СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование познавательной деятельности на уроках обществознания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему о развитии познавтельной деятельности на уроках обществознания. Приведены примеры заданий для учащихся на уроках.

Просмотр содержимого документа
«Планирование познавательной деятельности на уроках обществознания.»









Реферат по дисциплине:



«Обществознание»

По теме:

«Планирование познавательной деятельности на уроке обществознания»















Исполнитель:

Афанасьева Римма Ахатовна













2016 год

Содержание………………………………………………………………(с.2)

Введение………………………………………………………………….(с.3)

1. Организация познавательной деятельности учащихся……….……(с.4)

2. Методы стимулирования познавательной деятельности………….(с.6)

3. Приёмы активизации познавательной деятельности ……………....(с.10)

4.Познавательная деятельность на разных этапах урока………………………………………………………………………..……(с.12)

Заключение……………………………………..……………...…………(с.14)

Литература……….……………………………………………..……...…(с.15)


























Введение




Что значит преподавать? - Это значит систематически побуждать учащихся к собственным открытиям.

Г. Спенсер.

 Системно-деятельностный подход, который заложен в основе современного ФГОСа, перед каждым учителем ставит задачу «разбудить» познавательную деятельность учащихся. Следовательно, перед учителем стоит вопрос «Как же сделать так, чтобы все были вовлечены в учебный процесс? Как сделать урок интересным для всех?»

Еще в XIX веке выдающийся немецкий педагог А. Дистервег говорил: «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Изложение, считывание, диктовка против него – детская забава». Таким образом, механическая передача знаний от учителя к учащемуся осталась в прошлом, это не вызывает интерес и не активизирует познавательную деятельность учащихся. Познавательный интерес лежит в основе познавательной деятельности.

Я.А. Коменский, А.К. Макарова, Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукина и др. педагоги доказывали, что познавательный интерес должен приносить радость участникам учебного процесса. Умение управления познавательной деятельностью учащихся зависит от множества факторов. Одним из важнейших является умение учителя сделать свой предмет интересным для школьников. Поскольку интерес, как подмечают ученые, позитивно влияет на все психические процессы и функции: внимание, мышление, восприятие, волю. «В процессе обучения и воспитания школьника познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ученика обучения, и как сильный мотив отдельных учебных действий школьника и учителя в целом, побуждающий к интенсивному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как устойчивая черта личности школьника, в конечном итоге способствующая ее направленности»1.

Поэтому целью данной работы ставлю изучение методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроке для обеспечения активной учебной деятельности класса и получения эффективного результата.

Для выполнения цели ставлю следующую задачу:

  • Изучить приемы, методы, формы и технологии организации познавательной деятельности учащихся.




  1. Организация познавательной деятельности учащихся




Организация познавательной деятельности учащихся - это создание лучших условий для логического и практического решения учебных задач, с учетом закономерностей любого познавательного процесса. Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская выделяют основы такой организации учебно-воспитательного процесса:

  • взаимодействие познавательных процессов и состояний;

  • роль установки на уроке, занятии;

  • организация восприятия и наблюдения;

  • организация внимания учащихся (направить сознание ученика на содержание учебной работы, включить в действие, заставить думать);

  • тренировка памяти с учетом ее главных процессов (сохранение, воспроизведение, запоминание), с учетом верного свертывания информации и способов действий с целью разгрузки памяти от ненужных сведений, повышение готовности памяти к воспроизведению того, что нужно и что позволит удержать в памяти более важный материал;

  • развития мышления учащихся;

  • развитие воображения с опорой на крепкие знания, умения и навыки;

  • интеллектуальная активность и самостоятельность:

  • стимулирование творческой активности учащихся (стимулы: интерес, доверие к учащемуся, жизненно-практическое значение знаний);

  • учет индивидуальных способностей учащихся;

  • формирование у учащихся позитивного отношения к учению, познавательных интересов и потребностей в знаниях;

  • развитие качеств ума (логичность, устойчивость, глубина, экономичность, гибкость, пытливость, критичность);

  • наличие обусловленного фонда знаний как нужного условия работы мышления и воображения;

  • учет этапов организации познавательной деятельности учащихся:

  1. Обеспечение наилучших условий для активной самостоятельной творческой работы мышления, воображения, восприятия.

  2. Организация аналитико-синтетической мыслительной деятельности, а также воображения и формирование на этой основе свежих знаний и интеллектуальных умений учащихся.

  3. Закрепление через упражнения, выработка и автоматизация технических компонентов познавательной деятельности учащихся.

Каковы же условия становления учебно-познавательных интересов? Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда содействует такая организация обучения, при которой ученик работает активно, втягивается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает вопросы проблемного характера.

  1. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он многообразен. Однообразная информация, однообразные способы действия очень быстро развивают скуку.

  2. Для появления интереса к изучаемому предмету важно понимание нужности, целесообразности изучения этого предмета.

  3. Чем большей частью новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он увлекательнее для учащихся.

  4. Материал должен быть трудным, но посильным.

  5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем увлекательнее ему работать.

  6. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с большой силой действует на школьника, на его отношение к предмету.




  1. Методы стимулирования познавательной деятельности




Учителями и наукой накоплен большой арсенал методов и приемов, направленных на формирование познавательного интереса. Главную роль в стимулирующих методах, как отмечает Ю.И. Турчанинова, играют межличностные отношения учителя с учащимися. Использование влияния межличностных отношений на ребенка приводит к формированию у него позитивного или отрицательного отношения к процессу обучения, к школе в целом.

Группу методов стимулирования можно условно разделить на четыре подгруппы:

  • Методы эмоционального стимулирования.

  • Методы развития познавательного интереса.

  • Методы формирования ответственности и обязательности.

  • Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся.

Методы эмоционального стимулирования

Важнейшая задача учителя – обеспечение появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам реализации. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, осмысления, запоминания, делает их яркими и тем самым повышает эффективность достигаемых целей. Главными методами эмоционального стимулирования служат:

  • Создание ситуаций успеха в обучении, воспитании. Ведь без переживания радости успеха просто нельзя надеяться на успех в преодолении затруднений. Поэтому учитель должен создать череду ситуаций, в которых учащиеся добиваются стоящих результатов, что ведет к появлению у них чувства уверенности в своих силах. Один из приемов – это подбор ряда заданий нарастающей сложности. Хорошо зарекомендовал так же приём оказания дифференцированной помощи с использованием примеров-аналогий, карточек–помощниц, планов ответов и др.

  • Поощрение и порицание в обучении, воспитании. Вовремя похвалить ребенка в момент успеха и эмоционального подъема, найти слова для короткого порицания, когда он переходит границы разрешенного, - это настоящее искусство, разрешающее управлять эмоциональным состоянием ребенка. Необходимо помнить, что использование порицаний и прочих видов наказаний является исключением и используется только в вынужденных ситуациях.

Методы развития познавательного интереса

  • Формирование готовности восприятия учебного материала. Метод представляет собой одно или несколько заданий дифференцированного или индивидуального характера, обращенных на подготовку учащихся к выполнению главных заданий и упражнений урока.

  • Выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета.

  • Использование занимательного материала. Подбор яркого, занимательного учебного материала в соединении с учебными заданиями создает в классе атмосферу заинтересованности.

  • Метод создания ситуаций творческого поиска.

Методы формирования ответственности и обязательности

  • Формирование понимания важности учения. Предъявления учебных требований.

  • Содержание данного метода определяется правилами поведения, критериями оценки знаний по всем предметам, правилами внутреннего распорядка. Надо понимать, что стимулирование ответственности в учении должно совмещаться с методами приучения школьников к выполнению учебной работы, учебных требований, т.к. отсутствие таких навыков может породить отставание школьников в учебе и нарушение дисциплины.

  • Оперативный контроль. Чем чаще проверяется и оценивается работа, тем прочнее интерес к предмету. Для этого нужно оценивать каждую работу учащегося.

Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся

  • Использование творческих заданий. Это такие учебные задания, которые содержат творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приемы или способы решения, ранее не применяемые. Это могут быть разнообразные виды учебных заданий: рисунок, придумывание заданий и упражнений, сочинение, составление кроссвордов, головоломок, написание стихотворений и т.д.

  • Постановка проблемы или создание проблемной ситуации, выдвижение проблем, проблемных заданий, работа с раздаточным материалом заставляет их целенаправленно и последовательно наблюдать, сравнивать, делать выводы и обобщения, тем самым решать проблемы и проблемные задания, которые были выдвинуты перед учащимися. В основе любого вида проблемной ситуации лежат противоречия.

Успех проблемного подхода в обучении зависит от многих факторов, среди которых можно выделить:

  • правильный подбор материала;

  • удачное создание проблемной ситуации;

  • выдвижение проблем и проблемных задач4

  • успешное применение разнообразных наглядных средств на уроке.

Значение познавательной задачи состоит в том, что она возбуждает у учащихся стремление к самостоятельным поискам ее решения путем анализа условий и мобилизации имеющихся у учащихся знаний.

  • Дискуссия. Организация обсуждения материала, основанная на обмене мнениями по определенной проблеме. Точка зрения, высказанная учащимся в ходе дискуссии, может отражать как его собственное мнение, так и опираться на мнение других лиц.

  • Метод открытий. Для активизации познавательной деятельности нужно использовать обществоведческий эксперимент. Он способствует формированию у учащихся познавательной активности, помогает выяснить сущность изучаемых явлений, проводить сравнения между наблюдаемыми процессами и явлениями, делать правильные выводы и обобщения, развивать наблюдательность и интерес к изучаемому предмету. При постановке опытов и экспериментов важно составить план наблюдений.




  1. Приёмы активизации познавательной деятельности




Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного объекта в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.

«Оратор» (слуховое восприятие). За 1 минуту убедите своего собеседника в важности познания.

«Автор». Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

«Фантазёр». Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

- Вот видите, как важно…

«Кумир» (зрительное восприятие). На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

«Профи». Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение данного вопроса?

Важной составляющей является психологический комфорт каждого участника образовательного процесса. Для этого используются приемы, которые создают в процессе обучения психологическую атмосферу уверенности и безопасности, свободы и ответственности. Например,

«Линия времени». Учитель чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной отдачи, вместе с ними находит уроки, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.

«Защитный лист». Перед каждым уроком на столе лежит этот лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят.

«Кредит доверия». В некоторых случаях можно поставить отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность.

«Кейс моих успехов» и «Кейс моих ошибок». В начале учебного года наклеить на внутреннюю сторону обложки рабочей тетради два конверта. Один называется «Кейс моих успехов», другой «Кейс моих ошибок». Весь учебный год идёт «коллекционирование»: накапливаются работы на «5» и на «4», которые составляют содержимое конверта «Мои успехи». Тем, кто написал плохо, тоже даётся шанс: на обратной стороне листочка необходимо сделать работу над ошибками – это непременное условие для того, чтобы листочек перекочевал в «Кассу успехов». Чем больше переходов работ из одного кейса в другой, тем больше баллов накапливает ученик. За это накапливается определенное количество баллов.

Прием «Без домашнего задания». Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля - сильное мотивирующее средство. Для этого надо заблаговременно необходимо информировать учеников о критериях оценивания результатов изучения темы и оговорить с учащимися, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.

Отмечать успех ученика. Детям необходим успех. Степень успешности во многом определяет его отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое: «Большое тебе спасибо!», «Твои успехи всё заметнее!», «Это твоя победа!», « Красивая мысль!», «Это интересно!», «Я верю в тебя.», «Это успешное начало!» и др.

К приемам, которые ставят учащихся в активную позицию на уроке, относятся:

- ряд учебных ситуаций: ситуации, в которых ученик должен защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты;

- рецензирование ответов товарищей, творческих работ, рефератов, что связано с советами, коррективами;

- свободный выбор заданий, главным образом поисковых и творческих;

- создание ситуаций обмена информацией среди учащихся;

- ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических работ.

Различные формы обучения: лекции, семинары, уроки – практикумы, нестандартные уроки – их сейчас насчитывается до 40 видов.

Дидактические игры. Эти игры можно проводить как на уроках-практикумах, уроках закрепления, обобщения и проверки знаний, так и на обычных комбинированных уроках.

Словарная работа, с целью выявления значения обществоведческих понятий и терминов, развития навыков правильности написания и произношения. 

Компьютерные технологии на всех типах уроков и на всех этапах урока. XXI в., когда большинство учеников являются аудиалами и визуалами, это особо актуально. Здесь уместно применение презентаций, использование фрагментов фильмов, новостей и т.д.

Использование разных форм работы:

- групповая – например, разбить ребят на группы и дать им задание «Назовите плюсы и минусы прогресса» или «Докажите состоятельность теории западников и славянофилов».

- индивидуальная – например, выступить с докладом «Мой прадед», «Традиции моей семьи».

Использования различных средств контроля – это могут быть зачеты, тесты, самостоятельные работы с текстом, документом, мини-экзамены и т.д.


  1. Познавательная деятельность на разных этапах урока




  1. Этап целеполагания

Это совместное обсуждение задач учебной работы, создание проблемной ситуации, выбор заданий. Эти приемы носят дидактический характер. Ребята имеют возможность выбора задания, способов деятельности.

  1. Этап подготовительно-организационный

Здесь момент активизации связан с обсуждением учителем и учеником возможных путей решения познавательных задач, выработка алгоритма действия - совместное составление памяток.

  1. Этап выполнения учебной работы

Здесь используются различные приемы активизации познавательной деятельности: активные диалогические формы (беседа с постановкой проблемы), чередование форм работы, прием персонификации и драматизации, ролевые и игровые ситуации.

  1. Этап проверки и оценки результатов

Активизация деятельности учащихся на этом этапе требует специального внимания. Здесь происходит:

    • соотнесение результатов работы с планом, памяткой;

    • коллективное обсуждение полученных результатов;

    • самооценка

Рефлексия, осмысление полученных результатов, достижений и недостатков.

Что нового вы узнали? Почему это важно? Вводятся элементы алгоритмов для различных видов учебной работы в форме небольших памяток.

На этапе проверки и оценки результатов используются тестовые технологии.

5. Творческие домашние задания

Учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:

1) в составлении кроссворда по теме, сочинении сказки или стихотворения, о каком – либо объекте, написание эссе;

3) в составлении буклетов, презентаций, роликов, создании пресс-листка, например: «Глобальные проблемы человечества» (Подобрать и оформить газетные статьи, материал из интернета, иллюстрации, доказывающие наличие глобальных проблем, наличие международных организаций занимающихся этими проблемами).




Заключение




Работая на этапе основной школы, педагог должен удерживать два фокуса: индивидуализацию образовательного процесса и организацию учебного сотрудничества. В связи с этим учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать свою деятельность и деятельность ученика.

  Подвести итог хочу словами того же А. Дистервега «Самым важным явлением в школе,  самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».

Наверное, поэтому и стоит изучать методы преподавания, ведь на нас учителях возложена важная миссия – не только научить предмету, а главное воспитать личность.


Литература:

    1. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. // Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. институтов — 2-ое изд. испр. и доп. — М.: Просвещение, 2013. — 288 с.

    2. Дорошенко Н. С. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. Методические рекомендации // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 937-943.

    3. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1971. – 345 с.

    4. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 63 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»)














11 Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971. С. 53-54.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!