СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы по предмету "Финансовая грамотность" в 6 классе

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

План работы по предмету "Финансовая грамотность" в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«План работы по предмету "Финансовая грамотность" в 6 классе»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодёжной политики Рязанской области

Муниципальное образование город Касимов

ОГБОУ "Касимовская школа - интернат"





РАССМОТРЕНО

Педагогический совет

________________________

___

Приказ № ___ от «___» ___ 2023 г.


С ОГЛАСОВАНО

Заместитель по УВР

________________________

Рудакова О. И.

Приказ № ___ от «___» ______ 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор ОГБОУ "Касимовская школа - интернат"

________________________

Бикуева М. В.

Приказ № ___ от «___» ___ 2023 год г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(Идентификатор 1384606)


учебного курса «Финансовая грамотность»

для обучающихся 6 классов













город Касимов 2023 - 2024 г.





  1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» 6 класса составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования.

Для 6 класса предусматривается за год 35 часов для изучения курса «Финансовая грамотность», в неделю – 1 час (35 недель)

В соответствии с календарным учебным графиком школы и расписанием учебных занятий на 2023-2024 учебный год данная рабочая программа будет реализована в полном объёме.



Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.


Задачи:

  • показать реальные возможности  по повышению личной финансовой защищенности и росту уровня материального благополучия семьи;

  • способствовать формированию у школьников нового типа мышления, содержащего установки на активное экономическое поведение, соответствующее их финансовым возможностям;

  •   научить школьников основам личного финансового планирования и формирования сбалансированных семейных бюджетов, позволяющим повышать свою финансовую независимость и материальное благосостояние на основе оптимального использования личных средств и внутренних резервов семейного потребления.



  1. Планируемые результаты


Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:


Познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы,

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.

• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Ученик научится:

  • различать виды денег;

  • понимать функции денег;

  • понимать, из чего формируется доход семьи;

  • пониманию происхождения доходов, пониманию того, что деньги зарабатываются трудом, а не берутся из ниоткуда. 

  • понимать виды потребностей; виды расходов семьи. Статьи расходов городских и деревенских семей.

  • различать виды источников денежных поступлений в семье: заработная плата, прибыль, процент, рента; социальные пособия.

  • понимать, как составляется семейный бюджет;

  •  пониманию полезности регулярного контроля расходов семьи и личных расходов.

  • понимать разницу между базовыми потребностями и желаниями.

  • рассчитывать расходы.

  • составлять личный бюджет и оценивать способы его изменения для более полного удовлетворения своих потребностей.

  • понимать необходимость аккумулировать сбережения для будущих трат;

  • осознавать возможности возникновения в жизни особенно сложных ситуаций (рождение ребенка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению благосостояния.

  • понимать основные задачи и принципы страхования.

  • понимать, что такое кредит, права и обязанности кредитополучателя, преимущества и недостатки использования кредита;

  • понимать суть налога и его роли в жизни общества;

  • различать прямые и косвенные налоги; 

  • понимать, что социальные  пособия – это помощь государства гражданам в определенных сложных жизненных ситуациях.

  • понимать, как работают банки;

  • понимать рискованность занятия бизнесом.

  • понимать причины существования различных валют.

  • различать российские деньги и иностранную валюту

Ученик получит возможность научиться:

  • соотносить вид дохода и фактор производства, от которого получается этот доход; рассчитывать личные доходы и доходы семьи.

  • различать виды денежных поступлений. Различать регулярные и нерегулярные источники доходов, строить план доходов; иметь навыки финансовой и технологической безопасности при пользовании деньгами.

  • анализировать структуру личных затрат.

  • понимать, как и почему меняется стоимость денег;

  • решать задачи по избеганию дефицита семейного бюджета; замечать в жизни семьи возможности для сокращения расходов и увеличения доходов;

  • оценивать свой уровень жизни и планировать финансовые доходы и расходы в соответствии с прожиточным уровнем.

  • представлению о рациональных схемах инвестирования семейных сбережений.

  • пониманию возможных рисков при сбережении и инвестировании.

  • отличать инвестиции от сбережений

  • находить актуальную информацию в сети интернет.

  • как действовать в случаях финансового мошенничества;

  • сосчитать сумму налога (например подоходного);

  • проверить на сайте налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи.

  • устанавливать причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом.

  • анализировать информацию в системе государство и личность.

  • понимать основное правило инвестирования: чем выше доходность, тем выше риск.

  • отличать инвестирование от сбережения и кредитования

  • анализировать информацию о валютах разных стран.

Формы и виды деятельности на внеурочном занятии.

  • урок-беседа

  • урок-практикум

  • урок-игра

  • урок-исследование

  • урок проектной деятельности


III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел 1. Доходы и расходы семьи

1.1. Деньги и их функции

Базовые понятия: Деньги, виды денег, товарные деньги, символические деньги, инфляция

1.2. Доходы семьи

Базовые понятия: Доходы семьи, источник семейных доходов, факторы производства, социальные пособия, личные доходы

1.3. Расходы семьи

Базовые понятия: Расходы семьи, потребности, благо, структура расходов, долги, инфляция

1.4. Семейный бюджет

Базовые понятия: Семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, сбережения, долги

1.5. Уровень жизни и прожиточный минимум

Базовые понятия: Уровень жизни, прожиточный минимум

1.6. Планирование семейного бюджета

Финансовые цели и определение их в порядке приоритета, составление личного финансового плана достижения этих целей.

Базовые понятия: финансовое планирование, норма сбережения

1.7. Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи

Базовые понятия: Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

2.1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

Базовые понятия: Особая жизненная ситуация

2.2. Вклады. Страхование вкладов

Базовые понятия: Страхование

2.3. Инвестиции

Инвестиционные методы, как депозитные счета, ценные бумаги и т. д., краткосрочные и долгосрочные последствия различных денежных вложений.

Базовые понятия: Инвестиции, депозитные счета, ценные бумаги и т. д

2.4. Потребительское кредитование. Ипотечный кредит

Что такое кредит, права и обязанности кредитополучателя, преимущества и недостатки использования кредита, кредитная история.

Юридические и финансовые обязательства возникающие в случае покупки, обслуживания, страхования купленного объекта в кредит, детальное представление о денежных затратах, связанных покупкой в кредит

Базовые понятия: Потребительское кредитование. Ипотечный кредит

2.5. Ролевая игра «Семейный бюджет»

Базовые понятия: Семейный бюджет, доходы семьи, источник семейных доходов, факторы производства, социальные пособия, личные доходы, Расходы семьи, потребности, благо, структура расходов, долги, инфляция, дефицит семейного бюджета, сбережения, долги

Раздел 3. Взаимодействие человека и государства

3.1. Понятие о налогах и их типах.

Система налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков

Базовые понятия: Налоги, налоговые льготы, общественные блага

3.2. Социальные услуги государства.

Базовые понятия: Социальное пособие

3.3. Проект «Государство — это мы!»

Раздел 4. Финансовый бизнес

4.1. Банковские услуги

Банковские услуги, включая открытие вкладов, использование банкоматов, снятие наличных и использование онлайн-банкинга

Базовые понятия: Банк; виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения

4.2. Собственный бизнес

Базовые понятия: Бизнес

4.3. Валюта в современном мире

Базовые понятия: Валюта, валютный курс

Итоговое занятие –1 час.

Итоговая работа по курсу: итоговая диагностика

IV.Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

1.

Введение. Как исполнить свои мечты.

Доходы и расходы семьи

2.

Как появились деньги. Виды денег.

3.

Деньги. Функции денег.

4.

Инфляция.

5.

Доходы семьи.

6.

Расходы семьи.

7.

Семейный бюджет и его виды.

8.

Ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи.

9.

Планирование семейного бюджета.

10.

Составление семейного бюджета.

11.

Уровень жизни и прожиточный минимум.

12.

Личный бюджет.

13

Ролевая игра «Семейный бюджет».

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься-

14.

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

15.

Вклады. Сбережения.

16.

Страхование как способ защитить свои деньги.

17.

Виды страхования.

18.

Инвестиции. Как «выращивать» деньги?

19.

Возможные риски при сбережениях и инвестировании.

20.

Потребительский кредит. Его плюсы и минусы.

21.

Права и обязанности кредитополучателя. Ипотечный кредит.

22.

Как спасти деньги от «ловушек»? Финансовое мошенничество.

23.

Финансовое мошенничество.

Взаимодействие человека и государства

24.

Что такое налоги?

25.

Типы и виды налогов.

26.

Права и обязанности налогоплательщика.

27.

Социальные услуги государства.

28.

Пенсия.

29.

Проект «государство- это мы»

30.

Появление банков. Виды банков.

31.

Как банк работает. Банковские услуги.

32.

Бизнес. Виды бизнеса.

33.

Черты предпринимателя.

34.

Валюта.

35.

Итоговый повторительно-обобщающий урок по курсу «Финансовой грамотности».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!