СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План конспект-урока по предмету окружающий мир по теме Строение тела человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет Окружающий мир

Глава. ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ

Тема урока: Строение тела человека

Класс 2 класс

Просмотр содержимого документа
«План конспект-урока по предмету окружающий мир по теме Строение тела человека»

Предмет: Окружающий мир

Глава. ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ

Урок № 3 5.

Тема урока: Строение тела человека

Класс 2 класс

Дата проведения урока:

Учитель Усеинова Лемара Хакимовна

Цели: познакомить с целями и задачами раздела; ввести поня­тия «внешнее» и «внутреннее строение тела человека»; познако­мить с частями и внутренними органами человека; дать первона­чальное представление о работе внутренних органов.

Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость безопасного и здорового образа жизни; научатся называть и пока­зывать внешние части тела человека; извлекать из текста нужную информацию; предлагать вопросы по содержанию текста.

Оборудование: рисунок «Внутренние органы человека» (или муляж), губка, литровая банка, бельевая веревка длиной 8 м, воз­душный шарик; у учащихся - силуэт человека (по одному на пар­ту), пластилин, принадлежности для лепки.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Самоопределение к деятельности

  • Ребята, давайте познакомимся с новой частью учебни­ка. Она лежит перед вами. Как называется этот учебник? (Окружающий мир.)

  • Кто его автор? (АЛ. Плешаков.)

Этот учебник является продолжением серии учебников, с ко­торыми мы работали в 1 классе и в первом полугодии 2 класса. Чтобы нам легче было ориентироваться в учебнике, в нем исполь­зуются знакомые нам условные обозначения.

(Учащиеся рассматривают таблицу на с. 2, называют условные знаки, объясняют их смысл.)

Сегодня на уроке мы приступаем к изучению раздела «Здоро­вье и безопасность».

  • Чему мы будем учиться, изучая этот раздел? Прочитайте текст на с. 3.

  • Давайте узнаем тему сегодняшнего урока. Отгадайте загадку.

На земле он всех умней,

Потому и всех сильней. (Человек.)

  • Предположите, о чем будем говорить на уроке. (Ответы детей.)

  • Прочитайте тему урока на с. 4. (Строение тела человека.)

  • Что вы уже знаете по этой теме? Что хотите узнать? (Ответы детей.)

  • Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

  • Прочитайте задачи урока в учебнике.

  1. Работа по теме урока

  1. Беседа, работа по учебнику

  • Прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, что мы изучали ранее. Расскажите о строении тела животных. (Ответы детей.)

  • А теперь давайте попробуем разобраться, как устроено тело человека.

(Класс делится на группы.

Моделирование

(На каждой парте лежит силуэт человека. Учащиеся из пла­стилина изготавливают модель «Внутреннее строение тела чело­века». Можно предложить сделать эту модель в виде аппликации из цветной бумаги.)

  1. Выполнение задания в рабочей тетради № 1 (с. 3).

(Самостоятельное выполнение.)

  • Для чего нам необходимо знать строение нашего тела? (От­веты детей.)

  1. Физкультминутка

(Водящий жестами изображает занятие человека, а дети отга­дывают. Водящим может быть любой желающий.)

  1. Продолжение работы по теме урока

  1. Беседа, работа по учебнику

  • Прочитайте текст А. Дорохова «Как работает наш организм» на с. 6—7. Сформулируйте вопросы к нему и задайте их друг другу.

(Работа в парах. Взаимооценка. После прочтения текста учи­тель может наглядно проиллюстрировать описание некоторых внутренних органов человека.)

Легкие похожи на две розовые губки.

(Учитель берет в руку губку.)

При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере.

(Учитель сжимает губку.)

Когда мы делаем вдох, легкие наполняются воздухом и рас­ширяются.

(Учитель разжимает пальцы, губка принимает свои прежние размеры.) ,

Легкие непрерывно проделывают огромную работу. Если бы они перекачивали не воздух, а воду, то только за одну ночь подня­ли бы на высоту второго этажа полтонны воды. Полтонны — это 500 кг. Или 500 таких банок воды.

(Учитель показывает литровую банку с водой.)

Желудок напоминает мешок. Внутри он полый. Без еды он как спущенный воздушный шарик.

(Учитель показывает спущенный воздушный шарик.)

Дунешь в шарик — он чуть надуется. Так и желудок: когда в него попадает пища, например съеденные нами пирожки, он растягивается. Чем больше пищи мы съедаем, тем сильнее растя­гивается наш желудок. Но больше 2—3 л еды в него поместиться не может.

Кишечник имеет длину почти 8 м.

(Учитель и два ученика растягивают восьмиметровую белье­вую веревку.)

Примерные вопросы к тексту

  1. Какой внутренний орган называют «главным командным пунктом» всего организма? Почему? (Головной мозг, так как он управляет нашими мыслями, чувствами, движения­ми, следит за работой главных внутренних органовсердца и легких.)

  2. При помощи какого органа осуществляется дыхание? {Легких.)

  3. Какой внутренний орган гонит кровь в сосуды и заставляет ее обегать все тело? (Сердце.)

  4. Как называется главное отделение «внутренней кухни»? Что в нем происходит? (Желудок. Там пища смачивается желу­дочным соком, измельчается, перетирается в кашицу, т. е. переваривается.)

  5. Какой орган «внутренней кухни» похож на извилистый ла­биринт? Что в нем происходит? (Кишечник. Там пища окон­чательно переваривается и впитывается организмом.)

  6. На что похожи легкие? (На две розовые губки.)

  7. Каков размер сердца человека? (Немногим больше кулака.)

  8. Какова длина кишечника? (8м.)

  9. Как такой длинный кишечник помещается в животе? (Он свернут очень плотно, напоминает длинный извилистый ко­ридор.)

  10. Во что превращается пища, пройдя до конца кишечника? (В прозрачный раствор, который кровь может впитать в себя и разнести по всему организму.)

  11. Какую роль в организме выполняет печень? (Помогает пе­реваривать пищу в кишечнике.)

  12. Что происходит с непереваренными частями пищи? (Они скапливаются в нижних отделах кишечника. Затем кишечник освобождается от них и очищает организм.)

  1. Выполнение задания в рабочей тетради №2 (с. 3-4).

(Самостоятельное выполнение.)

  1. Выполнение задания на электронном приложении к учебнику

  1. Рефлексия

  • Назовите внешние части тела человека, покажите их у себя.

  • Назовите внутренние органы человека, покажите на своем теле, где они расположены.

  • Какой внутренний орган называют «главным командным пунктом» всего организма? Почему?

  • При помощи какого органа человек дышит?

  • Какой внутренний орган называют «мотором» всего орга­низма? Почему?

  • Как называется главное отделение «внутренней кухни»? Что в нем происходит?

  • Какой орган помогает кишечнику переваривать пищу?

  • Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

  1. Подведение итогов урока

  • Какую тему мы сегодня изучали?

  • Что мы должны были узнать, чему научиться?

  • Все ли мы выполнили?

Домашнее задание

  1. Учебник: прочитать текст на с. 4—7, ответить на вопросы.

  2. Рабочая тетрадь: № 3, 4 (с. 4—5).

  3. Желающие ученики могут сделать муляж органов человека (из пластилина) на бумаге .

Дополнительный материал

Что печет печень

Если бы у вас спросили, какой орган нашего тела самый горячий, вы, наверное, оказались бы в затруднении. А между тем его название помогает правильно ответить на вопрос.

Этим органом является печень. Слово «печень» происходит от корня «печь». При понижении температуры внешней среды избыточное тепло вырабатывается в мышцах и печени. Они являются как бы внутренней печкой, согревающей организм.

Без печени организм не может существовать. Этот самый крупный орган, его масса 1,5—2 кг.

В печени происходит разрушение отработавших клеток крови. Пе­чень хранит 0,5 л крови и немедленно отдает ее, если происходит большая кровопотеря. В печени самый большой «склад» углеводов. И если человек голодает, организм забирает их со «склада».

Все, что попадает в кровь, проходит в печени строгий контроль. Здесь идет разделение питательных веществ, которые всосались через кишки, разложение жиров с помощью желчи, которая хранится в специальном пузыре. В печени уничтожаются все микробы, попавшие в кровь, обез­вреживаются отходы и яды.

Прежде чем попасть в сердце, кровь обязательно проходит через пе­чень. В течение одной минуты печень пропускает 1,5 л крови.

(По И. Звереву)

Головной мозг

Головной мозг — «главный командный пункт» организма. Что бы человек ни делал, всем управляет мозг. Головной мозг заведует всеми мыслями и чувствами человека, ведает правильной работой главных вну­тренних органов. Именно он следит за тем, как мы дышим (управляет нашим дыханием).

Дыхательная система

Воздухоносный путь начинается в носовой полости. Оттуда воздух попадает в носоглотку, а затем в гортань. Потом из гортани вдыхаемый воздух проходит в трахею, имеющую вид трубки, а потом по двум бронхам попадает в правое и левое легкие.

Легкие состоят из множества маленьких пузырьков. В стенках этих пузырьков постоянно движется кровь. Когда свежий воздух заполняет пузырьки, кровь берет из воздуха частицы кислорода, а отдает частицы углекислого газа. Затем кровь несет кислород к каждому органу. А остав­шийся в легких воздух, в котором стало мало кислорода и много углекис­лого газа, мы выдыхаем.

Кровеносная система

Органы кровообращения — это сердце и кровеносные сосуды.

Сердце имеет толстые мышечные стенки. Его можно сравнить с на­сосом. Оно с силой выталкивает кровь в кровеносные сосуды. Обежав все тело, кровь возвращается в сердце. Оно посылает ее в легкие, а затем вновь заставляет путешествовать по всему телу. Сердце работает непре­рывно всю жизнь человека.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!