Середина урока 18-20 мин. | Учитель проводит проверку домашнего задания, затем проводит СОР с целью проверки и контроля знаний учащихся. Суммативное оценивание за раздел 5.3А «Процессы в живой и неживой природе» Цель обучения | | 5.4.1.1 Называть процессы, происходящие в неживой природе (круговорот веществ в природе, выветривание, горообразование, климатические процессы) 5.4.2.2 Описывать уровни организации живых организмов 5.4.2.3 Применять правила работы с микроскопом 5.4.2.4 Готовить временные микропрепараты 5.4.2.6 Исследовать наличие различных пигментов у растений 5.4.2.7 Исследовать необходимые условия для протекания фотосинтеза | Критерий оценивания | | Обучающийся • Определяет процесс круговорота веществ в природе • Характеризует уровни организации живых организмов • Называет части микроскопа и правила работы с ним • Объясняет стадии подготовки временных препаратов • Обнаруживает различные пигменты у растений • Указывает условия для протекания фотосинтеза | Уровень мыслительных навыков | | Знание и понимание Применение Навыки высокого порядка | Время выполнения | | 20 минут | Вариант 1 1. (a) Процесс, в результате которого вода переходит из жидкого состояния в атмосферный газ: A) замерзание B) испарение C) кипение D) таяние 1.(в) Определите какой процесс изображен на картинке №1 картинка №1 2. (а) Соотнесите термины и определения признаков жизни живых организмов: Термин | Определение | 1) Дыхание | А) Процесс поступления в организм кислорода и выделения углекислого газа (газообмен). | 2) Питание | Б) Процесс воспроизведения себе подобных, увеличение числа особей вида. | 3) Размножение | В) Процесс поступления в организм питательных веществ с целью получения энергии. | 2.(в) Установите соответствие между уровнем организации живых организмов и его характеристикой: Уровень организации | | Характеристика | А) Молекулярный | | а) элементарная, структурная и функциональная единица живого | Б) Клеточный | | б) сложные высокомолекулярные органические соединения, такие, как белки, нуклеиновые кислоты и др. | В) Тканевой | | в) особь, индивид – неделимая единица жизни, ее реальный носитель, характеризующийся всеми ее признаками | Г) Организменный | | г) совокупность клеток, сходных по строению и функциям, а также связанных с ними межклеточных веществ | 3. На рисунке представлен световой микроскоп. (a) Какой цифрой на рисунке обозначен объектив. (в) Какой цифрой на рисунке обозначен окуляр. 12 11 10 9 8 7 5 6 4 3 2 1 4. При подготовке временного микропрепарата следуют определенным правилам. Объясните, для чего при приготовлении микропрепарата: (a) срез для наблюдений делают очень тонким (b) используют воду (c) используют краситель 5(а).При каких условиях протекает фотосинтез 5(в).Какой цвет имеют хлоропласты? Вариант 2 1.(а) Процесс, в результате которого вещество из жидкого состояния переходит в парообразное состояние: A) конденсация B) замерзание C) испарение D) таяние 1.(в) Определите какой процесс изображен на картинке №1 картинка №1 2.(а) Соотнесите термины и определения признаков жизни живых организмов: Термин | Определение | 1) Наследственность | А) Способность организма приобретать новые признаки и свойства. | 2) Раздражимость | Б) Способность организма сохранять и передавать свои признаки по наследству. | 3) Изменчивость | В) Способность организма воспринимать и реагировать на воздействия окружающей среды. | 2.(в) Установите соответствие между уровнем организации живых организмов и его характеристикой: Уровень организации | | Характеристика | А) Молекулярный | | а) элементарная, структурная и функциональная единица живого | Б) Клеточный | | б) сложные высокомолекулярные органические соединения, такие, как белки, нуклеиновые кислоты и др. | В) Тканевой | | в) особь, индивид – неделимая единица жизни, ее реальный носитель, характеризующийся всеми ее признаками | Г) Организменный | | г) совокупность клеток, сходных по строению и функциям, а также связанных с ними межклеточных веществ | 3. На рисунке представлен световой микроскоп. (a) Какой цифрой на рисунке обозначен окуляр. (в) Какой цифрой на рисунке обозначен объектив. 4. При подготовке временного микропрепарата следуют определенным правилам. Объясните, для чего при приготовлении микропрепарата: (a) срез для наблюдений делают очень тонким (b) используют воду (c) используют краситель 5(а).При каких условиях протекает фотосинтез? 5(в).Какой цвет имеют хлоропласты? Критерий оценивания | № задания | Дескриптор | Балл | Обучающийся: | Определяет процесс круговорота веществ в природе | 1 | (а) определяет процесс превращения воды | 1 | (в) определяет процесс, изображенный на картинке №1 | 1 | Характеризует уровни организации живых организмов | 2 | (а) соотносит дыхание с его характеристикой; | (а) соотносит наследственность с его характеристикой; | 0,5 | (а) соотносит питание с его характеристикой; | (а) соотносит раздражимость изменчивость с его характеристикой; | 0,5 | (а) соотносит размножение с его характеристикой; | (а) соотносит размножение с его характеристикой; | 1 | (в) соотносит молекулярный уровень организации с его характеристикой; | 1 | (в) соотносит клеточный уровень организации с его характеристикой; | 1 | (в) соотносит тканевой уровень организации с его характеристикой; | 0,5 | (в) соотносит организменный уровень организации с его характеристикой; | 0,5 | Называет части микроскопа и правила работы с ним | 3 | (а) указывает верно цифру | 1 | (в) указывает верно цифру | 1 | Объясняет стадии подготовки временных препаратов | 4 | (а) объясняет значение тонкого среза при приготовлении микропрепарата; | 1 | (в) объясняет значение воды при приготовлении микропрепарата; | 1 | (с) объясняет значение красителя при приготовлении микропрепарата; | 1 | Обнаруживает различные пигменты у растений. Указывает условия для протекания фотосинтеза | 5 | (а) отвечает, при каких условиях протекает фотосинтез | 1 | (в) отвечает, какой цвет имеют хлоропласты | 1 | Всего баллов | 14 |
Далее учитель знакомит учащихся с новым разделом «Энергия и движение». Учитель, используя прием погружения в тему, дает учащимся ключевые слова, опираясь на которые учащимся необходимо составить краткий опорный конспект по теме урока «Виды энергии», прибегая к помощи учебника. Ключевые слова: энергия, механическая энергия, электрическая энергия, химическая энергия, тепловая энергия, световая энергия, ядерная энергия. для закрепления изученного материала учащимся дается задание ответить на вопросы со страницы 136. | раздаточный материал |