СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПМ.02. Осуществление кредитных операций

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методичиская разработка для специальности 38.02.07 "Банковское дело"

Просмотр содержимого документа
«ПМ.02. Осуществление кредитных операций»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ГБПОУ «Колледж экономики и предпринимательства»









Рабочая программа профессионального модуля

ПМ.02. Осуществление кредитных операций







Код и наименование специальности (профессии): 38.02.07 «Банковское дело»


входящей в состав УГС 38.00.00 Экономика и управление


Квалификация выпускника: «Специалист банковского дела»






















2023г.

ОДОБРЕНО

предметной (цикловой) комиссией социально-экономических дисциплин


Протокол №от «30» августа 2023г.

Председатель ПЦК

_________________ Сулейманова Х.А

Подпись ФИО

УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по учебно-методической работе


______________Бучаева А. М.

Подпись ФИО


____ _______________ 2023 г

Рабочая программа профессионального модуля ПМ 02. «Осуществление кредитных операций » разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 «Банковское дело» базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление, утвержденного приказом Минобрнауки России от 5 февраля 2018 г. № 67.Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 февраля 2018 г Регистрационный № 50135

с учетом:

Примерной рабочей программы.

− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации

от 08 апреля 2021 г. № 153 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их

экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования»;

− Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности

по образовательным программам среднего профессионального образования»;

− Приказ Минобрнауки России от 8 ноября 2021 г. № 800 «Об утверждении

Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным

программам среднего профессионального образования»;

− Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 5 августа 2020г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о практической подготовке обучающихся»;

  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 марта 2015 г. N 176н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по работе с залогами» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 апреля 2015 г., регистрационный N 36798).

  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 марта 2015 г. 171н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по ипотечному кредитованию» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 марта 2015 г., регистрационный N 36640).

  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 646н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по потребительскому кредитованию» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 ноября 2016 г., регистрационный N 44422).

  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 сентября 2015 г. N 590н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по работе с просроченной задолженностью» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 сентября 2015 г., регистрационный N 39053).

  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 645н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по платежным услугам» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 ноября 2016 г., регистрационный N 44419).

  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 643н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по операциям на межбанковском рынке» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 ноября 2016 г., регистрационный N 44421).


Разработик:


-- Джамбекова Загра Магомедбековна, преподаватель социально-экономических дисциплин ГБПОУ «Колледж экономики и предпринимательства».


Рецензент / эксперт:

Абурайратова Захра Мирзаевна, преподаватель социально-экономических дисциплин ГБПОУ «Колледж экономики и предпринимательства». Почетный работник СПО.





©Джамбекова З.М. 30 августа 2023г.

ФИО разработчика

© ГБПОУ «Колледж экономики и предпринимательства».



СОДЕРЖАНИЕ



  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

  2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ



1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

«ПМ.02. Осуществление кредитных операций»

1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля

В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности «Осуществление кредитных операций» и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции:

      1. Перечень общих компетенций

Код

Наименование общих компетенций

ОК 01.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности примени- тельно к различным контекстам

ОК 02.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное раз- витие

ОК 04.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

ОК 05.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного кон- текста

ОК 09.

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 10.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностран- ном языках

ОК 11.

Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринима-

тельскую деятельность в профессиональной сфере

ЛР 1

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

ЛР 2

Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий привержен- ность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе

на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

ЛР 3

Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского обще- ства, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к уста- новкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и пре-

дупреждающий социально опасное поведение окружающих.

ЛР 4

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий цен- ность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде лич- ностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР 5

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России.

ЛР 6

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.

ЛР 7

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собствен- ную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах дея- тельности.



ЛР 8

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этно- культурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к со- хранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей мно-

гонационального российского государства.

ЛР 9

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алко- голя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психо- логическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся

ситуациях.

ЛР 10

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в

том числе цифровой.

ЛР 11

Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эсте-

тической культуры.

ЛР 12

Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию де- тей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответ-

ственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержа- ния.

ЛР 13

Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением при-

нимать решение в условиях риска и неопределенности

ЛР 14

Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эф- фективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответствен- ный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мысля-

щий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий про- фессиональную жизнестойкость

ЛР 15

Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий



      1. Перечень профессиональных компетенций


Код

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций

ВД 2

Осуществление кредитных операций

ПК 2.1.

Оценивать кредитоспособность клиентов

ПК 2.2.

Осуществлять и оформлять выдачу кредитов

ПК 2.3.

Осуществлять сопровождение выданных кредитов

ПК 2.4.

Проводить операции на рынке межбанковских кредитов

ПК 2.5.

Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам


      1. В результате освоения профессионального модуля студент должен


Код и наименование компетенции

Показатели освоения компетенции

ПК 2.1. Оценивать кредито- способность клиентов

Практический опыт: оценки кредитоспособности клиентов

Умения:

  • консультировать заемщиков по условиям предоставления и порядку погашения кредитов;

  • анализировать финансовое положение заемщика - юридиче- ского лица и технико-экономическое обоснование кредита;

  • определять платежеспособность физического лица;


  • оценивать качество обеспечения и кредитные риски по потре- бительским кредитам;

  • проверять полноту и подлинность документов заемщика для получения кредитов;

  • проверять качество и достаточность обеспечения возвратно- сти кредита;

  • составлять заключение о возможности предоставления кре- дита;

  • оперативно принимать решения по предложению клиенту до- полнительного банковского продукта (кросс-продажа);

  • проводить андеррайтинг кредитных заявок клиентов;

  • проводить андеррайтинг предмета ипотеки;

Знания:

  • нормативные правовые акты, регулирующие осуществление кредитных операций и обеспечение кредитных обязательств;

  • законодательство Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

  • законодательство Российской Федерации о персональных дан- ных;

  • нормативные документы Банка России об идентификации клиентов и внутреннем контроле (аудите);

  • рекомендации Ассоциации региональных банков России по вопросам определения кредитоспособности заемщиков;

  • порядок взаимодействия с бюро кредитных историй;

  • законодательство Российской Федерации о защите прав потре- бителей, в том числе потребителей финансовых услуг;

  • требования, предъявляемые банком к потенциальному заем- щику;

  • состав и содержание основных источников информации о кли- енте;

  • методы оценки платежеспособности физического лица, си- стемы кредитного скоринга;

  • методы андеррайтинга кредитных заявок клиентов;

  • методы андеррайтинга предмета ипотеки;

  • методы определения класса кредитоспособности юридиче- ского лица.

ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу креди- тов

Практический опыт: осуществления и оформления выдачи

Кредитов

Умения:

  • составлять договор о залоге;

  • оформлять пакет документов для заключения договора о за- логе;

  • составлять график платежей по кредиту и процентам, контро- лировать своевременность и полноту поступления платежей;

  • оформлять комплект документов на открытие счетов и выдачу кредитов различных видов;

  • оформлять выписки по лицевым счетам заемщиков и разъяс- нять им содержащиеся в выписках данные;

  • формировать и вести кредитные дела;

Знания:

- законодательство Российской Федерации о залогах и поручи- тельстве;






  • гражданское законодательство Российской Федерации об от- ветственности за неисполнение условий договора;

  • законодательство Российской Федерации об ипотеке;

  • законодательство Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

  • содержание кредитного договора, порядок его заключения, из- менения условий и расторжения;

  • состав кредитного дела и порядок его ведения;

  • типичные нарушения при осуществлении кредитных операций

ПК 2.3. Осуществлять со- провождение выданных кредитов

Практический опыт: осуществления сопровождения выдан-

ных кредитов

Умения:

- составлять акты по итогам проверок сохранности обеспече- ния;

  • оформлять и отражать в учете операции по выдаче кредитов физическим и юридическим лицам, погашению ими кредитов;

  • оформлять и вести учет обеспечения по предоставленным кре- дитам;

  • оформлять и отражать в учете начисление и взыскание про- центов по кредитам;

  • вести мониторинг финансового положения клиента;

  • контролировать соответствие и правильность исполнения за- логодателем своих обязательств;

  • оценивать качество обслуживания долга и кредитный риск по выданным кредитам;

  • выявлять причины ненадлежащего исполнения условий дого- вора и выставлять требования по оплате просроченной задол- женности;

  • выбирать формы и методы взаимодействия с заемщиком, име- ющим просроченную задолженность;

  • разрабатывать систему мотивации заемщика, имеющего про- сроченную задолженность, и применять ее с целью обеспечения производства платежей с учетом индивидуальных особенностей заемщика и условий кредитного досье;

  • направлять запросы в бюро кредитных историй в соответ- ствии с требованиями действующего регламента;

  • находить контактные данные заемщика в открытых источни- ках и специализированных базах данных;

  • подбирать оптимальный способ погашения просроченной за- долженности;

  • планировать работу с заемщиком, имеющим просроченную задолженность, на основании предварительно проделанной ра- боты и с учетом намерений заемщика по оплате просроченной задолженности;

  • рассчитывать основные параметры реструктуризации и рефи- нансирования потребительского кредита;

  • оформлять и вести учет просроченных кредитов и просрочен- ных процентов;

  • оформлять и вести учет списания просроченных кредитов и просроченных процентов;

  • использовать специализированное программное обеспечение для совершения операций по кредитованию.




Знания:

  • способы и порядок предоставления и погашения различных видов кредитов;

  • способы обеспечения возвратности кредита, виды залога;

  • методы оценки залоговой стоимости, ликвидности предмета залога;

  • локальные нормативные акты и методические документы, ка- сающиеся реструктуризации и рефинансирования задолженно- сти физических лиц;

  • бизнес-культуру потребительского кредитования;

  • способы и порядок начисления и погашения процентов по кредитам;

  • порядок осуществления контроля своевременности и полноты поступления платежей по кредиту и учета просроченных плате- жей;

  • критерии определения проблемного кредита;

  • типовые причины неисполнения условий кредитного договора и способы погашения просроченной задолженности;

  • меры, принимаемые банком при нарушении условий кредит- ного договора;

  • отечественную и международную практику взыскания задол- женности;

  • методологию мониторинга и анализа показателей качества и эффективности истребования просроченной и проблемной за- долженности по потребительским кредитам.

ПК 2.4. Проводить опера- ции на рынке межбанков- ских кредитов

Практический опыт: проведения операций на рынке межбан-

ковских кредитов

Умения:

  • определять возможность предоставления межбанковского кре- дита с учетом финансового положения контрагента;

  • определять достаточность обеспечения возвратности межбан- ковского кредита;

  • пользоваться оперативной информацией о ставках по рубле- вым и валютным межбанковским кредитам, получаемой по те- лекоммуникационным каналам;

  • применять универсальное и специализированное программное обеспечение, необходимое для сбора и анализа информации для сотрудничества на межбанковском рынке;

  • пользоваться справочными информационными базами дан- ных, необходимых для сотрудничества на межбанковском рынке;

  • оформлять и отражать в учете сделки по предоставлению и получению кредитов на рынке межбанковского кредита;

Знания:

  • порядок оформления и учета межбанковских кредитов;

  • особенности делопроизводства и документооборот на межбан- ковском рынке;

  • основные условия получения и погашения кредитов, предо- ставляемых Банком России.

ПК 2.5. Формировать и регулировать резервы на

Практический опыт: формирования и регулирования резервов

на возможные потери по кредитам

Умения:



возможные потери по кре- дитам.

  • рассчитывать и отражать в учете сумму формируемого ре- зерва;

  • рассчитывать и отражать в учете резерв по портфелю одно- родных кредитов

Знания:

  • нормативные документы Банка России и внутренние доку- менты банка о порядке формирования кредитными организаци- ями резервов на возможные потери;

  • порядок оценки кредитного риска и определения суммы со- здаваемого резерва по выданному кредиту;

  • порядок и отражение в учете формирования и регулирования резервов на возможные потери по кредитам;

  • порядок и отражение в учете списания нереальных для взыс- кания кредитов.



1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля

Всего – 448 часов, в том числе:

МДК.02.01 Организация кредитной работы

суммарный объем нагрузки - 186 часов;

в том числе: нагрузка во взаимодействии с преподавателем- 164 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 22 часов.

Курсовое проектирование – 20 часов.



МДК.02.02 Учет кредитных операций банка

суммарный объем нагрузки - 136 часов;

в том числе: нагрузка во взаимодействии с преподавателем - 130 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 6 часов;

УП.02 Учебная практика -72

ПП.02 Производственная практика (по профилю специальности) – 36 часов

ПМ.02 Экзамен по модулю – 12 часов

самостоятельной работы обучающегося – 6 часов;

2. Структура и содержание профессионального модуля

2.1. Структура профессионального модуля

Коды профессиональных общих компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Суммарный объем нагрузки, час.

В т.ч в форме

практической деятельности

Объем профессионального модуля, ак. час.

Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем

Самостоятельная работа

Обучение по МДК

Практики

Всего


В том числе

Лабораторных и практических занятий


Курсовых работ (проектов)

Учебная


Производственная


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 2.1.

ОК01. ОК02. ОК03. ОК04. ОК05. ОК09. ОК010. ОК11.

Раздел 1 Основы банковского кредитования

46




28

36

14

20

-

-

10

ПК 2.1. ПК 2.2.

ОК01. ОК02. ОК03. ОК04. ОК05. ОК09. ОК010. ОК11.

Раздел 2 Предоставление кредита

38



8

38

16

-

-

-

ПК 2.3. ПК 2.5.

ОК01. ОК02. ОК03. ОК04. ОК05. ОК09. ОК010. ОК11.

Раздел 3 Сопровождение кредита

48



8

42

16

-

-

6

ПК 2.4.

ОК01. ОК02. ОК03. ОК04. ОК05. ОК09. ОК010. ОК11.

Раздел 4 Организация отдельных видов кредитования

54



6

48

16

-

-

6

ПК 2.3. ПК 2.5

ОК01. ОК02. ОК03. ОК04. ОК05. ОК09. ОК010. ОК11.

Раздел 5 Организация учета кредитных операций банка

136


6

130

42

_

-

-

6

ПК 2.1. ПК 2.2.

ПК 2.3. ПК 2.4. ПК 2.5.

ОК01. ОК02. ОК03. ОК04. ОК05. ОК09. ОК10. ОК11

Учебная и производственная практика (по профилю специальности), часов

108



72

36

-


Экзамен по модулю

18


12

-

-

-

-

6



448


214

104

20

72

36

34



2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)

Наименование разделов и тем профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК)

Содержание учебного материала,

лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем в часах

Вид занятия

1

2

3


МДК.02.01. Организация кредитной работы

140


Раздел 1. Основы банковского кредитования

46


Тема 1.1. Элементы системы кредитования


Содержание

22


1. Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление кредитных операций и обеспечение кредитных обязательств.

2

Лекция

2. Законодательство Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2

КУ

3.Законодательство Российской Федерации о персональных данных


2

КУ

4. Нормативные документы Банка России об идентификации клиентов и внутреннем контроле (аудите)


2

КУ

5. Рекомендации Ассоциации региональных банков России по вопросам определения кредитоспособности заемщиков


2

КУ

6. Способы и порядок предоставления и погашения различных видов кредитов


2

КУ

7. Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей, в том числе потребителей финансовых услуг

2

КУ

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

8


8. Практическое занятие№1 «Консультирование заемщиков по условиям предоставления и порядку погашения кредитов»

2

ПЗ

9. Практическое занятие№2 «Порядок оформления кредитного договора»

2

ПЗ

10.Практическое занятие№3 «Проверка полноты и подлинности документов заемщика для получения кредитов. Составление графика платежей по кредиту и процентам»»

2

ПЗ

11.Практическое занятие№4 «Применение универсального и специализированного программного обеспечения, необходимого для сбора и анализа информации для сотрудничества с заемщиком»


2

ПЗ

Тема 1.2. Способы обеспечения возвратности кредита


Содержание

14


12. Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление кредитных операций и обеспечение кредитных обязательств

2

КУ

13. Законодательство Российской Федерации о залогах и поручительстве


2

КУ

14. Способы обеспечения возвратности кредита, виды залога

2

КУ

15. Методы оценки залоговой стоимости, ликвидности предмета залога

2

КУ

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

6


16. Практическое занятие №5 «Оценка качества обеспечения и кредитные риски по кредитам.

Проверка качества и достаточности обеспечения возвратности кредита»


2

ПЗ

17. Практическое занятие №6 «Составление договора о залоге. Оформление пакета документов для заключения договора о залоге»


2

ПЗ

18. Практическое занятие№7 «Составление актов по итогам проверок сохранности обеспечения»


2

ПЗ

Примерная тематика самостоятельной учебной работы при изучении раздела 1

1. Работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем). Осуществление кредитных операций: учебник для СПО под ред. О.И. Лаврушина М.: КНОРУС, 2017 г.

2. Самостоятельное изучение нормативно-правовой базы осуществления банками различных кредитных операций: «Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" (утв. Банком России 16.12.2003 N 242-П) (ред. от 04.10.2017)»

10


5

5

Раздел 2. Предоставление кредита

38


Тема 2.1 Сбор информации

о потенциальном

заёмщике

Содержание

16


19. Законодательство Российской Федерации о персональных данных


2

КУ

20. Состав и содержание основных источников информации о клиенте.

2

КУ

21. Порядок взаимодействия с бюро кредитных историй

2

КУ

22. Требования, предъявляемые банком к потенциальному заемщику. Методы определения класса кредитоспособности юридического лица


2

КУ

В том числе практических занятий и лабораторных работ

8


23. Практическое занятие №8 «Определение возможности предоставления кредита с учетом финансового положения заемщика»

2

ПЗ

24. Практическое занятие №9 «Применение справочной информационной базах данных, необходимых для сбора информации о потенциальном заёмщике. Поиск контактных данных заемщика в открытых источниках и специализированных базах данных»

2

ПЗ

25. Практическое занятие в форме практической подготовки №10 «Определение платежеспособности физического лица»»

2

ПЗ

26. Практическое занятие в форме практической подготовки №11 «Анализ финансового положения заемщика - юридического лица и технико-экономическое обоснование кредита»

2

ПЗ

Тема 2.2 Порядок принятия решения о предоставлении кредита. Оформление выдачи кредита

Содержание

14


27. Методы андеррайтинга кредитных заявок клиентов. Методы оценки платежеспособности физического лица, системы кредитного скоринга.

2

КУ

28. Состав кредитного дела и порядок его ведения. Способы и порядок начисления и погашения процентов по кредитам.

2

КУ

29. Содержание кредитного договора, порядок его заключения, изменения условий и расторжения. Типичные нарушения при осуществлении кредитных операций

2

КУ

В том числе практических занятий и лабораторных работ

8


30. Практическое занятие в форме практической подготовки №12 «Оформление комплекта документов на открытие счетов и выдачу кредитов различных видов»

2

ПЗ

31. Практическое занятие в форме практической подготовки №13 «Проведение андеррайтинга кредитных заявок клиентов. Составлять заключение о возможности предоставления кредита»

2

ПЗ

32. Практическое занятие в форме практической подготовки №14 «Оперативное принятие решения по предложению клиенту дополнительного банковского продукта (кросс-продажа)»

2

ПЗ

33. Практическое занятие №15 «Направление запросов в бюро кредитных историй в соответствии с требованиями действующего регламента. Формирование и ведение кредитного дела»

2

ПЗ

Раздел 3. Сопровождение кредита

48


Тема 3.1 Кредитный

Мониторинг

Содержание

16


34. Гражданское законодательство Российской Федерации об ответственности за неисполнение условий договора.

2

КУ

35. Порядок осуществления контроля своевременности и полноты поступления платежей по кредиту и учета просроченных платежей.

2

КУ

36.Критерии определения проблемного кредита

2


37. Методология мониторинга и анализа показателей качества и эффективности истребования просроченной и проблемной задолженности по потребительским кредитам


2

КУ

38. Типовые причины неисполнения условий кредитного договора и способы погашения просроченной задолженности.

2

КУ

39. Локальные нормативные акты и методические документы, касающиеся реструктуризации и рефинансирования задолженности физических лиц. Бизнес-культуру потребительского кредитования

2

КУ

В том числе практических занятий и лабораторных работ

4


40. Практическое занятие в форме практической подготовки №16 «Составление графика платежей по кредиту и процентам, контроль своевременности и полноты поступления платежей. Оформление выписки по лицевым счетам заемщиков и разъяснение им содержащихся в выписках данных»


2

ПЗ

41. Практическое занятие№ в форме практической подготовки 17 «Расчет основных параметров реструктуризации и рефинансирования потребительского кредита. Ведение мониторинга финансового положения клиента»

2

ПЗ

Тема 3.2

Создание резервов на возможные потери по кредитам

Содержание

8


42. Нормативные документы Банка России и внутренние документы банка о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери


2

КУ

43. Порядок оценки кредитного риска и определения суммы создаваемого резерва по выданному кредиту

2

КУ

В том числе практических занятий и лабораторных работ

4


44. Практическое занятие в форме практической подготовки №18 «Расчет суммы формируемого резерва»

2

ПЗ

45. Практическое занятие в форме практической подготовки №19 «Расчет суммы резерва по портфелю однородных кредитов»

2

ПЗ

Тема 3.3

Риски в кредитной

деятельности банков

Содержание

18


46.Сущность кредитного риска. Банковская рисковая политика.

2

КУ

47Риск-менеджмент как система управления рисками.

2


48.Услуги страховых организаций, позволяющие снизить финансовые риски банков

2

КУ

49. Источники покрытия риска. Методы оценки кредитного риска. Методы управления кредитным риском. Роль Кредитного бюро, Агентства по взысканию долгов.

2

КУ

50. Методы управления кредитным риском.

2


51. Роль Кредитного бюро, Агентства по взысканию долгов.

2


В том числе практических занятий и лабораторных работ

6


52. Практическое занятие№20 «Оценка качества обслуживания долга и кредитного риска по выданным кредитам. Выявление причин ненадлежащего исполнения условий договора и выставление требований по оплате просроченной задолженности»

2

ПЗ

53. Практическое занятие№21 «Разработка системы мотивации заемщика, имеющего просроченную задолженность, и применение ее с целью обеспечения производства платежей с учетом индивидуальных особенностей заемщика и условий кредитного досье»

2

ПЗ

54. Практическое занятие №22 «Планирование работы с заемщиком, имеющим просроченную задолженность, на основании предварительно проделанной работы и с учетом намерений заемщика по оплате просроченной задолженности»

2

ПЗ

Примерная тематика самостоятельной учебной работы при изучении раздела 3

1. Работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем). Осуществление кредитных операций: учебник для СПО под ред. О.И. Лаврушина М.: КНОРУС, 2017 г.

6


Раздел 4. Организация отдельных видов кредитования

54


Тема 4.1

Долгосрочное

Кредитование

Содержание

6


55. Организация системы долгосрочного кредитования. Особенности оформления долгосрочных кредитных сделок. Документация и требования, предъявляемые к ней. Виды обеспечения долгосрочных кредитов

2



КУ

В том числе практических занятий и лабораторных работ

4


56. Практическое занятие в форме практической подготовки №23 «Оформление долгосрочных кредитных сделок»

2

ПЗ

  1. Практическое занятие в форме практической подготовки №24 «Расчет процентов по сделкам долгосрочного кредитования»

2

ПЗ

Тема 4.2 

Потребительское

Кредитование

Содержание

6


58. Бизнес-культуру потребительского кредитования. Классификация кредитов, предоставляемых физическим лицам. Прямое и косвенное банковское кредитование потребительских нужд населения

2

КУ

59. Порядок и способы выдачи и погашения потребительских кредитов. Условия кредитования

2

КУ

В том числе практических занятий и лабораторных работ

2


60. Практическое занятие№25 «Определение платежеспособности и расчет максимального размера кредита»


2

ПЗ

Тема 4.3 

Ипотечное

Кредитование

Содержание

4


61. Законодательство российской федерации об ипотеке. Законодательство российской федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Методы андеррайтинга, предмета ипотеки. Основные схемы, виды ипотечного кредитования

2

КУ

В том числе практических занятий и лабораторных работ

2


62. Практическое занятие в форме практической подготовки №26 «Проведение андеррайтинга предмета ипотеки»


2

ПЗ

Тема 4.4 

Межбанковское

Кредитование

Содержание

8


63. Порядок оформления межбанковских кредитов

Особенности делопроизводства и документооборот на межбанковском рынке. Основные условия получения и погашения кредитов, предоставляемых Банком России

2



КУ

В том числе практических занятий и лабораторных работ

6


64. Практическое занятие№ в форме практической подготовки 27 «Определение возможности предоставления межбанковского кредита с учетом финансового положения контрагента»

2

ПЗ

65. Практическое занятие в форме практической подготовки №28 «Определение достаточности обеспечения возвратности межбанковского кредита. Применение универсального и специализированного программного обеспечения, необходимого для сбора и анализа информации для сотрудничества на межбанковском рынке»


2

ПЗ

66. Практическое занятие в форме практической подготовки №29 «Использование оперативной информации о ставках по рублевым и валютным межбанковским кредитам, получаемой по телекоммуникационным каналам. Использование справочных информационных баз данных, необходимых для сотрудничества на межбанковском рынке»


2

ПЗ

Тема 4.5 

Прочие виды

Кредитования


Содержание

4


67. Способы и порядок предоставления и погашения различных видов кредитов (факторинг, форфейтинг, лизинг, вексельные кредиты, краткосрочное кредитование предприятий, коммерческое кредитование, консорциальное кредитование). Особенности кредитования в форме овердрафта, кредитной линии. Отечественную и международную практику взыскания задолженности

2


КУ

В том числе практических занятий и лабораторных работ

2


68. Практическое занятие в форме практической подготовки №30 «Оформление договора при выдаче кредита в форме овердрафт, кредитной линии и вексельных кредитов»

2

ПЗ

Примерная тематика самостоятельной учебной работы при изучении раздела 4


1. Работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем). Банковское кредитование: учебник и практикум под ред. Д. Г. Алексеева и С.В.Пыхтина М.: Юрайт, 2017 г.

2. Положение «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения» (утв. Банком России 27.02.2017 N 579-П) (ред. от 15.02.2018).

3. Положение «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» (утв. Банком России 28.06.2017 N 590-П) (с изменениями).


6


Курсовой проект (работа)

Выполнение курсового проекта (работы) по модулю МДК.02.01. Организация кредитной работы.

Тематика курсовых проектов (работ):

  1. Анализ рынка автокредитования и его основные участники в России.

  2. Управление кредитными рисками коммерческого банка.

  3. Анализ долгосрочных банковских кредитов и их роль для современного инвестиционного бизнеса.

  4. Особенности кредитной политики коммерческого банка в кредитовании потребительского сектора.

  5. Кредитование и его роль в формировании доходов и расходов коммерческого банка.

  6. Особенности розничного кредитования в коммерческих банках.

  7. Управление активными операциями коммерческого банка.

  8. Роль межбанковского кредитования в повышении ликвидности и платежеспособности банка.

  9. Кредитные рейтинги их значение для коммерческого банка.

  10. Влияние банковского кредитования на экономику страны.

  11. Актуальность лизинговых операции в деятельности коммерческого банка.

  12. Виды обеспечения кредитов в сфере малого бизнеса.

  13. Обновления услуг кредитных организаций за последние два года.

  14. Влияние пассивных операций на кредитный бизнес коммерческого банка.

  15. Роль интернет-банкинга в процессе кредитования физических лиц.

  16. Страхование как инструмент минимизации кредитного риска.

  17. Роль факторинга в кредитовании юридических лиц.

  18. Способы диверсификации кредитного портфеля.

  19. Эволюционные особенности развития кредитного скоринга.

  20. Координация кредитного процесса и взаимодействие с другими подразделениями банка в процессе его реализации.

  21. Перспективы развития сферы кредитования физических лиц.

  22. Анализ форм обеспечения кредитов, выдаваемых коммерческими банками.

  23. Анализ рынка ипотечного кредитования и его роль в экономике России.

  24. Влияние кредитных рейтинговых агентств на оценку кредитного риска.

  25. Регулирование кредитной банковской деятельности: зарубежный и отечественный опыт.

  26. Синдицированное кредитование: опыт зарубежных стран и проблемы его внедрения в России.

  27. Роль кредитных бюро в системе информационного обеспечения о кредитоспособности заемщика.

  28. Методы анализа денежного потока при оценке кредитоспособности и структурировании сделки с заемщиком.

  29. Совершенствование методов определения кредитоспособности заемщика.

  30. Использование кредитной линии при структурировании сделки по кредитованию юридических лиц.

  31. Инвестиционное кредитование: опыт зарубежных стран и перспективы его развития в России.

  32. Образовательные кредиты: опыт зарубежных стран и перспективы его развития в России.

  33. Оценка кредитоспособности физического лица.

  34. Элементы системы кредитования: фундаментальный блок, экономико-технический блок, организационный блок.

  35. Методы кредитования и формы ссудных счетов, кредитная документация.

  36. Процедура выдачи и погашения кредита юридическому лицу.

  37. Процедура выдачи и погашения кредита физическому лицу.

  38. Организация кредитования по овердрафту.

  39. Краткосрочное кредитование по укрупненному объекту в пределах кредитной линии.

  40. Организация синдицированного кредитования.

  41. Организация целевого кредитования.

  42. Организация потребительского кредита.

  43. Организация ипотечного кредитования: проблемы и перспективы.

  44. Организация межбанковского кредитования.

  45. Кредиты Банка России коммерческим банкам.

  46. Система управления кредитным портфелем.

  47. Правовой, экономический аспекты и принципы кредитного договора.

  48. Международный опыт использования кредитных договоров в банковской.

  49. Формы обеспечения возвратности кредита.

  50. Современная российская практика применения различных способов.

  51. Лизинг как особая форма кредитования.

  52. Факторинг как форма кредитования.

  53. Организация учета предоставленных кредитов.

  54. Организация учета процентов по размещенным средствам.

  55. Организация учета пролонгированных и просроченных ссуд и процентов.

  56. Методы снижения кредитного риска в коммерческом банке.

  57. Кредитование корпоративных клиентов коммерческими банками.

  58. Краткосрочное кредитование клиентов коммерческого банка.

  59. Оценка и аудит отчетности по ссудам.

  60. Кредитный риск и методы его регулирования.

  61. Перспективы развития ипотечное кредитование и России.

  62. Совершенствование кредитной политики коммерческого банка.

  63. Определение возможности предоставления межбанковского кредита с учетом финансового положения контрагента.

  64. Оформление и отражение в учете сделки по предоставлению и получению кредитов на рынке межбанковского кредита.

  65. Оформление и отражение в учете начисления и взыскания процентов по кредитам.

  66. Способы мониторинга финансового положения клиента- заемщика.

  67. Расчет и отражение в учете суммы формируемого резерва.

  68. Оформление и учет просроченных кредитов и просроченных процентов и их списания.

  69. Нормативно-правовое регулирование осуществления кредитных операций и обеспечения кредитных обязательств.

  70. Особенности кредитного договора, порядок его заключения, изменения условий и расторжения.

  71. Состав кредитного дела и порядок его ведения.

  72. Способы и порядок начисления и погашения процентов по кредитам.

  73. Порядок осуществления контроля своевременности и полноты поступления платежей по кредиту и учета просроченных

платежей.

  1. Меры, принимаемые банком при нарушении условий кредитного договора.

  2. Порядок оформления и учета межбанковских кредитов.

  3. Основные условия получения и погашения кредитов, предоставляемых Банком России.

  4. Порядок оценки кредитного риска и определения суммы создаваемого резерва по выданному кредиту.

  5. Порядок и отражение в учете формирования и регулирования резервов на возможные потери по кредитам.

  6. Порядок и отражение в учете списания нереальных для взыскания кредитов.

80. Типичные нарушения при осуществлении кредитных операций



Обязательные аудиторные учебные занятия по курсовому проекту (работе)

20


  1. Выбор темы, составление плана курсовой работы.


2


  1. Подбор источников и литературы

2


  1. Проверка введения

2


  1. Проверка теоретической части

2


  1. Проверка практической части

2


  1. Проверка выводов и предложения по результатам теоретического и практического материала

2


  1. Проверка заключения

2


  1. Проверка приложений к курсовой работе

2


  1. Проверка оформления курсовой работы согласно методическим рекомендациям

2


  1. Защита курсовой работы

2


Самостоятельная учебная работа обучающегося над курсовым проектом (работой)


Выбор темы курсовой работы, формулировка актуальности исследования, определение цели, постановка задач.

Подбор источников и литературы, составление развернутого плана и утверждение содержания курсовой работы.

Теоретический анализ источников и литературы, определение понятийного аппарата, выборки, методов и методик для практического исследования.

Выявление дискуссионных вопросов и нерешенных проблем.

Систематизация собранного фактического и цифрового материала путем сведения его в таблицы, диаграммы, графики и схемы.

Составление конспекта курсовой работы.

Написание введения курсовой работы, включающее раскрытие актуальности темы, степени ее разработанности, формулировку проблемы, взятую для анализа, а также задачи, которые ставит обучающийся перед собой в ходе написания работы.

Написание части курсовой работы, включающей в себя теоретический материал исследования.

Написание части курсовой работы, включающей в себя практический материал исследования, состоящий из таблиц, схем, рисунков и диаграмм.

Подбор и оформление приложений по теме курсовой работы.

Составление заключения курсовой работы, содержащее формулировку выводов и предложений по результатам теоретического и практического материала.

Определение практической значимости результатов исследований, подтверждение расчетов экономического эффекта или разработка рекомендаций по организации и методики проведения исследований.

Оформление курсовой работы согласно методическим указаниям и сдача ее на проверку руководителю для написания отзыва
















10


Консультация

2


Экзамен

6


МДК.02.02. Учет кредитных операций банка

136


Раздел 5. Организация учета кредитных операций банка

130


Тема 5.1 Сущность системы учета кредитования

Содержание

56


1. Характеристика счета, необходимых для ипотечного кредита

2. Характеристика счета, необходимых для ипотечного кредита

3.Характеристика счета, необходимых для потребительского кредита.

4. Характеристика счета, необходимого для авто кредита

5. Характеристика счета, необходимого для долгосрочного кредитования

6. Характеристика счета, необходимого для межбанковского кредита

7. Характеристика счета, необходимого для различных видов кредита

8. Порядок формирования и регулирования резервов на возможные потери по кредитам

9.Порядок и отражение в учете формирования и регулирования резервов на возможные потери по кредитам

10. Отражение в учете списания нереальных для взыскания кредитов

11 Характеристика счета, необходимых для кредитования физических лиц.

12. Характеристика счета, необходимых для кредитования юридических лиц.

13. Порядок осуществления контроля своевременности поступления платежей по кредиту и учета просроченных платежей

14. Порядок оформления и учета межбанковских кредитов

15. Порядок оформления отчетности по выданным кредитам

16. Порядок оформления отчетности по просроченным кредитам



2

Теория

2

КУ

2

КУ

2

КУ

2

КУ

2

КУ

2

КУ

2

КУ

2

КУ

2

КУ

2

КУ

2

КУ

2

КУ

2

КУ

2

КУ

2

КУ

2

КУ

2

КУ

2

КУ

17. Учёт лизинговых операций банка.

2

КУ

  1. Учет факторинговых операций банка.

2

КУ

19. Учёт форфейтинговых операций банка.

2

КУ

  1. Порядок отражения в учёте начисления и погашения процентов по кредитам

2

КУ

  1. Учет переноса кредитов и процентов на просроченную задолженность.

2

КУ

  1. Учет погашения выданных кредитов заемщиками, клиентами банка-кредитора

2

КУ

  1. Учет погашения выданных кредитов заемщиками, клиентами другого банка

2

КУ

  1. Отражение в учете сумм формируемого резерва

2

КУ

  1. Учет начисленных процентов

2

КУ

  1. Применение универсального программного обеспечения, необходимого для систематизации документов по учету кредитования.

2

КУ

  1. Применение специализированного программного обеспечения, необходимого для систематизации документов по учету кредитования.

2

КУ

  1. Характеристика счетов для учета прибыли в банках

2

КУ

В том числе практических занятий и лабораторных работ

66


1. Практическое занятие «Оформление и отражение в учете операций по выдаче кредитов физическим и юридическим лицам, погашению ими кредитов»

2

ПЗ

2. Практическое занятие «Оформление и ведение учета обеспечения по предоставленным кредитам»

2

ПЗ

3. Практическое занятие «Оформление и отражение в учете начисления и взыскания процентов по кредитам»

2

ПЗ

4. Практическое занятие «Оформление и ведение учета списания просроченных кредитов и просроченных процентов»

2

ПЗ

5. Практическое занятие «Счета, предназначенные для учета просроченных кредитов»

2

ПЗ

6. Практическое занятие «Подбор оптимального способа погашения просроченной задолженности»

2

ПЗ

7. Практическое занятие «Счета, предназначенные для учета начисленных процентов»

2

ПЗ

8. Практическое занятие «Расчет и отражение в учете сумм формируемого резерва»

2

ПЗ

9. Практическое занятие «Расчет и отражение в учете резервов по портфелю однородных кредитов»

2

ПЗ

10. Практическое занятие «Учёт вексельного кредитования»

2

ПЗ

11. Практическое занятие в форме практической подготовки «Учёт потребительского кредитования»

2

ПЗ

12. Практическое занятие в форме практической подготовки «Учет и анализ программ автокредитования коммерческих банков»

2

ПЗ

13. Практическое занятие в форме практической подготовки «Учёт операций с кредитными картами»

2

ПЗ

14. Практическое занятие в форме практической подготовки «Учет операций по предоставлению кредитов путем открытия кредитной линии»

2

ПЗ

15. Практическое занятие в форме практической подготовки «Учёт ипотечного кредитования»

2

ПЗ

16. Практическое занятие в форме практической подготовки «Оформление и отражение в учете сделки по предоставлению и получению кредитов на рынке межбанковского кредита»

2

ПЗ

17. Практическое занятие «Расчёт общей суммы лизинговых платежей»

2

ПЗ

18. 19,Практическое занятие «Учёт лизинговых операций банка»

2

ПЗ

20, 21 Практическое занятие «Расчет вознаграждения банка при факторинговых операциях банка»

2

ПЗ

22, 23. Практическое занятие «Основные бухгалтерские проводки по учёту факторинговых и форфейтинговых операций банка»

2

ПЗ

24, 25. Практическое занятие «Решение ситуационных задач на расчет и порядок отражения в учёте начисления и погашения процентов по кредитам»

26,27 Практическое занятие «Решение ситуационных задач на порядок переноса кредитов и процентов на просроченную задолженность»

28,29 Практическое занятие «Решение ситуационных задач на порядок погашения выданных кредитов заемщиками, клиентами банка-кредитора»

30.31 Практическое занятие «Решение ситуационных задач на порядок погашения выданных кредитов заемщиками, клиентами другого банка»

32.33 Практическое занятие «Применение универсального и специализированного программного обеспечения, необходимого для систематизации документов по учету кредитования»

2


ПЗ


Консультация

2



Форма итоговой аттестации: экзамен

6


Примерная тематика самостоятельной учебной работы при изучении раздела 5

Положение «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения» (утв. Банком России 27.02.2017 N 579-П) (ред. от 15.02.2018).

6


Учебная практика

Виды работ

1.Краткая характеристика банка:

- историю создания банка, его местонахождение и правовой статус;

- бренд (name, логотип, слоган, миссию и ценности);

- наличие лицензий на момент прохождения практики;


36ч




6



2. Организационная структура банка:

- состав акционеров банка;

- схему организационной структуры банка;

- состав обслуживаемой клиентуры.


6



3. оценка кредитоспособности клиентов:

- основные положения кредитной политики исследуемого банка;

- анализ линейки кредитных продуктов исследуемого банка;

- способы и порядок предоставления и погашения различных видов кредитов;

- анализ кредитного портфеля исследуемого банка по категориям заемщика, валюте кредита, сроку, отраслевой принадлежности заемщика-юридического лица. Результаты анализа представить в табличной или графической форме;

6



4. Способы обеспечения возвратности кредита:

- способы обеспечения возвратности кредита, виды залога (в приложении к отчету необходимо проанализировать обеспечение выданных банком кредитов за отчетный период в разрезе категорий заемщика (залог, гарантии, поручительство и.т.д.) Результаты анализа представить в табличной или графической форме);

- требования, предъявляемые банком к потенциальному заемщику;

- состав и содержание основных источников информации о клиенте;

- методы оценки платежеспособности физического лица, системы кредитного скоринга (в приложении представить методику оценки кредитоспособности);


6



5. Методы определения класса кредитоспособности:

- методы определения класса кредитоспособности юридического лица (в приложении представить методику определения класса кредитоспособности);

- порядок рассмотрения кредитной заявки (в приложении представить образцы заполненных кредитных заявок физического и юридического лица, заявлений-заявок);


6



6. - расчет ежемесячных платежей по выдаваемым кредитам (в приложении привести пример расчета);

- составление графика погашения всех видов кредитов (в приложении представить пример оформленного графика платежей по кредиту.

Оформление отчета по практике

6



Производственная практика:


. 1Изучение порядка осуществления и оформления выдачи кредитов:

- пакет документов, предоставляемых в банк потенциальными заемщиками физическими и юридическими лицами;

72ч

6



2. Составление кредитного договора.

- содержание кредитного договора, порядок его заключения, изменения условий и расторжения (в приложении необходимо представить образцы заполненных кредитных договоров с физическими лицами (потребительского кредита, ипотеки), кредитного договора с юридическим лицом, договор о предоставлении синдицированного кредита);

- договоры залога, поручительства, банковская гарантия (в приложении представить образцы заполненного договора залога недвижимости, договора поручительства, банковской гарантии);


6

3. Изучение порядка осуществления сопровождения выданных кредитов:

- мониторинг финансового положения клиентов (действующих заемщиков банка);

- проверка сохранности залога (в приложении необходимо представить заполненный образец акта итога проверки сохранности залога);


6

4. Меры, принимаемые банком при нарушении условий кредитного договора:

- меры, принимаемые банком при нарушении условий кредитного договора;

- расторжение кредитного договора;

- начисление и погашение процентов по кредитам (в приложении привести пример расчета процентов по кредитам).


6

5. Изучение проведения операций на рынке межбанковских кредитов:

основные условия получения и погашения кредитов, предоставляемых Банком России;

- проведение операций по межбанковским кредитам;

- анализ финансового положения контрагента, желающего оформить межбанковский кредит;

- мониторинг ставок по рублевым и валютным межбанковским кредитам (в приложении представить информацию с сайта Банка России о ставках по рублевым и валютным межбанковским кредитам за последние 2 года);

6

6. - расчет процентов по межбанковским кредитам (в приложении привести пример расчета);

- оформление договора межбанковского кредита (в приложении представить образец заполненного кредитного договора).

6


7. Изучение формирования и регулирования резервов:

- формирование и регулирование резервов на возможные потери по кредитам.


6

8. Учет кредитных операций банка:

- учет операции по выдаче кредитов физическим и юридическим лицам, погашению ими кредитов;

- учет обеспечения по предоставленным кредитам;

6

9. Сделки по предоставлению и получению кредитов:

- учет сделок по предоставлению и получению кредитов на рынке межбанковского кредита;

- учет начисления и взыскания процентов по кредитам;

6

10. Учет резервов на возможные потери по выданным кредитам:

- учет резервов по портфелю однородных кредитов;

- учет просроченных кредитов и просроченных процентов;


6

11. Списание просроченных кредитов и процентов:

- учет списания просроченных кредитов и просроченных процентов

6

12. Оформление отчета по практике.

6

Экзамен по модулю

12



Всего

448



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Лаборатория «Учебный банк», оснащенная в соответствии с п. 6.1.2.1 программы по специальности 38.02.07 Банковское дело.

Оснащенные базы практики, в соответствии с п. 6.1.2.3 программы по специальности 38.02.07 Банковское дело.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

В качестве основной литературы по программе профессионального образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные данной ПООП.

Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой МДК, модулю из расчета как минимум одно печатное издание и (или) электронное издание на МДК или модуль

      1. Печатные издания


  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ с изменениями.

  2. Федеральный закон от 02 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. 30.12.2020 г.).

  3. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. 24.02.2021 г.).

  4. Положение «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения» (утв. Банком России 27.02.2017 N 579-П) (последняя редакция).

  5. Положение «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные по- тери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» (утв. Банком России 28.06.2017 N 590-П) (с изменениями).

  6. Банковское дело в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для среднего профессионального образо- вания / В. А. Боровкова [и др.] ; под редакцией В. А. Боровковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 422 с.

  7. Банковское дело в 2 ч. Часть 2: учебник для среднего профессионального образования / Н. Н. Мартыненко, О. М. Маркова, О. С. Рудакова, Н. В. Сергеева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Из- дательство Юрайт, 2021. — 368 с.

  8. Букирь, М. Я. Кредитная работа в банке: методология и учет / М. Я. Букирь. — 2-е изд. — Москва, Саратов : ЦИПСиР, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 239 c.

  9. Гамза, В. А. Основы банковского дела: безопасность банковской деятельности: учебник для среднего профессионального образования / В. А. Гамза, И. Б. Ткачук, И. М. Жилкин. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 455 с.

  10. Герасимова, Е. Б. Банковские операции: учебное пособие / Е.Б. Герасимова, И.Р. Унанян, Л.С. Тишина. - М.: Форум, 2019. - 272 с.

  11. Горелая Н.В. Организация кредитования в коммерческом банке: учебное пособие/ Горелая Н.В. – Москва: Издательский Дом ФОРУМ, 2019. – 208 с.

  12. Бухгалтерский учет в коммерческих банках (в проводках) : учеб. пособие для СПО / Г. Н. Бе- логлазова [и др.] ; под ред. Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой. — 3-е изд., пере¬раб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 338 с.

  13. Каджаева М.Р. Осуществление кредитных операций: учеб, для студ. учреждений сред. проф. образования / М.Р. Каджаева, Л.В.Ал- манова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр

«Академия», 2020. — 272 с.

  1. Костерина, Т. М. Банковское дело: учебник для СПО / Т. М. Костерина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М: Издательство Юрайт, 2018. — 332 с.

  2. Тавасиев, А. М. Банковское кредитование: учебник / А.М. Тавасиев, Т.Ю. Мазурина, В.П. Быч- ков ; под ред. А.М. Тавасиева. — 2-е изд., перераб. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 366 с.


3.3.2 Электронные издания (электронные ресурсы)


          1. Электронный ресурс Банка России - Режим доступа http://www.cbr.ru

          2. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».- Режим доступа http://www.consultant.ru

          3. Справочно-правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа http://www.aero.garant.ru

          4. Информационный банковский портал – Режим доступа: http://www.banki.ru.

          5. Материалы сайта Ассоциации российских банков: Координационный комитет по стандартам качества банковской деятельности. Стандарты качества банковской деятельности (СКБД) Ассоциации российских банков. – Режим доступа: http://www.arb.ru.

          6. Материалы Информационного агентства – портала Bankir.ru. – Режим доступа: http://www.bankir.ru.

          7. Электронные ресурсы кредитных организаций Российской Федерации в сети Интернет.


      1. Дополнительные источники

  1. Бухгалтерский финансовый учет: учебник для среднего профессионального образования / Л. В. Бухарева [и др.]; под редакцией И. М. Дмитриевой, В. Б. Малицкой, Ю. К. Харакоз. — 4-е изд., пе- рераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 490 с.

  2. Казимагомедов, А. А. Структура и функции Центрального банка Российской Федерации : учебник / А. А. Казимагомедов. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 204 с.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля



Критерии оценки



Методы оценки

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам


Обоснованность выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач при осуществлении консультирования потенциальных клиентов банка по банковским продуктам.

Точность, правильность и пол­нота выполнения профессио­нальных задач

Оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

Оперативность поиска, результативность анализа и интерпретации информации и ее использование для качественного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Широта использования различных источников информации, включая электронные

Оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

Демонстрация интереса к инновациям в области профессиональной деятельности; выстраивание траектории профессионального развития и самоообразования; осознанное планирование повышения квалификации.

Демонстрация способности к организации и планированию самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля

Оценка использования обучающимся методов и приёмов личной организации в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении индивидуальных домашних заданий, работ по учебной и производственной практике.

Оценка использования обучающимся методов и приёмов личной организации при участии в профессиональных олимпиадах, конкурсах, выставках, научно-практических конференциях

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

Демонстрация стремления к сотрудничеству и коммуникабельность при взаимодействии с обучающимися, преподавателями и руководителями практики в ходе обучения

Оценка коммуникативной деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Демонстрация навыков грамотно излагать свои мысли и оформлять документацию на государственном языке Российской Федерации, принимая во внимание особенности социального и культурного контекста

Оценка умения вступать в коммуникативные отношения в сфере профессиональной деятельности и поддерживать ситуационное взаимодействие, принимая во внимание особенности социального и культурного контекста, в устной и письменной форме, проявление толерантности в коллективе

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

Демонстрация навыков использования информационных технологий в профессиональной деятельности; анализ и оценка информации на основе применения профессиональных технологий, использование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для реализации профессиональной деятельности

Оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, в ходе компьютерного тестирования, подготовки электронных презентаций, при выполнении индивидуальных домашних заданий, работ по учебной и производственной практике.

Оценка умения решать профессиональные задачи с использованием современного программного обеспечения

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

Демонстрация умений понимать тексты на базовые и профессиональные темы; составлять документацию, относящуюся к процессам профессиональной деятельности на государственном и иностранном языках

Оценка соблюдения правил оформления документов и построения устных сообщений на государственном языке Российской Федерации и иностранных языках

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

Демонстрация умения презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности.

Демонстрация знаний порядка выстраивания презентации и кредитных банковских продуктов

Оценка знаний и умений обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, в ходе компьютерного тестирования, подготовки электронных презентаций, при выполнении индивидуальных домашних заданий, работ по учебной и производственной практике

ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов

Демонстрация профессиональных знаний при расчете максимального размера кредита

Оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, в ходе компьютерного тестирования, подготовки электронных презентаций, при выполнении индивидуальных домашних заданий, работ по учебной и производственной практике

ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов


Демонстрация профессиональных знаний при оформлении выдачи кредитов

Оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, в ходе компьютерного тестирования, подготовки электронных презентаций, при выполнении индивидуальных домашних заданий, работ по учебной и производственной практике

ПК 2.3. Осуществлять сопровождение выданных кредитов


Демонстрация профессиональных знаний при сопровождении выданных кредитов

Оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, в ходе компьютерного тестирования, подготовки электронных презентаций, при выполнении индивидуальных домашних заданий, работ по учебной и производственной практике

ПК 2.4. Проводить операции на рынке межбанковских кредитов


Демонстрация профессиональных знаний при проведении операций на рынке межбанковских кредитов

Оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, в ходе компьютерного тестирования, подготовки электронных презентаций, при выполнении индивидуальных домашних заданий, работ по учебной и производственной практике

ПК 2.5. Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам

Демонстрация профессиональных знаний при формировании и регулировании резервов на возможные потери по кредитам

Оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, в ходе компьютерного тестирования, подготовки электронных презентаций, при выполнении индивидуальных домашних заданий, работ по учебной и производственной практике

ЛР1-ЛР1522

-

-







__________________________________________________

22 В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты.

Рецензия на рабочую программу

учебной дисциплины

(в структуре программы подготовки специалистов среднего звена)


Общие сведения


  1. Фамилия Имя Отчество разработчика программы _Джамбекова З.М


2. Код и наименование специальности 38.02.07. «Банковское дело»


3. Индекс и наименование ПМ.02. «Осуществление кредитной работы»



4.Количество часов на освоение программы:


Максимальное количество часов на модуль:

448

час:


  • обязательная учебная нагрузка студентов

408

час, в том числе:

объем времени обязательной части ППССЗ

339

час.

объем времени вариативной части ППССЗ

69

час.

лабораторные работы

-

час.

практические занятия

110

час.

курсовая работа (проект)

20

час.

  • самостоятельная работа студентов

40

час.



5. Фамилия Имя Отчество, наименование должности рецензента

АбурайратоваЗахраМирзаевна, преподаватель социально-экономических дисциплин ГБПОУ «Колледж экономики и предпринимательства». Почетный работник СПО.



Оценка содержания и структуры программы учебной дисциплины

Комплексная оценка программы дисциплины

Оценка

в баллах

1.Оценка комплектности и оформления программы дисциплины

Макс. балл

1,0 = 0,25х4

1.1


Титульный лист содержит информацию:

  • лицевая сторона:

  • наименование органа управления образованием;

  • наименование образовательной организации;

  • индекс и наименование учебной дисциплины (по учебному плану);

  • код и наименование специальности (профессии)

  • укрупненная группа специальностей (профессий)

  • квалификация выпускника

  • год разработки;

  • оборотная сторона:

  • сведения о согласовании программы дисциплины цикловой комиссией и решении об утверждении программы;

  • сведения о нормативных документах, на основании которых разрабатывалась программа;

  • сведения о разработчиках и рецензентах

0,25

1.2


Все разделы программы дисциплины представлены и выполнены по установленной форме.

0,25


1.3


Нумерации страниц в «Содержании» соответствует размещению разделов программы дисциплины

0,25

1.4


Структура программы соответствует макету

0,25

Итоговый балл

1,0

2. Оценка раздела 1 «Паспорт программы учебной дисциплины»

Макс. балл

1, 0 = 0,25х4

2.1


Пункт 1.1 «Область применения программы» содержит правильную информацию о принадлежности программы дисциплины к ППССЗ по специальности и укрупненной группе специальностей, возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании и профессиональном обучении.




0,25

2.2


В пункте 1.2 «Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена» правильно указывается принадлежность дисциплины к обязательной и/или вариативной части учебного цикла ППССЗ.



0,25

2.3


Пункт 1.3 «Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины» содержит обязательные требования к умениям и знаниям в полном соответствии с ФГОС СПО по специальности и дополнительные требования к умениям и знаниям, установленные колледжем к выпускникам (вариативная часть ППССЗ)




0,25

2.4


Пункт 1.4 «Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины» устанавливает распределение общего объема времени на обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося и самостоятельную работу обучающегося в полном соответствии с учебным планом



0,25

Итоговый балл

1,0

3. Оценка раздела 2 «Структура и содержание учебной дисциплины»

Макс. балл

1,0 = 0,20х5

3.1


Таблица 2.1 «Объем дисциплины и виды учебной работы» содержит почасовое распределение видов учебной работы обучающегося в соответствии с формой и полностью совпадает с количеством часов, установленным учебным планом по специальности; форма итоговой (промежуточной аттестации) указывается правильно




0,20


3.2


Таблица 2.2 «Тематический план и содержание учебной дисциплины» составлен в полном соответствии с формой; объемы часов по видам учебной работы обучающихся в паспорте программы и таблицах 2.1, 2.2 совпадают


0,20


3.3


Обеспечивается логическая последовательность, четкость в наименовании разделов и тем программы,содержание учебного материала соответствует требованиям ФГОС и дополнительным требованиям к умениям и знаниям, учитывает современное состояние науки и производства; уровни освоения дидактических единиц обозначаются дидактически целесообразно; вариативная часть содержания программы выделяется курсивом





0,20

3.4


Указывается порядковая последовательность лабораторных и практических занятий; тематика лабораторных и практических занятий, курсового проекта (работы) (при наличии) учитывает условия будущей профессиональной деятельности обучающихся;



0,20

3.5


Виды и тематика самостоятельной работы обучающихся способствует их творческому развитию, соответствуют целям и задачам освоения учебной дисциплины

0,20

Итоговый балл

1,0

4. Оценка раздела 3 «Условия реализации программы дисциплины»

Макс. балл

1,0 = 0,25х4

4.1


Пункт 3.1 «Требования к минимальному материально-техническому обеспечению» содержит перечень учебных помещений и средств обучения, необходимых для реализации программы дисциплины.


0,25

4.2


Перечисленное оборудование является достаточным для проведения лабораторных и практических занятий, предусмотренных программой дисциплины


0,25

4.3


Пункт 3.2 «Информационное обеспечение обучения» содержит перечень печатных и электронных изданий основной и дополнительной учебной литературы по дисциплине;

Год издания основной литературы не старше 5 лет


0,25

4.4


Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила оформления».


0,25

Итоговый балл

1,0

5. Оценка раздела 4 «Контроль и оценка результатов освоения

дисциплины»

Макс. балл

1,0 = 0,25х4

5.1


Наименования умений и знаний полностью совпадают с указанными в п. 1.3 «Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины»


0,25

5.2


Перечень форм и методов контроля и оценки конкретизирован с учетом специфики обучения по дисциплине

0,25

5.3


Указанные формы и методы контроля и оценки отвечают принципам продуктивного обучения

0,25

5.4


Комплекс форм и методов контроля и оценки образует систему достоверной и объективной диагностики результатов освоения дисциплины


0,25


Итоговый балл

1,0


Общее заключение:


Программа дисциплины может быть рекомендована к утверждению.


Рекомендации по доработке рабочей программы учебной дисциплины:

_____________________________________________________________________


Дата: «_30_ » августа 2023г.


Рецензент/эксперт: ____________/_Захра Мирзаевна Абурайратова


ПодписьИ.О. Фамилия


С оценкой, итоговым заключением и рекомендациями ознакомлен(а):

____________/_Загра Магомедбековна Джамбекова

подпись И.О. Фамилия




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!