Тема: «Движение вод Мирового океана»
Цель: раскрывая причины кругового движения поверхностных вод, дать представление об общей схеме поверхностных течений в Мировом океане.
Задачи:
Расширить сведения обучающихся о видах волн, сформировать представление об океанических течениях, причине их возникновения, видах течений, географии их действия и использовании.
Совершенствовать работу обучающихся с различными источниками получения информации (книгой, атласом, видео).
Формировать умение отбирать главное и существенное из текста, сопоставлять получаемую информацию, выявлять закономерности.
Продолжить формирование умения работать с контурными картами.
Научить применять полученные на уроке знания в нестандартной жизненной ситуации.
Развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитывать эстетическое восприятие географических объектов (через мультимедиа).
Оборудование:
Презентация
Карта (физическая карта мира).
Атласы
Карточки с тестами
Задания для «Географических исследований»
Синие и красные фломастеры
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания. Повторение изученного.
(вопросы стр.81)
Актуализация знаний
Вода в природе находится в непрерывном движении. Вспомните хотя бы о круговороте воды в природе. Но сейчас речь пойдёт не о круговороте воды, а о перемещении водных масс в Мировом океане.
...Клокочет, бушует, волнуется море
Сердито и грозно, седые валы
Как вихри летают на буйном просторе
И силятся сдвинуть крутые скалы.
Смотрите, смотрите – как грудью, могучей
Они, разъяренные бьют в берега!
Но вот на средину отхлынули тучей,
Как будто заслышав призванье врага.
Как будто меж ними затеялась ссора –
Ревут ураганом, громами гремят,
Понять невозможно их чудного хора,
Но, кажется, что-то они говорят…
- О чём идёт речь в стихотворении Н.А.Некрасова?
Изучение нового материала
А. Волны
Главная причина возникновения волны – ветер.
Прибой - при приближении к берегу волна опракидывается.
Мы с вами выяснили, что в ветровых волнах частицы воды почти не передвигаются по ветру, а колеблются вверх и вниз.
- А какие ещё силы могут вызывать волны?
Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина – верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот…
- О какой волне идет речь в только что прослушанном отрывке? (Цунами)
- Что приводит к возникновению цунами? (Подводные землетрясения и извержения вулканов)
Работа с учебником стр.86-87, (текст и Рис. 52)
Б. Течения в океане
Ветровые – причина в постоянных ветрах.
Стоковые – у берега они разделяются на два потока, вдоль берега на север и юг.
Тёплые и холодные течения.
Океанические течения – это горизонтальное перемещение воды в океане на большие расстояния.
Эти поступательные движения воды играют огромную роль в жизни Мирового океана. Они способствуют обмену вод, перераспределению тепла, изменению берегов, переносу льдов, а также оказывают большое влияние на циркуляцию атмосферы и на климат различных частей Земли.
Физминутка
Работа с атласами и контурными картами
«Мировой океан», стр.20-21
Домашнее задание(Слайд №28)
1) Прочитать §11,
2) Описать физико-географическое положение течения Гольфстрим или Перуанского по плану: