СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планета в опасности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Планета в опасности»

«Планета в опасности»

Цель: воспитывать любовь к своей планете, нести ответственность за состояние окружающей среды, бережно относится к богатствам природы.

Задачи:

–Учить детей быть ответственными за свои поступки.

–Формировать культуру поведения в природе.

–Обогащать представления об окружающем мире.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

–Воспитывать любовь к природе, желание о ней заботиться, заботиться о своём здоровье.

Ход экологического часа:

А мы продолжаем тему нашего занятия "Планета в опасности".

Человек наносит природе большие и маленькие раны. И сегодня мы поговорим об этих тревожных сигналах природы, а также совершим путешествие по станциям и поработаем в группах

-Мы должны выяснить что угрожает нашей планете и как ей помочь?

На все эти вопросы ответите вы сами.

- Сегодня вы окажетесь в роли ученых - специалистов: ботаников, зоологов, географов, которые помогут спасти планету.

Задания для групп.

1. Ботаники расскажут, что угрожает "легким нашей планеты " - растениям.

2. Зоологи расскажут о состоянии "братьев наших меньших" - животных.

3. Географы расскажут о том, что угрожает "крови", т.е. почве, воде и воздуху.

*(Предварительная поисковая работа в библиотеке по группам).

Выступают ботаники (Маша, Вася, Валера)

- У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько из них занесено в Красную книгу: колокольчики, подснежники, ряд видов тюльпанов и пионов, зверобой.

Они уменьшают содержание пыли в воздухе в 3 раза, а газов и дыма в 2 раза. А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновение 25 тысяч видов высших растений. Да и площадь лесов ежеминутно сокращается на 20 га.

Выступают зоологи (Соня, Сережа Вова, Оля)

Здравствуйте, птицы!

Здравствуйте, звери!

Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим - люди уничтожили их.

Морские коровы – это полностью истреблённое человеком млекопитающие, которое был полностью уничтожено человеком всего за 27 лет. Морские коровы оказались столь доверчивыми что продолжали подплывать к берегу даже после того, как люди их ранили. Ученые отмечали что этих животных можно было бы попытаться приручить, потому что они были очень смирными и доверчивыми по природе. Такая доверчивость сыграла с ними злую шутку, всех их уничтожили .Последнее животное было убито в 1768 году.

Бескрылая гагарка утратила способность летать и имела лишь недоразвитые крылья. На суше она ходила неуклюже, переваливаясь с ноги на ногу. Зато в море она отлично плавала, подобно пингвинам гагарка превосходно плавала и ныряла, махая крыльями под водой. Бескрылая гагарка была широко распространена по побережьям и островам всей северной части Атлантики. К 10 веку добытчиков интересовало уже не столько мясо, сколько жир и мягкие эластичные перья, которые стали ценным товаром во многих местах Европы. Неспособность летать, доверчивость, огромные скопления на гнездовании делали ее легкой добычей. Добыть бескрылую гагарку не стоило особого труда. Их убивали дубинками, веслами, палками, загоняли в лодки. Моряки запасаясь едой на долгое плавание, солили крупных жирных птиц в бочках.

Воспитатель: уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить больше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу - развлекается. Иногда слышишь: "Человек – царь природы!"

Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы?

Представить себе это невозможно... без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро дает природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить.

Выступают географы (Дима, Настя, Вова Л.)

Без воды и не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода работает на гидроэлектростанциях - добывает ток. И моет всех тоже вода. А ещё вода самая широкая и удобная дорога, по ней плывут суда и везут тяжелые грузы и пассажиров.

С 1960-х годов уровень морей и объем воды в них быстро снижается вследствие забора воды из основных питающих рек. Чрезмерный забор воды для полива сельскохозяйственных угодий может превратить богатое жизнью море, в бесплодную пустыню. То, что и происходит с Аральским морем – настоящая экологическая катастрофа, вина за которую лежит на человеке.

Но почти вся вода содержит значительное число солей, что делает ее непригодной к употреблению. Пресных вод приходится очень мало. Поэтому воду нужно беречь.

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле - вода!

Экономь её и береги -

Мы ведь на планете не одни!

Итак, ответили на первый поставленный вопрос: Что угрожает планете Земля?

Назовите признаки грозной беды:

1. Вырубка лесов. Ботаники

2. Гибель животных. Зоологи

3. Загрязнение воды. Географы

4. Загрязнение воздуха.

5. Накопление мусора.

6. Отравление почвы.

Воспитатель: кто виноват во всех причинах болезни планеты? (Человек.)

– Видно, люди забыли о том, что мы навсегда в ответе за всех, кого приручили, за тех животных, растениях, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем селе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить.

Ведь у каждого из нас только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший: " Все мы пассажиры большого корабля по имени " Земля ", значит пересесть из него просто некуда.

–Что имел в виду автор этих строк? (Ответы детей )

– Следовательно, болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека. Как же добиться гармонии человека и его планеты?

А какие меры охраны природы вам известны в нашей стране?

(Заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга)

Итак, отправляемся в путешествие.

Станция "Лесная почта"

Каждой группе дается задание.

На эту станцию часто приходят письма и телеграммы от животных, растений, которые просят у вас совета. Вам нужно внимательно прочитать их и дать ответ устно на некоторые из них и помочь им.

Письмо №1

На день рождения Кате подарили щенка. Наконец- то сбылась ее мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у нее появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла. А потом ей подарили говорящую куклу, о щенке Катя вспоминала все реже, а когда он заболел, сказала маме: "Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице".

Правильно ли поступила девочка?

Письмо №2

Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

- Что ты делаешь?- спросила бабушка. Пчел прогоняю, они жалят цветы.

Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

- А я и не знал об этом.

Что сказала бабушка внуку?

Письмо № 3

Сережа, гуляя с папой в лесу, развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.

Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя?

Ответ: Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет: полиэтиленового пакета 200 лет.

Станция "Маленькие тайны природы".

–Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую).

–Почему крапива сильно "жжется"? (В волосках ее листьев есть муравьиная кислота, при прикосновении к коже кончик волоска ломается, сок выделяется в ранку, вызывает жжение).

–Какой зверь на земле самый чистоплотный? (Барсук. Около норы чисто, туалет - глубокая ямка устраивается в нескольких метрах от норы, чистит шерсть).

–Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость, раз попробовав, птица запоминает яркого жучка).

–Назовите самого прожорливого хищника планеты (Стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама).

–Куда исчезают лягушки, жабы зимой? (Спят).

Игра "Закончи чистоговорку на экологическую тему".

Ять-ять-ять - Природу нужно охранять.

Ля-ля-ля - Мы спасём тебя, Земля.

Ождь-ождь-ождь - Не нужен нам кислотный дождь.

Я-я-я - Наука экология.

Итог.

Ответим на второй поставленный нами вопрос: Как помочь нашей планете? Что каждый из нас может для этого сделать?

Я уверена, что вы еще больше задумаетесь о проблемах нашей планеты и будите заботиться о ней.

Просмотр видеоролика.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!