Окружающий мир
2 класс
УМК «Начальная школа XXI века»
МБОУ « Лицей №9»
г. Белгород
Учитель: Локтина Любовь Васильевна
Тема: Россия – твоя Родина. Из истории нашей Родины.
Цель: углубленно отработать вопросы изученных тем, создать возможность для осмысления приобретённых знаний, учить систематизировать и обобщать изученный материал.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитывающие:
воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, уважение к истории Отечества, к малой Родине, бережное отношение к природе.
Ход урока
Орг. момент
Прозвенел опять звонок,
Начинается урок.
- Надеюсь, что вы внимательны, сосредоточенны, готовы на уроке трудиться. Желаю успехов и отличных отметок.
Сообщение темы урока
- Продолжаем изучать тему «Россия – твоя Родина»
Актуализация знаний учащихся
– Что значит слово Родина?
Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду.
Ученик: В толковом словаре С. И. Ожегова даётся такое объяснение слов:
«Родина – это отечество, родная сторона».
«Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит».
Мы живём в России. Это наша Родина. Мы – россияне.
– Назовите близкие по значению слова к слову Родина.
Родина, Отечество, Отчизна, Россия
Все эти слова имеют общее значение. Они все обозначают то место, где человек родился, где он живёт, работает, учится, где живут его родные и близкие. Родина, Отечество, Отчизна, Россия эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы.
Обобщение по теме.
- Как начиналась Русь?
- Назовите первого князя, русского правителя. Кем он был?
- Назовите сына Рюрика.
- Кто правил после Рюрика?
- Как звали жену Олега?
- Чем занимались славяне, живущие в сельской местности?
- Расскажите о труде славян в городе.
V. Физ.пауза.
Загадка о берёзе. Под музыку «Люблю берёзку русскую»
Краеведение.
Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной валуйский двор…
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
З.Александрова
Учитель:
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
– Как верно говорят эти строчки.
– Каким видите вы образ родины?
– Что является для вас Родиной?
– Малая Родина – это наши Валуйки.
Малая Родина – то место, где человек родился.
– А вы, ребята, как можете выразить чувства к родному краю? (Своими делами и поступками: помогать престарелым людям, принимать участие в охране природы. Даже самый малый вклад каждого человека может принести большие результаты. Будь добр к своей земле. Будь другом и защитником природы. Береги цветы, деревья и кусты. Не давай в обиду животных и птиц. Этим ты поможешь сохранить неповторимую красоту родного края. Родина будет богатой, а народ – счастливым.)
Самостоятельная работа. Тест.
Учитель:
Е. Синицын «Берегите Россию»
Берегите Россию
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой.
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе,
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию,
Без неё вам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой,
Берегите Россию –
Нет России другой.
– Каждому человеку нужна Родина. О том, как бережно и с каким чувствами относился народ к своей Родине, говорится в пословицах.
VII. Игра «Составь пословицу»
Где кто родится, чужбина – мачеха.
Жить – Родине служить.
Родина – мать, там и пригодится
Объяснить, как понимаете эти слова.
VIII. Итог
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Михаил Пришвин говорил:
«… Рыбе – вода,
птице – воздух,
зверю – лес, степь, горы.
А человеку нужна …»
– Что ж мы Родиной зовём?
Народная мудрость гласит: у народа, который не знает и не ценит прошлого – нет будущего.
- Зачем нужно знать и изучать историю своего народа?
IX. Рефлексия
Самооценка, взаимооценка и оценка учителя.