СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

“Плотность как характеристика вещества”.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: ввести понятие плотности вещества, установить зависимость плотности разных  веществ от массы и объема.

Просмотр содержимого документа
«“Плотность как характеристика вещества”.»

Тема урока: “Плотность как характеристика вещества”.

Цель урока: ввести понятие плотности вещества, установить зависимость плотности разных веществ от массы и объема.

Задачи:

  1. Образовательные: 1. Актуализация опорных понятий: m, V, строение вещества, агрегатные состояния.

2. Ввести понятие плотности на основе эксперимента, жизненного опыта

3. Вывести формулу плотности веществ

4. Научить использовать формулу при решении задач

  1. Развивающие: 1. Развитие логических УУД: сопоставление, сравнение, установление зависимости, обобщение, анализ, синтез; Регулятивные УУД: контроля, самоконтроля, коррекции; Коммуникативные УУД:

  2. Воспитательные: Формирование «Я»-концепции.

Содержание нового материала: плотность вещества, единицы измерения плотности и связь между ними, таблицы плотностей.

Оборудование: на столах учеников - наборы тел равной массы и равного объема, бруски, массу которых определяли на лабораторной работе.

Ход урока.

  1. Ситуация успеха: Актуализация знаний.

Мотивация урока.

2. Ситуация ИР

3. Постановка учебной задачи.

Фиксация в знаково-символической форме

Формулировка в словесной форме

  1. Решение учебной задачи: прямое использование формулы, обратной задачи, на аналогию.

  2. Рефлексия: выполнение теста, самоконтроль, анализ выполненной работы, коррекция.

Сегодня познакомимся еще с одним способом определения массы тела. Но сначала проделаем некоторые опыты.

1) Задание классу:

Рассмотреть тела из наборов, которые находятся на партах. Найти тела равного объема. (Сообщаем: объем каждого тела 1 см3)

Что можно сказать о веществах, из которых они изготовлены?

Ученики: все тела изготовлены из разных веществ.

2) Задание: сравнить массы этих тел с помощью весов. (Ученик у доски )

Ученики: вывод - массы одного кубического сантиметра разных веществ разные.

3) Вопрос: а массы 1м3, 1 дм3?

Ученики: вывод – масса единицы объема разных веществ разные.

4) Вопрос: как это можно объяснить?

Вывод – массы молекул разных веществ разные и расположены молекулы на разном расстоянии друг от друга, поэтому масса единицы объема у разных веществ разная.

Учитель: следовательно, массу единицы объема вещества можно использовать в качестве характеристики данного вещества. Физики так и сделали: ввели физическую величину, которая показывает, чему равна масса единицы объема вещества, и назвали ее плотностью.

5) Вопрос: как можно определить плотность вещества? Обязательно ли для этого измерять массу 1см3, 1м3 и т. д. ?

В результате обсуждения всегда возникает предложение измерить массу тела, его объем и рассчитать плотность.

6) Задача (решается устно, записи на доске делает учитель): “Масса тела 1200 кг, объем 2 м3. Чему равна плотность, т. е. масса 1 м3?

Вывод - чтобы определить плотность вещества, надо знать массу и объем.

В тетрадь: Плотность – физическая величина, равная отношению массы тела к его объему: плотность = ; .

Единицы измерения плотности .

Что показывает плотность?

В тетрадь: Плотность показывает, какую массу имеет единица объема данного вещества.

Учитель: физики измерили плотности всех известных веществ и занесли их в таблицы. Рассмотрим таблицы в учебнике.

  • Чему равна плотность мрамора? Стали?

  • Что показывает это число?

  • Какое твердое тело из представленных в таблице имеет наибольшую плотность? Наименьшую плотность?

  • Плотность вещества 2300 кг/м3. Какое это вещество?

  • Каковы плотности воды? Воздуха?

  • Сравните плотности твердых тел, жидкостей, газов. Чем объясняется такое различие?

  • Прочитайте замечание под таблицей. Зачем авторы учебника сообщили нам температуру и давление?

  • Как зависит плотность от температуры и почему? (При нагревании объем тела увеличивается, промежутки между молекулами увеличиваются, следовательно, в 1 м3 молекул становится меньше, следовательно, плотность уменьшается)

В тетрадь: Плотность данного вещества зависит от

1) агрегатного состояния : ствсжсг ;

2) от температуры.

Как связаны между собой плотности, выраженные в кг/ м3 и в г/ см3?

В тетрадь:

, .

Это интересно!

Средняя плотность Земли 5500 кг/м3, Солнца – 1400 кг/м3, Луны – 3300 кг/м3.

Плотность крови человека 1050 кг/м3.

Средняя плотность тела человека 1036 кг/м3. (Подумайте, можете ли вы определить плотность своего тела?)

Плотность – замечательная характеристика!

Определив плотность, можно по таблице узнать, из какого вещества изготовлено тело. Зная плотность, можно определить объем или массу тела.

Давайте выразим из формулы для плотности массу и объем. На доске с помощью учащихся записываются формулы:

Получили еще один способ определения массы: массу тела можно подсчитать, если известно вещество, из которого изготовлено тело и объем этого тела!

Задание классу: пользуясь таблицей плотностей, устно определите, чему равна масса 2 м3 воды? 5 м3 воды?

Когда без этого способа не обойтись?

Например, при определении масс очень больших тел: массы большой каменной глыбы, массы нефти в нефтяном месторождении.

Экспериментальная задача. Проверить, как “работает” формула для вычисления объема. Для этого рассчитать объем алюминиевого бруска по новой формуле (массу определили на лабораторной работе №3, плотность берем из таблицы) и рассчитать объем, измерив высоту, ширину и длину. Результаты сравнить. Вывод - формула “работает” и ей можно пользоваться.

Итоги урока.

Что узнали нового на уроке?

  • Познакомились с новой физической величиной – плотностью. Что такое плотность? Что показывает плотность?

  • Научились определять плотность по массе тела и объему. Что для этого надо сделать?

  • Научились пользоваться таблицами плотностей: определять плотность вещества и по плотности определять вещество, из которого изготовлено тело.

  • Научились определять массу новым способом – по формуле. Как определить массу по плотности?

  • Научились определять объем по новой формуле. Как определить объем по плотности?

Домашнее задание:

Параграфы № 21,22.

Упражнение 13 (1,4)

Экспериментальная задача: определить массу воздуха в комнате.

Одному ученику подготовить сообщение о плотности воды.



Приложение 2

тест «Плотность»

1. Плотностью называют…

а) физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе.

б) физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму.

в) физическое явление.

г) физическое тело

2. В системе СИ плотность измеряется в…

а) г/см3.

б) г/л.

в) кг/м3.

г) м3/кг

3. Плотность данного вещества зависит …

а) от его массы.

б) от его объёма.

в) от его размеров.

г) нет правильных ответов

4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее…

а) такого же стакана со спиртом.

б) такого же стакана с молоком.

в) такого же стакана с чистой водой.

г) такого же стакана с мёдом

5. При замерзании воды плотность её вещества…

а) может и увеличиваться, и уменьшаться.

б) уменьшается.

в) увеличивается.

г) не меняется

Критерий оцевания.

5 7-9б

4

Домашнее задания: 1. Найти плотность бруска хоз. мыла.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!