СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация деятельности тьютора

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация деятельности тьютора

В школах, где инклюзивная практика уже прижилась и дает положительные результаты, действуют различные схемы организации учебного процесса. В соответствии с ними тьютор может выполнять три совершенно разные организационные задачи:

1. Тьютор – персональный сопровождающий ребенка с ОВЗ.

По оценкам специалистов более реальной в ближайшее время представляется картина, когда учитель инклюзивного класса не является специалистом в области нарушения развития детей, а тьютор наоборот, имеет соответствующее специальное образование. В таком случае тьютор берет на себя функцию специалиста, который тонко и четко выстраивает учебный процесс в среде класса, помогая учителю приспособиться к особенностям включенного ребенка, не снижая при этом качества образования всего класса. От тьютора, как равноправного специалиста ПМПк может потребоваться адаптация учебной программы к возможностям ученика с особенностями развития.

В этом случае тьютор следит за тем, что излагает учитель, и подает материал в объеме и на уровне, понятном подопечному. Ребенок при этом находится в классе, слушает и учителя, и ответы учеников, но выполняет то количество заданий, которые может. Процесс активности ученика находится под контролем тьютора. Таким образом, тьютор как бы берет под контроль обучение своего подопечного, постепенно расширяя его знания, все более «встраивая» его в образовательный процесс урока.

2. Тьютор – помощник учителя.

Здесь предусматривается помощь тьютора в организационных моментах, но при этом учебная нагрузка формируется учителем класса. В этом случае от тьютора может потребоваться помощь и другим ученикам, например, собрать у всех детей тетради, поддержать дисциплину класса во время выполнения задания учителя. Учитель же в это время уделяет внимание подопечному тьютора. Если учитель стремится занимать максимально лидерскую позицию в учебной деятельности ученика с особенностями развития, а тьютор при этом не имеет специального образования (дефектология, специальная или клиническая психология и т.п.), то в такой паре самое оптимальное – стать для учителя помощником в реализации его идей относительно обучения ребенка с особенностями развития.

3. Тьютор – второй учитель в классе.

Такой подход распространен в американских школах. В силу того, что признание ребенка не способным учиться самостоятельно считается нарушением его прав, в классе, где учится ребенок с особенностями развития, работают два учителя, которые попеременно помогают учиться всем детям, но ребенку с особенностями развития – в большей степени.

Так или иначе, тьютор и учитель могут придерживаться разных вариантов. По сути, они становятся одной командой, в которой учитель может играть ведущую роль, либо тьютор может выступать в роли эксперта в отношении обучения ученика с особенностями развития, а учитель придерживается рекомендаций тьютора во время ведения урока. Но в этом случае необходимо помнить, что учитель должен играть главную роль в сознании ученика.

В рамках технологии тьюторской деятельности можно говорить об определенной динамика отношений в диаде «тьютор – ученик с особенностями развития». Несмотря на то, что в образовательной среде ребенок вовлечен в отношения с различными людьми: с учителем, с тьютором, с другими учениками, со своими родителями, родителями других учеников, деятельность тьютора, можно определить следующими фазами: инициация правильной активности подопечного ребенка; поддержание этой активности; постепенный выход из посреднической роли тьютора – предоставление максимальной самостоятельности ученику с особенностями развития; расставание с подопечным ребенком.

Как уже упоминалось выше, сопровождение ученика может осуществляться в течение всего периода обучения, но всегда надо ориентироваться на возможность самостоятельного обучения ребенка с особенностями развития в среде класса.

Можно описать последовательность этапов движения от сопровождения к самостоятельности следующим образом:

1. Ученик и тьютор сидят вместе за партой, тьютор помогает ребенку во всем.

2. Ученик сидит один, а затем (или сразу) с другим учеником класса, тьютор – сзади или поодаль.

3. Тьютор приходит не на все уроки, а только на те, на которых без него не обойтись (например, на письменные).

4. Тьютор приходит не каждый день.

5. Ребенок учится самостоятельно.

Конечно, полный выход тьютора из системы отношений иногда может быть невозможным, но надо всегда помнить, что это – идеальная цель и стремиться к ней. В очень большом количестве случаев не столько ребенок не может быть самостоятельным, сколько взрослые не могут дать ему возможность быть самостоятельным. Бывает и такая ситуация, когда ребенок с особенностями развития по интеллекту может опережать сверстников. Поэтому главной задачей, которую пришлось решать учителю и тьютору, стала задача «как не дать заскучать» этому ребенку.

В процессе формирования самостоятельности важно помнить, что для различных категорий детей с ОВЗ, особенно для детей с тяжелыми нарушениями в развитии – первична социализация, т.е. вписывание в рамки социальной среды.

Просмотр содержимого документа
«Организация деятельности тьютора»

Роль тьютора в системе организации жизненного пространства подопечного ребенка

Роль тьютора в организации жизненного пространства ученика с особенностями развития включает в себя разнообразные аспекты школьной жизни, особенно первое время. По отношению непосредственно к самому ребенку тьютор формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем организующей и гармонизирующей силой. Он обязан следить за состоянием ребенка: помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.; если нужно отдохнуть – может вывести из класса в игровую комнату; в туалет и т.п. В первую очередь, тьютор участвует в координации общей деятельности ученика, дозирует учебную нагрузку. В взаимодействии с педагогом класса тьютор договаривается с учителем о целях и задачах своей работы; о возможных трудностях (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного ученика, о возможных уходах с урока и возвращении; об особенностях характера и специфике поведенческих проявлений ребенка. Важным является договоренность об эффективном выстраивании взаимодействия в тройке: ребенок – учитель – тьютор.

В отношении других детей в задачи тьютора входит следить за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют, объяснять детям, как общаться с их одноклассником. Если тема касается особенностей подопечного ребенка, то тьютору приходится отвечает на их вопросы.

Так как ребенок с особенностями развития создает вокруг себя особое пространство (включая еще и взрослого человека – тьютора), то его необходимо «вписать» в общее пространство. В классе ребенка необходимо посадить таким образом, чтобы он не был «на галерке», но и не занимал центральную часть, так как может отвлекать остальных учеников. Если тьютору необходимо сидеть рядом с учеником, то оптимальным будет место ученика в правом или левом ряду (если в классе три ряда парт), на второй или третьей парте. При этом за партой ребенок должен сидеть ближе к среднему ряду, а не к окну или к стене – это место для тьютора. Нередко ученика приходится выводить с урока по ряду объективных причин (туалет, усталость, неконтролируемое яркое эмоциональное состояние). Поэтому важно найти такое место, чтобы уход с урока и возвращение не сильно отвлекали остальных детей. Рабочее место должно быть помечено определенным образом (обычно, в начальной школе это делают с помощью цветных кружков или картинок). Возможно, у ребенка есть любимый персонаж или изображение любимого предмета. Наличие такой картинки поможет снизить тревогу или быть подспорьем во время обучения. Для слабослышащего или слабовидящего ученика необходимо подобрать место таким образом, чтобы он мог хорошо видеть и слышать учителя.

Учитывая индивидуальные особенности поведения ребенка, необходимо продумать маршрут и трудности, которые могут возникнуть во время пребывания ребенка в рекреации во время перемены, на улице (уроки физкультуры, прогулки во время продленки), в столовой, в спортзале, в раздевалке, на лестницах между этажами, в туалете. Так для ребенка с расстройствами аутистического спектра, возможно, понадобится выделить отдельное время, когда он сможет бывать в туалете, вне зависимости от занятий и без других детей.

Само включение ребенка с особенностями развития в образовательный процесс в школе проводится при непосредственном участии тьютора и в несколько этапов:

1. Знакомство тьютора с педагогом класса, под руководством которого будет учиться ребенок.

2. Знакомство тьютора с сопроводительными документами ребенка.

3. Знакомство с родителями и ребенком. Обсуждение того, что ребенок умеет, что может делать сам. Обязательное согласование с родителями моментов, связанных с питанием и медицинской помощи ребенку в школе.

Эти три этапа желательно осуществить до начала занятий в школе.

4. Совместно с учителем (по необходимости и с психологом) нужно:

• выбрать место в классе, где будет сидеть ребенок (иметь в виду, что оно может измениться); обсудить, где будет сидеть тьютор (рядом с учеником, поодаль);

• детально продумать маршрут сопровождения ребенка (например, где встретить ребенка – у дверей школы или после того, как ребенок переоденется в раздевалке и попрощается с родителями; что ребенок и тьютор делают дальше – поднимаются в класс или идут сначала в туалет и т.д.)

• обсудить, какая необходима помощь ребенку: тьютор сам, по ситуации решает, что нужно, либо выполняет инструкции учителя; тьютор помогает ребенку только на уроке, или же и на переменах тоже и т.д.

5. Совместно с учителем, с психологом и, по необходимости, с другими специалистами консилиума (дефектологом, логопедом, социальным педагогом) не только в рамках психолого-педагогического сопровождения – компонента ИОП составляется собственный план работы, но и проводятся регулярные обсуждения эффективности, успешности работы, корректировка тьюторской деятельности

6. Самостоятельно или совместно с учителем и, по необходимости, с психологом разрабатывает план развития самостоятельности подопечного.

Одной из задач тьюторской деятельности является введение ученика с особенностями развития в детский коллектив.

Для ребенка с особенностями развития детский коллектив, в котором он находится, является самым мощным ресурсом. Именно поэтому от того, как к ребенку будут относиться дети, во многом будет зависеть его душевное состояние. Задача тьютора – обеспечить спокойное включение ребенка в детский коллектив. При этом необходимо учитывать следующее:

1. Если ребенок по поведению сильно отличается от остальной группы, то желательна предварительная беседа с учениками при которой взрослый в мягкой и понятной форме ориентирует детей класса в особенностях ребенка с ОВЗ, показывает как можно взаимодействовать с ним, что можно, а чего не стоит делать, как снизить возможные негативные проявления (например, не заострять на них внимания и т.п.).

2. Если ребенок сильно отличается по внешнему виду (например, он передвигается на коляске), то детям следует рассказать о том, почему он не может ходить. Рассказывать нужно спокойным голосом, без лишних подробностей.

Для детей начальной школы важна информация о том, как себя правильно вести, поэтому рассказ об «особом» ребенке должен быть больше похож на инструктаж, нежели на погружение в суть проблем их одноклассника. Дети могут задать вопросы: А это не заразно? А почему он такой? Он что, дурак (глупый)? А у него это пройдет? Отвечать нужно также спокойным голосом и без лишней детализации. Полезно будет рассказать ребятам заранее, что новый ребенок может, какие у него есть положительные способности. Например, если ребенок мало говорит, но усидчив, о нем можно сказать: «Ваня умеет слушать», о подвижном ребенке сказать: «Рома может очень быстро бегать» и т.п. То есть дети в классе должны понимать, что, как и каждый из них, новый член их колектива что-то умеет лучше, а что-то хуже.

3. Если ребенок по своему поведению (и внешнему виду) не сильно отличается от остальных, то необходимости в проведении специальных бесед нет и возникающие проблемы могут решаться в обычном режиме. Вполне возможно, что дети спросят, почему с одним учеником сидит еще один взрослый. На это можно ответить: «Я помогаю Тане писать, ей самостоятельно писать пока трудно». Со временем, когда дети перезнакомятся друг с другом, острота вопросов о непохожести их одноклассника обычно спадает. Дети просто привыкают и при соответствующем контроле со стороны взрослых стараются помогать своему необычному другу.

Нередко дети, видя, что ребенок отличается от общей массы, и не стремятся с ним общаться, поэтому тьютору необходимо, особенно на первых порах, вовлекать детей в совместные игры, делая акцент на том, что дети могут помочь своему однокласснику, научить его (играть, говорить и т.п.) играть в их игры. Осознание детьми факта помощи их сверстнику будет для них очень хорошим стимулом для возникновения общения, является важнейшим моментом в процессе развития самостоятельности ученика.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!