СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План самообразования учителя музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

            Образ учителя всегда связывался с интеллектуальным и нравственным потенциалом, с профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения. Высокая личная ответственность и постоянное самообразование отличает учителя, понимающего, что качество обучения и воспитания в учебных заведениях, повышение эффективности этих процессов напрямую зависит от уровня подготовки педагога.

          Информационная культура человека, умение ориентироваться в современных средствах коммуникации, пользоваться информационными ресурсами для саморазвития и самосовершенствования многое сегодня определяют.

Просмотр содержимого документа
«План самообразования учителя музыки»


Пояснительная записка

Образ учителя всегда связывался с интеллектуальным и нравственным потенциалом, с профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения. Высокая личная ответственность и постоянное самообразование отличает учителя, понимающего, что качество обучения и воспитания в учебных заведениях, повышение эффективности этих процессов напрямую зависит от уровня подготовки педагога.

Информационная культура человека, умение ориентироваться в современных средствах коммуникации, пользоваться информационными ресурсами для саморазвития и самосовершенствования многое сегодня определяют.

С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность учителя - это профессионализм, продуктивность, социально-направленные личностные качества, компетентность. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе стараюсь систематически проходить курсы повышения квалификации по предмету, занимаюсь самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма.

Я, Кутлуева Айгуль Ирековна. Образование высшее. Закончила БГПУ им. М. Акмуллы по специальности «Музыкальное образование». Стаж 8 лет. Имею первую квалификационную категорию. Последние годы проходила курсы по истории:


 

Тема плана самообразования: «Использование информационно-коммуникационных технологий как ресурс активизации познавательного интереса обучающихся на уроках музыки».

Дата начала работы над темой: сентябрь 2017 учебного года

Срок реализации проблемы – 3 года (до 2020 г.)

Цель:

-формирование учебно - познавательной компетенции учащихся на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

Задачи:

-создание педагогических условий для формирования у учащихся учебно-познавательной компетенции;

-организация исследовательской и самостоятельной работы детей для развития творческих способностей и вовлечения их в активный познавательный процесс;

-повышение текущей успеваемости и качества знаний.

- изучить методическую литературу по применению ИКТ на уроках музыки;

- изучить опыт работы коллег по использованию ИКТ;

- применять ИКТ на уроках музыки;

-использовать для самостоятельного поиска учащимися информации в Интернете;

-повысить интерес учащихся к информационным технологиям, развить творческие способности;

-обобщить результаты работы, сделать выводы.


Предполагаемый результат:

-освоение и внедрение ИКТ в учебной и внеучебной деятельности, повышение уровня компетентности в области ИКТ;

-совершенствование новых методических приёмов и подходов в преподавании с применением Интернет – технологий;

-повышение положительной мотивации обучения;

-активизация самостоятельности и познавательной деятельности учащихся;

-приобретение учащимися ИКТ - компетенций.

-повышение качества знаний;

-рост участия обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах по предмету;

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи

Формы самообразования:

  1. Индивидуальная – через индивидуальный план.

  2. Групповая – через участие в деятельности районного методического объединения учителей музыки, а также через участие в жизни школы.



Этапы работы

1.Анализ затруднений.


2.Постановка проблемы.

3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

Сентябрь 2017 г.

1.Изучение методической литературы

2.Обзор в Интернете информации по использованию информационно – коммуникационных технологий в преподавании музыки.

2.Прогностический

1.Определение целей и конкретных задач.

2.Прогнозирование результатов

Сентябрь

2017 г.

Поставить цели и задачи и составить план по работе самообразования.

3.Практический

1. Внедрение передового педагогического опыта;

системы мер, направленных на решение проблемы.

2. Формирование методического комплекса.

3.Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

4.Корректировка работы.

Октябрь – Май 2017-2018 уч.г..

1.Освоение новых компьютерных программ.

2. Изучение образовательных ресурсов сети Интернет.

3. Изучение опыта работы лучших учителей музыки через Интернет.

4. Посещение уроков с применением ИКТ коллег своей школы.

5. Творческое сотрудничество по теме самообразования с коллегами школы и района.

6. Использование на уроках музыки и внеклассных мероприятиях мультимедийных презентаций и других средств ИКТ.

7. Создание и применение собственных авторских медиаразработок.

4.Обобщающий

1.Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы по теме.

3.Представление материалов.

Июнь

2018 г.

1.Создание собственной медиатеки для применения на уроках музыки

2.Анализ эффективности применения ИКТ:

( изучение динамики результатов).

5.Внедренческий

1.Использование опыта самим педагогом в процессе

дальнейшей работы.

2.Распространение опыта среди коллег.

В ходе последующей педагогической деятельности

1.Обмениваться опытом на ШМО и ГМО.

2. Пополнять методическую базу ОУ созданными медиаресурсами.




Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

1.Изучение методической литературы по теме.

2.Вовлечение обучающихся в творческие конкурсы и дистанционные (заочные) олимпиады в сети Интернет

3. Распределить области применения ИКТ на уроках следующим образом:

-как средство наглядности при изучении нового материала (видео, мультимедиа, компакт-диски);

-презентации учителя к уроку;

-закрепление пройденного материала;

-проведение проверочных, самостоятельных работ;

-контроль и проверка знаний учащихся (тесты, игры-викторины, нотная грамота)

-самостоятельный поиск информации учащимися.

-Проектная деятельность

4. Использование цифровых образовательных ресурсов. ( мультимедийные учебные пособия, электронный учебно-справочный материал, видеофильмы, тренажёры, слайдовые презентации, электронные интернет ресурсы, электронная энциклопедия, сборники караоке ).

5. Создание собственной медиатеки (презентационной, обучающей, развивающей, творческой).




Способы демонстрации результата проделанной работы:

1.Выступление на заседании МШО учителей

2.Открытые уроки

3.Участие в конкурсах, фестивалях.




Форма отчета по проделанной работе:

1.Выступление на заседании ШМО учителей

2.Участие и результаты на районных конкурсах

3.Мастер-класс

4.Консультативная помощь учителям и учащимся.




Практические выходы:



1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2.Использовать для самостоятельного поиска информации в рамках работы над проектом, рефератом, творческим номером.

3.Привлечь обучающихся к участию в конкурсах, олимпиадах, фестивалях.

4.Организовать уроки с применением ИКТ.

5.Создать методические медиапродукты (презентационные, обучающие, творческие).

6.Прослеживать учебно-познавательный уровень по предмету.

7.Принимать участие в вебинарах по теме.

8.Обмениваться опытом с коллегами на различных заседаниях ШМО, ГМО, семинарах.



11. Используемая литература:



  1. Агатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании/ Н. В. Агатова М., 2006

  2. Алексеева, М. Б., Балан, С. Н. Технологии использования мультимедиа. М., 2002

  3. Зайцева, Л. А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе/ Л. А. Зайцева. М., 2004

  4. Кузнецов Е. В. Использование новых информационных технологий в учебном процессе/ Е. В. Кузнецов. М., 2003

  5. Селевко Г. К.Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. – Т. 1. М.: НИИ школьных технологий -2006-с.

  6. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств/Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.

  7. Тимченко, А. А., Разваляева, Н. В. Применение информационных технологий в процессе изучения гуманитарных дисциплин как средство реализации деятельностного подхода в образовании// Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин. Материалы первой областной научно-практической конференции/Сост. Г. М. Вялкова, Т. А. Чернова; под редакцией Л. Н. Савиной. М.:Планета, 2010



Анализ плана самообразования

К своей работе учителем музыки стараюсь подойти творчески и с любовью. Профессия учителя музыки мне нравится тем, что учитель имеет возможность импровизировать, творить, быть артистом и исполнителем. И конечно, считаю школу самым надёжным и интересным местом для занятий музыкой с детьми. Я работала над проблемой: творческая деятельность на уроках музыки как средство развития духовно-нравственной сферы обучающихся.

Уроки музыки - это уроки творчества. Каждый из них должен способствовать развитию личности школьника, выявления его индивидуального Я, проявлению способностей, активизации мышления и воображения.

Уроки музыки открывают много возможностей для творчества учителя. Работа учителя музыки характеризуется многоплановостью деятельности: интересно и увлеченно рассказывать детям о музыке, ее формах и жанрах; на высоком профессиональном уровне вести занятия по разучиванию и исполнению песен; давать теоретические знания в доступной форме, вести различные виды внеклассной работы. Следует подчеркнуть, что многоплановость и многопрофильность работы учителя музыки объясняется тем, что музыкальные занятия включают и активное слушание музыки, хоровое и индивидуальное пение, ознакомление с основными музыкальными понятиями и музыкальное творчество в различных проявлениях (беседы, рассказы, сочинение по прослушанному произведению, музыкально - ритмические движения, метод «свободного дирижирования и т.п.) Чтобы все это осуществить на практике, учитель должен овладеть множеством знаний и умений, любить и понимать детей, хорошо знать класс, состоящий из школьников с разными склонностями, интересами и способностями.Творческая деятельность учителя музыки зависит от ряда обстоятельств, от условий, в которых он работает, от уровня общего развития класса и музыкальной подготовки школьников, от собственных личностных качеств.

Когда речь идет о творческом отношении к программе, то имеется в виду, прежде всего возможность учителя расширять музыкальный материал, используемый на уроке. В то же время основной стержень программы должен оставаться незыблемым. Это относится как к принципу «тематизма», так и к трем ведущим методам музыкального обучения (обобщения, забегания вперед и возвращение назад, эмоциональной драматургии). Творчество учителя музыки проявляется в решении задач, возникающих в работе с учащимися. Он должен обобщать, анализировать ситуацию и находить средства достижения цели, критически оценивать полученные данные и формулировать новую задачу. В ходе решения этих задач учитель использует различные методы. Но особое значение приобретают методы стимулирования мотивации учебно- познавательной деятельности школьников. Эти методы, сохраняя за собой обучающую функцию, способствуют проявлению активного познавательного интереса.

Чтобы творческие проявления обучающихся носили активный характер, учителю необходимо:

• подбирать дополнительный музыкальный материал для развития конкретных творческих навыков;

• с целью формирования мышления привлекать материал из других видов искусств;

• умело импровизировать в неожиданных ситуациях;

• использовать разнообразные формы работы, которые пробуждают активность, заинтересованность (словесно-иллюстративная, поисковая).

Дети очень любят слушать музыку. И поэтому на уроках не обойтись без проигрывателя и магнитофона. В настоящее время у нас в кабинете музыки имеются музыкальный центр « Караоке», DVD. Любимым занятием детей на уроках стало исполнение песен под «Караоке» (пение под записанную музыку) и в результате растет исполнительское мастерство учащихся. Исполняя песни под фонограмму, они проявляют самостоятельность, чувствуют себя артистами.

Очень важно, чтобы ребят окружала на уроке яркая, эмоционально-привлекательная и понятная музыка, чтобы любое произведение, которое прозвучит на уроке, было бы значимым для ребят, оставляло след в детской душе. Однако не менее важно, чтобы уже первоклассники не только знакомились с доступными для них произведениями, но и могли активно, самостоятельно размышлять о них. И здесь учитель должен создавать атмосферу доверия, доброжелательности, чтобы у ребят возникло желание высказаться о своих чувствах. С некоторыми учениками бывает трудно наладить контакт, привлечь их к общему разговору на уроке. Самолюбие, проявляющееся в подростковом возрасте, сковывает таких ребят. Им требуется особое внимание учителя. Я стараюсь в таких случаях проявить терпение и такт, поощрять любую попытку высказаться о музыке. Или задаю на дом письменное задание, где ученик выражает свои мысли.

Одной из важнейших сторон творческой деятельности учителя является искусство управления познавательной активностью учащихся на уроке музыки. Умение естественно и ненавязчиво подвести к теме урока, способствовать ее усвоению, пробудить активность ребят - все это требует от учителя определенного педагогического искусства. Учитель должен владеть словом, искусством общения с детьми, и искусством направленного музыкального воздействия. Во время беседы учитель должен задавать наводящие вопросы в целях достижения цели урока.

Занимаясь с детьми, я пришла к выводу, что все методы и утонченности педагогики остаются без результата, пока в детях не вызван интерес к знанию и не пробуждена самостоятельность. С этой целью главное внимание должно быть обращено на изучение внутреннего мира ребенка: не ломая детской души, разбудит в ней дремлющую любознательность, развить любовь к наблюдению, представив им полный простор к самодеятельности и условия к проявлению творческой работы. Другая задача - открыть перед детской душой путь к дальнейшему самосовершенствованию, заронить в ребенке зерно прекрасного - любовь к правде и красоте.

Мы знаем, что мера любой вещи, любого явления - не только количество, но и качество. Поэтому нас не может не тревожить, что в этом необъятном мире звуков слишком много плохой музыки, пошлой и безнравственной. Ведь хочет человек или не хочет - она оказывает на него свое влияние. Это поднимает моральную и профессиональную ответственность школьных учителей музыки в достижении высшей цели музыкального воспитания, которую трудно определить лучше, чем это сделал замечательный педагог В.А. Сухомлинский. Ему принадлежат мудрые слова: «Музыкальное воспитание- это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека».

Я сама, как учитель музыки, принимаю активное участие в различных конкурсах районного и школьного этапа, выступаю на различных концертах.

Вывод:

1. Познакомилась с новыми программами учебники, уточнила их особенности и требования по музыке.

2. Познакомилась с новыми формами, методами и приёмами обучения, с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3. Совершенствовала свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

4. Принимала активное участие в работе школьного МО.

5. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в, конкурсах, творческих концертах, олимпиадах.

5. Изучала опыт работы лучших учителей своей школы, района, области через Интернет.

6. Посещала уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

8. Проводить открытые уроки и внеклассные мероприятия.

9. Изучала ИКТ и внедряла их в учебный процесс.

10. Внедряла в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

11. Познакомилась с новыми формами мониторинга в образовательном процессе.

Работа в выбранном направлении была сопряжена с определенными сложностями:

-практически полное отсутствие знаний у детей и их родителей по выбранной теме, малая осведомленность педагогов, отсутствие дидактического материала.

Однако, поставленные в начале года, задачи выполнены сполна. Проведенная диагностика показала значительное повышение уровня знаний, умений и навыков воспитанников по выбранной мною теме по самообразованию.

Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по – настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются активными помощниками и единомышленниками. Наши родители с удовольствием посещали предложенные им мероприятия: утренники к календарным датам, православные праздники, развлечения, отчетные концерты, выставки рисунков поделок, театрализованные представления. Необходимо отметить их активность в подготовке к праздникам, заинтересованность в работе кружка, в получении детьми определенных знаний. Однако особой активности, проявленной в участии в самих праздниках, мы до сих пор с нетерпением ждем.









9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!