СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Плодородная земля и растения в народном творчестве"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: привлечь внимание детей к красоте и символическому смыслу изображений окружающего мира, представленных в произведениях народного творчества своего края на примере изображения плодородной земли и растений в разных видах народного творчества

Просмотр содержимого документа
«"Плодородная земля и растения в народном творчестве"»

Конспект урока по окружающему миру

Тема:
«Плодородная земля и растения в народном творчестве»

Цель: привлечь внимание детей к красоте и символическому смыслу изображений окружающего мира, представленных в произведениях народного творчества своего края на примере изображения плодородной земли и растений в разных видах народного творчества

Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование бережного отношения к природе;
- Формирование интереса к мировой культуре;
- формирование чувства вкуса к произведениям народного творчества;
- формирование доброжелательного отношения к одноклассникам.

Метапредметный:
- умение анализировать знаки древнерусской росписи (земля; мировое древо);
- умение давать характеристику знакам и символам (земля, небо, мировое древо).

Предметные:
- знание образов мирового древа и плодородной земли в народном творчестве;
- знание различных видов народного творчества (роспись, резьба, вышивка и т.д.);
- знание загадок и пословиц о земле и плодородии своего края;
- знание о свойстве и пользе почвы.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник «Окружающий мир», 3 класс, 1 часть, А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая; рабочая тетрадь «Окружающий мир», 3 класс, 1 часть, А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая; электронная презентация.





Ход урока:

1.Мотивация (организационный момент)

- Ребята, вы верите в чудеса?

- Часто ли нам приходится встречаться с чудом в жизни?

- Какие события в своей жизни вы могли бы назвать чудесными? (Высказывания детей)

2.Самоопределение к деятельности

- Скажите, а что можно назвать чудом под ногами? 

- А можем ли мы назвать чудом землю?

- А что в ней чудесного? (Предположения детей)

- Да, главное чудо земли, почвы — это то, что она даёт жизнь растениям.

- А кто может ответить, в чём состоит роль растений для жизни на планете Земля? (Высказывания детей)

- Почву называют не только чудом под ногами, но и четвёртой природной стихией. А какие стихии вы уже знаете? (Огонь, вода, воздух)

- Почему же разные народы в разных частях планеты сошлись на том, что главные природные стихии – это огонь, вода и воздух? (Потому что жизнь на Земле невозможна без солнечного тепла, воды и воздуха. Это всё – основа нашей жизни. Каждую секунду мы пользуемся этими сокровищами)

- Почему же почву причисляют к этим великим стихиям? (Почва – ещё один источник жизни на Земле. Её плодородием пользуются люди для взращивания семян различных растений, которые нужны человеку для питания)

- От чего зависела жизнь людей в древности? (Жизнь человека зависела от плодородия земли, поэтому они были очень внимательны к ней)

-Как люди использовали и используют по сей день богатство плодородной земли? (Выращивают на не полезные культурные растения)

- Да, почва (как и другие природные стихии) играла важную роль в жизни человека. Поэтому ей уделялось большое внимание, которое выражалось в народном творчестве. Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Предположения детей)

- Тема нашего сегодняшнего урока: «Плодородная земля и растения в народном творчестве»

- А знаете ли вы, как схематично изобразить землю? (Нет)

- Тогда как же мы узнаем, что изобразили наши предки на старинных вышивках и рисунках? (Высказывания детей)

- Кто мне скажет, какая цель нашего урока? (Предположения детей)

- Наша цель сегодня – узнать, как взаимодействие человека с почвой отразилось в народном творчестве.


3.Изучение новой темы

- Как вы думаете, какие виды творчества использовались для изображения почвы? (Живопись, вышивка, резьба и т.д.)

- Верно, посмотрите на картину Максутова Василия Николаевича «На пашне» на экране или в учебнике на стр.82. Что вы видите? (Мужчина пашет, мальчик погоняет лошадей)

-Как называется приспособление, которым пашут? (Плуг)

- Что такое плуг? (Приспособление для переворачивания верхнего слоя земли, что облегчает дальнейший посев)

- Какие чувства у вас вызывает эта картина? Что вы можете сказать о ней? (Высказывания детей)

- А как изображена почва на картине? (Высказывания детей)

- А как же изображали почву наши древние предки? На той же странице рассмотрите примеры народных вышивок и узоров и попробуйте ответить на вопрос: какими знаками и символами обозначали землю? (Предположения детей)

- На странице 83 найдите описание знаков в тексте. Кто нашёл – поднимите руку. Зачитайте. Правильно вы предполагали?

- Эти знаки появились не просто так, крест внутри четырёхугольника означает способ обработки поля под посев семян: пахали в одном направлении, а боронили поперёк вспаханных борозд – то есть крест-накрест.

- Кто выйдет к доске и найдёт на изображении знаки, обозначающие вспаханное поле?

- Вспомните, какими знаками обозначались другие природные стихии? (подсказка на стр. 67). (Вода – зигзагообразные, каплевидные узоры, волнистые линии; воздух – птица; огонь, то есть солнце – круг, колесо, розетка, иногда – прекрасная птица)

- Найдите и их на изображении.

- Отгадайте загадку: Матушкину коробку с полу не подымешь. О чём идёт речь? (О почве)

В виде чего представляли почву? (В виде коробки, прямоугольника)

Какому знаку соответствует это обозначение? (Прямоугольник)

- Так что самое главное на поле? (Почва)

- А что является условием для богатого урожая? (Плодородная почва)

- А что собой представляет почва? Каков её состав? Это мы сейчас узнаем, посмотрев несколько опытов.

- Итак, что же входит в состав почвы? (Воздух, вода, перегной, песок, глина и минеральные соли)

- Молодцы.


4. Физкультминутка

5.Обобщение. Мотивация к новому этапу

- В начале урока мы с вами говорили о том, что почва играет значимую роль в жизни растений. А сейчас, когда мы посмотрели опыты, что вы можете сказать о роли растений в почвообразовании? (Отмирающие части растения образуют перегной, входящий в состав почвы и обеспечивающий плодородие)

- Верно, микроорганизмы, живущие в почве перерабатывают органические остатки растений, то есть перегной, в неорганические минеральные соли, без которых развитие растения невозможно. Получается неразрывная взаимосвязь почвы и растений.

- Это также нашло своё отражение в народном творчестве. Кто-нибудь знает, как представлены растения в нём? (Предположения детей)

- Давайте прочитаем об этом в учебнике на стр.84.

- Где по приданиям растет мировое древо? (В середине мира)

Древо жизни

Сегодня на уроке я расскажу вам старинную легенду, существовавшую у древних славян. В далекие при далекие времена летела по бескрайним космическим просторам таинственная «космическая птица». В нужный для неё момент она снесла яйцо, и полетела дальше. Долго ли коротко ли лежало яйцо и на самом желтке, как на земле, стал прорастать росток. Рос, рос, пока не уперся в скорлупу. А из этого ростка потом выросло огромное дерево. Так и появилась наша планета - земля. Верхняя часть «желтка» - наш живой мир, мир людей (ЯВЬ). Нижняя, «исподняя» сторона - Нижний мир, мир мертвых (НАВЬ). Когда там день, у нас царит ночь. Вокруг Земли, подобно скорлупе, расположены девять небес. Вот почему мы до сих пор говорим не только «небо», но и «небеса». Каждое из девяти небес имеет свое назначение: для Солнца и звезд, Месяца, туч и ветров.

На любое из небес можно забраться по стволу дерева, которое, как огромная ось, пронизывает всю вселенную. Мощные корни этого дерева, которое славяне называли Древом жизни, оплетают весь мир людей и уходят глубоко в мир мертвых. Ствол взмывает высоко к небесам, а крона Древа касается седьмого неба Седьмое небо. Иногда говорят: «Быть от счастья на седьмом небе». Древние считали, что седьмое небо твердое и прозрачное, и находится на нем океан живой воды. Посреди океана лежит прекрасный остров «Ирий». Это слово очень созвучно со словом «рай». А еще Ирий называли островом Буяном.

– Ребята, вспомните, где еще упоминается остров Буян?

Ответ учащихся: «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина.

– Правильно, ведь название острова в сказке не случайно – поэт продолжает традиции русских сказаний.

- А кто по вашему мнению заселяет крону дерева? (Выслушать ответы)

В кроне дерева вызревают все известные плоды и цветы, произрастающие на земле. Семена их сыплются вниз, прорастают и дают людям богатый урожай. Крону дерева заселяют птицы, которые в русском фольклоре и прикладном искусстве символизировали доброе начало. У ствола Древа пасутся кони, олени или лоси – слуги древнего славянского бога солнца Стрибога. Древние верили, что славный бог солнца поможет им, поэтому изображали его слуг как «оберег» от злых сил (достаточно вспомнить конька на крыше деревенского дома). У корней Древа изображались цветы, травы, а иногда и рыбы, змеи, лягушки.

- Почему именно этот образ, образ дерева, стал одним из основных в славянской мифологии? (ответы учащихся)

Русские люди всегда считали дерево живым существом, имеющим душу. Множество обычаев, обрядов и поверий связано с деревом: посадить дерево при рождении ребенка, украшать березки на Троицу, березовое полено у порога отгоняет злых духов, украшение новогодней елки и т.д. Существовали отдельные священные деревья и целые священные рощи.

- Давайте вспомним русские народные песенки про деревья знакомые вам с детства: - «Во поле береза стояла», «Маленькой елочке холодно зимой»

А пословицы и поговорки, связанные с деревом:

– «Кто срубит дерево, того проклянут дети, кто посадит дерево – того похвалят внуки».

– «Дерево от плодов, а человек от дел познается».



Задолго до открытий ученых об этой важной роли растений в мире знали древние люди. В творчестве многих народов появился образ мирового древа.

Каждый народ по своему описывает образ мирового древа и наделял его своим смыслом, но общее выло у всех народов.

  1. . Что могли изображать разные народы в своем древе?

  2. Что символизирует мировое древо?

  3. Какие символы могли на нем изображать?

  4. Обозначьте на дереве 4 стихии.

В рабочей тетради откройте страницу 56, выполните задание:1.

- Как вы поняли, что такое мировое древо? (Попытка людей объяснит строение мира.)


- Найдите описание древа мира и прочитайте.

- Отгадайте загадки:

Стоит на мосту яблоня,

У ней цвет во весь белый свет. (Солнце)

Вечером цветут, утром вянут. (Звезды)

- Молодцы, кто готов выйти к доске и показать мировое древо?



6.Подведение итогов

- Какая стихия четвёртой? (Почва)

- Как она изображается в творчестве народов мира? (Прямоугольник, квадрат или ромб с крестом, решеточкой и точками-семенами внутри)

- Что обозначает образ мирового древа? (Единое целое всех стихий)


7. Рефлексия

- Вы сегодня очень плодотворно и активно работали. Молодцы.

- У вас на партах лежат листочки, на которых изображена лесенка, нарисуйте солнышко на той ступеньке, которая соответствует вашей работе на уроке.


8.Домашнее задание








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!