Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Прудковская средняя общеобразовательная школа»
Сафоновского района Смоленской области
.
План
работы с одаренными детьми
учителя технологии
на 2021-2022 учебный год
Составила: учитель технологии
Сытькова Анна Викторовна
д.Прудки
2021 г.
Цель работы: развитие у обучающихся интереса к проектной дельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также скрепить в них уверенность в своих силах.
Задачи:
выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к предмету;
использовать индивидуальный подход в работе с одаренными обучающимися на уроках технологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся через внеклассную работу.
Концептуальные основы
Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.
Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).
Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Одаренные обучающиеся:
имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных обучающихся:
1. Обучающиеся с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Обучающиеся с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Обучающиеся с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Обучающиеся с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы выявления одаренных обучающихся на уроках технологии
Комплексность, системность отслеживания показателей психолого-педагогического статуса каждого одаренного обучающегося.
Методы выявления «потенциальной» одаренности:
- знакомство с психодиагностическим обследованием в рамках психологического сопровождения развития обучающегося, осуществляемое психологической службой школы;
- собеседование с классным руководителем и с учителями, работающими в данном классе;
- применение инновационных технологий в условиях групповой и индивидуальной работы с обучающимися.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными обучающимися на уроках технологии:
применение на уроках технологии системно – деятельностного, индивидуально - дифференцированного подходов;
насыщенность учебного материала заданиями различного уровня, предоставление возможности выбора творческих заданий;
поощрение признания своих творческих и интеллектуальных способностей;
оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;
установка на ценность и полезность в дальнейшей жизни познавательной деятельности при изучении технологии;
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития творческой личности.
Основные мероприятия программы
1. Выявление одаренных и талантливых обучающихся.
1.1 Создание системы учета одаренных обучающихся через:
анализ творческих способностей и практических умений;
диагностику потенциальных возможностей;
создание банка данных по талантливым и одаренным обучающимся.
2. Создание условий для самореализации одаренных и талантливых обучающихся для проявления творческих и интеллектуальных способностей:
создание для обучающегося ситуации успеха на уроках технологии и во внеурочной деятельности (кружок, индивидуальные занятия) через индивидуальный подход;
организация научно-исследовательской и проектной деятельности;
организация и участие в предметных олимпиадах;
организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, научно-практических конференциях, выставках разного уровня, в конкурсах в Интернет-пространстве, в предметных неделях по технологии.
3. Стимулирование обучающихся к занятию интеллектуальной деятельностью, развитию и проявлению творческих способностей:
использование для повышения престижа творческих достижений обучающихся ресурсы СМИ, а также школьный сайт;
поощрение участия в различных мероприятиях грамотами и дипломами;
4. Педагогическая поддержка одаренных обучающихся:
повышение профессионального мастерства учителя через систему тематических семинаров, обобщение опыта педагогов, самообразование;
использование новых педагогических технологий;
организация исследовательской работы обучающихся;
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся в образовательной области «Технология»;
- удовлетворенность обучающихся своей деятельностью;
- формирование системы работы с одаренными обучающимися;
- ежегодное участие большего количества обучающихся в конкурсах, научно – исследовательских конференциях, в олимпиадах разного уровня.
Методическое обеспечение работы с одаренными учащимися
1. Информационное обеспечение
Положения:
- о проведении предметных олимпиад;
- о проведении мероприятий в рамках предметной недели;
- о научно – практической конференции;
- о конкурсах, выставках и т.п.
2. Программное обеспечение
- рабочие программы по предмету «Технология», программы индивидуальных и дополнительных занятий, кружков индивидуально-групповых занятий и т.п.
- наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации).
| «Утверждаю» Директор МБОУ «Прудковская СОШ» ___________________ Ю.А. Леонов |
Примерный план работы с одаренными детьми
на 2021-2022 учебный год
№ | Мероприятия | Класс | Сроки |
1 | Диагностика одаренных детей по технологии | 1-4 | Сентябрь |
2 | Диагностика одаренных детей по технологии: 1. задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ обучающихся (по основным разделам технологии); 2. задания на составление проектов – создание обучающимися проектов в результате самостоятельной деятельности | 1-4 | В течение года |
3 | Организация временных групп обучающихся с учетом их интересов: 1. группы по подготовке к олимпиадам (школьным, муниципальным) 2. группы по участию в различных Интернет-проектах (конкурсах) | 1-4 | Сентябрь- декабрь В течение года по плану организаторов |
4 | Свободное самообразование обучающихся | 1-4 | В течение года |
5 | Участие в Интернет-проектах по технологии | 1-4 | В течение года |
6 | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми | 1-4 | В течение года |
7 | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей | 1-4 | Сентябрь |
8 | Публикации творческих и проектных работ обучающихся по технологии на школьном сайте и в сети Интернет | 1-4 | В течение года |