СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План самообразования Андреевой С.А.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План самообразования Андреевой С.А.»









ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ




педагога дополнительного образования

МАУ ДО «Детско-юношеского центра»


Андреевой Светланы Анатольевны








г. Салехард, 2018 г.





Концепция модернизации российского образования ставит главную задачу на период до 2022 года – обеспечить новое качество образования, сохранив его фундаментальность и соответствие актуальным потребностям личности, общества. Любой учебный курс имеет свои внутрикурсовые проблемы, и каждый педагог ищет свои пути их разрешения.

Исходя из темы моей работы по самообразованию «Развитие познавательной самостоятельности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся путем проблемного подхода в обучении химии», изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умение выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Поэтому требуется человек, который:

ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;

более полно принимает себя и свои чувства;

становится более уверенным в себе и автономным;

начинает принимать и понимать других людей.

Отсюда очевидна моя главная задача как принять – принять обучающихся таким, каков он есть: положительно относиться к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала. На этой основе создаю атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для обучающихся. Важная общепедагогическая проблема – изменившийся социальный заказ образовательного учреждения (от человека знающего, к человеку умеющему). Считаю, что обилие информации, в которой пребывает сейчас обучающийся, отнюдь не воспитывает в нем потребности к расширению и углублению своих знаний: надо – услышу по телевизору, скажут сверстники, расскажет педагог. Обучающийся чаще принимает роль пассивного слушателя. Исследуя причины снижения познавательной активности, провела анкетирование «Легко ли мне учиться?» Таким путём я выявила самые «больные» проблемы обучающихся. Через некоторое время обучающимся этих же классов предложила (встать на точку зрения учителя) ответить на вопрос: «Легко ли мне учить?» Проанализировав ответы, мы пришли к выводу, что сделан очень важный шаг: обучающийся задумался не только о себе, но и о тех, кто рядом с ним учится и учит. К каким же внутренним источникам активности ребенка надо подключиться, чтобы побудить его к учебному труду? Для себя я определила следующие: 1 – познавательная потребность; 2 – интерес к способу действия; 3 – потребность в самовыражении и самореализации; 4 – потребность в самопознании и самовоспитании; 5 – потребность в социальном признании.

Задействовать эти внутренние психологические источники учебной мотивации возможно, используя проблемный подход к обучению, при котором усвоение содержания обучения и развитие обучающихся происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.

Ведущей идеей своего опыта считаю развитие познавательной самостоятельности, мыслительной и творческой деятельности путем проблемного подхода как главного элемента современной системы развивающего обучения. Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов–задач – это пути активизации обучения на занятиях химии, которые помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, и чётко выявляются мотивы познавательной деятельности. При реализации проблемной ситуации у обучающегося, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия.

Необходимо отметить, что применение проблемного подхода на занятиях по программе «Химия окружающего мира» имеет свои трудности.

Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем.

Обучающийся должен обладать определённым запасом знаний, поскольку отсутствие их не позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему.

Педагог должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на занятии в частности.

Однако преимущества проблемного подхода очевидны.

У обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки познавательной самостоятельности.

Формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи.

При реализации проблемного подхода большинство обучающихся начинают положительно относиться к учёбе.

Интерес к предмету заставляет обучающихся больше читать химической литературы, расширяя свои познания в области химии.

Диапазон опыта очень широк. Это проблемные ситуации на различных этапах занятия, система «занятие – внеклассная работа»: использование результатов летних наблюдений, экспериментов, поставленных на занятиях объединения к определенной теме занятия, нестандартные формы проведения занятий, исследовательская деятельность обучающихся по химии и экологии, занятия развития критического мышления при личностно – ориентированном подходе в обучении, проектный метод, модульные занятия, занятия по развитию интеллекта, занятия диагностики.

Работая над данной темой, опираюсь на базовые дидактические и психологические теории, обобщение передового педагогического опыта, данные экспериментов.

Технология опыта.

Современная система образования предоставляет возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести среди обучающихся информационную культуру действенных знаний. Обучающая деятельность педагога и учебно-познавательная деятельность обучающихся имеют общую основную структуру: цель – мотив – содержание – средства – результаты – контроль. Практика показывает, что, когда содержание каждого звена моей деятельности и деятельности обучающихся совпадают, результат обучения высокий. Исходя из этого, основной целью своего педагогического опыта считаю: развитие познавательной активности, устойчивых мотивов в учении, творческих и интеллектуальных способностей путем проблемного подхода в обучении химии.

Для выполнения поставленной цели решаю следующие задачи:

1. Изучаю уровень социально-психологической адаптации обучающихся, первого года обучения.

2. Веду диагностику учебных мотивов различной деятельности: познавательной, преобразовательной, оценочной, коммуникативной в старших классах, на основе результатов корректирую свою и деятельность обучающихся (приложение 1).

3. Мониторинг степени обученности обучающихся.

4. Мониторинг развития познавательных возможностей и способностей учащихся: 1) знаний; 2) умений и навыков; 3) интуиции и эвристических процессов; 4) способностей, с целью их дальнейшего развития.

5. Мониторинг качества знаний обучающихся не только по программе «Химия окружающего мира» (приложение 2).

6. Формирую и развиваю тактические приемы мыслительной деятельности у обучающихся разных возрастных групп для обеспечения оптимального процесса обучения и развития мышления обучающихся, для этого составляю специальные задания, памятки, провожу тренировочные упражнения.

Для исследования учебной мотивации использовалась методика А.В. Ермолина, Е.П. Ильина «Изучение направленности на приобретение знаний». Получены следующие результаты (рис. 1.).









Рис.1. Соотношение уровня направленности на приобретение знаний у подростков.

 

Рис. 1. показывает уровень направленности на приобретение знаний. В ходе проведения исследования в 2018–2019 учебном году у 10 испытуемых преобладала низкая мотивационная направленность на приобретение знаний, 26 обучающихся имеют среднюю мотивационную направленность на приобретение знаний. 14 испытуемых имели высокую мотивационную направленность на приобретение знаний. В 2019–2020 учебном году уровень направленности на приобретение знаний у 15 испытуемых высокая мотивационная направленность на приобретение знаний, 27 обучающихся имеют среднюю мотивационную направленность на приобретение знаний, 8 испытуемых имеют низкую мотивационную направленность на приобретение знаний. В 2020–2021 учебном году уровень направленности на приобретение знаний у 17 испытуемых высокая мотивационная направленность на приобретение знаний, 25 обучающихся имеют среднюю мотивационную направленность на приобретение знаний, 7 испытуемых имеют низкую мотивационную направленность на приобретение знаний.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!