ПРОГРАММА «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»
Пояснительная записка
Программа «Математический калейдоскоп» составлена для обучающихся 7 и 8 классов и рассчитана на 2 года изучения в рамках оказания дополнительной платной услуги по математике.
Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.
Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры. Актуальным остается вопрос дифференциации обучения математике, позволяющей, с одной стороны, обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
Математике принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, развитии умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые.
Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Предлагаемый курс содержит задачи и задания по разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у обучаемых. Включенные в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития.
Отличительные особенности данного курса от уже существующих в том, что этот курс подразумевает доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступая к решению более сложных задач, рассматриваются вначале простые, входящие как составная часть в решение трудных. Развитию интереса способствуют математические игры, викторины, проблемные задания и т.д.
Программа ориентирована на учащихся 7-8 классов (12-14 лет), которым интересна как сама математика, так и процесс познания нового.
Занятия рассчитаны на 2 часа в неделю с октября по май, в общей сложности – 64 ч в учебный год. Преподавание занятий строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Занятия дают возможность шире и глубже изучать программный материал, задачи повышенной трудности, больше рассматривать теоретический материал и работать над ликвидацией пробелов знаний учащихся и внедрять принцип опережения.
Даная программа дополнительного образования призвана вызвать интерес к предмету, способствовать развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подготовки учащихся. Это особенно важно из-за большой загруженности программы по математике и уменьшения часов на её изучение.
Разработка и содержание данной программы обусловлены непродолжительным изучением некоторых тем основной школы: решение задач различного характера, заданий с модулем, проценты, делимость выражения в целых числах, решение уравнений различной степени, геометрические задачи.
Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Решения текстовых задач – это деятельность, сложная для учащихся. Сложность ее определяется, прежде всего, комплексным характером работы: нужно ввести переменную и суметь перевести условие на математический язык; соотнести полученный результат с условием задачи и, если нужно, найти значения еще каких-то величин. Каждый из этих этапов – самостоятельная и часто труднодостижимая для учащихся задача.
С другой стороны, необходимость усиления геометрической линии обусловливается следующей проблемой: задание частей В и С единого государственного экзамена предполагает решение геометрических задач. Итоги экзамена показали, что учащиеся плохо справлялись с этими заданиями или вообще не приступали к ним. Для успешного выполнения этих заданий необходимы прочные знания основных геометрических фактов и опыт в решении геометрических задач.
Такой подбор материала преследует две цели. С одной стороны, это создание базы для развития способностей учащихся, с другой – восполнение некоторых содержательных пробелов основного курса.
Цели данного курса
Создание условий для самореализации учащихся в процессе внеучебной деятельности.
Задачи курса
Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования.
Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.
Развития мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания.
Формирование познавательного интереса к математике, развитие творческих способностей, осознание мотивов учения.
Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза.
Основные принципы
- обязательная согласованность курса с курсом алгебры, как по содержанию, так и по последовательности изложения. Каждая тема курса начинается с повторения соответствующей темы курса алгебры. Факультатив является развивающим дополнением к курсу математики.
– вариативность (сравнение различных методов и способов решения одного и того же уравнения или неравенства);
– самоконтроль (регулярный и систематический анализ своих ошибок и неудач должен быть непременным элементом самостоятельной работы учащихся).
При проведении занятий по курсу на первое место выйдут следующие формы организации работы: групповая, парная, индивидуальная; методы работы: частично-поисковые, эвристические, исследовательские, тренинги.
Ожидаемые результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы занятий «Математический калейдоскоп» ожидаются:
1. Развитие общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности школьников;
2. Освоение учащимися на более высоком уровне общих операций логического мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация и др., в результате решения ими соответствующих задач и упражнений, дополняющих основной материал курса;
3. Повышение уровня математического развития школьников в результате углубления и систематизации их знаний по основному курсу;
4. Формирование устойчивого интереса школьников к предмету в ходе получения ими дополнительной информации, основанной на последних достижениях математической науки и педагогической дидактики.
Формы подведения итогов реализации программы
Освоение курса завершается итоговой диагностикой (контрольная работа) и анкетированием с целью определения обучающимися полезности для них данного курса.
Установление степени достижения учащимися промежуточных и итоговых результатов производится на каждом занятии благодаря использованию практикумов, самостоятельных работ, тестов, консультаций.
В данной дополнительной образовательной программе большое внимание уделено следующим разделам:
- уравнения и функции с модулем;
- рассказы по истории математики;
- решение задач повышенной трудности;
- целочисленное деление выражения;
- разложение на множители;
- игры, тесты (играя, проверяем, что умеем и знаем);
- занимательные и логические задачи;
- биографические миниатюры;
- олимпиадные задачи;
- задачи на проценты;
- задачи из ЕГЭ;
- геометрические задачи из ЕГЭ.
- доклады.
Программа рассчитана на 64 часа - 2 часа в неделю (с октября по май)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Материалы для выявления степени достижения планируемых результатов:
Тематические тесты. Промежуточная аттестация/ под ред. Ф.Ф.Лысенко, С.Ю. Кулабухова.- Ростов - на - Дону: Легион-М, 2011.
Анкета
1. Заинтересовал ли вас дополнительный курс?
2. Какая тема вас больше всего заинтересовала и вы хотели бы изучить её глубже?
3. Как вы думаете, пригодятся ли вам полученные знания в жизни?
4. Оцените по пятибалльной шкале результаты освоения вами курса «Математический калейдоскоп».
ЛИТЕРАТУРА
Для учителя
1. Л.Ф.Пичурин, «За страницами учебника алгебры», Книга для учащихся, 7-9 класс, М., Просвещение, 1990г.
2. А.В.Фарков, «Математические кружки в школе», 5-8 классы, М., Айрис-пресс, 2006г
3. А.В.Фарков, «Готовимся к олимпиадам», учебно-методическое пособие, М., «Экзамен», 2007.
4. В.А.Ермеев, «Факультативный курс по математике», 7 класс, учебно-методическое пособие, Цивильск, 2009г.
5. Газета «Математика», издательский дом «Первое сентября».
6. Журнал «Математика в школе», издательство «Школьная пресса
7. www.fipi.ru
8. http://matematika.ucoz.com/
9. http://uztest.ru/
10. http://www.ege.edu.ru/
11. http://www.mioo.ru/ogl.php
12. http://1september.ru/
Для ученика
Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: Книга для учителя: Из опыта работы в сельских районах.- М.: Просвещение, 1990 г.
Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П.Забавная арифметика.- М.: Наука. Главная редакция физико- математической литературы, 1991 г.
Игнатьев Е.И. В царстве смекалки/ под редакцией Потапова М.К..- М.:Наука. Главная редакция физико- математической литературы, 1982 г.
Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. - М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1994 г.
Котов А.Я. Вечера занимательной арифметики.- М.: «Просвещение», 1967 г.
Званич Л.И., Кузнецова Л.В. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса.- М.: Просвещение, 2007 г.
http://www.mathnet.spb.ru/
http://talia.ucoz.com/index/ucheniku/0-18
http://math-prosto.ru/
http://www.etudes.ru/
http://www.berdov.com/
http://4-8class-math-forum.ru/
Календарно-тематическое планирование
7 класс
№ п/п | Содержание занятий | Количество часов | Даты |
по программе | фактически |
1 | Десятичная запись. Делимость целых чисел. | 1 | | |
2 | Десятичная запись. Делимость целых чисел | 1 | | |
3 | Углы, связанные с многоугольником и окружностью. | 1 | | |
4 | Углы, связанные с многоугольником и окружностью. | 1 | | |
5 | Углы, связанные с многоугольником и окружностью. | 1 | | |
6 | Углы, связанные с многоугольником и окружностью. | 1 | | |
7 | Тождества. Квадратные радикалы. Принцип Дирихле. Подобные фигуры. | 1 | | |
8 | Тождества. Квадратные радикалы. Принцип Дирихле. Подобные фигуры. | 1 | | |
9 | Тождества. Квадратные радикалы. Принцип Дирихле. Подобные фигуры. | 1 | | |
10 | Тождества. Квадратные радикалы. Принцип Дирихле. Подобные фигуры. | 1 | | |
11 | Алгоритм Евклида и линейные диафантовы уравнения. | 1 | | |
12 | Алгоритм Евклида и линейные диафантовы уравнения. | 1 | | |
13 | Алгоритм Евклида и линейные диафантовы уравнения. | 1 | | |
14 | Алгоритм Евклида и линейные диафантовы уравнения. | 1 | | |
15 | Площади многоугольников. Квадратные уравнения. | 1 | | |
16 | Площади многоугольников. Квадратные уравнения. | 1 | | |
17 | Неравенства, начала тригонометрии в планиметрических задачах. | 1 | | |
18 | Неравенства, начала тригонометрии в планиметрических задачах. | 1 | | |
19 | Введение в комбинаторику. Элементы комбинаторики. | 1 | | |
20 | Введение в комбинаторику. Элементы комбинаторики. | 1 | | |
21 | Решение олимпиадных задач прошлых лет. | 1 | | |
22 | Решение олимпиадных задач прошлых лет. | 1 | | |
23 | Перестановки | 1 | | |
24 | Перестановки | 1 | | |
25 | Размещения | 1 | | |
26 | Размещения | 1 | | |
27 | Сочетания | 1 | | |
28 | Сочетания | 1 | | |
29 | Треугольник Паскаля. Бином Ньютона | 1 | | |
30 | Треугольник Паскаля. Бином Ньютона | 1 | | |
31 | Треугольник Паскаля. Бином Ньютона | 1 | | |
32 | Треугольник Паскаля. Бином Ньютона | 1 | | |
33 | Применение разложения на множители | 1 | | |
34 | Применение разложения на множители | 1 | | |
35 | Решение уравнений с помощью формул сокращенного умножения | 1 | | |
36 | Решение уравнений с помощью формул сокращенного умножения | 1 | | |
37 | Квадратные уравнения, как математические модели реальных ситуаций | 1 | | |
38 | Квадратные уравнения, как математические модели реальных ситуаций | 1 | | |
39 | Применение формул умножения в задачах на доказательство | 1 | | |
40 | Применение формул умножения в задачах на доказательство | 1 | | |
41 | Применение формул умножения в задачах на доказательство | 1 | | |
42 | Применение формул умножения в задачах на доказательство | 1 | | |
43 | Вокруг модуля | 1 | | |
44 | Вокруг модуля | 1 | | |
45 | Что такое модуль? | 1 | | |
46 | Что такое модуль? | 1 | | |
47 | Функция у = 1x1 и ее график | 1 | | |
48 | Функция у = 1x1 и ее график | 1 | | |
49 | Первое знакомство с уравнениями, содержащими модуль | 1 | | |
50 | Первое знакомство с уравнениями, содержащими модуль | 1 | | |
51 | Первое знакомство с уравнениями, содержащими модуль | 1 | | |
52 | Первое знакомство с уравнениями, содержащими модуль | 1 | | |
53 | Решение систем линейных уравнений с двумя неизвестными | 1 | | |
54 | Решение систем линейных уравнений с двумя неизвестными | 1 | | |
55 | Решение систем линейных уравнений с двумя неизвестными | 1 | | |
56 | Решение систем линейных уравнений с двумя неизвестными | 1 | | |
57 | Дополнительные задачи к теме «Линейная функция и ее график» | 1 | | |
58 | Дополнительные задачи к теме «Линейная функция и ее график» | 1 | | |
59 | Дополнительные задачи к теме «Линейная функция и ее график» | 1 | | |
60 | Дополнительные задачи к теме «Линейная функция и ее график» | 1 | | |
61 | Математическое «Поле чудес» | 1 | | |
62 | Математическое «Поле чудес» | 1 | | |
63 | Тестирование | 1 | | |
64 | Тестирование | 1 | | |
| Итого | 64 | | |
8 класс
№ п/п | Содержание занятий | Количество часов | Даты |
по программе | фактически |
1 | Решение занимательных задач | 1 | | |
2 | Решение занимательных задач | 1 | | |
3 | Решение старинных задач | 1 | | |
4 | Решение старинных задач | 1 | | |
5 | Решение задач на разрезание | 1 | | |
6 | Решение задач на разрезание | 1 | | |
7 | Составление сборника занимательных задач | 1 | | |
8 | Составление сборника занимательных задач | 1 | | |
9 | Путешествие в царство математики | 1 | | |
10 | Путешествие в царство математики | 1 | | |
11 | Математическая викторина | 1 | | |
12 | Математическая викторина | 1 | | |
13 | Решение задач «Магические квадраты» | 1 | | |
14 | Решение задач «Магические квадраты» | 1 | | |
15 | Геометрия вокруг нас | 1 | | |
16 | Геометрия вокруг нас | 1 | | |
17 | «Я и мир логики» (логические задачи) | 1 | | |
18 | «Я и мир логики» (логические задачи) | 1 | | |
19 | Подготовка к устному журналу | 1 | | |
20 | Подготовка к устному журналу | 1 | | |
21 | Составление различных фигур из спичек | 1 | | |
22 | Составление различных фигур из спичек | 1 | | |
23 | Головоломки со спичками. | 1 | | |
24 | Головоломки со спичками. | 1 | | |
25 | Решение олимпиадных задач | 1 | | |
26 | Решение олимпиадных задач | 1 | | |
27 | Решение олимпиадных задач | 1 | | |
28 | Решение олимпиадных задач | 1 | | |
29 | Решение задач на разрезание | 1 | | |
30 | Решение задач на разрезание | 1 | | |
31 | Решение задач на движение | 1 | | |
32 | Решение задач на движение | 1 | | |
33 | Решение вероятностных задач | 1 | | |
34 | Решение вероятностных задач | 1 | | |
35 | Решение задач на проценты | 1 | | |
36 | Решение задач на проценты | 1 | | |
37 | Решение задач на дроби. | 1 | | |
38 | Решение задач на дроби. | 1 | | |
39 | Геометрические задачи. | 1 | | |
40 | Геометрические задачи. | 1 | | |
41 | Геометрические задачи. | 1 | | |
42 | Геометрические задачи. | 1 | | |
43 | Первое знакомство с графами. | 1 | | |
44 | Первое знакомство с графами. | 1 | | |
45 | Решение задач на составление графов | 1 | | |
46 | Решение задач на составление графов | 1 | | |
47 | Полный граф. Дополнение графа. | 1 | | |
48 | Полный граф. Дополнение графа. | 1 | | |
49 | Степень вершины. | 1 | | |
50 | Степень вершины. | 1 | | |
51 | Путь в графе. Цикл. | 1 | | |
52 | Путь в графе. Цикл. | 1 | | |
53 | Путь в графе. Цикл. Связность графа. | 1 | | |
54 | Путь в графе. Цикл. Связность графа. | 1 | | |
55 | Операция удаления ребра. Мост. | 1 | | |
56 | Операция удаления ребра. Мост. | 1 | | |
57 | Уравнения. | 1 | | |
58 | Уравнения. | 1 | | |
59 | Квадратное уравнения с параметром | 1 | | |
60 | Квадратное уравнения с параметром | 1 | | |
61 | Квадратное уравнения с параметром | 1 | | |
62 | Квадратное уравнения с параметром | 1 | | |
63 | Тестирование | 1 | | |
64 | Тестирование | 1 | | |
| Итого | 64 | | |
Программа «Секреты решения математических задач»
Пояснительная записка
Программа «Математический калейдоскоп» составлена для обучающихся 9 классов и рассчитана на 2 года изучения в рамках оказания дополнительной платной услуги по математике.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Настоящий курс является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Он способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, данный курс по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Данный курс – это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
Предполагаемый курс состоит из 64 тематических занятий. В содержание курса включены исторические аспекты возникновения чисел, вычислений и математических знаков, жизнь и работа великих математиков, введены понятия геометрических фигур и терминов геометрии. Рассматриваются различные практические вопросы и задачи, игры, ребусы, головоломки, софизмы, сказки, фольклор. Проводится подготовка к олимпиаде по математике.
Занятия проходят в форме эвристической беседы с опорой на индивидуальные сообщения учащихся. В ходе занятий предполагается выполнение практического занятия. Темы предстоящих занятий следует объявлять заранее, чтобы каждый ученик имел возможность выступить на занятиях.
Программа рассчитана на один год обучения. Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся – 2 часа в неделю.
В основе работы курса лежит принцип добровольности. Для обучения по программе принимаются все желающие учащиеся девятых классов.
Основная цель курса – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора в процессе живого и забавного рассмотрения различных практических задач и вопросов, решаемых с помощью одной арифметики или первоначальных понятий об элементарной геометрии, изучения интересных фактов из истории математики.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующихзадач:
углубление и расширение знаний учащихся по математике;
развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.
Частично данные задачи реализуются и на уроке, но окончательная и полная реализация их переносится на внеклассные занятия.
Программа курса рассчитана на учащихся 9 классов.
Срок реализации программы -1 год.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
доброжелательный психологический климат на занятиях;
личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
оптимальное сочетание форм деятельности;
преемственность, каждая новая тема логически связана с предыдущей;
доступность.
Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.
В процессе изучения данного элективного курса предполагается использование различных методов активизации познавательной деятельности школьников, а также различных форм организации их самостоятельной работы: практикумов, семинаров, дидактических игр, защиты творческих работ.
Ожидаемые результаты
Основным результатом освоения программы курса является представление школьниками творческой индивидуальной или групповой работы на итоговом занятии.
Занятия должны помочь учащимся:
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах;
способствовать улучшению качества решения задач на ГИА.
По окончании обучения учащиеся должны знать
нестандартные методы решения различных математических задач и упражнений;
логические приемы, применяемые при решении уравнений, неравенств и задач;
историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.
По окончании обучения учащиеся должны уметь
рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
систематизировать данные в виде таблиц при решении задач
применять нестандартные методы при решении программных задач
Знания и навыки, полученные при изучении курса могут быть использованы для успешного изучения физики, химии, биологии, географии, т.е. везде, где есть текст, заканчивающийся вопросом. С каждым годом всё шире и шире проводятся различные математические олимпиады, внедряется и в 9 класс ГИА. Это, безусловно повышает интерес к математике, но к олимпиадам и к ГИА обучающихся надо готовить, так как ученику недостаточно знать, только то, что разобрано на уроках математики, чтобы успешно выступить на олимпиаде и сдать ГИА.
Материал дополнительной программы содержит занимательные задачи, задачи на переливание, метод неопределённых коэффициентов и метод математической индукции и другой материал, способствующий повышению интереса к математике.
Состояние математической подготовки учащихся характеризируется в первую очередь умением решать задачи. С другой стороны, задачи – это основное средство развития математического мышления обучающихся. Занимательны задачи на переливание, нестандартны сложные задачи, познавательны решения задач с помощью систем уравнений. Они развивают любознательность, сообразительность, интуицию, наблюдательность, настойчивость в преодолении трудностей.
Подготовка к ГИА требует от учащихся повторения материала программы основной школы, что и достигается при преобразовании алгебраических выражений, в решении неравенств, построении графиков функций и т.д.
Программа рассчитана на 64 часа (2 часа в неделю с октября по май) дополняет базовую программу, способствует развитию познавательной активности, интереса к математике, повышению математической культуры.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Материалы для выявления степени достижения планируемых результатов:
Тематические тесты. Промежуточная аттестация/ под ред. Ф.Ф.Лысенко, С.Ю. Кулабухова.- Ростов - на - Дону: Легион-М, 2011.
Анкета
1. Заинтересовал ли вас данный курс?
2. Какая тема вас больше всего заинтересовала и вы хотели бы изучить её глубже?
3. Как вы думаете, пригодятся ли вам полученные знания в жизни?
4. Оцените по пятибалльной шкале результаты освоения вами курса
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для учителя
Л.Ф.Пичурин, «За страницами учебника алгебры», Книга для учащихся, 7-9 класс, М., Просвещение, 2010г.
А.В.Фарков, «Математические кружки в школе», 5-8 классы, М., Айрис-пресс, 2009г
А.В.Фарков, «Готовимся к олимпиадам», учебно-методическое пособие, М., «Экзамен», 2007.
В.А.Ермеев, «Факультативный курс по математике», 7 класс, учебно-методическое пособие, Цивильск, 2009г.
Газета «Математика», издательский дом «Первое сентября».
Журнал «Математика в школе», издательство «Школьная пресса.
Берман Г. Счет и число. Москва,2009
ГанчевИ.и др. Математический фольклор. Москва, 2010
Глейзер Г.И. История математики в школе. Москва, 1983.
Олевский В.А. О секрете происхождения арабских цифр. Журнал “ Математика в школе”, №5, 1989.-С. 78.
Цыпкин А.Г. Справочник по математике для средней школы. Москва, 1981.
Энциклопедия для детей. Т.11. Математика / глав.ред. М.Д Аксёнов. - М.: Аванта + , 2009.
Энциклопедический словарь юного математика / сост. А.П. Савин.- М.: Педагогика, 2011.
www.fipi.ru
http://matematika.ucoz.com/
http://uztest.ru/
http://www.ege.edu.ru/
http://www.mioo.ru/ogl.php
http://1september.ru/
Для ученика
1. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: Книга для учителя: Из опыта работы в сельских районах.- М.: Просвещение, 1990 г.
2. Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П.Забавная арифметика.- М.: Наука. Главная редакция физико- математической литературы, 1991 г.
3. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки/ под редакцией Потапова М.К..- М.:Наука. Главная редакция физико- математической литературы, 1982 г.
4. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. - М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1994 г.
5. Котов А.Я. Вечера занимательной арифметики.-М.:«Просвещение», 1967 г.
6. Званич Л.И., Кузнецова Л.В. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса.- М.: Просвещение, 2007 г.
7. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки алгебры.7-8 классы.
8. http://www.mathnet.spb.ru/
9. http://talia.ucoz.com/index/ucheniku/0-18
10. http://math-prosto.ru/
11. http://www.etudes.ru/
12. http://www.berdov.com/
13. http://4-8class-math-forum.ru/
Календарно-тематическое планирование
9 класс
№ п/п | Содержание материала | Количество часов | Дата |
по программе | фактически |
| Решение линейных уравнений | 1 | | |
| Решение линейных уравнений | 1 | | |
| Решение квадратных уравнений. | 1 | | |
| Решение квадратных уравнений. | 1 | | |
| Решение линейных неравенств. | 1 | | |
| Решение линейных неравенств. | 1 | | |
| Решение систем линейных неравенств. | 1 | | |
| Решение систем линейных неравенств. | 1 | | |
| Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | | |
| Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | | |
| Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | 1 | | |
| Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | 1 | | |
| Метод неопределённых коэффициентов. | 1 | | |
| Метод неопределённых коэффициентов. | 1 | | |
| Метод математической индукции. | 1 | | |
| Метод математической индукции. | 1 | | |
| Решение задач на движение. | 1 | | |
| Решение задач на движение. | 1 | | |
| Подготовка к ГИА. Преобразование алгебраических выражений. | 1 | | |
| Подготовка к ГИА. Преобразование алгебраических выражений. | 1 | | |
| Системы уравнений с двумя переменными. | 1 | | |
| Системы уравнений с двумя переменными. | 1 | | |
| Область определение функции. | 1 | | |
| Область определение функции. | 1 | | |
| Функции и графики. | 1 | | |
| Функции и графики. | 1 | | |
| Арифметическая и геометрическая прогрессия. | 1 | | |
| Арифметическая и геометрическая прогрессия. | 1 | | |
| Сложные задачи. Геометрическое место точек. | 1 | | |
| Сложные задачи. Геометрическое место точек. | 1 | | |
| Задачи на переливание. Занимательные задачи. | 1 | | |
| Задачи на переливание. Занимательные задачи. | 1 | | |
| Кодирование и декодирование. | 1 | | |
| Кодирование и декодирование. | 1 | | |
| Кодирование и декодирование. | 1 | | |
| Текстовые задачи | 1 | | |
| Текстовые задачи | 1 | | |
| Текстовые задачи | 1 | | |
| Целочисленное деление. Уравнение различных степеней. | 1 | | |
| Целочисленное деление. Уравнение различных степеней. | 1 | | |
| Целочисленное деление. Уравнение различных степеней. | 1 | | |
| Ребусы. Задачи для «нестандартно мыслящих». | 1 | | |
| Ребусы. Задачи для «нестандартно мыслящих». | 1 | | |
| Ребусы. Задачи для «нестандартно мыслящих». | 1 | | |
| Геометрические задачи. | 1 | | |
| Геометрические задачи. | 1 | | |
| Геометрические задачи. | 1 | | |
| Задачи на смеси и сплавы. | 1 | | |
| Задачи на смеси и сплавы. | 1 | | |
| Задачи на смеси и сплавы. | 1 | | |
| Задача Эйлера. | 1 | | |
| Задача Эйлера. | 1 | | |
| Задача Эйлера. | 1 | | |
| Математическая игра «Брейн-Ринг». | 1 | | |
| Математическая игра «Брейн-Ринг». | 1 | | |
| Математическая игра «Брейн-Ринг». | 1 | | |
| Задачи международного конкурса «Кенгуру» | 1 | | |
| Задачи международного конкурса «Кенгуру» | 1 | | |
| Задачи международного конкурса «Кенгуру» | 1 | | |
| Тестирование.IQ | 1 | | |
| Тестирование.IQ | 1 | | |
| Представление своих работ. | 1 | | |
| Представление своих работ. | 1 | | |
| Анализ тестов. Исторические миниатюры. | 1 | | |
| Итого: | 64 ч | | |