Дата:
Класс: 5
Тема: Организация рабочего места для выполнения ручных работ.
Инструменты и приспособления.
Техника безопасности при выполнении ручных работ.
Цели: сформировать знания учащихся по организации рабочего места для выполнения ручных работ.
Задачи:
Образовательные:
ознакомить с инструментами и приспособлениями для их выполнения;
Развивающие:
сформировать навыки по соблюдению правил техники безопасности;
прививать любовь к труду, развивать наблюдательность и глазомер.
Воспитательные:
воспитывать аккуратность и внимательность во время работы.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, плакаты, таблицы, набор инструментов для выполнения ручных работ.
Ход урока
Организация урока.
Проверка готовности учащихся.
Повторение пройденного материала
Вопросы:
Для чего надо знать свойства тканей?
Перечислите, какие свойства тканей вы знаете. Что к ним относится?
Назовите положительные свойства х/б тканей.
Назовите положительные свойства льняных тканей.
Назовите отрицательные свойства х/б и льняных тканей.
3.Изучение нового материала.
Какие качества развивает у девушки умение шить?
Что нужно для того, чтобы научиться шить?
Как вы считаете, какими ручными работами вы уже владеете?
- Перед тем, как начнем работу с тканями, которые мы изучили, надо правильно оборудовать свое рабочее место.
Очень важно, чтобы то место, где мы шьем, было хорошо освещено, свет должен падать с левой стороны.
Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.
Расстояние от глаз до работы должно составлять примерно 30 см.
Ноги должны твердо опираться всей подошвой о пол.
Корпус надо держать прямо или слегка наклонить.
Голову слегка наклонить вперед.
Нельзя опираться грудью о стол.
Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см.
В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.
Перед началом и после окончания работы необходимо мыть руки, чтобы ткань всегда оставалась чистой, а на руках не оставалось мелких ворсинок от ткани, ниток и частичек мела.
Для выполнения различных ручных работ необходимы следующие инструменты:
Сантиметровая лента,
Ножницы,
Иглы для ручных работ,
Булавки,
Наперсток, нитки, подушечка для игл и булавок,
Мел.
Инструменты должны храниться в специальной коробочке, а во время работы их кладут на стол справа от работающего.
После работы все инструменты и рабочее место надо обязательно убирать.
Сообщение учащимися, о том, как появилась иголка.
Ручные иглы должны быть острыми, неломкими, хорошо отполированными, с ушком достаточных размеров и без заусенцев.
Иглы различают по диаметру (толщине) и длине по номерам от №1 до №12, самые толстые иглы №12.
Иглы подбирают в зависимости от ткани, из которой шьется изделие. Для х/б тканей используют иглы №1-3.
От номера иглы зависят и нитки, которыми шьют. Если шьют из х/б ткани, то используют нитки № 40-80.
Наперсток предназначен для предохранения пальца от укола иглы. Его надевают на средний палец правой руки. Наперстки также различают по номерам, и он должен точно соответствовать толщине пальца.
Сантиметровая лента – это лента из прорезиненной ткани, ее длина 150 см, ширина 1-2 см, с металлическими закрепками на концах. Она применяется для снятия мерок с фигуры человека, при раскрое, при шитье и тогда, когда надо проверить размеры изделия, которое шьем.
Ножницы используют для раскроя ткани и для других ручных операций. Ножницы также делятся по номерам от 1 до 8 и размер зависит от выполняемой операции и такни, из которой шьётся изделие.
Ножницы должны закрываться без резкого звука, лезвие – хорошо резать по всей своей длине.
Булавки бывают с металлической или стеклянной головкой. Их используют для скалывания деталей изделий, при креплении лекал из бумаги к ткани, на примерке. Булавки должны быть тонкими, хорошо заостренными и отшлифованными.
Портновский мел применят для обозначения на материале линий и знаков при раскрое и примерке. Края мела должны быть заточены. Чтобы проводимые линии были тонкими. Вместо мела можно использовать - тонко заточенное сухое мыло.
Колышек- приспособление для удаления наметки при шитье. Он представляет собой стержень длиной около 10см, заостренный, с одной стороны. Он может быть сделан из дерева, кости или стекла.
При выполнении ручных работ необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе с иглой, булавками и ножницами.
Иглы и булавки хранить в подушечке или игольнице, шить с наперстком.
Нельзя брать иглу и булавки в рот, вкалывать в свою одежду.
Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.
Ножницы, иглы и булавки хранить в рабочей коробке.
Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего.
Передают ножницы, кольцами вперед, держась за сомкнутые лезвия.
4. Закрепление изученного материала.
1. Работа с текстом п.3(учебник, с.14-20)
Вопросы и задания:
- Прочитайте, какие относятся к ручным. (Операции, выполняемые ручной иглой, ножницами, резцом, мелом, работы по удалению из деталей или изделий временных стежков)
- Ознакомьтесь с памяткой «Правила техники безопасности при выполнении ручных работ» (учебник, с.14-15)
- Какие опасности могут встретиться в работе?
- Что нужно сделать во время работы?
- Что сделаете по окончании работы?
- Что принято называть рабочим местом?
- Расскажите по рисунку 9 на с.16 учебника о правильной посадке при выполнении ручных работ.
- Изучите таблицу 1 «Инструменты и приспособления, применяемые при выполнении ручных работ» на с.17-20, работая в парах.
2. Учащиеся выполняют практическую работу №4 «Знакомство с инструментами и приспособлениями, применяемыми при выполнении ручных работ» (учебник, с.20)
5. Итог урока
1.Проверка заполненной в рабочей тетради таблицы. Учащиеся сравнивают, правильно ли они заполнили графы с инструментами и приспособлениями для выполнения ручных работ.
2. Объяснение основных понятий по теме (учебник, с.21)
3.Уборка рабочего места.