СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План самообразования учителя русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План самообразования учителя русского языка и литературы содержит методическую проблему, направления работы 

Просмотр содержимого документа
«План самообразования учителя русского языка и литературы»








План самообразования



учителя русского языка и литературы

МБОУ «Добросельская ООШ»

Ярош Натальи Анатольевны



























Проблема школы:

Создание системы повышения качества образования обучающихся при комплексном использовании современных подходов к организации учебно-воспитательного процесса в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Методическая проблема:

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы

как средство развития познавательной активности школьника

Срок реализации проблемы – 3 года (до 2017 г.)

Цель: Повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя.

Задачи:

  • Продолжение внедрения инновационных технологий, методик в преподавание русского языка, литературы, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания русского языка и литературы

  • Разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих программ по преподаваемым предметам

  • Улучшение подготовки обучающихся к экзаменам и выпускников к ГИА путем использования современных образовательных технологий.

  • Применение разнообразных форм работы во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности с обучающимися.

  • создание условий:

  • для проявления творческих способностей учащихся на уроках;

  • для развития таких качеств, как ответственность и самостоятельность в приобретении необходимых знаний по предмету;

  • для участия особо одаренных детей в дистанционных олимпиадах и конкурсах


Ожидаемые результаты:

  • Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета

  • Разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме

  • Доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.


Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи


Формы самообразования:

  • индивидуальная – через индивидуальный план,

  • групповая – через участие в деятельности школьного и городского методических объединений учителей русского языка и литературы, а также через участие в жизни школы.



Направления самообразования:

  

Основные направления

Действия и мероприятия

Форма

результатов

Профессиональное

1. Изучить программы и учебники, уяснить их особенности и требования по русскому языку и литературе.


2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.


3. Повышать квалификацию на курсах для учителей русского языка и литературы





Конспекты

Памятки

Рекомендации.


Психолого-педагогические

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.



Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся.


2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.


3. Принимать активное участие в работе школьного и районного МО.


4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.


5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы и через Интернет.


6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.


7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.


8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.


9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района.

10. Выступать с докладами, с творческим отчётом на тему «Формированиеустойчивых навыков правописания как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка» на заседаниях МО


Программы и

учебно-тематические

планы.



Учебные рабочие программы,

тестирующие

программы,

Методико-дидактические

материалы




Конспекты мероприятий, в том числе и посещенных




Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2.Обзор в Интернете информации по русскому языку, литературе, педагогике и психологии.

3.Провести мастер-класс «Творческая работа на уроках русского языка и литературы»

4.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.


Комплекты методико-дидактических электронных материалов


Охрана здоровья

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.


 



1.Изучение психолого-педагогической литературы


Содержание деятельности

сроки

Форма представления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполненной работе

1

Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся.Изучение нормативно - правовых документов МОРФ.


в течение года


Самоконтроль

2

Выступление «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учеником?»(личностно - ориентированный подходв системе образования)



Выступление

Заседание МО

3

Изучение статьи «Содержание предмета «Русский язык» в современной школе»



Выступление

Заседание МО

4

Изучение материалов о проектной деятельности на уроках русского языка



Обмен опытом.

Заседание МО

5

Использование педагогических технологий: ИКТ,тесты,разноуровневоеобучение, личностно - ориентированное обучение,учебный проект., здоровье сберегающие технологии


в течение года

Обмен опытом.

Заседание МО

6

Изучение печати: журналы «Народное образование», «Русский язык и литература»(все для учителя)


в течение года


Самоконтроль

7

Обзор в Интернете информации по русскому языку, литературе, педагогике и психологии..


в течение года


Самоконтроль





2.Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса


Содержание деятельности

сроки

Форма представления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполненной работе

1

Разработка рабочих программпо русскому языку, литературе в 5,8,9 классах.

Август-октябрь

Рабочие программы

Руководитель МО

2

Разработка поурочного планирования для5, 8,9 классов

В течение года

Поурочное планирование

Директор школы

3

Разработка содержания к/работ и диктантов для текущего и итогового контроля, тестов.Разработка уроков с использованием ИКТ.

В течение года.

Материалы к/р и диктантов.

Тесты. 

Открытые уроки.

Самоконтроль


Разработка индивидуального плана «Работа с одаренными детьми по русскому языку»,материала для работы с одаренными детьми

Октябрь


Самоконтроль

4

Оформление материала «Ученые-лингвисты», «Памятки изучающим русский язык» в кабинет русского языка.

В течение года

Выставочный материал

Самоконтроль


3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности



Содержание деятельности

сроки

Форма представления

Где, кем, когда заслушивается

1

Обобщение опыта 

Урок- презентация проекта «Повторение и обобщение изученного о наречии»


Урок по литературе «Планета Маленького принца»».


Обобщение опыта преподавания темы «Состав слова и словообразование»



февраль




март


в течение года

Открытый урокв 7 классе



Открытый урок в 5классе с использованием ИКТ

Доклад

Заседание МО

2

Оформление портфолио и папки «Методическая копилка»


Портфолио учителя

Рейтинговая оценка деятельности.

3

Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом.

В течение года


Рейтинговая оценка деятельности.

4.Участие в системешкольной методической работы


Содержание деятельности

сроки

Форма представления

Где, кем, когда заслушивается

1

Участие в проведении заседаний МО, педсоветов, семинаров.

В течение года

Анализ по итогам работы за учебный год

Рейтинговая оценка деятельности.

2

Подготовка заданий для школьной олимпиады по русскому языку и литературе. Проведение.


Октябрь (5, 8,9 кл)

Задания для олимпиады.

Заседание МО

3

Работа с одарёнными детьми, участие в олимпиадах, конкурсах, заочных олимпиадах


В течение года

Результаты участия

Заседание МО

4

Участие в работе районногометодического объединения учителей русского языка и литературы


В течение года

Анализ по итогам работы

завуч

5

Участие в неделе русского языка и литературы. Предметное мероприятие «Аукцион знаний»

октябрь

Разработка мероприятия.

Руководитель МО

6

Вести индивидуальную работу с сильными учениками по индивидуальному плану и дополнительную работу с отстающими.


В течение

года

Результаты мониторинга ЗУН

Руководитель МО

7

Ежемесячно пополнять страничку школьного сайта

В течение

года


завуч

























Роль повторений в формировании орфографического навыка

Как уже говорилось ранее, повторение играют очень большую роль как в развитии долговременной памяти, так и в формировании орфографического навыка.

Повторение пройденного материала, во-первых, предупреждает его забывание, позволяет восстановить забытое и, во-вторых, содействует углублению и расширению знаний, умений и навыков, делая их осознанными и прочными.

Поэтому задача вооружения учащихся действенными знаниями родного языка, задача формирования у них прочных орфографических навыков может решаться успешно только при условии, если учитель в течение учебного года систематически и умело проводит повторение изученного.

Повторение пройденного материала должно проводиться из урока в урок.

В свое время Ушинский отмечал, что хороший учитель как будто только тем и занимается, что повторяет пройденное, а между тем, быстро движется вперед.

В зависимости от целей и содержания повторение может быть:

1) повторением в начале учебного года;

2) повторение текущее (ежедневное);

3) тематическое (повторение пройденной темы или целого раздела);

4) итоговым (повторение материала, пройденного в течение учебного года).

Каждый из этих видов повторения имеет свою методику, каждому из них отводится определенное место на уроке или в системе уроков.

Рассмотрим каждое из этих видов повторений в отдельности.

Повторение в начале учебного года имеет целью восстановить в памяти учащихся важнейшие сведения по пройденному материалу.

Каждый учитель должен планировать материала повторения применительно к своему классу, исходя из состояния знаний, умений и навыков учащихся. Важно в начале учебного года восстановить не просто полученные знания, а систему знаний. Поэтому повторение нужно строить таким образом, чтобы воспроизводимые явления орфографии осознавались учащимися в орфографической связи с другими орфографическими явлениями, как составная часть системы знаний по определенной теме. Положительную роль в этом отношении играет использование схем и таблиц, составленных в предшествующем году в процессе обобщения и систематизации знаний.

Очень важно при организации повторения помнить следующие требования:

1) не рекомендуется при повторении орфографических явлений использовать те же методы и приемы, тот же дидактический материал и тексты, которые имели место при изучении их. Упражнения, применяемые при повторении, должны ориентировать на самостоятельное воспроизведение ранее полученных знаний. Материал повторения должен быть новым и усложненным;

2) творческим работам учащихся при повторении должно быть уделено значительно больше внимания, чем при сообщении новых знаний.

Теоретический материал учащиеся могут выполнять и закреплять в процессе выполнения разнообразных упражнений.

Следующий вид повторения – текущий. Повторение ежедневное, «беспрестанное», как называл его Ушинский, имеет целью, во-первых, закрепить материал; во-вторых, тренировать, развивать и закреплять умения и навыки по орфографии. Систематическое повторение, в-третьих, дает возможность, увидеть проблемы в знаниях учащихся и устранять эти проблемы, выявляя их причины.

При организации текущего повторения надо помнить методические требования к нему:

1) очень важно правильно распределять материал повторения во времени. Недопустимо, повторив какой-либо материал, не возвращаться к нему слишком долго;

2) повторяемый материал должен естественно, свободно вливаться в содержание урока;

3) при текущем повторении налицо богатые возможности для осуществления дифференцированного подхода в обучении, и эти возможности надо максимально использовать.

Текущее повторение дает возможность осуществлять сопоставление новых знаний с явлениями известными, устанавливать между ними сходство и различие.

Текущее повторение способствует формированию орфографических навыков при успешном использовании различных упражнений (диктанты, изложения, сочинения и так далее) как на уроке, так и дома.

Тематическим называют повторение, проводимое после изучения большой темы. Главная его цель – систематизировать знания, полученные детьми при изучении определенной темы или раздела. Важно при тематическом повторении использовать такую форму наглядности, которая дала бы возможность представить полученные по теме сведения в системе, в их взаимосвязи.

Этой цели отвечают таблицы и схемы. Понимание таблиц или схем не затруднит детей, если они составляли их постепенно, в течение всех уроков повторения.

Тематическое повторение – заключительный этап работы над темой, поэтому тематическое повторение, должно стать началом итогового повторения.

Итоговым принято называть повторение в конце учебного года.

Итоговое повторение принести пользу и будет успешным только при условии, если учитель в течении всего года уделял серьезное внимание и текущему повторению, и повторению тематическому. Это не вызывает сомнения, так как за сравнительно короткое время необходимо, во-первых, повторить очень большой материал; во-вторых, сведения, полученные учащимися в течении года, привести в систему; в-третьих, остается задача закрепления и тренировки орфографических умений и навыков учащихся.

Учитель должен в процессе итогового повторения систематизировать знания учащихся, а также по возможности ликвидировать пробелы в знаниях.

Итоговое повторение осуществляется в процессе выполнения различных по содержанию и форме упражнений (орфографический разбор, списывание, различные виды диктантов, изложения, сочинения).

Т.О. можно сделать вывод, что различные повторения, используемые систематически, оказывают решающее влияние на сохранение учебного материала в памяти, то есть происходит развитие долговременной памяти. Путем повторения, с помощью разнообразных орфографических упражнений мы можем способствовать формированию орфографических навыков у детей.

Исходя из выше сказанного, мы видим что учитель, используя орфографические упражнения при повторении, опирается на длительность сохранения учебного материала в памяти, тем самым способствует формированию орфографических навыков у школьников.

Т.О. роль долговременной памяти в развитии орфографических навыков очень велика. Она способствует их успешному формированию путем систематического повторения орфографических упражнений.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!