11 КЛАСС
Экономическая и социальная география мира
ПОЯСНИТЕлЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «География» для 11 класса составлена в соответствии со следующими документами:
Федеральный компонент образовательного стандарта среднего общего образования;
Основная образовательная программа среднего образования МБОУ Бошинская средняя общеобразовательная школа (приказ № 108 от 31.08.2019г.)
Рабочая (авторская) программа по географии 10 класс под редакцией Максаковского В.П. Экономическая и социальная география мира. 2010-2011г
Учебный план МБОУ Бошинская средняя общеобразовательная школа на 2019-2020 учебный год (среднее образование) приказ № 107 от 30.08.2019 г.
Календарный учебный график МБОУ Первомайская СОШ (№ 107 от 31.08.2019 г.)
Учебник: В.П. Максаковский, «Экономическая и социальная география мира», «Просвещение», 2011
На изучение географии в 11 классе отводится 1 час в неделю.
Программа рассчитана на 35 учебных часов.
Цели и задачи курса
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Прогнозировать и оценивать (формулировать гипотезы, предвидеть): изменения политической карты мира под влиянием международных отношений; ресурсообеспеченность стран и регионов мира различными видами ресурсов суши; роль ресурсов Мирового океана, климатических и космических ресурсов на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы; последствия опустынивания, обезлесения и пр.; последствия антропогенного загрязнения геосфер и в целом всей окружающей среды; темпы; роста народонаселения Земли в целом, в отдельных регионах и странах мира; тенденции изменения возрастного состава населения; темпы урбанизации и ее влияние на окружающую среду; тенденции создания единых энергетических, транспортных и информационных систем в мировом хозяйстве; изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран.
Объяснять: причины изменений политической карты мира; различия в истории заселения, освоения и развития территорий; закономерности размещения основных видов природных ресурсов; различия в естественном приросте населения, темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий; образование и развитие разных форм городского расселения (агломераций, мегалополисов); различия в степени заселенности отдельных территорий, обусловленные экономическими, историческими и природными причинами; миграционные процессы на примере отдельных стран и регионов; направления миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов; причины наибольшего распространения китайского, английского, испанского, русского, арабского языков и языка хинди; причины демографического взрыва в ряде стран и регионов мира, роста народонаселения и их последствия; распространение мировых религий на Земле; особенности размещения основных отраслей хозяйства; особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства; различия в уровнях экономического развития стран и регионов; изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей отраслями промышленности в структуре хозяйства; причины возникновения региональных и отраслевых группировок в системе международного географического разделения труда; основную специализацию районов старого и нового освоения; географические особенности стран «новой индустриализации», «переселенческого типа», «нефтедоллара»; специализацию хозяйства отдельных стран и регионов мира, особенности состава и структуры их хозяйства, участие в географическом разделении труда; уникальность и общечеловеческую ценность объектов, занесенных в международные реестры памятников природы и культуры; причины возникновения глобальных проблем человечества; применение в процессе учебного познания понятий: политико-географическое положение страны, географическая (окружающая) среда, природопользование, ресурсообеспеченность, воспроизводство населения, урбанизация, научно-техническая революция, мировое хозяйство, международное географическое разделение труда, «зеленая революция» и глобальные проблемы человечества.
Описывать: одну из отраслей мирового хозяйства; один из районов старого или нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства; географическую специфику страны (по выбору).
Определять (измерять): принадлежность объектов природы к определенным видам природных ресурсов; ресурсообеспеченность отдельными видами ресурсов; рациональность или нерациональность использования минеральных, почвенных, водных, биологических ресурсов; особенности экономико-географического положения объектов; общие тенденции развития объектов и явлений; изменение отдельных показателей во времени, средние показатели по различным источникам географической информации; крупнейших экспортеров и импортеров важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции; функции крупнейших городов мира; условия возникновения и развития наиболее крупных зон туризма и рекреаций.
Называть и (или) показывать: крупнейшие по площади и населению страны мира и их столицы; основные виды природных
ресурсов; мировые центры и районы: месторождений полезных ископаемых, промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные; основные средства и методы получения географическом информации; основные регионы повышенной плотности населения на Земле; крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно- исторические центры; примеры крупнейших старопромышленных районов мира; меры по охране вод Океана и суши; тенденции изменения структуры мирового хозяйства; основные формы международных экономических отношений; крупнейшие индустриальные страны мира; примеры районов нового освоения; примеры свободных экономических зон мира
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Содержание учебного предмета
Региональная характеристика мира (33 часа)+2 часа повторение
Тема 1. Зарубежная Европа. (10 часов)
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран
Тема 2. Зарубежная Азия. Австралия. (8 часов)
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Азии. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. Австралия. Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Австралии. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира.
Тема 3. Африка. (4 часа)
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Африки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.
Тема 4. Северная Америка. (5 часов)
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Северной Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.
Тема 5. Латинская Америка. (5 часа)
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.
Повторение и обобщение (3 часа).
тематический план 11 класс
Содержание программы | Кол-во часов |
Тема 6. Зарубежная Европа | 10 |
Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия | 8 |
Тема 8. Африка | 4 |
Тема 9. Северная Америка | 5 |
Тема 10. Латинская Америка | 5 |
Обобщение | 3 |
Итого | 35 |
Тематическое планирование
| Наименование разделов | Количество часов |
Зарубежная Европа | 10 |
1 | Европа. ЭГП. Природные ресурсы. | 1 |
2 | Население Зарубежной Европы. | 1 |
3 | Промышленность стран Европы. | 1 |
4 | Сельское хозяйство стран Европы. | 1 |
5 | Транспорт. Наука и финансы. Туризм. | 1 |
6 | Практическая работа №1 «Общая характеристика Зарубежной Европы» | 1 |
7 | Районы Европы и её интеграционные процессы. | 1 |
8 | Общие особенности населения и хозяйства ФРГ. | 1 |
9 | Экономико-географическая характеристика ведущих стран Зарубежной Европы (Великобритания, Франция, Италия) | 1 |
10 | Зачёт по теме «Европа». | 1 |
Зарубежная Азия. Австралия | 8 |
11 | Состав, природно-ресурсный потенциал и население Азии. | 1 |
12 | Хозяйство стран Азии. | 1 |
13 | Практическая работа № 2 «Общие особенности Зарубежной Азии» | 1 |
14 | Япония | 1 |
15 | Китай. | 1 |
16 | Индия. | 1 |
17 | Австралия и Океания | 1 |
18 | Практическая работа № 3 «Сравнительная характеристика ведущих стран Зарубежной Азии» | 1 |
Африка | 4 |
19 | Африка. История открытия и освоения европейцами. Природные ресурсы. | 1 |
20 | Население и хозяйство стран Африки. | 1 |
21 | Различия регионов Африки. ЮАР. | 1 |
22 | Зачёт по теме «Африка». | 1 |
Северная Америка | 5 |
23 | Экономико-географическое положение и природные ресурсы США. | 1 |
24 | Население США. | 1 |
25 | Хозяйство и макрорайоны США | 2 |
26 | Канада | 1 |
27 | Итоговый урок по теме «Северная Америка» | 1 |
Латинская Америка | 5 |
28 | Латинская Америка. | 1 |
29 | Население Латинской Америки. | 1 |
30 | Хозяйство стран Латинской Америки. | 1 |
31 | Экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки | 1 |
32 | Зачёт по теме «Латинская Америка» | 1 |
Обобщение | 3 |
33 | Контрольная работа «Региональная характеристика мира» | 1 |
34-35 | Обобщающее повторение | 2 |