ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры.
Новизна данной программы заключается в том, что программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Предлагаемый курс содержит задачи по разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у обучаемых. Включенные в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в том, что эта программа подразумевает доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступая к решению более сложных задач , рассматриваются вначале простые, входящие как составная часть в решение трудных. Развитию интереса способствуют математические игры, викторины, проблемные задания и т.д.
Школьная программа по математике содержит лишь самые необходимые, максимально упрощённые знания. Практика показывает громадный разрыв между содержанием школьной программы по математике и теми требованиями, которые налагаются на абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения. Поступить в ВУЗ нашим выпускникам становится трудно не только в силу экономических и социально-политических условий, но и по причине несоответствия знаний выпускника, которого добросовестно учили по программе, и уровнем вступительных экзаменов в вуз. В целях наилучшего результата делать это надо не только в последние годы обучения, но значительно раньше. В связи с этим и создаётся эта программа по оказанию платных услуг а ориентирована на учащихся 7 классов (12-14 лет), которым интересна как сама математика так и процесс познания нового.
Главная цель предлагаемой программы дать определённый объём знаний, готовых методов решения нестандартных задач (всех знаний дать невозможно), научить самостоятельно мыслить, творчески подходить к любой проблеме. Это создаст предпосылки для рождения ученика как математика-профессионала, но даже если это не произойдёт, умение мыслить творчески, нестандартно, не будет лишним в любом виде деятельности в будущей жизни ученика.
Занятия рассчитаны на 1 час в неделю, в общей сложности –32 ч в учебный год. Преподавание строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Занятия дают возможность шире и глубже изучать программный материал, задачи повышенной трудности, больше рассматривать теоретический материал и работать над ликвидацией пробелов знаний учащихся, и внедрять принцип опережения.
Цели данной программы:
Повышение интереса к предмету.
Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования.
Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи :
Развития мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания.
Формирование познавательного интереса к математике, развитие творческих способностей, осознание мотивов учения.
Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза.
Основные принципы:
- обязательная согласованность курса с курсом алгебры как по содержанию, так и по последовательности изложения. Каждая тема курса начинается с повторения соответствующей темы курса алгебры. Факультатив является развивающим дополнением к курсу математики.
– вариативность (сравнение различных методов и способов решения одного и того же уравнения или неравенства);
– самоконтроль (регулярный и систематический анализ своих ошибок и неудач должен быть непременным элементом самостоятельной работы учащихся).
При проведении занятий на первое место выйдут следующие формы организации работы: групповая, парная, индивидуальная; методы работы: частично-поисковые, эвристические, исследовательские, тренинги.
Ожидаемые результаты освоения программы:
В ходе освоения содержания программы занятий ожидаются:
1. Развитие общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности школьников;
2. Освоение учащимися на более высоком уровне общих операций логического мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация и др., в результате решения ими соответствующих задач и упражнений, дополняющих основной материал курса;
3. Повышение уровня математического развития школьников в результате углубления и систематизации их знаний по основному курсу;
4. Формирование устойчивого интереса школьников к предмету в ходе получения ими дополнительной информации, основанной на последних достижениях математической науки и педагогической дидактики.
Формы подведения итогов реализации программы:
Освоение программы завершается итоговой диагностикой (контрольная работа) и анкетированием с целью определения обучающимися полезности для них данного курса.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование темы курса | Всего часов | В том числе | Форма контроля | | дата |
| | | Лекция | Практика | | |
Математический язык. Математическая модель | | | | | | |
1 | Математический язык. Математическая модель | 1 | 1 | | | 05.10 |
2-3 | Решение задач с помощь математической модели | 2 | 1 | 1 | тест 15 мин | 12.10 19.10 |
Уравнения с одной переменной | | | | | | |
4 | Уравнения с одной переменной | 1 | | 1 | | 26.10 |
5-6 | Решение линейных уравнений с модулем | 2 | 1 | 1 | с/р 10 мин. | 09.11 16.11 |
7-8 | Решение линейных уравнений с параметрами | 2 | 1 | 1 | с/р 20 мин: | 23.11 30.11 |
9-10 | Решение текстовых задач ГИА и ЕГЭ на составление линейных уравнений | 2 | | 2 | Урок-игра | 07.12 14.12 |
Уравнения с двумя переменными | | | | | | |
11-12 | Линейные уравнения | 2 | 1 | 1 | Копилка задач | 21.12 11.01 |
13-14 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 2 | 1 | 1 | Тест 20 мин | 18.01 25.01 |
Решение геометрических задач | | | | | | |
15-16 | Решение задач по теме «Углы» | 2 | 1 | 1 | с/р 10 мин | 01.02 08.02 |
17-19 | Решение задач по теме «Треугольники» | 3 | | 2 | Итоговое тестирование | 15.02 01.03 15.03 |
Буквенные выражения. Многочлены | | | | | | |
20-21 | Преобразование буквенных выражений | 2 | | 2 | Тест 15 мин | 22.03 29.03 |
22-23 | Деление многочлена на многочлен | 2 | 1 | 1 | с/р 20 мин: | 12.04 05.04 |
24-25 | Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля. | 2 | 1 | 1 | презентация | 19.04 26.04 |
Графики функций | | | | | | |
26-27 | Графическое решение квадратных уравнений | 2 | 1 | 1 | Творческие задания | 03.05 10.05 |
28-29 | Графическое решение квадратных уравнений с модулем | 2 | 1 | 1 | с/р 20 мин: | 17.05 24.05 |
30-31 | Построение графиков кусочных функций | 2 | 1 | 1 | | 26.05 |
32 | Итоговое занятие | 1 | | 1 | викторина | 31.05 |
| | | 13 | 19 | | |
Содержание программы
Тема1. Математический язык. Математическая модель( 3 часа)
Занятие 1-3 Изучение теоретического материала, записи формул, решение нестандартных задач.
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Форма контроля: тест
Тема2 Уравнения с одной переменной ( 7 часов)
Занятие 4-10 . Уравнения с одной переменной. Решение линейных уравнений с модулем. Решение линейных уравнений с параметрами. Решение текстовых задач ГИА и ЕГЭ на составление линейных уравнений
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений
Форма контроля: самостоятельные работы, урок-игра.
Тема3 Уравнения с двумя переменными (4 часа)
Занятие 11-14 . Линейные уравнения Системы линейных уравнений с двумя переменными
Методы обучения : лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений
Форма контроля: тест
Тема4 Решение геометрических задач (5 часов)
Занятие 15-19 . Решение задач по теме «Углы». Решение задач по теме «Треугольники»
Методы обучения : лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений
Форма контроля: тест, : самостоятельная работа
Тема 4. Буквенные выражения. Многочлены(6 часов)
Занятие 20-25 Преобразование буквенных выражений. Деление многочлена на многочлен.
Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля.
Методы обучения : лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений
Форма контроля: тест, : самостоятельная работа, презентация.
Тема 5. Графики функций ( 7 часов)
Занятие 26-32 Графическое решение квадратных уравнений Графическое решение квадратных уравнений с модулем. Построение графиков кусочных функций
Методы обучения : лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений
Форма контроля: тест, : викторина, самостоятельная работа , творческие задания.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для учителя:
В.А.Ермеев, «Факультативный курс по математике», 8 класс, учебно-методическое пособие, Цивильск, 2019г.
Б.Г.Зив,В.М.Мейлер, А.Г.Баханский, «Задачи по геометрии для 7-11 классов»М.,Просвещение, 1991г.
Л.Ф.Пичурин, «За страницами учебника алгебры», Книга для учащихся, 7-9 класс, М., Просвещение, 2020г.
А.В.Фарков, «Математические кружки в школе», 5-8 классы, М., Айрис-пресс, 2019г
А.В.Фарков, «Готовимся к олимпиадам», учебно-методическое пособие, М., «Экзамен», 2020.
Газета «Математика», издательский дом «Первое сентября».
Журнал «Математика в школе», издательство «Школьная пресса
www.fipi.ru
http://matematika.ucoz.com/
http://uztest.ru/
http://www.ege.edu.ru/
http://www.mioo.ru/ogl.php
http://1september.ru/
Для ученика:
Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.-М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 2019 г.
Котов А.Я. Вечера занимательной арифметики.- М.: «Просвещение», 1967 г.
Званич Л.И., Кузнецова Л.В. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса.- М.: Просвещение, 2020 г.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки алгебры.7-8 классы.
http://www.mathnet.spb.ru/
http://talia.ucoz.com/index/ucheniku/0-18
http://math-prosto.ru/
http://www.etudes.ru/
http://4-8class-math-forum.ru/