623400 ул. Тевосяна 5а, г.Каменск-Уральский
Быкова А.А.
г. Каменск-Уральский, 2016г.
Двигательная активность – важное условие, определяющее здоровье человека, его физическую и умственную работоспособность.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования заключается в следующем: «У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими».
Для решения данных задач в рамках совместного проекта «Степ-аэробика» разработан перспективный план на год, подобран оптимальный аэробный комплекс с использованием степ – платформ для детей.
Упражнения степ - аэробики по двигательной структуре простые и доступные детям, они носят преимущественно циклический характер (в основном, это ходьба), вызывают активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливают обменные процессы.
Структура комплекса определяется постановленными задачами и особенностями организма ребёнка.
Один комплекс выполняется детьми в течение месяца; некоторые упражнения, по мере их усвоения, могут видоизменяться, усложняться. Частота сердечных сокращений не должна превышать 150—160 ударов в минуту.
Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной, основной и заключительной части.
В музыкальном темпе 118-120 уд/мин. и предварительного стретчинга продолжительностью от 10 до 15 сек. На одну группу мышц. Это медленно выполняемые упражнения на гибкость. Их цель – увеличение длины работавшей мышцы и ускорение обмена крови.
Это комплекс упражнений с постепенно увеличивающийся интенсивностью и обязательно постепенным снижением интенсивности (темп движений замедляется). Кроме того, включаются силовые упражнения на основе группы мышц, незадействованные в предыдущей работе, обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой.
Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе.
Месяц | Комплекс | Примечание |
Сентябрь | Комплекс № 1. Подготовительная часть. 1.Ходьба обычная на месте. (Дети должны почувствовать музыку, уловить темп движения, соответственно настроиться). 2.Ходьба на степе. 3.Сделать приставной шаг назад со степа на пол и обратно на степ, с правой ноги, бодро работая руками. 4.Приставной шаг назад со степа, вперёд со степа. 5.Ходьба на степе; руки поочерёдно движутся вперёд, вверх, вперёд, вниз. Основная часть. 1.Шаги со степа на степ. Руки в стороны, руки к плечам, в стороны. 2.Ходьба на степе, руки к плечам, локти отведены в стороны. Круговые движения согнутыми руками вперёд и назад. 3.Ходьба на степе, руки внизу вдоль туловища, плечи верх, плечи назад, плечи вниз. И.п.: стойка на степе, правая рука на пояс, левая вниз. 1 – шаг правой ногой в сторону со степа; левая рука через сторону вверх; 2 – приставить левую ногу к правой, левую руку вниз; 3 – правую руку вниз, левой ногой встать на степ; 4 – левую руку на пояс, приставить правую ногу к левой; 5 – 8 – то же, что на счёт 1 – 4, но в другую сторону. 5. Подвижная игра «Бубен» (у кого бубен, тот ловишка, кого поймал, тому отдаёт бубен): «Бубен, бубен, долгий нос, Почём в городе овёс?» Две копейки с пятаком, Овса Ваня не купил, Только лошадь утопил Бубен, бубен, беги за нами, хватай руками! Заключительная часть. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание. | В хорошо проветренном зале на полу в шахматном порядке разложены степы. Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов. |
Октябрь | Комплекс № 2. Подготовительная часть. И.п.: стоя на степе боком, руки опущены. Во время ходьбы на месте поднять обе руки вперёд и вверх; при этом голову приподнять; вернуться в и.п. (5 раз). Шагая на степе, из положения руки за головой разводить их в стороны с поворотом туловища вправо-влево (5 раз). Встать на степах друг за другом («паровозиком»). Сделать шаг со степа назад (вперёд), одновременно опуская и поднимая плечи. Повернуться кругом, повторить то же (по 6 раз). (Всё повторить 3 раза и переставить степы для основной части занятия). Основная часть. И.п.: шаг со степа правой ногой, левая на степе. 1 – поворот туловища направо, правую руку в сторону ладонью кверху; 2 – вернуться в и.п.; 3– 4 – тоже в другую сторону. 2. Стоя на коленях на степе, руки в стороны. 1 – прогибаясь и поворачивая туловище направо, пальцами левой руки коснуться пяток; 2 – и.п.; 3 – 4 – то же в другую сторону. 3. И.п.: сидя, руками держаться за края степа. 1 – 2 – поднять тело и прогнуться; 3 – 4 – вернуться в и.п. 4. И.п.: сидя на степе, ноги врозь, руки согнуты и сплетены перед грудью (пальцами левой руки обхватить правый локоть, а пальцами правой руки – левый локоть). 1 – 3 – три пружинистых наклона вперёд, стараясь коснуться предплечьями пола как можно дальше, ноги в коленях не сгибать; 4 – вернуться в и.п. Подвижная игра «Иголка, нитка и стойкий оловянный солдатик» (игра упражняет детей в равновесии – ведущий – «иголка», все остальные – «нитка», дети бегут змейкой по залу, с окончанием музыки разбегаются на свои степы и стоят на одной ноге – «Стойкий оловянный солдатик»). Заключительная часть. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание. | На полу вдоль стены расположены степы. Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов. |
Ноябрь | Комплекс № 3. Подготовительная часть. Ходьба и бег змейкой вокруг степов. Ходьба с перешагиванием через степы. Основная часть. И.п.: упор присев на степе. 1 – 2 – ноги поочерёдно (правую, затем левую) отставить назад, упор лежа; 3 – 4 – поочерёдно сгибая ноги, вернуться в и.п. Руки должны быть прямыми, плечи не опускать. 2. И.п.: упор присев на правой ноге на степе, левую – назад на носок. 1 – 4 – пружинить на ноге; 5 – подтянуть левую ногу к степ-платформе, поднять руки верх, потянуться. То же левой ногой. 3. Шаг правой ногой на степ, левой выполнить мах назад. 4. Шаг правой ногой на степ, левую подтянуть как можно выше к груди, затем поменять ногу. 5. Подвижная игра для профилактики плоскостопия (игровые действия выполняются в соответствии с текстом) Вылез мишка из берлоги, Разминает мишка ноги. На носочках он пошёл И на пяточках потом. На качелях покачался, И к лисичке он подкрался: «Ты куда бежишь, лисица? Солнце село, спать пора, Хорошо, что есть нора!» (каждый ребёнок бежит в свою норку – на свой степ). Заключительная часть. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание. | Степы разложены в три ряда. Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов. |
Декабрь | Комплекс № 4. Подготовительная часть. Ходьба обычная на месте. (Дети должны почувствовать музыку, уловить темп движения, соответственно настроиться). Ходьба на степе. Сделать приставной шаг назад со степа на пол и обратно на степ, с правой ноги, бодро работая руками. Приставной шаг назад со степа, вперёд со степа. Ходьба на степе; руки поочерёдно движутся вперёд, вверх, вперёд, вниз. Основная часть. Ходьба на степе. Руки рисуют поочерёдно большие круги вдоль туловища, пальцы сжаты в кулаки. Шаг на степ – со степа. Кисти рук поочерёдно рисуют маленькие круги вдоль туловища. (№ 1-2 - повторить 3 раза). Приставной шаг на степе вправо – влево. Одновременно прямые руки поднимаются вперёд – опускаются вниз. Приставной шаг на степе вправо – влево с полуприседанием (шаг – присесть). Кисти рук, согнутых в локтях, идут к плечам, затем вниз. Ходьба на степе с высоким подниманием колен. Одновременно выполняются хлопки прямыми руками перед собой и за спиной. Шаг на степ – со степа с хлопками прямыми руками перед собой и за спиной. (№ 3,4,5,6 – повторить 3 раза). Подвижная игра «Цирковые лошади». Круг из степов – это цирковая арена. Дети идут вокруг степов, высоко поднимая колени («как лошади в цирке»), затем по сигналу переходят на бег с высоким подниманием колен, потом на ходьбу и по остановке музыки занимают степ («стойло»). Степов должно быть на 2 – 3 меньше, чем участников игры. Заключительная часть. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание. | На полу в шахматном порядке разложены степы. Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов. |
Январь | Комплекс № 5. Подготовительная часть. И.п.: стоя на степе боком, руки опущены. Во время ходьбы на месте поднять обе руки вперёд и вверх; при этом голову приподнять; вернуться в и.п. (5 раз). Шагая на степе, из положения руки за головой разводить их в стороны с поворотом туловища вправо-влево (5 раз). Встать на степах друг за другом («паровозиком»). Сделать шаг со степа назад (вперёд), одновременно опуская и поднимая плечи. Повернуться кругом, повторить то же (по 6 раз). (Всё повторить 3 раза и переставить степы для основной части занятия). Основная часть. Одновременно с ходьбой на степе обхватывать правой рукой левое плечо, левой рукой – правое плечо, затем разводить руки в стороны и снова обхватывать плечи (5 – 6 раз). Шаг на степ со степа; одновременно энергично разгибать вперёд согнутые в локтях руки (пальцы сжаты в кулаки). Отводить руки назад и выпрямлять в стороны из положения – руки перед грудью. Одновременно с ходьбой на степе делать прямыми руками круговые движения вперёд и назад попеременно и вместе (5 раз). Шаг со степа на степ чередовать с поворотом корпуса вправо и влево, руки на поясе (5 – 6 раз). (№ 1,2,3,4 повторить 2 раза). Сидя на степе, опираясь сзади руками, поднимать и опускать вытянутые ноги (5 – 6 раз). Сидя на степе, скрестив ноги, наклоняться к правому и левому колену, касаясь его лбом (можно помогать себе руками). Стоя на коленях на степе, садиться и вставать, не помогая себе руками. Шаг со степа вправо, влево. (№5,6,7,8 повторить 2 раза). Подвижная игра «Физкульт-ура!». Дети переносят степы для игры в разные места, расположив их в две шеренги по разные стороны зала. На одной стороне на один степ меньше. Самостоятельно становятся туда, где степов больше, по два человека на степ. Это линия старта. На противоположной стороне – финиш. Дети говорят: Спорт, ребята, очень нужен. Мы со спортом крепко дружим, Спорт – помощник! Спорт – здоровье! Спорт – игра! Физкульт-ура! С окончанием слов участники игры бегут на перегонки на противоположную сторону. Проигрывают те, кто не успел занять степ. Побеждают те, кто в числе первых занимает степ. Заключительная часть. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание. | На полу вдоль стены расположены степы. Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов. |
Февраль | Комплекс № 6. Подготовительная часть. Ходьба и бег змейкой вокруг степов. Ходьба с перешагиванием через степы. Основная часть. И.п.: Стоя на степе, руки опущены вниз. Одновременно с ходьбой на месте раскачивать руки вперёд-назад с хлопками спереди и сзади (5 раз). И.п.: основная стойка на степе. Шаг вправо со степа, руки в стороны, вернуться в исходное положение; то же влево (по 5 раз). И.п.: стоя на степе, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Повороты вправо и влево со свободными движениями рук (5 – 6 раз). И.п.: стоя на коленях на степе, садиться и вставать, не помогая себе руками (5 – 6 раз). Сидя на степе скрестив ноги, наклоняться к правому и левому колену, касаясь его лбом. И.п.: основная стойка на степе. Взмахивать прямой ногой вперёд, делать под ногой хлопок. (5 – 6 раз). Прыжки на степ и со степа чередуются с ходьбой. Подвижная игра «Скворечники». Занимать место (только в своём) скворечнике (степе), можно по сигналу «Скворцы прилетели!». Вылетать из скворечника надо по сигналу «Скворцы летят!». Тот, кто займёт степ последним, считается проигравшим. Заключительная часть. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание. | Степы разложены в три ряда. Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов. |
Март | Комплекс № 7. Подготовительная часть. Одновременно с ходьбой на степе выпрямить руки вверх, разжимая кулаки, посмотреть на них; руки к плечам, кисти сжать в кулаки. Шаг на степ – со степа, бодро работая руками. Одновременно с ходьбой на степе раскачивать руки вперёд-назад с хлопками спереди и сзади. Ходьба на степе, поворачиваясь вокруг себя со свободными движениями рук. (В одну и другую сторону). Основная часть. Одновременно с ходьбой на степе скрестить согнутые руки перед собой, хлопнуть одновременно левой кистью по правому плечу, а правой – по левому плечу. Шаг со степа в сторону, чередуются с приседанием, поднимая руки вперёд. Одновременно с ходьбой на степе поднять руки через стороны вверх и хлопнуть над головой. Шаг со степа на степ, поднимая и опуская плечи. Сидя на степе, скрестив ноги, руки на поясе. Наклониться вправо, влево. И.п.: то же. Взмахнув руками вперёд, быстро встать, вернуться в и.п. Стоя на коленях на степе, руки на поясе; опуститься на пятки, руки в стороны, вернуться в и.п. Ходьба на степе, бодро работая руками. 9. Подвижная игра «Бубен» (у кого бубен, тот ловишка, кого поймал, тому отдаёт бубен): «Бубен, бубен, долгий нос, Почём в городе овёс?» Две копейки с пятаком, Овса Ваня не купил, Только лошадь утопил Бубен, бубен, беги за нами, хватай руками! Заключительная часть. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание. | В хорошо проветренном зале степы расположены в хаотичном порядке. Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов. |
Апрель | Комплекс № 8. Подготовительная часть. Наклон головы вправо-влево. Поднимание плеч вверх-вниз. Ходьба обычная на месте, на степе. Приставной шаг вперёд со степа на пол и обратно на степ. Приставной шаг назад. Приставной шаг вправо (влево) со степа, вернуться в и.п. Основная часть. Правую ногу в сторону, за степ; правую руку в сторону. Левую ногу в сторону, левую руку в сторону. Вернуться в и.п. Правую (левую) ногу вперёд перед степом поставить на носок, правую (левую) руку резко вытянуть вперёд. Вернуться в и.п. То же вправо-влево от степа. Назад от степа. Правую (левую) ногу поставить резко вперёд; вправо (влево); назад и вернуться в и.п. Нарисовать правой (левой) ногой полукруг вокруг степа; вернуться в и.п. Приставной шаг на степе в полуприседанием. 7. Подвижная игра «Иголка, нитка и стойкий оловянный солдатик» (игра упражняет детей в равновесии – ведущий – «иголка», все остальные – «нитка», дети бегут змейкой по залу, с окончанием музыки разбегаются на свои степы и стоят на одной ноге – «Стойкий оловянный солдатик»). Заключительная часть. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание. | Степы разложены в три ряда. Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов. |
Май | Итоговое занятие | |