БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ДОБРОВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
План самообразования учителя русского языка и литературы
Хроменковой Светланы Сергеевны.
2015 – 2017 г.г.
Тема самообразования: «Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы»
Из всех наук, которые должен знать человек,
главнейшая есть наука о том,
как жить, делая как можно меньше зла
и как можно больше добра.
Л.Н.Толстой
Цели и задачи:
1. Формирование активной, духовно-нравственной личности, способной к самоопределению, самообразованию и самореализации в современном обществе;
2. Развитие интеллектуальных способностей учащихся через повышение их общей культуры;
3. Воспитание патриотизма и высокой гражданственности путем повышения орфографической грамотности учащихся;
4. Помочь учащимся увидеть в произведениях прошлого общечеловеческий смысл.
Методические задачи:
1. Формировать у школьников умения поставить цели и задачи к выполняемой работе и оперативно решить их.
2. Развивать критическое мышление учащихся, способности ориентироваться в различных источниках информации, выбирать основное;
3. Формировать умения и навыки совместной и индивидуальной работы;
4. Развивать у учащихся творческий подход в реализации поставленных задач;
5. Формировать умение мобильно и адекватно реагировать на изменения в общественной и научной сфере.
Срок реализации: 2015 – 2017 учебные годы.
Основные вопросы для изучения: современные технологии в преподавании русского языка и литературы как способ достижения учебно-воспитательной цели по формированию духовно-нравственной личности, проектная деятельность как способ самореализации учащихся, формы и методы коммуникативно-деятельностного подхода, культурологический аспект в образовании.
Обоснование выбора темы по самообразованию
Современный подход к обучению ориентирован на личность обучаемого. Это обуславливает реализацию гуманистической направленности образования через демократически организованный и технологически интенсивный процесс обучения, ориентированный на реализацию творческого потенциала обучаемых.
Несколько лет работаю над методической темой «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы». Моя методическая тема во многом перекликается с системой работы Евгения Николаевича Ильина, создавшего оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком. Данная тема представляется мне наиболее актуальной сегодня, т.к. «нет ни одного предмета, в котором бы так тесно и гармонично соединялось преподавание с воспитанием, как в обучении отечественному языку» - писал известный языковед Федор Иванович Буслаев. Невозможно учить родному языку и не думать о духовно-нравственном воспитании.
На уроках русского языка главным для меня является повышение грамотности учащихся. Моя задача заключается в подборе обучающего дидактического материала, работе со связанным текстом воспитательного характера как на уроках по развитию речи, так и при изучении лексического, орфографического и синтаксического программного материала. Для этого я использовала как последние справочники, тесты по грамматике, сборники упражнений, так и известные высказывания классиков, политиков, философов, психологов, ученых. Обучающий дидактический материал соответствует возрастным особенностям, интересам учащихся тех классов, в которых работаю.
В 8-11 классах для активизации внимания в начале урока провожу слуховые диктанты, составленные из пословиц, поговорок о чести, совести и пользе учения.
Глаза честного - его весы.
Слепая ненависть - плохой советчик.
Ученье без уменья - не польза, а беда.
Ум - одежда, которая никогда не износится.
Объяснительные – например, о цели и смысле жизни.
«Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы. Они не унижают себя с целью вызвать сочувствие у окружающих. Чтобы воспитываться и не стоять ниже уровня окружающих, недостаточно прочесть классиков... Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд души» — писал А.П.Чехов.
Примерами, высказывания известных писателей провожу закрепление словарной работы в 9 классах. Так трудно запоминаемое слово «интеллигент» поясняю не только по словарю, но и отрывком из текста Василия Шукшина...
«Явление это - интеллигентный человек - редкое. Это - неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда необходимо - для созвучия - «подпеть» могучему басу мира сего, постоянный разлад с самим собой из-за проклятого вопроса «Что есть правда?».
И сочувствие, сопереживание судьбе окружающего народа. Неизбежное, мучительное. Если это все в одном человеке - он интеллигент…»
Подобные тексты не оставляют равнодушными учащихся.
Особенно эффективны такие уроки, на которых звучат стихи, помогающие формированию не только духовного мира, но и в целом отношению к жизни. Так, на уроках русского языка в 8 классе при изучении односоставных предложений учащимся предлагают работу над поэтическим словом, которое является выражением личного, сокровенного, Воспитание жизненных ценностей, нравственных понятий у школьников зависит не только от нашего воздействия, оно складывается постепенно, но во многом зависит и от того, какой обучающий материал использует учитель на уроках и как его преподносит.
На уроках литературы каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем. Использование проектной деятельности позволяет также учитывать уровень развития и способности учащихся, так как, работая в группе над определенным проектом, даже «слабый» ученик способен проявлять инициативу, повысить самооценку, пережить общий успех. Такая работа помогает ребятам самостоятельно выстраивать отношения в группе и паре, работать индивидуально, учит свободно выражать свои мысли и идеи, формирует опыт самообразования.
Вопрос, текст, предложение для учащегося должны быть жгучими, злободневными, личностно значимыми. Только в этом случае можно воздействовать и разбудить лучшие качества личности, подвести к гражданственности, нравственности, общечеловеческим идеалам, которые, как никогда, актуальны в наше время. Гуманно-личностная технология обучения обращена прежде всего к тем нравственным ценностям, которые были утрачены за долгие годы на всех уровнях.
Главным содержанием моей педагогической деятельности является личностно-ориентированное развивающее обучение. Образовательный процесс строю на основе гуманно-личностной технологии Е.Н. Ильина.
Работа с текстами нравственного содержания предполагает не только формальное изучение грамматики – на таких уроках происходит развитие речевых, нравственных, интеллектуальных сторон личности ученика, что обеспечивается активным участием и работой всего класса. Школьники разного возраста учатся лучше понимать друг друга в процессе обмена информацией, добывать и анализировать материал, проявляют интерес к самостоятельному получению различных знаний.
План работы по теме самообразования
№ | Виды деятельности | Сроки реализации |
1 | Изучение литературы по теме самообразования Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников Методические и предметные журналы. М.В. Амфилохиева «Традиции и инновации в преподавании литературы» - СПб.: «Паритет», 2003. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель,2007. «Интегрированные уроки (история-литература) – способ воспитания гражданственности». – Волгоград: Учитель 2006. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся.//Авт.: Алексеев Н.Г. и др., 2002. Теория деятельностного подхода к организации процесса обучения (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев) Работы, посвященные развитию коммуникативной навыков, (Е.А.Цыбиной, М.М.Бахтина, М.С.Кагана) -
Участие детей в мероприятиях Конкурсы сочинений. Конкурсы чтецов. Участие в предметных методических неделях. Участие в различных олимпиадах. Привлечение учащихся к внеклассным мероприятиям. | В течение работы по теме самообразования По воспитательному плану школы и работы ШМО |
3 | Обобщение опыта по теме самообразования Внеклассное открытое мероприятие по русскому языку Открытый урок для ШМО. Выступление на педсовете. Участие в работе семинара РМО. | 2015г. 2015 г. 2016 г. 2016 г. 2017 г. |
4 | Творческий отчет по теме самообразования. Выступление с докладом по теме самообразования на ШМО. Опубликование урока литературы «Береги в себе человека (по рассказу В.Крупина «Мария Сергеевна»)» Портал ЭОР Опубликование конспекта урока внеклассного чтения по повести А.Шорохова «Младенца Георгия…» на сайте htt://multiurok.ru/hromenkova | 2017г. 2017г. 2015г. 2015г. |