СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-практическая конференция. Исследовательская работа учащегося на тему "Водяная лилия" (работа, презентация)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Отдел образования администрации МО «Бологовский район»

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа-интернат  № 2"

 

Районная научно-практическая конференция

«Шаги молодых в науку»

 

Исследовательская работа

Секция: начальная школа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Работу выполнила:

Лученкова Алина,

                      Учащаяся  4 класса

 

                                                                   Научный    руководитель:

 Григорьева Наталья Алексеевна,

учитель начальной школы МБОУ «СОШИ №2»

 

 

г. Бологое

2014 г. Содержание   

 

I.  Введение………………………………………………………….2  стр.

- проблема;

- цель;

- задачи;

- гипотеза;

- этапы исследования;

- методы исследования.

II. Основная часть……………………………………………………3 - 12стр.

- лилия в природе;

- лилия в литературе;

- интересные факты о лилии;

- лилия в моем творчестве.  

III. Заключение……………………………………………………….13 стр.                                      IV.  Информационные  источники………………………………….14 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.  Введение.  Актуальность решаемой проблемы:  Деревня Речка, в которой я живу, расположена на берегу живописной реки Валдайка. Каждый год я с нетерпением жду прихода лета. Вместе с друзьями мы ходим на речку купаться и загорать. У нас есть свои любимые места.Эти места особенные. Там растут необыкновенные цветы – белые кувшинки или водяные лилии. Эти цветы мне очень нравятся. Они такие нежные, хрупкие. Хочется сидеть и просто любоваться ими. Обидно то, что с каждым годом их становится все меньше и меньше. Я захотела узнать о них как можно больше и постараться понять, почему они исчезают?

 

Цель:

 Познакомиться с  разнообразием водяных лилий; условиями, необходимыми для их роста и влиянием на эмоциональное состояние человека.  Задачи:  1. Углублять  свои знания о цветах и их разнообразии. 2. Закреплять умения отражать полученные впечатления в  творческих работах.  3. Формировать бережное отношение к цветам.  4. Воспитывать  в себе любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.  5. Воспитывать  самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.  6. Систематизировать и обобщить материал. Сделать выводы.

 

Гипотеза.  Все водные растения очень красивы, но их жизнь напрямую зависит от внешних условий, среды обитания и человеческого фактора. 

 

Этапы исследования . 1. Подготовительный этап.  -Собрать информацию о водяных лилиях.   - Понять  причину  их исчезновения. 2. Основной этап. 

-Сделать лилию из бумаги.

3. Заключительный этап.

-Организовать свой декоративный пруд.  -Оформить папку-отчет.  Методы исследования.  -Чтение дополнительной литературы, энциклопедий;  -Использование Интернет- ресурсов;  -Беседы со взрослыми и учителями;  - Свои наблюдения. 

II.  Основная часть.

Цветы – сама жизнь.Насколько бедны оказались бы мы, не будь на земле цветов. При ознакомлении с природой, мы стремимся гуманно относиться ко всему живому, чтобы человек понимал, что у каждого объекта есть свое место в природе и свое назначение. Цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.  Сорвать цветок может любой, а вот сказать, какой цветок сорвал, далеко не все. Свою работу я посвящаю самому прекрасному цветку на земле –водяной лилии.

Древние греки верили, что в каждом водоеме живет охраняющая его богиня – прекрасная нимфа. Поэтому в честь мифических красавиц ученые назвали семейство удивительно изящных водных растений – нимфейные. Наиболее простое название – кувшинковые, состоящие из 6 родов и 70 видов. Цветы у всех кувшинок необыкновенно красивые, с очень нежным ароматом. Каких только оттенков они не бывают – и белые, и розовые, и нежно – кремовые, и желтые, и голубые, и даже фиолетовые.У некоторых видов цветы невелики по размерам, всего около 3см. в диаметре, а у других – с большую тарелку – около 20см. Как здесь не вспомнить уютное жилище Дюймовочки, героини одноименной сказки Х.К.Андерсена. Каждый цветок живет около 4 дней. Зато цветут кувшинки от мая до сентября. Любопытно, что по кувшинкам можно судить о глубине водоема: белой и белоснежной доступна глубина до2м., а желтой – до 3метров.

Лист кувшинки плавучий, как плот, внешне прост, сердцевидный и толстый, подобно лепешке; внутри его – воздушные полости, поэтому он не тонет. Воздуха в нем в несколько раз больше для того, чтобы держать собственный вес, избыток которого необходим для непредвиденных случайностей: сядет, скажем, птица или лягушка – лист их должен удержать. Очень вкусные у кувшинки корни. Их с удовольствием едят выдры, бобры и водяные крысы. Лоси, набредая на такие водоемы, тоже лакомятся сочными корневищами.

Кувшинка - относится к цветам барометрам, которые очень чувствительны к переменам погоды. Перед дождём кувшинки закрываются и уходят под воду. Таким образом,  цветок бережет пыльцу от намокания.

Самая большая кувшинка в мире – Виктория амазонская. Ее листья достигают 3м в диаметре и на них спокойно может поместиться взрослый человек.

Родственницей нашей белой кувшинки является кувшинка желтая, которую в народе называют кубышкой. Латинское название кубышки "нюфарлютеум". "Нюфар" происходит от арабского слова, означающего тоже "нимфа", "лютеум" - "желтая". В какое бы время дня ни пришли смотреть на цветущую кувшинку, вы никогда не найдете ее цветы в одинаковом положении. Целый день кувшинка следует за движением солнца, поворачивая свою плавающую головку в сторону его лучей. Цветет кубышка с конца мая по август. В это время рядом с плавающими листьями можно увидеть высоко торчащие на толстых цветоножках крупные желтые, почти шаровидные цветы. Из энциклопедии:…многолетнее травянистое водное растение с крупными длинно-черешковыми, сердцевидно – овальными плавающими листьями.

Лотос - родственник кувшинок и растет в Африке в водах реки Нил. В России лотос встречается в Краснодарском крае, в Астраханской области и на Дальнем востоке. Листья у лотоса вогнутые посередине, в 1,5 м шириной, а его розоватые или белые цветы достигают 35 см в диаметре. Когда Нил разливается, неся на поля плодородный ил, то по берегам реки, во рвах и канавах начинали цвести лотосы. С древних времен сохранилась пословица: "Много лотосов на воде, велико будет плодородие".

 

 

 

Древнегреческий историк Геродот писал: "Когда река выступает из берегов и заливает равнину, на воде вырастают в большом количестве лилии,называемые у египтян "лотосом". Они срезают их, сушат на солнце, потом разбивают макоподобные семена, добываемые из середины лотоса, и приготовляют тесто, которое пекут на огне. Корень этого растения также съедобен и имеет довольно приятный сладковатый вкус, он круглый и величиною с яблоко.

Растение давало людям вкусную пищу и лекарство от многих болезней.Цветы лотоса изумительно красивы и всегда обращены к солнцу. Чистота и красота - вот то, что делает его священным. Хотя лотос вырастает из илистой воды, но всегда остается сухим, излучает чистоту и свежесть. Тому причиной - особая структура его лепестков и листьев: они могут отталкивать воду и самоочищаться. Вода собирается в капли и стекает, собирая при этом с листа все, что может его загрязнить.

Лилия в литературе.

 

Мифы и легенды.

 

Когда-то существовало такое поверье: кувшинки ночью спускаются под воду и превращаются в прекрасных русалок, а с появлением солнца русалки вновь превращаются в цветы. В древности кувшинку даже называли русалочий цветок. Может, поэтому ботаники и дали название кувшинке "нимфеякандида", что в переводе означает "нимфа белая" (нимфа - русалка). В Германии рассказывали, что однажды русалочка влюбилась в рыцаря, а тот не ответил ей взаимностью. От горя нимфа превратилась в кувшинку. Существует поверье, что нимфы (русалки) укрываются в цветах и на листьях кувшинок, а в полночь начинают водить хороводы и увлекают за собой проходящих мимо озера людей. Если кому-то и удалось как-нибудь от них убежать, то потом горе его иссушит.

 Могущественным растением, а не только прекрасным цветком считалась белая лилия и у славянских народов.Кувшинка— не что иное, как знаменитая сказочная одолень-трава. Молва приписывает ей волшебные свойства. Она может дать силы одолеть врага, оградить от бед и напастей, но может и погубить того, кто искал ее с нечистыми помыслами. Отвар кувшинки считался любовным напитком, его носили в ладанке на груди как оберег. Славяне верили, что кувшинка способна охранять людей от разных напастей и неприятностей во время путешествий. Отправляясь в дальнюю дорогу, люди зашивали в маленькие мешочки-ладанки (листья и цветки кувшинки), носили при себе как амулет и твердо верили, что это принесет им удачу,оборонит от несчастий.

Есть и легенды, в которых говорится, что каждая лилия-кувшинка имеет своего друга эльфа (маленького человечка), который вместе с цветком родится, вместе и умирает. Венчики цветов служат эльфам и домом, и колоколом. Днем эльфы спят в глубине цветка, а ночью раскачивают пестик и звонят, созывая на тихую беседу своих братьев. Одни из них садятся в кружок на лист, свешивая ноги в воду, а другие предпочитают беседовать, раскачиваясь в венчиках кувшинок. Собираясь вместе, они садятся в кубышки и гребут, гребут лепестковыми веслами, и кубышки тогда служат им лодочками или корабликами. Беседы эльфов проходят в поздний час, когда на озере все успокоилось и погрузилось в глубокий сон.

Живут озерные эльфы в подводных хрустальных чертогах, построенных из раковин. Вокруг чертогов блещут жемчуга, яхонты, серебро и кораллы. По дну озера, усеянному разноцветными камешками, катятся изумрудные ручьи, а на крыши чертогов сыплются водопады. Солнце просвечивает сквозь воду в эти жилища, а месяц и звезды вызывают эльфов на берег.

Прелесть кувшинки действует чарующе не только на европейцев. О ней сложено немало легенд и преданий и у других народов. Вот что, например, говорится в легенде североамериканских индейцев. Умирая, великий индейский вождь пустил в небо стрелу. Стрелу очень хотелось заполучить двум ярким звездам. Они бросились за стрелой, но столкнулись, и от столкновения посыпались на землю искры. Из этих небесных искр и родились кувшинки.

 

 

Загадки.

Ее в ларьках не продают,                    Две буквы И, две буквы Л

За ней смельчак ныряет в пруд.           В моем услышишь имени.

Но только рвать ее нельзя,                  И вот подсказка вам , друзья:

Когда с природой вы друзья.                          Во мне еще есть буква Я!

 

От солнца лилия пугливо

Головкой прячется своей,

Все ночи ждет, все ждет тоскливо,

Взошел бы месяц поскорей.

Ах, этот месяц тихим светом

Ее пробудит ото сна,

И всем дыханьем, полным светом,

К нему запросится она…

                             (А.Майков)

 

Побледневшие, нежно-стыдливые,

Распустились в болотной глуши

Белых лилий цветы молчаливые,

И вкруг них шелестят камыши.

Белых лилий цветы серебристые

Вырастают с глубокого дна,

Где не светят лучи золотистые,

Где вода холодна и темна…

                          (К.Бальмонт)

 

Интересные факты о лилии.

Лилия с давних пор считается символом невинности и чистоты. Так, например, греки в древности  наделяли этот цветок божественными свойствами.  Они считали, что лилия выросла из молока матери богов.

Данный цветок можно встретить даже в иероглифах у египтян. Он означает свободу, надежду и кратковременную жизнь.

 

  Во Франции садовая лилия являлась  эмблемой королевской власти.  Поэтому этот цветок для французов важен как исторический факт.

  В аристократических семьях  невестам посылали  букеты, в которых обязательно была лилия.  В те времена лилия была признаком глубокого уважения и благоговения.

  В Древнем Риме изображении лилии было нанесено на монеты. Таким образом, правитель давал надежду подданным в том, что они получат  от него всяческие блага.

  В Греции древние люди считали, что в цветках лилий живут сказочные эльфы.

Высота этого растения может колебаться от 30 до 250 сантиметров!

У лилий можно насчитать порядка 2 000 сортов. Что самое интересное, самое большое количество сортов  – больше 70 – растет в Восточной Азии, второе место занимает Северная Америка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Лилия в моем творчестве.

Я очень много узнала об этом замечательном цветке. Но в природе водяных лилий осталось очень мало. Не хотелось бы, чтобы эти цветы совсем исчезли. Причин, из-за которых исчезают эти цветы, много. Загрязняются реки и озера, зарастают травой. Но больше всего цветок страдает от людского «внимания».Водная лилия и кубышка издавна считались в народной медицине целебным растением. Использовались и листья, и лежащее на дне толстое, до 15 сантиметров в длину, корневище, и крупные, достигающие в поперечнике 5 сантиметров, хорошо пахнущие цветки. Обрывали лилии и для того, чтобы украсить ее цветами жилище. И зря: цветкикубышки, как и белой лилии, не стоят в вазах.

К сожалению, на самом деле прекрасный цветок даже за себя постоять не может. И не он нас, а мы его должны оберегать, чтобы не исчезло это чудо, чтобы мы могли иногда по утрам видеть, как появляются на поверхности еще темной воды яркие белые звезды и словно широко раскрытые глаза смотрят на прекрасный мир природы, который еще прекраснее оттого, что существуют эти цветы - белые лилии.

Многие люди разводят лилии на своих садовых  участках, в декоративных водоемах. У нас на участке тоже есть пруд, в котором плавают уточки и искусственные лилии.

 

                                                        Наш пруд в разгаре  лета.

 

Пруд весной.

Мы с мамой хотим развести настоящие лилии. Но этой красотой мы  сможем любоваться только летом.Поэтому я решила, что у меня будет свой зимний пруд.

 Я сделала лилию из бумаги.Для этого мне понадобились вот такие шаблоны.

 

                                                            Три заготовки и образец.

Два шаблона – это лепестки, а большой – лист. Скручивая и склеивая каждыйлепесток, я получила цветок. Наклеила его на лист. Лилия готова. Можно сделать лилию открытую и закрытую. Когда я сравнила настоящие лилии и лилиии, сделанные мной из бумаги, я удивилась, до чего они были похожи! Осталось только сделать для моих лилий пруд.

 

 

                                               Лилии, кубышки и лотосы из бумаги.

 

 

 

                                                             Вот какой пруд у меня получился!

 

 

III. Заключение.

 

Выводы: Узнала много нового и интересного о водных цветах.  Узнала, что лилии бывают разных цветов.  Посоветую своим друзьям сделать лилию своими руками.  Получила удовольствие от самой работы. 

Научилась:  • работать с интернет ресурсами и дополнительной литературой;  • копировать материал и делать презентацию; •делать цветок из бумаги. 

 

«Не рвите цветы, не рвите,  Пусть будет нарядней Земля!  А вместо букетов дарите  Васильковые, незабудковые  И ромашковые поля!»

 

 

 

 

 

IV.    Информационные источники:

 

 

Литература:

  1. Энциклопедия для детей,  изд-во «Инфо» г. Москва, 2008г.

 

Интернет-ресурсы:

 

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki 
  2. http://shkolazhizni.ru
  3.  http://greenflo.ru 
  4. http://www.youtube.com   

 

Просмотр содержимого документа
«Научно-практическая конференция. Исследовательская работа учащегося на тему "Водяная лилия" (работа, презентация)»

Словарная работа.

На уроке необходимо уделять время для работы со словарными словами. Вот некоторые приемы.

1.Работа с одним словом:

- внимательно прочитай слово про себя и вслух;

- узнай его значение;

- прочитай по слогам, запиши;

- подчеркни ту часть слова, которую необходимо запомнить;

- проверь по словарю;

- подбери родственное слово.

2.Работа с группой слов.

Сгруппировать слова с одинаковыми безударными гласными.

М ОЛО КО СТ А К А Н

М ОЛО ТОК С А Х А Р

Д Е Р Е ВНЯ

М Е Б Е ЛЬ

3.Зрительный диктант.

- Подчеркни словарные слова.

Овощи.

Рада наша Фекла: уродилась свекла.

Собирает Зина огурцы в корзину.

Тут же у Федоры зреют помидоры.

А Тамара ловко дергает морковку.

4.Комментированное письмо.

- Объясни написание словарных слов.

Береги нос в большой мороз.

Хорош соловей голосом, а колхоз – колосом.

5.Выборочный диктант.

- Выпиши словарные слова.

Мальчик чистит пальто. Мы приехали в большой город.

Автобус едет по шоссе. Белая береза под моим окном.

Моя бабушка живет в деревне.

6.Составление рассказа на тему. Например, «Учебные вещи».

Ответы на вопросы.

- Кто учит детей?

- Кто готовит уроки?

- Кто живет в берлоге?

7.Этимологический анализ.

Береза (от слова белая)

Двадцать (два десятка)



8.Мнемонические приемы.

Корабль – линкор

Дивизия – комдив

Батальон – комбат

9.Занимательные упражнения.

«Узнай слово»

( радь) (нал) (зык) (ный)

«Собери слово»

За, бе, ре. На, ши, ма. Ло, ток, мо.

«Кто как голос подает?»

С.бака стрекочет

В.р.бей поет

П.тух лает

С.р.ка мычит

К.р.ва чирикает

«Выучи стишок»

На вагон А забралась

Прокатиться собралась.



В килограмме на конце

Буквы М всегда по две.



Буква О собаке друг

Это знают все вокруг.

Сапоги надела А

Полюбуйтесь какова!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!