СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока на тему "Столетняя война"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План урока на тему "Столетняя война"»

Урок по теме «Столетняя война. Усиление королевской власти в конце 15 в. во Франции и в Англии»


Цели: познакомить с причинами и поводом Столетней войны, с организацией феодальных армий Англии и Франции; охарактеризовать основные этапы Столетней войны, подвести к пониманию причин победы Франции.


Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять причины войны; овладевать целостными представлениями об историческом пути народов; давать образную характеристику Жанны д'Арк; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять существенную информацию из текстов разных видов; выполнять тестовые задания; описывать объект по алгоритму;

личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории для самого себя и для общества; выражать свое отношение к роли истории в жизни общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.


Оборудование: таблица «Столетняя война»; карты «Англия и Франция во время Столетней войны», «Завершение объединения Франции к концу 15 в.»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.


Тип урока: открытия нового знания.


Ход урока


1. Организационный момент


2. Мотивационно-целевой этап

Всему миру известно имя Жанны д'Арк. Перелом в Столетней войне, наступивший с ее появлением во французском войске, современники считали чудом: французы приписывали победы вмешательству Бога, англичане — пособничеству дьявола. В чем состоял истинный смысл этого чуда, определим на нашем уроке.


3. Актуализация знаний

а) О каких странах периода Средневековья мы с вами говорили на предыдущих уроках?

б) Что объединяет два этих государства?

в) Сколько этапов можно выделить в процессе создания централизованного государства во Франции?

г) Чем прославился в истории Франции король Филипп 4 Красивый?

д) Назовите реформы английского короля Генриха 2. Какова была их цель?

е) Если сравнить деятельность Генеральных штатов во Франции и парламента в Англии, какое учреждение работало эффективно? Почему? (Ученики выполняют задание.)

Итак, мы с вами выяснили, что история Англии и Франции тесно связана между собой, но обратите внимание на тему нашего сегодняшнего урока. Главными участниками Столетней войны являлись Англия и Франция.

- Как иначе можно назвать наш урок? (Вековая война.)

- Какие ассоциации связаны со словом «война»?

Если война — это трагическая страница в истории любого государства, стоит ли нам об этом говорить, изучать историю войн? (Ответы учеников.)

- Предположите, о чем мы будем говорить с вами на уроке? (Ученики формулируют цели урока.)

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Столетняя война. Усиление королевской власти в конце 15 в. во Франции и в Англии».

(Знакомство с планом урока.)

План урока:

а) Причины войны и повод к ней.

б) Армии двух стран.

в) Ход войны.

г) Народная героиня Жанна д'Арк и ее гибель.

д) Завершение объединения Франции и Англии.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему после Столетней войны королям обеих стран пришлось вновь бороться с непокорной знатью? Что необычного было в истории Орлеанской девы для средневекового человека?


4. Работа по теме урока

а) Причины войны и повод к ней

Задание: познакомьтесь с историческими документами (текст документов печатается заранее и во время урока демонстрируется учащимся через проектор), текстом п. 1 параграфа 20 и определите причины и повод Столетней войны.

(Работа со словарем.)

Причина — основание, предлог для каких-нибудь действий.

Повод — случай, обстоятельство, которое дает непосредственный толчок к началу события.

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)

Причины Столетней войны:

- Стремление королей Франции подчинить французские земли (Аквитанию), принадлежащие королю Англии, чтобы завершить объединение страны;

- Стремление Англии и Франции контролировать богатые города Фландрии;

- Война — способ обогащения для феодалов.

Повод к Столетней войне: Претензии короля Англии на корону Франции.


б) Армии двух стран.

А теперь нам предстоит проверить готовность стран к войне, для этого сыграем в ролевую игру. Класс делится на три творческие группы.

Задание для первой группы: работая с текстом п. 2 параграфа 20, от имени французского воина охарактеризуйте свое войско.

Задание для второй группы: работая с текстом п. 2 параграфа 20, от имени английского воина охарактеризуйте свое войско.

Задание для третьей группы: выполните роль экспертов и определите, в чью пользу должны сложиться боевые действия.

(Проверка выполнения задания.)

в) Ход войны.

Давайте проверим верность наших выводов относительно возможного варианта хода событий, составив хронологическую таблицу «Столетняя война», работая с текстом п. 3-5, 7 параграфа 20.


Дата

События

Итоги

1-й этап (1337-1360 гг.)

1340 г. Уничтожение французского флота в сражении при Слейсе.

1346 г. Поражение французов в битве при Креси.

1356 г. Разгром французской армии при Пуатье.

1360 г. Заключение мирного договора.

Треть земли Франции переходит к англичанам.

2-й этап (1369-1396 гг.)

Победы французов на суше и на море.

Англичане потеряли почти все владения во Франции.

3-й этап (1415-1424 гг.)

1415 г. Битва при Азенкуре. Сокрушительное поражение французов.

1424 г. Весь север Франции оказался в руках англичан.

Франция на краю национальной трагедии.

4-й этап (1428-1453 гг.)

1428 г. Осада Орлеана.

1429 г. Перелом в ходе войны. Жанна д'Арк.

1431 г. Казнь Жанны д'Арк.

1453 г. Изгнание англичан. Англичане сохранили на территории Франции только порт Кале.

Война завершилась победой Франции. Англичане потеряли почти все владения на ее территории.


(Проверка выполнения задания.)


г) Народная нероиня Жанна д'Арк и ее гибель

Именно Жанна уговорила Карла на коронацию в Реймсе, воодушевила французское войско, укрепила волю народа к борьбе. С прибытием Жанны в Орлеан в 1429 г. связывают снятие осады города. Этот год стал переломным в ходе войны. Что же нам известно об этой девушке?

Задание: работая с текстом п. 6, 7 параграфа 20, ответьте на вопросы.

- Чем объясняются причины успехов Жанны д'Арк в борьбе с англичанами?

- В чем смысл подвига Жанны д'Арк?

- Что вам особенно нравится в характере, действиях и поведении народной героини?

- Почему феодалы и король не пытались выручить ее из плена?

- Перелом в войне, наступивший с появлением во французском войске Жанны д'Арк, современники считали чудом: французы приписывали победы вмешательству Бога, англичане — вмешательству дьявола. Как вы считаете, в чем настоящий смысл этого чуда?

(Проверка выполнения задания.)

- Почему Франция одержала победу в этой войне?

(Ответы учеников.)


д) Завершение объединения Франции и Англии

К началу 15 в. стало возможным объединение Франции и Англии и новое усиление королевской власти. Как это происходило, определим, разделившись на две творческие группы.

Задание для первой группы: работая с текстом пунктов 1-3 параграфа 21, исследуйте процесс завершения объединения Франции и ответьте на вопросы.

- Почему после Столетней войны королям пришлось опять бороться за свою власть с непокорной знатью?

- Какие цели были у Людовика 11 и Карла Смелого? Какими средствами каждый из них добивался этих целей?

- Оцените значение победы Людовика 11 над Карлом Смелым.

- Приведите доказательства того, что Франция становится централизованным государством.

- Каковы последствия объединения Франции?

Задание для второй группы: работая с текстом п. 4, 5 параграфа 21, исследуйте процесс завершения объединения Англии и ответьте на вопросы.

- Почему Генрих 7 поместил на герб Тюдоров алую и белую розы?

- Дайте оценку деятельности Генриха 7.

(Проверка выполнения задания.)


5. Подведение итогов урока

- Почему после Столетней войны королям обеих стран пришлось вновь бороться с непокорной знатью?

- Что необычного было в истории Орлеанской девы для средневекового человека?

- Чем можно объяснить сходство войны Алой и Белой розы и борьбы французской знати с Людовиком 11, с одной стороны, и политики Людовика 11 и Генриха 7 — с другой?

- Людовика 11 называли «всемирным пауком», а Карла Смелого - «последним рыцарем». За что они получили свои прозвища?

(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)


6. Рефлексия

(Прием «Древо мудрости».

Каждая группа или учащийся записывает самый трудный вопрос темы урока и прикрепляет листочек с ним к дереву, изображенному на доске. Далее представители групп по очереди читают вопросы и дают полные ответы.)


Домашнее задание (дифференцированное)


1. Для сильных учеников — параграф 20, 21, доказать, что в борьбе с феодальной знатью победа королевской власти в позднее Средневековье была неизбежной.

2. Для средних учеников — параграф 20, 21, подготовить презентацию на тему «Жанна д'Арк».

3. Для слабых учеников — параграф 20, 21, вопросы и задания к параграфу.




Скачать

© 2020, 288 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!