План самообразования
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Добросельская ООШ»
Ярош Натальи Анатольевны
Проблема школы:
Создание системы повышения качества образования обучающихся при комплексном использовании современных подходов к организации учебно-воспитательного процесса в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Методическая проблема:
Игровые технологии на уроках русского языка и литературы
как средство развития познавательной активности школьника
Срок реализации проблемы – 3 года (до 2017 г.)
Цель: Повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя.
Задачи:
Продолжение внедрения инновационных технологий, методик в преподавание русского языка, литературы, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания русского языка и литературы
Разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих программ по преподаваемым предметам
Улучшение подготовки обучающихся к экзаменам и выпускников к ГИА путем использования современных образовательных технологий.
Применение разнообразных форм работы во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности с обучающимися.
создание условий:
для проявления творческих способностей учащихся на уроках;
для развития таких качеств, как ответственность и самостоятельность в приобретении необходимых знаний по предмету;
для участия особо одаренных детей в дистанционных олимпиадах и конкурсах
Ожидаемые результаты:
Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета
Разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме
Доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план,
групповая – через участие в деятельности школьного и городского методических объединений учителей русского языка и литературы, а также через участие в жизни школы.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Форма результатов |
Профессиональное | 1. Изучить программы и учебники, уяснить их особенности и требования по русскому языку и литературе. 2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3. Повышать квалификацию на курсах для учителей русского языка и литературы | Конспекты Памятки Рекомендации. |
Психолого-педагогические | Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся. 2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. 3. Принимать активное участие в работе школьного и районного МО. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы и через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. 9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района. 10. Выступать с докладами, с творческим отчётом на тему «Формированиеустойчивых навыков правописания как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка» на заседаниях МО | Программы и учебно-тематические планы. Учебные рабочие программы, тестирующие программы, Методико-дидактические материалы Конспекты мероприятий, в том числе и посещенных |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2.Обзор в Интернете информации по русскому языку, литературе, педагогике и психологии. 3.Провести мастер-класс «Творческая работа на уроках русского языка и литературы» 4.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками. | Комплекты методико-дидактических электронных материалов |
Охрана здоровья | Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. | |
1.Изучение психолого-педагогической литературы
№ | Содержание деятельности | сроки | Форма представления результатов работы | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполненной работе |
1 | Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся.Изучение нормативно - правовых документов МОРФ. | в течение года | | Самоконтроль |
2 | Выступление «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учеником?»(личностно - ориентированный подходв системе образования) | | Выступление | Заседание МО |
3 | Изучение статьи «Содержание предмета «Русский язык» в современной школе» | | Выступление | Заседание МО |
4 | Изучение материалов о проектной деятельности на уроках русского языка | | Обмен опытом. | Заседание МО |
5 | Использование педагогических технологий: ИКТ,тесты,разноуровневоеобучение, личностно - ориентированное обучение,учебный проект., здоровье сберегающие технологии | в течение года | Обмен опытом. | Заседание МО |
6 | Изучение печати: журналы «Народное образование», «Русский язык и литература»(все для учителя) | в течение года | | Самоконтроль |
7 | Обзор в Интернете информации по русскому языку, литературе, педагогике и психологии.. | в течение года | | Самоконтроль |
2.Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
№ | Содержание деятельности | сроки | Форма представления результатов работы | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполненной работе |
1 | Разработка рабочих программпо русскому языку, литературе в 5,8,9 классах. | Август-октябрь | Рабочие программы | Руководитель МО |
2 | Разработка поурочного планирования для5, 8,9 классов | В течение года | Поурочное планирование | Директор школы |
3 | Разработка содержания к/работ и диктантов для текущего и итогового контроля, тестов.Разработка уроков с использованием ИКТ. | В течение года. | Материалы к/р и диктантов. Тесты. Открытые уроки. | Самоконтроль |
| Разработка индивидуального плана «Работа с одаренными детьми по русскому языку»,материала для работы с одаренными детьми | Октябрь | | Самоконтроль |
4 | Оформление материала «Ученые-лингвисты», «Памятки изучающим русский язык» в кабинет русского языка. | В течение года | Выставочный материал | Самоконтроль |
3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
№ | Содержание деятельности | сроки | Форма представления | Где, кем, когда заслушивается |
1 | Обобщение опыта Урок- презентация проекта «Повторение и обобщение изученного о наречии» Урок по литературе «Планета Маленького принца»». Обобщение опыта преподавания темы «Состав слова и словообразование» | февраль март в течение года | Открытый урокв 7 классе
Открытый урок в 5классе с использованием ИКТ Доклад | Заседание МО |
2 | Оформление портфолио и папки «Методическая копилка» | | Портфолио учителя | Рейтинговая оценка деятельности. |
3 | Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом. | В течение года | | Рейтинговая оценка деятельности. |
4.Участие в системешкольной методической работы
№ | Содержание деятельности | сроки | Форма представления | Где, кем, когда заслушивается |
1 | Участие в проведении заседаний МО, педсоветов, семинаров. | В течение года | Анализ по итогам работы за учебный год | Рейтинговая оценка деятельности. |
2 | Подготовка заданий для школьной олимпиады по русскому языку и литературе. Проведение. | Октябрь (5, 8,9 кл) | Задания для олимпиады. | Заседание МО |
3 | Работа с одарёнными детьми, участие в олимпиадах, конкурсах, заочных олимпиадах | В течение года | Результаты участия | Заседание МО |
4 | Участие в работе районногометодического объединения учителей русского языка и литературы | В течение года | Анализ по итогам работы | завуч |
5 | Участие в неделе русского языка и литературы. Предметное мероприятие «Аукцион знаний» | октябрь | Разработка мероприятия. | Руководитель МО |
6 | Вести индивидуальную работу с сильными учениками по индивидуальному плану и дополнительную работу с отстающими. | В течение года | Результаты мониторинга ЗУН | Руководитель МО |
7 | Ежемесячно пополнять страничку школьного сайта | В течение года | | завуч |
Роль повторений в формировании орфографического навыка
Как уже говорилось ранее, повторение играют очень большую роль как в развитии долговременной памяти, так и в формировании орфографического навыка.
Повторение пройденного материала, во-первых, предупреждает его забывание, позволяет восстановить забытое и, во-вторых, содействует углублению и расширению знаний, умений и навыков, делая их осознанными и прочными.
Поэтому задача вооружения учащихся действенными знаниями родного языка, задача формирования у них прочных орфографических навыков может решаться успешно только при условии, если учитель в течение учебного года систематически и умело проводит повторение изученного.
Повторение пройденного материала должно проводиться из урока в урок.
В свое время Ушинский отмечал, что хороший учитель как будто только тем и занимается, что повторяет пройденное, а между тем, быстро движется вперед.
В зависимости от целей и содержания повторение может быть:
1) повторением в начале учебного года;
2) повторение текущее (ежедневное);
3) тематическое (повторение пройденной темы или целого раздела);
4) итоговым (повторение материала, пройденного в течение учебного года).
Каждый из этих видов повторения имеет свою методику, каждому из них отводится определенное место на уроке или в системе уроков.
Рассмотрим каждое из этих видов повторений в отдельности.
Повторение в начале учебного года имеет целью восстановить в памяти учащихся важнейшие сведения по пройденному материалу.
Каждый учитель должен планировать материала повторения применительно к своему классу, исходя из состояния знаний, умений и навыков учащихся. Важно в начале учебного года восстановить не просто полученные знания, а систему знаний. Поэтому повторение нужно строить таким образом, чтобы воспроизводимые явления орфографии осознавались учащимися в орфографической связи с другими орфографическими явлениями, как составная часть системы знаний по определенной теме. Положительную роль в этом отношении играет использование схем и таблиц, составленных в предшествующем году в процессе обобщения и систематизации знаний.
Очень важно при организации повторения помнить следующие требования:
1) не рекомендуется при повторении орфографических явлений использовать те же методы и приемы, тот же дидактический материал и тексты, которые имели место при изучении их. Упражнения, применяемые при повторении, должны ориентировать на самостоятельное воспроизведение ранее полученных знаний. Материал повторения должен быть новым и усложненным;
2) творческим работам учащихся при повторении должно быть уделено значительно больше внимания, чем при сообщении новых знаний.
Теоретический материал учащиеся могут выполнять и закреплять в процессе выполнения разнообразных упражнений.
Следующий вид повторения – текущий. Повторение ежедневное, «беспрестанное», как называл его Ушинский, имеет целью, во-первых, закрепить материал; во-вторых, тренировать, развивать и закреплять умения и навыки по орфографии. Систематическое повторение, в-третьих, дает возможность, увидеть проблемы в знаниях учащихся и устранять эти проблемы, выявляя их причины.
При организации текущего повторения надо помнить методические требования к нему:
1) очень важно правильно распределять материал повторения во времени. Недопустимо, повторив какой-либо материал, не возвращаться к нему слишком долго;
2) повторяемый материал должен естественно, свободно вливаться в содержание урока;
3) при текущем повторении налицо богатые возможности для осуществления дифференцированного подхода в обучении, и эти возможности надо максимально использовать.
Текущее повторение дает возможность осуществлять сопоставление новых знаний с явлениями известными, устанавливать между ними сходство и различие.
Текущее повторение способствует формированию орфографических навыков при успешном использовании различных упражнений (диктанты, изложения, сочинения и так далее) как на уроке, так и дома.
Тематическим называют повторение, проводимое после изучения большой темы. Главная его цель – систематизировать знания, полученные детьми при изучении определенной темы или раздела. Важно при тематическом повторении использовать такую форму наглядности, которая дала бы возможность представить полученные по теме сведения в системе, в их взаимосвязи.
Этой цели отвечают таблицы и схемы. Понимание таблиц или схем не затруднит детей, если они составляли их постепенно, в течение всех уроков повторения.
Тематическое повторение – заключительный этап работы над темой, поэтому тематическое повторение, должно стать началом итогового повторения.
Итоговым принято называть повторение в конце учебного года.
Итоговое повторение принести пользу и будет успешным только при условии, если учитель в течении всего года уделял серьезное внимание и текущему повторению, и повторению тематическому. Это не вызывает сомнения, так как за сравнительно короткое время необходимо, во-первых, повторить очень большой материал; во-вторых, сведения, полученные учащимися в течении года, привести в систему; в-третьих, остается задача закрепления и тренировки орфографических умений и навыков учащихся.
Учитель должен в процессе итогового повторения систематизировать знания учащихся, а также по возможности ликвидировать пробелы в знаниях.
Итоговое повторение осуществляется в процессе выполнения различных по содержанию и форме упражнений (орфографический разбор, списывание, различные виды диктантов, изложения, сочинения).
Т.О. можно сделать вывод, что различные повторения, используемые систематически, оказывают решающее влияние на сохранение учебного материала в памяти, то есть происходит развитие долговременной памяти. Путем повторения, с помощью разнообразных орфографических упражнений мы можем способствовать формированию орфографических навыков у детей.
Исходя из выше сказанного, мы видим что учитель, используя орфографические упражнения при повторении, опирается на длительность сохранения учебного материала в памяти, тем самым способствует формированию орфографических навыков у школьников.
Т.О. роль долговременной памяти в развитии орфографических навыков очень велика. Она способствует их успешному формированию путем систематического повторения орфографических упражнений.