СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План самообразования педагога.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

План самообразования педагога выработан на основе примерного плана и частично заимствован у коллег.

Просмотр содержимого документа
«План самообразования педагога.»

БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ДОБРОВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА











План самообразования учителя русского языка и литературы

Хроменковой Светланы Сергеевны.

























2015 – 2017 г.г.


Тема самообразования: «Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы»

Из всех наук, которые должен знать человек,

главнейшая есть наука о том,

как жить, делая как можно меньше зла

и как можно больше добра.

Л.Н.Толстой

Цели и задачи:
1. Формирование активной, духовно-нравственной личности, способной к самоопределению, самообразованию и самореализации в современном обществе;
2. Развитие интеллектуальных способностей учащихся через повышение их общей культуры;
3. Воспитание патриотизма и высокой гражданственности путем повышения орфографической грамотности учащихся;
4. Помочь учащимся увидеть в произведениях прошлого общечеловеческий смысл.


Методические задачи:
1. Формировать у школьников умения поставить цели и задачи к выполняемой работе и оперативно решить их.
2. Развивать критическое мышление учащихся, способности ориентироваться в различных источниках информации, выбирать основное;
3. Формировать умения и навыки совместной и индивидуальной работы;
4. Развивать у учащихся творческий подход в реализации поставленных задач;
5. Формировать умение мобильно и адекватно реагировать на изменения в общественной и научной сфере.


Срок реализации: 2015 – 2017 учебные годы.

Основные вопросы для изучения: современные технологии в преподавании русского языка и литературы как способ достижения учебно-воспитательной цели по формированию духовно-нравственной личности, проектная деятельность как способ самореализации учащихся, формы и методы коммуникативно-деятельностного подхода, культурологический аспект в образовании.



Обоснование выбора темы по самообразованию

Современный подход к обучению ориентирован на личность обучаемого. Это обуславливает реализацию гуманистической направленности образования через демократически организованный и технологически интенсивный процесс обучения, ориентированный на реализацию творческого потенциала обучаемых.

Несколько лет работаю над методической темой «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы». Моя методическая тема во многом перекликается с системой работы Евгения Николаевича Ильина, создавшего оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком. Данная тема представляется мне наиболее актуальной сегодня, т.к. «нет ни одного предмета, в котором бы так тесно и гармонично соединялось преподавание с воспитанием, как в обучении отечественному языку» - писал известный языковед Федор Иванович Буслаев. Невозможно учить родному языку и не думать о духовно-нравственном воспитании.
На уроках русского языка главным для меня является повышение грамотности учащихся. Моя задача заключается в подборе обучающего дидактического материала, работе со связанным текстом воспитательного характера как на уроках по развитию речи, так и при изучении лексического, орфографического и синтаксического программного материала. Для этого я использовала как последние справочники, тесты по грамматике, сборники упражнений, так и известные высказывания классиков, политиков, философов, психологов, ученых. Обучающий дидактический материал соответствует возрастным особенностям, интересам учащихся тех классов, в которых работаю.
В 8-11 классах для активизации внимания в начале урока провожу слуховые диктанты, составленные из пословиц, поговорок о чести, совести и пользе учения.
Глаза честного - его весы.
Слепая ненависть - плохой советчик.
Ученье без уменья - не польза, а беда.
Ум - одежда, которая никогда не износится.

Объяснительные – например, о цели и смысле жизни. 

«Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы. Они не унижают себя с целью вызвать сочувствие у окружающих. Чтобы воспитываться и не стоять ниже уровня окружающих, недостаточно прочесть классиков... Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд души» — писал А.П.Чехов.
Примерами, высказывания известных писателей провожу закрепление словарной работы в 9 классах. Так трудно запоминаемое слово «интеллигент» поясняю не только по словарю, но и отрывком из текста Василия Шукшина...
«Явление это - интеллигентный человек - редкое. Это - неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда необходимо - для созвучия - «подпеть» могучему басу мира сего, постоянный разлад с самим собой из-за проклятого вопроса «Что есть правда?».
И сочувствие, сопереживание судьбе окружающего народа. Неизбежное, мучительное. Если это все в одном человеке - он интеллигент…»
Подобные тексты не оставляют равнодушными учащихся.
Особенно эффективны такие уроки, на которых звучат стихи, помогающие формированию не только духовного мира, но и в целом отношению к жизни. Так, на уроках русского языка в 8 классе при изучении односоставных предложений учащимся предлагают работу над поэтическим словом, которое является выражением личного, сокровенного, Воспитание жизненных ценностей, нравственных понятий у школьников зависит не только от нашего воздействия, оно складывается постепенно, но во многом зависит и от того, какой обучающий материал использует учитель на уроках и как его преподносит.
На уроках литературы каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем. Использование проектной деятельности позволяет также учитывать уровень развития и способности учащихся, так как, работая в группе над определенным проектом, даже «слабый» ученик способен проявлять инициативу, повысить самооценку, пережить общий успех. Такая работа помогает ребятам самостоятельно выстраивать отношения в группе и паре, работать индивидуально, учит свободно выражать свои мысли и идеи, формирует опыт самообразования.

Вопрос, текст, предложение для учащегося должны быть жгучими, злободневными, личностно значимыми. Только в этом случае можно воздействовать и разбудить лучшие качества личности, подвести к гражданственности, нравственности, общечеловеческим идеалам, которые, как никогда, актуальны в наше время. Гуманно-личностная технология обучения обращена прежде всего к тем нравственным ценностям, которые были утрачены за долгие годы на всех уровнях.
Главным содержанием моей педагогической деятельности является личностно-ориентированное развивающее обучение. Образовательный процесс строю на основе гуманно-личностной технологии Е.Н. Ильина.
Работа с текстами нравственного содержания предполагает не только формальное изучение грамматики – на таких уроках происходит развитие речевых, нравственных, интеллектуальных сторон личности ученика, что обеспечивается активным участием и работой всего класса. Школьники разного возраста учатся лучше понимать друг друга в процессе обмена информацией, добывать и анализировать материал, проявляют интерес к самостоятельному получению различных знаний.

План работы по теме самообразования


Виды деятельности

Сроки реализации

1

Изучение литературы по теме самообразования


  • Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

  • Методические и предметные журналы.

  • М.В. Амфилохиева «Традиции и инновации в преподавании литературы» - СПб.: «Паритет», 2003.

  • Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель,2007.

  • «Интегрированные уроки (история-литература) – способ воспитания гражданственности». – Волгоград: Учитель 2006.

  • Концепция развития исследовательской деятельности учащихся.//Авт.: Алексеев Н.Г. и др., 2002.

  • Теория деятельностного подхода к организации процесса обучения (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев)

  • Работы, посвященные развитию коммуникативной навыков, (Е.А.Цыбиной, М.М.Бахтина, М.С.Кагана)

Участие детей в мероприятиях


  • Конкурсы сочинений.

  • Конкурсы чтецов.

  • Участие в предметных методических неделях.

  • Участие в различных олимпиадах.

  • Привлечение учащихся к внеклассным мероприятиям.


В течение работы по теме самообразования




















По воспитательному плану школы и работы ШМО

3

Обобщение опыта по теме самообразования

  • Внеклассное открытое мероприятие по русскому языку

  • Открытый урок для ШМО.

  • Выступление на педсовете.

  • Участие в работе семинара РМО.


2015г.

2015 г.

2016 г.

2016 г.

2017 г.

4

  • Творческий отчет по теме самообразования.

  • Выступление с докладом по теме самообразования на ШМО.

  • Опубликование урока литературы «Береги в себе человека (по рассказу В.Крупина «Мария Сергеевна»)» Портал ЭОР

Опубликование конспекта урока внеклассного чтения по повести А.Шорохова «Младенца Георгия…» на сайте htt://multiurok.ru/hromenkova


2017г.

2017г.


2015г.



2015г.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!