Тема урока: “Плотность как характеристика вещества”.
Цель урока: ввести понятие плотности вещества, установить зависимость плотности разных веществ от массы и объема.
Задачи:
Образовательные: 1. Актуализация опорных понятий: m, V, строение вещества, агрегатные состояния.
2. Ввести понятие плотности на основе эксперимента, жизненного опыта
3. Вывести формулу плотности веществ
4. Научить использовать формулу при решении задач
Развивающие: 1. Развитие логических УУД: сопоставление, сравнение, установление зависимости, обобщение, анализ, синтез; Регулятивные УУД: контроля, самоконтроля, коррекции; Коммуникативные УУД:
Воспитательные: Формирование «Я»-концепции.
Содержание нового материала: плотность вещества, единицы измерения плотности и связь между ними, таблицы плотностей.
Оборудование: на столах учеников - наборы тел равной массы и равного объема, бруски, массу которых определяли на лабораторной работе.
Ход урока.
Ситуация успеха: Актуализация знаний.
Мотивация урока.
2. Ситуация ИР
3. Постановка учебной задачи.
Фиксация в знаково-символической форме
Формулировка в словесной форме
Решение учебной задачи: прямое использование формулы, обратной задачи, на аналогию.
Рефлексия: выполнение теста, самоконтроль, анализ выполненной работы, коррекция.
Сегодня познакомимся еще с одним способом определения массы тела. Но сначала проделаем некоторые опыты.
1) Задание классу:
Рассмотреть тела из наборов, которые находятся на партах. Найти тела равного объема. (Сообщаем: объем каждого тела 1 см3)
Что можно сказать о веществах, из которых они изготовлены?
Ученики: все тела изготовлены из разных веществ.
2) Задание: сравнить массы этих тел с помощью весов. (Ученик у доски )
Ученики: вывод - массы одного кубического сантиметра разных веществ разные.
3) Вопрос: а массы 1м3, 1 дм3?
Ученики: вывод – масса единицы объема разных веществ разные.
4) Вопрос: как это можно объяснить?
Вывод – массы молекул разных веществ разные и расположены молекулы на разном расстоянии друг от друга, поэтому масса единицы объема у разных веществ разная.
Учитель: следовательно, массу единицы объема вещества можно использовать в качестве характеристики данного вещества. Физики так и сделали: ввели физическую величину, которая показывает, чему равна масса единицы объема вещества, и назвали ее плотностью.
5) Вопрос: как можно определить плотность вещества? Обязательно ли для этого измерять массу 1см3, 1м3 и т. д. ?
В результате обсуждения всегда возникает предложение измерить массу тела, его объем и рассчитать плотность.
6) Задача (решается устно, записи на доске делает учитель): “Масса тела 1200 кг, объем 2 м3. Чему равна плотность, т. е. масса 1 м3?
Вывод - чтобы определить плотность вещества, надо знать массу и объем.
В тетрадь: Плотность – физическая величина, равная отношению массы тела к его объему: плотность = ; .
Единицы измерения плотности .
Что показывает плотность?
В тетрадь: Плотность показывает, какую массу имеет единица объема данного вещества.
Учитель: физики измерили плотности всех известных веществ и занесли их в таблицы. Рассмотрим таблицы в учебнике.
Чему равна плотность мрамора? Стали?
Что показывает это число?
Какое твердое тело из представленных в таблице имеет наибольшую плотность? Наименьшую плотность?
Плотность вещества 2300 кг/м3. Какое это вещество?
Каковы плотности воды? Воздуха?
Сравните плотности твердых тел, жидкостей, газов. Чем объясняется такое различие?
Прочитайте замечание под таблицей. Зачем авторы учебника сообщили нам температуру и давление?
Как зависит плотность от температуры и почему? (При нагревании объем тела увеличивается, промежутки между молекулами увеличиваются, следовательно, в 1 м3 молекул становится меньше, следовательно, плотность уменьшается)
В тетрадь: Плотность данного вещества зависит от
1) агрегатного состояния : ствсжсг ;
2) от температуры.
Как связаны между собой плотности, выраженные в кг/ м3 и в г/ см3?
В тетрадь:
, .
Это интересно!
Средняя плотность Земли 5500 кг/м3, Солнца – 1400 кг/м3, Луны – 3300 кг/м3.
Плотность крови человека 1050 кг/м3.
Средняя плотность тела человека 1036 кг/м3. (Подумайте, можете ли вы определить плотность своего тела?)
Плотность – замечательная характеристика!
Определив плотность, можно по таблице узнать, из какого вещества изготовлено тело. Зная плотность, можно определить объем или массу тела.
Давайте выразим из формулы для плотности массу и объем. На доске с помощью учащихся записываются формулы:
Получили еще один способ определения массы: массу тела можно подсчитать, если известно вещество, из которого изготовлено тело и объем этого тела!
Задание классу: пользуясь таблицей плотностей, устно определите, чему равна масса 2 м3 воды? 5 м3 воды?
Когда без этого способа не обойтись?
Например, при определении масс очень больших тел: массы большой каменной глыбы, массы нефти в нефтяном месторождении.
Экспериментальная задача. Проверить, как “работает” формула для вычисления объема. Для этого рассчитать объем алюминиевого бруска по новой формуле (массу определили на лабораторной работе №3, плотность берем из таблицы) и рассчитать объем, измерив высоту, ширину и длину. Результаты сравнить. Вывод - формула “работает” и ей можно пользоваться.
Итоги урока.
Что узнали нового на уроке?
Познакомились с новой физической величиной – плотностью. Что такое плотность? Что показывает плотность?
Научились определять плотность по массе тела и объему. Что для этого надо сделать?
Научились пользоваться таблицами плотностей: определять плотность вещества и по плотности определять вещество, из которого изготовлено тело.
Научились определять массу новым способом – по формуле. Как определить массу по плотности?
Научились определять объем по новой формуле. Как определить объем по плотности?
Домашнее задание:
Параграфы № 21,22.
Упражнение 13 (1,4)
Экспериментальная задача: определить массу воздуха в комнате.
Одному ученику подготовить сообщение о плотности воды.
Приложение 2
тест «Плотность»
1. Плотностью называют…
а) физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе.
б) физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму.
в) физическое явление.
г) физическое тело
1б
2. В системе СИ плотность измеряется в…
а) г/см3.
б) г/л.
в) кг/м3.
г) м3/кг
1б
3. Плотность данного вещества зависит …
а) от его массы.
б) от его объёма.
в) от его размеров.
г) нет правильных ответов
2б
4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее…
а) такого же стакана со спиртом.
б) такого же стакана с молоком.
в) такого же стакана с чистой водой.
г) такого же стакана с мёдом
3б
5. При замерзании воды плотность её вещества…
а) может и увеличиваться, и уменьшаться.
б) уменьшается.
в) увеличивается.
г) не меняется
3б
Критерий оцевания.
5 7-9б
4
Домашнее задания: 1. Найти плотность бруска хоз. мыла.