МБОУ « Лицей 159»
План-конспект урока геометрии в 9 классе
( автор учебника Л.С. Атанасян)
учителя математики
Пузиковой Ю.Н.
Обобщающий урок по теме «Применение векторов к решению задач»
Обобщающий урок по теме «Применение векторов к решению задач»
Учитель математики МБОУ «Лицей 159» Пузикова Юлия Николаевна.
Цели:
Образовательные: выявить связи геометрии с различными областями человеческих знаний (в частности, на примере решения задач с практическим применением); систематизировать и расширить знания учащихся о векторах.
Развивающие: развить навыки использования векторов в математике и ее приложениях, в частности, навыки, связанные со сложением сил, вычислением длин отрезков и углов, развивать память, логическое мышление, любознательность; развивать умений искать ответы на возникающие вопросы.
Воспитательные: воспитание целеустремленности, самостоятельности учащихся, стремления к получению знаний и применению их в нестандартных ситуациях, уважение друг к другу, взаимопонимание, уверенность в себе..
Требования к знаниям, умениям и способам деятельности: уметь использовать понятие векторов и действий с ним при решении задач практического содержания.
Тип урока: урок обобщения изученного материала.
Формы работы: фронтальная.
Методы: исследовательские, словесные, наглядные.
Оборудование: линейка, медиапроектор, экран, компьютер, доска, мел, карточки для разноуровневой работы, карточки рефлексии.
Структура урока:
I. Организационный момент. 2 мин
II. Проверка владения понятийным аппаратом, устная работа по готовым слайдам.10 мин
III.Решение задач. 15 мин
IV. Релаксация. 3 мин
V. Домашнее задание. 1 мин
VI. Итог урока, рефлексия. 3 мин
Ход урока.
Организационный момент, 2 мин
Здравствуйте, ребята!
I Фронтальная работа с учащимися (слайды 2-8).
II. Фронтальная работа с учащимися (слайды 2-8).
| |
Слайд 3 Ответы: …если они коллинеарны и одинаково направлены; …если … если k …если | Слад 5 Ответы 1) АМ 2) КД 3) АМ 4) АА = 0 |
Слад 4 Ответы - ложное, - истинное, - ложное | Слад 6 Ответы Ответ: а) |
III. Актуализация знаний учащихся.
Решение задач по готовым чертежам (слайды 7-15)
Слайд 7 Ответы: Задача 1. Слайд 8 Ответы Задача 2 | |
| |
Слайд 9 Физминутка Слайд 10 Ответы Задача 3 Ответ: 5,5 Слайд 10 Ответы Задача 4 | |
Ответ: 6+ | Ответ: 7+3 |
Слайд 11 Ответы Задача 5
Ответ: 7+3
Слайд 12 Ответы Задача 6
IV. Подведение итогов урока
Домашнее задание
№778 (практическое задание на построение векторов), №802 (задание выразить вектор), №809 ( задача на нахождение средней линии трапеции)
Подведение итогов урока. Рефлексия
Карточка самооценки деятельности учащегося на уроке
Критерий | Оценка деятельности |
На уроке я работал | активно / пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
Урок для меня показался | коротким / длинным |
За урок я | не устал / устал |
Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
Домашнее задание мне кажется | легким / трудным |
Где мы ещё встречаемся с понятием вектора?
В наши дни понятие вектор постоянно встречается в газетных и журнальных публикациях, в выступлениях политиков, ученых, педагогов. Обсуждая важнейшие процессы в жизни общества, говорят о векторе реформ и его социальной составляющей, о векторе экономических преобразований и его изменении, о направлении вектора развития системы образования. Понятие о векторе как направленном отрезке вошло в сознание и речь современного образованного человека.
Кроме наук, в которых векторы применяются в прямом значении, их ещё применяют и в переносном значении. Чаще всего для необходимого объяснения в спортивных командных играх.
В спортивных играх тренер не всегда может показать игрокам данный манёвр или просто какой-либо финт. Ему помогают модели поля, на которых он изображает перемещение игроков векторами.
Предложенные примеры показывают единство геометрии и физики, геометрии и физкультуры. Их содержание отличается тем, что применение векторов при их решении (объяснении задач для команды) предпочтительнее, чем использование других средств.
Вектор – чисто математическое понятие, которое применяется в физике или других науках, и которое позволяет упростить решение (пояснение) задач.
Я вижу, что сегодня мы с вами поработали плодотворно. Спасибо, за урок. Урок окончен.
Использованная литература:
1. Геометрия, 7-9: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др.
2. Геометрия: Разрезные карточки для тестового контроля к учебнику Л.С. Атанасяна. 8 класс/ сост. Т.В. Коломиец.
3. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс.
4. Саврасова С.М., Ястребицкий Г.А. упражнения по планиметрии на готовых чертежах: Пособие для учителя.