5.Обобщение. Мотивация к новому этапу - В начале урока мы с вами говорили о том, что почва играет значимую роль в жизни растений. А сейчас, когда мы посмотрели опыты, что вы можете сказать о роли растений в почвообразовании? (Отмирающие части растения образуют перегной, входящий в состав почвы и обеспечивающий плодородие) - Верно, микроорганизмы, живущие в почве перерабатывают органические остатки растений, то есть перегной, в неорганические минеральные соли, без которых развитие растения невозможно. Получается неразрывная взаимосвязь почвы и растений. - Это также нашло своё отражение в народном творчестве. Кто-нибудь знает, как представлены растения в нём? (Предположения детей) - Давайте прочитаем об этом в учебнике на стр.84. - Где по приданиям растет мировое древо? (В середине мира) Древо жизни Сегодня на уроке я расскажу вам старинную легенду, существовавшую у древних славян. В далекие при далекие времена летела по бескрайним космическим просторам таинственная «космическая птица». В нужный для неё момент она снесла яйцо, и полетела дальше. Долго ли коротко ли лежало яйцо и на самом желтке, как на земле, стал прорастать росток. Рос, рос, пока не уперся в скорлупу. А из этого ростка потом выросло огромное дерево. Так и появилась наша планета - земля. Верхняя часть «желтка» - наш живой мир, мир людей (ЯВЬ). Нижняя, «исподняя» сторона - Нижний мир, мир мертвых (НАВЬ). Когда там день, у нас царит ночь. Вокруг Земли, подобно скорлупе, расположены девять небес. Вот почему мы до сих пор говорим не только «небо», но и «небеса». Каждое из девяти небес имеет свое назначение: для Солнца и звезд, Месяца, туч и ветров. На любое из небес можно забраться по стволу дерева, которое, как огромная ось, пронизывает всю вселенную. Мощные корни этого дерева, которое славяне называли Древом жизни, оплетают весь мир людей и уходят глубоко в мир мертвых. Ствол взмывает высоко к небесам, а крона Древа касается седьмого неба Седьмое небо. Иногда говорят: «Быть от счастья на седьмом небе». Древние считали, что седьмое небо твердое и прозрачное, и находится на нем океан живой воды. Посреди океана лежит прекрасный остров «Ирий». Это слово очень созвучно со словом «рай». А еще Ирий называли островом Буяном. – Ребята, вспомните, где еще упоминается остров Буян? Ответ учащихся: «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина. – Правильно, ведь название острова в сказке не случайно – поэт продолжает традиции русских сказаний. - А кто по вашему мнению заселяет крону дерева? (Выслушать ответы) В кроне дерева вызревают все известные плоды и цветы, произрастающие на земле. Семена их сыплются вниз, прорастают и дают людям богатый урожай. Крону дерева заселяют птицы, которые в русском фольклоре и прикладном искусстве символизировали доброе начало. У ствола Древа пасутся кони, олени или лоси – слуги древнего славянского бога солнца Стрибога. Древние верили, что славный бог солнца поможет им, поэтому изображали его слуг как «оберег» от злых сил (достаточно вспомнить конька на крыше деревенского дома). У корней Древа изображались цветы, травы, а иногда и рыбы, змеи, лягушки. - Почему именно этот образ, образ дерева, стал одним из основных в славянской мифологии? (ответы учащихся) Русские люди всегда считали дерево живым существом, имеющим душу. Множество обычаев, обрядов и поверий связано с деревом: посадить дерево при рождении ребенка, украшать березки на Троицу, березовое полено у порога отгоняет злых духов, украшение новогодней елки и т.д. Существовали отдельные священные деревья и целые священные рощи. - Давайте вспомним русские народные песенки про деревья знакомые вам с детства: - «Во поле береза стояла», «Маленькой елочке холодно зимой» А пословицы и поговорки, связанные с деревом: – «Кто срубит дерево, того проклянут дети, кто посадит дерево – того похвалят внуки». – «Дерево от плодов, а человек от дел познается». Задолго до открытий ученых об этой важной роли растений в мире знали древние люди. В творчестве многих народов появился образ мирового древа. Каждый народ по своему описывает образ мирового древа и наделял его своим смыслом, но общее выло у всех народов. . Что могли изображать разные народы в своем древе? Что символизирует мировое древо? Какие символы могли на нем изображать? Обозначьте на дереве 4 стихии. В рабочей тетради откройте страницу 56, выполните задание:1. - Как вы поняли, что такое мировое древо? (Попытка людей объяснит строение мира.) - Найдите описание древа мира и прочитайте. - Отгадайте загадки: Стоит на мосту яблоня, У ней цвет во весь белый свет. (Солнце) Вечером цветут, утром вянут. (Звезды) - Молодцы, кто готов выйти к доске и показать мировое древо? |