Урок по теме «Столетняя война. Усиление королевской власти в конце 15 в. во Франции и в Англии»
Цели: познакомить с причинами и поводом Столетней войны, с организацией феодальных армий Англии и Франции; охарактеризовать основные этапы Столетней войны, подвести к пониманию причин победы Франции.
Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять причины войны; овладевать целостными представлениями об историческом пути народов; давать образную характеристику Жанны д'Арк; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять существенную информацию из текстов разных видов; выполнять тестовые задания; описывать объект по алгоритму;
личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории для самого себя и для общества; выражать свое отношение к роли истории в жизни общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Оборудование: таблица «Столетняя война»; карты «Англия и Франция во время Столетней войны», «Завершение объединения Франции к концу 15 в.»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.
Тип урока: открытия нового знания.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивационно-целевой этап
Всему миру известно имя Жанны д'Арк. Перелом в Столетней войне, наступивший с ее появлением во французском войске, современники считали чудом: французы приписывали победы вмешательству Бога, англичане — пособничеству дьявола. В чем состоял истинный смысл этого чуда, определим на нашем уроке.
3. Актуализация знаний
а) О каких странах периода Средневековья мы с вами говорили на предыдущих уроках?
б) Что объединяет два этих государства?
в) Сколько этапов можно выделить в процессе создания централизованного государства во Франции?
г) Чем прославился в истории Франции король Филипп 4 Красивый?
д) Назовите реформы английского короля Генриха 2. Какова была их цель?
е) Если сравнить деятельность Генеральных штатов во Франции и парламента в Англии, какое учреждение работало эффективно? Почему? (Ученики выполняют задание.)
Итак, мы с вами выяснили, что история Англии и Франции тесно связана между собой, но обратите внимание на тему нашего сегодняшнего урока. Главными участниками Столетней войны являлись Англия и Франция.
- Как иначе можно назвать наш урок? (Вековая война.)
- Какие ассоциации связаны со словом «война»?
Если война — это трагическая страница в истории любого государства, стоит ли нам об этом говорить, изучать историю войн? (Ответы учеников.)
- Предположите, о чем мы будем говорить с вами на уроке? (Ученики формулируют цели урока.)
Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)
Тема урока: «Столетняя война. Усиление королевской власти в конце 15 в. во Франции и в Англии».
(Знакомство с планом урока.)
План урока:
а) Причины войны и повод к ней.
б) Армии двух стран.
в) Ход войны.
г) Народная героиня Жанна д'Арк и ее гибель.
д) Завершение объединения Франции и Англии.
Формулирование проблемных вопросов урока. Почему после Столетней войны королям обеих стран пришлось вновь бороться с непокорной знатью? Что необычного было в истории Орлеанской девы для средневекового человека?
4. Работа по теме урока
а) Причины войны и повод к ней
Задание: познакомьтесь с историческими документами (текст документов печатается заранее и во время урока демонстрируется учащимся через проектор), текстом п. 1 параграфа 20 и определите причины и повод Столетней войны.
(Работа со словарем.)
Причина — основание, предлог для каких-нибудь действий.
Повод — случай, обстоятельство, которое дает непосредственный толчок к началу события.
(Проверка выполнения задания и составление схемы.)
Причины Столетней войны:
- Стремление королей Франции подчинить французские земли (Аквитанию), принадлежащие королю Англии, чтобы завершить объединение страны;
- Стремление Англии и Франции контролировать богатые города Фландрии;
- Война — способ обогащения для феодалов.
Повод к Столетней войне: Претензии короля Англии на корону Франции.
б) Армии двух стран.
А теперь нам предстоит проверить готовность стран к войне, для этого сыграем в ролевую игру. Класс делится на три творческие группы.
Задание для первой группы: работая с текстом п. 2 параграфа 20, от имени французского воина охарактеризуйте свое войско.
Задание для второй группы: работая с текстом п. 2 параграфа 20, от имени английского воина охарактеризуйте свое войско.
Задание для третьей группы: выполните роль экспертов и определите, в чью пользу должны сложиться боевые действия.
(Проверка выполнения задания.)
в) Ход войны.
Давайте проверим верность наших выводов относительно возможного варианта хода событий, составив хронологическую таблицу «Столетняя война», работая с текстом п. 3-5, 7 параграфа 20.
Дата | События | Итоги |
1-й этап (1337-1360 гг.) | 1340 г. Уничтожение французского флота в сражении при Слейсе. 1346 г. Поражение французов в битве при Креси. 1356 г. Разгром французской армии при Пуатье. 1360 г. Заключение мирного договора. | Треть земли Франции переходит к англичанам. |
2-й этап (1369-1396 гг.) | Победы французов на суше и на море. | Англичане потеряли почти все владения во Франции. |
3-й этап (1415-1424 гг.) | 1415 г. Битва при Азенкуре. Сокрушительное поражение французов. 1424 г. Весь север Франции оказался в руках англичан. | Франция на краю национальной трагедии. |
4-й этап (1428-1453 гг.) | 1428 г. Осада Орлеана. 1429 г. Перелом в ходе войны. Жанна д'Арк. 1431 г. Казнь Жанны д'Арк. 1453 г. Изгнание англичан. Англичане сохранили на территории Франции только порт Кале. | Война завершилась победой Франции. Англичане потеряли почти все владения на ее территории. |
(Проверка выполнения задания.)
г) Народная нероиня Жанна д'Арк и ее гибель
Именно Жанна уговорила Карла на коронацию в Реймсе, воодушевила французское войско, укрепила волю народа к борьбе. С прибытием Жанны в Орлеан в 1429 г. связывают снятие осады города. Этот год стал переломным в ходе войны. Что же нам известно об этой девушке?
Задание: работая с текстом п. 6, 7 параграфа 20, ответьте на вопросы.
- Чем объясняются причины успехов Жанны д'Арк в борьбе с англичанами?
- В чем смысл подвига Жанны д'Арк?
- Что вам особенно нравится в характере, действиях и поведении народной героини?
- Почему феодалы и король не пытались выручить ее из плена?
- Перелом в войне, наступивший с появлением во французском войске Жанны д'Арк, современники считали чудом: французы приписывали победы вмешательству Бога, англичане — вмешательству дьявола. Как вы считаете, в чем настоящий смысл этого чуда?
(Проверка выполнения задания.)
- Почему Франция одержала победу в этой войне?
(Ответы учеников.)
д) Завершение объединения Франции и Англии
К началу 15 в. стало возможным объединение Франции и Англии и новое усиление королевской власти. Как это происходило, определим, разделившись на две творческие группы.
Задание для первой группы: работая с текстом пунктов 1-3 параграфа 21, исследуйте процесс завершения объединения Франции и ответьте на вопросы.
- Почему после Столетней войны королям пришлось опять бороться за свою власть с непокорной знатью?
- Какие цели были у Людовика 11 и Карла Смелого? Какими средствами каждый из них добивался этих целей?
- Оцените значение победы Людовика 11 над Карлом Смелым.
- Приведите доказательства того, что Франция становится централизованным государством.
- Каковы последствия объединения Франции?
Задание для второй группы: работая с текстом п. 4, 5 параграфа 21, исследуйте процесс завершения объединения Англии и ответьте на вопросы.
- Почему Генрих 7 поместил на герб Тюдоров алую и белую розы?
- Дайте оценку деятельности Генриха 7.
(Проверка выполнения задания.)
5. Подведение итогов урока
- Почему после Столетней войны королям обеих стран пришлось вновь бороться с непокорной знатью?
- Что необычного было в истории Орлеанской девы для средневекового человека?
- Чем можно объяснить сходство войны Алой и Белой розы и борьбы французской знати с Людовиком 11, с одной стороны, и политики Людовика 11 и Генриха 7 — с другой?
- Людовика 11 называли «всемирным пауком», а Карла Смелого - «последним рыцарем». За что они получили свои прозвища?
(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)
6. Рефлексия
(Прием «Древо мудрости».
Каждая группа или учащийся записывает самый трудный вопрос темы урока и прикрепляет листочек с ним к дереву, изображенному на доске. Далее представители групп по очереди читают вопросы и дают полные ответы.)
Домашнее задание (дифференцированное)
1. Для сильных учеников — параграф 20, 21, доказать, что в борьбе с феодальной знатью победа королевской власти в позднее Средневековье была неизбежной.
2. Для средних учеников — параграф 20, 21, подготовить презентацию на тему «Жанна д'Арк».
3. Для слабых учеников — параграф 20, 21, вопросы и задания к параграфу.