведения: Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание. Инструкция «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?» После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама, папа, учитель».

Цель методики - исследование самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.

Самооценка школьника (Т. Дембо, С.Я. Рубништейн, модификация А.М. Прихожан. Предлагаемая методика измерения самооценки представляет собой вариант известной методики Дембо—Рубинштейн, модифицированной нами (1981, 1985). Методика состоит из двух частей. Первая часть построена на методе прямого оценивания, вторая носит проективный характер. Оптимальным является использование методики на стадии массового опроса для выявления школьников, требующих особого внимания со стороны педагога и психолога Оценивается самооценка. Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!