_____________Н.В. Маторина
осуществление деятельности по содействию семейному устройству воспитанников детского дома в рамках обеспечения права ребенка на воспитание в семье, путем развития различных форм семейного устройства и обеспечения эффективности социально-психологического сопровождения воспитанника во время проживания в детском доме и замещающей семье.
НА 2020 - 2021 г.
№ п/п | Содержание деятельности | Ответственный | Срок проведения |
1. Организационно-методическая деятельность Цель: планирование, мониторинг, анализ, регулирование деятельности |
| Планирование деятельности службы на 2020-2021 учебный год | Руководитель службы | Сентябрь 2020 года |
| Проведение плановых заседаний службы | Руководитель службы | Сентябрь, декабрь, март, май |
| Разработка и утверждение индивидуальных планов развития и жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Специалисты службы | В течение 1,5 месяца с момента поступления ребенка (затем, каждые 6 месяцев) |
| Оформление информационно-методических материалов для родителей | Социальный педагог, педагог-психолог | В течение года |
| Оформление информационного стенда для специалистов детского дома «Психологи советуют» | Педагог-психолог | 2-е полугодие |
| Ведение базы данных выпускников детского дома | Руководитель службы | В течение года |
| Ведение базы данных замещающих и кровных семей | Руководитель службы | В течение года |
| Информирование оператора регионального Банка данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по Орловской области и ООиП администрации г. Мценска на основании Приказа Министерства просвещения РФ от 15 июня 2020 г. N 300 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей" | Социальный педагог | В рамках указанных сроков в Приказе |
| Взаимодействие с ООиП по вопросам оформления документов, получение информации о лицах, желающих взять в свою семью ребенка | Руководитель службы | В течение года |
| Организация устройства детей в семьи с использованием дистанционных технологий (онлайн-трансляции) в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 на основании Письма Минтруда России 12-3/10/В-2638; Минпросвещения России СК-253/07; Минздрава России 30-0/И/12-4128; Роспотребнадзора 02/6140-2020-24 «Руководителям высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (рекомендации по организации работы стационарных организаций социального обслуживания и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) | Специалисты службы | До снятия ограничительных мер |
| Анализ деятельности службы за 2020-2021 учебный год | Руководитель службы | Август 2021 года |
2. Подготовка детей к семейному устройству Цель: Подготовка воспитанника к жизни в приёмной семье, возврату в кровную семью, предотвращение повторного сиротства |
| Реализация Программы подготовки ребенка к устройству в замещающую семью «Дорога к дому». Проведение занятий с детьми. | Специалисты службы | В течение года |
| Мероприятия по реализации индивидуальных планов развития и жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с включением различных форм работы с биологическими родителями, родственниками, общественностью | Специалисты службы | В течение года |
| Проведение экскурсий и мероприятий, направленных на повышение уровня представлений воспитанников о семейных и нравственных ценностях: Мемориальный комплекс «Кривцовский мемориал». Музей заповедник И.С. Тургенева «Спасское Лутовиново». Места боевой славы г. Мценска. Краеведческий музей г. Мценска. Совместное мероприятие для воспитанников детского дома замещающих, кровных семей, посвященного Дню защиты детей. Совместное мероприятие для воспитанников детского дома замещающих, кровных семей, посвященного Дню Матери. Совместное мероприятие для воспитанников детского дома замещающих, кровных семей, посвященного празднованию Нового года. | Специалисты службы | В течение года |
| Индивидуальная работа с воспитанниками по запросу воспитателей | Специалисты службы | По мере обращения |
| Индивидуальные психологические консультации по запросу воспитателей | Педагог-психолог | По мере обращения |
| Проведение диагностики воспитанников детского дома по вопросу устройства в замещающую семью | Педагог-психолог | На момент поступления в учреждение |
| Реабилитация детей, возвращенных из замещающих семей, в связи с прекращением опеки и попечительства, отменой усыновления | Специалисты службы | По мере поступления детей, возвращенных из замещающих семей |
| Обеспечение комфортных условий для посещения ребенка кровными родителями, а также лицами, желающими усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка | Администрация учреждения, специалисты службы | В течение года |
| Содействие временной передаче детей, помещенных в учреждение, в семьи граждан РФ (совместно с органами опеки) | Администрация учреждения, социальный педагог | В течение года |
| Осуществление работы по розыску родственников детей, восстановлению родственных отношений, с целью возможной передачи детей в семьи родственников | Руководитель службы | В течение года |
| Индивидуальные беседы с воспитанниками: «Как научиться понимать друг друга?». «Вся семья вместе - так и душа на месте». «Правила безопасности детей дома» «Упражнения по повышению ответственности». | Социальный педагог | В течение года |
3. Работа с родителями (кровными, замещающими) Цель: Подготовка кровных и замещающих родителей к переходу ребенка в семью |
| Оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи кровным родителям воспитанников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в целях профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах, лишения их родительских прав, а также для обеспечения возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав | Специалисты службы | В течение года |
| Организация психологической помощи: консультации по запросам, помощь, направленная на налаживание отношений между родителем и ребенком | Педагог-психолог | В течение года |
| Организация общения с ребенком, при наличии у родителей намерений вернуть ребенка в семью: телефонные переговоры, личные встречи, общение, посредством видео-конференц-связи | Администрация учреждения, социальный педагог | В течение года |
| Организация общения с ребенком родителей, отбывающих наказание в местах лишения свободы: письма, общение, посредством видео-конференц-связи, телефонные переговоры | Социальный педагог | В течение года |
| Оказание содействия в подготовке документов, необходимых для возврата ребенка в кровную семью | Социальный педагог | В течение года |
| Первичная консультация с гражданами, желающими взять воспитанника детского дома в свою семью | Администрация учреждения, специалисты службы | В течение года |
| Подготовка и распространение методических рекомендаций по актуальным вопросам воспитания ребенка в замещающей семье с целью профилактики и коррекции возможных трудностей. Примерный перечень: «Переживание горя и потери близких родственников (разрыв с семьей). Психологическая поддержка ребенка, оставшегося без попечения родителей». «Трудное» поведение ребёнка, навыки управления «трудным» поведением ребёнка. Рекомендации родителям подростка» (изготовление буклета). «Возрастные особенности детей и последствия депривации на разных этапах жизни ребенка». «Об особенностях развития приемного ребенка и роли приемного родителя в процессе его социализации». «Адаптация ребёнка в семье и образовательных учреждениях». «Вопросы оптимизации взаимоотношений приёмных родителей и приёмных детей». «Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста». «Психолого-педагогические приемы компенсации отрицательного опыта и психологических травм у детей». «Взаимодействие приёмной семьи со школой, дошкольным образовательным учреждением, детскими поликлиниками, учреждениями дополнительного образования». «Правовые основы функционирования замещающих семей. Меры социальной поддержки приемных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в них». «Защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Просвещение о наказуемости уголовных и административных правонарушений. «Медицинская карта ребенка. Характеристика диагнозов». «Вакцинации и календарь профилактических прививок». «Больной ребенок и уход за ним». «Виды закаливания в детском возрасте». «Особенности питания детей и подростков». «Коронавирус и родители: как обезопасить своих детей?» «Рекомендации родителям на период эпидемии коронавирусной инфекции» | Педагог-психолог Социальный педагог Медицинский работник | Регулярно, по мере поступления запросов |
| Проведение индивидуальных консультаций для лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять ребенка в замещающую семью, получивших в установленном порядке направление на посещение ребенка Примерный перечень индивидуальных консультаций: Рекомендации по формированию привязанности у детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации. Кризисные этапы возрастного развития детей. Особенности общения с детьми разного возраста. Первые дни дома. Адаптация ребенка в новой семье. Трудности в образовании у приемных детей. Стили семейного воспитания; Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста. Связь агрессии и психоэмоционального стресса с характером окружающей среды. Развитие ответственности у детей. Методы поощрения и наказания детей. Здоровье приемного ребенка. Личностная зрелость родителей, как фактор семейного воспитания. Развитие творческих способностей приемных детей. Творчество в замещающей семье. Эмоциональное развитие ребенка. Поиск новых способов взаимодействия (когда прежние воспитательные приемы не помогают). Прошлое приемного ребенка. Конструктивные способы разрешения конфликтов. | Специалисты службы | Регулярно, по мере поступления запросов |
| Проведение диагностики совместимости семьи кандидата в замещающие родители и будущего принимаемого ребёнка (по запросу кандидата) | Педагог-психолог | По мере обращения |
| Подготовка пакета документов на воспитанника для передачи в замещающую семью | Социальный педагог, медицинские работники | В течение года |
| Организация праздников с приглашением кровных или замещающих родителей: «Проводы домой» | Воспитатели | По мере передачи ребенка на воспитание в семью |
| Оказание консультативной психолого– медико-педагогической и юридической помощи замещающим родителям и детям, воспитывающимся в замещающих семьях | Администрация учреждения, специалисты службы | По мере обращения |
| Межведомственное взаимодействие по устройству воспитанников детского дома в семью | Администрация учреждения, социальный педагог | В течение года |
4. Информационно-просветительская деятельность Цель: Привлечение кандидатов в замещающие родители |
| Подготовка и размещение на сайте детского дома информации о деятельности по направлениям Службы содействия семейного устройства воспитанников детского дома: http://mcedd.3dn.ru/index/dokumenty/0-8 | Администрация учреждения, педагог-психолог | В течение года |
| Размещение информации в городской газете «Мценский край» об именинниках детского дома | зам. директора по УВР | Ежемесячно |
| Трансляция видеороликов на канале телевидения компании «Орловский областной» | Администрация учреждения | В течение года |
| Информирование и консультирование граждан о формах и условиях устройства детей на воспитание в семьи | Руководитель службы | В течение года |
| Своевременное предоставление оператору регионального Банка данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по Орловской области на основании Приказа Министерства просвещения РФ от 15 июня 2020 г. N 300 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей" и в ООиП администрации г. Мценска фотографий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Руководитель службы | Октябрь, апрель |
| Культурно-массовые мероприятия, встречи с привлечением представителей органов местного самоуправления, благотворительных организаций, волонтеров и других заинтересованных лиц с целью формирования позитивного образа детей-сирот и замещающих семей: ОАО «Газпром промгаз» Партия «Единая Россия» Орловский филиал. Орловское отделение Всероссийского женского союза «Надежда России». ФГУП «Почта России». ООО «Мелодия здоровья» г. Орел. Храм «Святой Троицы». | Администрация учреждения, социальный педагог | В течение года |
| Организация информационно - просветительской деятельности направленной на развитие семейных форм жизнеустройства детей, оставшихся без родительского попечения | Администрация учреждения, специалисты службы | В течение года |
| Распространение методических пособий среди замещающих и кровных родителей по направлениям деятельности Службы | Администрация учреждения, специалисты службы | В течение года |
IV. Работа с педагогическим коллективом детского дома Цель: Минимизация срока пребывания ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
| Диспут: «Приемная семья или сиротское учреждение?» | Социальный педагог | Второе полугодие |
| Консультация: «Формы и методы работы с семьей в трудной жизненной ситуации» «Особенности установления и поддержания контакта с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации» | Педагог-психолог Социальный педагог | Первое полугодие Второе полугодие |
| Оформление информационно-методических материалов для специалистов детского дома | Социальный педагог, педагог-психолог | В течение года |
| Викторина: «Права детей» | Социальный педагог | Второе полугодие |
| Обучение на курсах повышения квалификации, посещение семинаров, конференций и др. | Администрация учреждения, специалисты службы | В течение года |
| Самостоятельное изучение литературы по социальным и психолого-педагогическим проблемам | Администрация учреждения, специалисты службы | В течение года |
Руководитель СССУД, социальный педагог __________________________________ В.В. Ишниязова