№ п/п | Содержание урока | Дози- ровка | Организационно- методические указания |
1 | 2 | 3 | 4 |
I | Подготовительная часть Построение, рапорт, приветствие, сообщение задач урока. | 11 мин. 2 мин. | До урока вместе с дежурным установить макеты, плакаты, приготовить мячи и др. инвентарь. Обратить внимание на форму уч-ся. Напомнить о ПТБ на уроке. |
1 | Упражнения в движении. Разновидность ходьбы: на носках, пальцы рук в замок, руки верх; на пятках, руки за голову; на внутренней стороне стопы, пальцы рук в замок, выполнять вращательные движения; на внешней стороне стопы, пальцы рук в замок, выполнять волнообразные движения перед грудью. | 2 мин. | В колонне по одному, дистанция 2 м. Обратить внимание на осанку. Руки за голову, локти отводить в сторону. |
2 | ОРУ в движении: | 3 мин. | |
2.1 | - кисти к плечам: 1-2-3-4 круговые движения локтями вперед; то же назад. | 30 сек. | Локтями описывать большие окружности на 4 шага вперед и на следующие 4 шага назад. |
2.2 | - то же, но круговые движения прямыми руками. | 30 сек. | Упр. Выполнять с амплитудой. |
2.3 | - правую руку вверх: 1-2 на каждый шаг рывки руками со сменой положения рук. | 30 сек. | Руки в локтях не сгибать. |
2.4 | – руки перед грудью: на 1-2 отведение согнутых, 3-4 прямых рук назад. | 30 сек. | Голову держать прямо. Локти на уровне плеч, на 3-4 руки ладонями к верху. |
2.5 | – пальцы рук в «замок», руки вверх: на 1-2 отведение рук назад на каждый шаг. | 30 сек. | Ходьба широкими шагами. |
2.6 | – пальцы рук в «замок», руки перед грудью: отведение рук в стороны на каждый шаг. | 30 сек. | Ходьба приставными шагами. |
3 | Разновидности бега: | 2,5 мин. | |
3.1 | Равномерный бег | 30 сек. | Темп спокойный. Ступню на пол ставить с пятки. |
3.2 | Перемещение приставными шагами правым и левым боком по периметру баскетбольной площадки. | 30 сек. | По лицевым линиям правым боком, по боковым – левым. |
3.3 | Перемещение в стойке защитника правым и левым боком по периметру и вдоль баскетбольной площадки «змейкой» и «зигзагом». | 1,5 Мин. | боковым – левым. Таз опустить, сесть ниже, спину держать прямо и ступни не перекрещивать. Шаги умеренные, короткие. Пальцы рук разведены в стороны и напряжены. |
4 | ОРУ с баскетбольными мячами: | 1,5 мин. | |
4.3 | Ходьба с перекладыванием мяча из руки в руку, под впереди стоящей ногой на каждый шаг. | 30 сек. | Туловище держать в наклонном положении, голову поднять, смотреть вперёд. |
4.4 | Держать «полный» мяч согнутыми руками перед грудью. Передвигаясь выпадами, посылать мяч в пол и после отскока ловить его на уровне колен прямыми в локтях руками. | 30 сек. | Стараться ловить «полный» мяч. Следить за согласованностью движений рук и ног. |
4.5 | Передвижение по периметру зала 4 шага правым и 4 шага левым боком в стойке защитника с вращением мяча вокруг туловища на уровне пояса, перекладывая мяч из рук в руку. | 30 сек. | Мяч вращать вокруг туловища поочерёдно в правую и левую сторону по 4 раза. |
II | Основная часть Повторить технику ведения мяча с изменением направления и скорости движения с пассивным сопротивлением защитника. | 25 мин. | Заострить внимание на правильное расположение кисти на мяче. Акцентировать внимание уч-ся на ведении мяча без зрительного контроля. |
1 | Упражнения для повторения Ведение мяча шагом и бегом по кругу, по боковым линиям волейбольной площадки вести мяч прямо, а по лицевым линиям вести мяч боком в низкой стойке баскетболиста. | 2 мин. | Перед выполнением упражнения познакомить уч-ся с правилом «передвижения» и напомнить правило «ведения мяча». Пол зала мяч вести правой рукой и оставшиеся пол зала – левой. При ведение мяча в низкой стойке необходимо, высоту отскока мяча снижать за счёт сгибания ног в коленях. Ведение мяча можно осуществлять по диагонали баскетбольной площадки и «змейкой». |
2 | В колонне по одному, ведение мяча от боковой до боковой линии площадки вдоль спортивного зала «змейкой», за тем «зигзагом», с изменением направления и скорости ведения с пассивным сопротивлением защитника. | 2 мин. | В левую сторону вести мяч левой рукой с поворотом влево, а в правую с поворотом на право. Мяч вести без зрительного контроля. Разрешается вести мяч переводом за спиной и между ног. Защитник, в стойке опекая игрока с мячом, передвигается спиной вперед, держась на расстоянии шага от нападающего. |
| Продолжить разучивание основ техники перехвата и накрывание мяча на месте и в движении. В целях перехвата мяча защитник в момент, когда мяч отделяется от рук передающего игрока, делает рывок в направлении полета мяча и ловит его в движении или в прыжке. Если нападающий тоже выходит навстречу мячу, защитнику необходимо опередить соперника и преградить ему путь плечом или руками. | 1 мин. | Важно обратить внимание учащихся на то, что защитнику необходимо контролировать игровую ситуацию, видеть мяч и своего подопечного. |
1 | Упражнения для обучения: Класс разбивается на тройки. Два игрока, стоя друг от друга на расстоянии 4 – 5 м., непрерывно в одном и том же темпе выполняют передачи мяча поперек баскетбольной площадки. Третий игрок (защитник) располагается в 1,5 м. от линии передачи мяча и старается его перехватить. Через определенное время по сигналу учителя игроки меняются ролями. | 2 мин. | Защитник должен уметь правильно предугадать момент передачи, ее направление и скорость полета мяча, действовать быстро, агрессивно и своевременно. |
2 | Построение во встречных колоннах на расстоянии 4 – 5 м. Направляющие выполняют передачи мяча на месте, следующие игроки в колоннах стараются их перехватить. Если это им удастся, они приступают к передачам мяча, а передавшая пара становится в конец колонны. В случае неудачной попытки перехвата они переходят в конец колонн, а перехват пытаются осуществить следующие игроки. | 2 мин. | Защитник старается не допускать фолы по отношению к нападающему. |
| Для того чтобы накрыть мяч при броске, защитник должен быстро сблизиться с нападающими, своевременно выпрыгнуть вертикально вверх, полностью выпрямив руку вверх – вперёд и, накладывая свою кисть на мяч, готовый сорвать с концов пальцев соперника. | 1 мин. | Особое внимание при обучении накрыванию мяча надо уделить быстрому, а главное, своевременному выпрыгиванию защитника и выпрямлению его руки и кисти. При этом надо следить за тем, чтобы его кисть накладывалась точно на мяч, не контактируя с рукой нападающего, а её движение осуществлялось не сверху – вниз, а сбоку. Другими словами, защитник должен как бы смахнуть кистью мяч. |
1 | Упражнения для обучения: По продольной оси баскетбольной площадки расставлены скамейки, на которых стоят учащиеся, на расстояние 3-4 м друг от друга и держат мяч на кисти поднятой вверх - вперед руки. Остальные школьники передвигаются в колонне по одному приставными шагами лицом вперед по продольной оси площадки и, приблизившись к учащемуся с мячом, выпрыгивают вертикально вверх, выпрямляя руку в направлении мяча. | 2 мин. | Прыжок должен осуществляться вертикально вверх с выпрямлением руки вверх – вперёд и с правильным движением кисти. Стараться, не допускать контакта с рукой или туловищем нападающего, влекущий за собой назначение персонального замечания. |
2 | В парах. Игрок с мячом медленно выполняет броски с места дистанции 4-5 м. Защитник, находясь в 1, 5 м от него, сближается и старается накрыть мяч в момент его отрыва от руки соперника. После пяти попыток игроки меняются ролями. | 2 мин. | Обратить внимание на недопустимость движение в плечевом или локтевом суставах выпрямленной руки, способствующие получению персонального замечания. |
3 | В парах. Игрок с мячом ведет мяч к щиту в спокойном темпе, и выполняется бросок в движении одной рукой сверху. Под щитом его встречает соперник и старается накрыть мяч при броске. После пяти попыток они меняются ролями. | 2 мин. | Игра продолжается до тех пор пока один из игроков 5 раз правильно осуществит прием-накрывание мяча. |
4 | В парах. Игрок с мячом стоит 6-7 м от щита, а соперник – в области штрафного броска. Нападающий ведет и бросает мяч в движении. Защитник старается накрыть его при броске. | 2 мин. | Необходимо избегать столкновений с соперником и ударом по его рукам. Очень важно не только накрыть или выбить мяч, но и сразу же после этого овладеть им. |
5 | Игра в «Баскетбольный челнок» четырьмя тройками. | 7 мин. | Четвертая тройка вступает в игру вместо команды, пропустившей мяч в свою корзину. |
III 1 | Заключительная часть Бег в умеренном темпе. | 4 мин. 30 сек | В колонне по одному. Дежурный убирает мячи. |
2 | Ходьба. | 30 сек. | Туловище держать прямо. чёткое движение руками. |
3 | Подведение итогов. | 3 мин. | Построение в одну шеренгу. Отметить наиболее активных уч-ся на уроке. Обратить внимание на общие ошибки. Демонстрация положения рук при перехвате и накрывании мяча. Д/З. Имитировать индивидуальные защитные действия игрока; комплекс силовых упражнений. |