СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока в 10 классе.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Художественное мышление в авангарде науки"

Цель: совершенствование знаний  о   значимости культуры в художественной картине мира.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока в 10 классе.»












План-конспект урока

в 10 классе.




«Художественное мышление в авангарде науки»








Насруллаева Лейла Пашаевна -учитель ИЗО и МХК













Цмур

20__




Предмет: Искусство (МХК)
Класс: 10

Художественное мышление в авангарде науки


Цель: совершенствование знаний  о   значимости культуры в художественной картине мира.

Задачи:

  • учить размышлять о соотношении и взаимосвязи науки и искусства в современном мире; приводить примеры научного значения художественного знания;

  • раскрыть целостный образ эпохи XX века по произведениям различных видов искусств;

  • уметь создать цветовую палитру музыкального фрагмента;

  • формирование духовной культуры учащихся.

Тип урока: урок сообщения и систематизации знаний.

Жанр: интегрированный.

Вид урока: урок-размышление.

Оборудование: ТСО, наглядные средства, фортепиано

Формируемые УУД





Конспект урока:

Слайды 1, 2

Вступление

Уже в начале жизни у человека проявляется потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление – один из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.
Наука и искусство – вполне самодостаточные области культуры, научная и художественная деятельность существенно отличны. Тем не менее, издавна замечена и определенная близость, родство науки и искусства.

– А существует ли граница между наукой и искусством?  (Ответы детей)

Рассмотрим эти 2 сферы жизни:

Основная часть

Слайд 3

ИСКУССТВО:                                          НАУКА:

чувственное                                              рациональное
конкретное                                                абстрактное
ценностноэмоциональное                       познавательно-теоретическое

Действительно, художественное восприятие оперирует конкретно-чувственными образами, основывается на целостном переживании мира.
Давайте с вами разберём, что такое научное мышление и творческое мышление? В чем разница и сходство?

Слайд 4

Научное мышление – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, отличающихся новизной и оригинальностью, уникальностью.

Слайд 5

Особенности научного мышления (познания):

  • объективность;

  • развитость понятийного аппарата (категориальность);

  • рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);

  • проверяемость;

  • высокий уровень обобщения;

  • универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин);

  • использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Один из первых исследователей творческого мышления Дж. Гилфорд выделил четыре его особенности:

  • Оригинальность, необычность идей.

  • Семантическая гибкость – способность видеть объект под разными углами зрения.

  • Образная гибкость – способность изменять восприятие объекта, чтобы увидеть скрытые его стороны.

  • Способность использовать разные идеи в неопределённой ситуации.

Слайд 6

Универсальные методы научного мышления (познания):

  •  анализ – разложение целого на части;

  •  синтез – воссоединение целого из частей;

  •  дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих;

  •  аналогия – сходство нетождественных объектов;

  •  моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;

  •  абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;

  •  идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.

  • экспериментирование

Универсальные методы творческого мышления (познания):

  • Синтез логического мышления и воображения

  • Аналогия

  • Моделирование

  • Абстрагирование

  • Идеализация

  • Экспериментирование

Слайд 7
Еще одним существенным поводом для сближения науки и искусства является полифункциональность научной и художественной деятельности. Ряд функций оказывается для них общими. Это, например, такие как:
– упорядочивающая (наука и искусство создают и непосредственновыражают представления о порядке мироздания, общества, человеческой жизни);
–  воспитательная (посредством обращения к ценностно-насыщенным сюжетам; в науке эта роль относится прежде всего к гуманитарным исследованиям);
– инновационная (создание новых социокультурных образцов).

Вывод: Художественное мышление использует ряд средств, общих с научной деятельностью, – аналогию, абстрагирование, идеализацию, экспериментирование, моделирование и др. Художественное произведение обладает своеобразной логичностью, внутренней смысловой связностью, адекватностью формы и содержания, опирается на закономерности выразительного языка, а научное творчество невозможно без оригинальности, , гибкости, образности.
Слайд 8
Научное познание включает в себя и определенные моменты художественного восприятия. Искусство дарит ученому плодотворные интуиции, обогащает его тонкими смыслами, развивает его чувствительность, способность понимания и умственного созерцания.

Так что же такое творчество, научное  и творческое мышление? (Ответы детей)

Слайд 9

Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей. (Я. А. Пономарёв).

Сращивание искусства и науки

Научное творчество невозможно на основе одной чистой логики. 
Наука – это сочетание логического и интуитивного, Вагнера и Фауста или Сальери и  Моцарта. Иными словами, науку создают и Моцарт и Сальери, но искусство – только Моцарт.

Искусство выступает для ученого важным фактором, стимулирующим творческую деятельность, вызывающим у него состояние эмоционального подъема и вдохновения, раскрепощающим фантазию и воображение. Искусство просветляет и обогащает его разум. Биографические наблюдения показывают, что многие крупные ученые были весьма не чужды искусству.

Слайд 10

А. Эйнштейн играл на скрипке, М. Планк был талантливым пианистом, Слайд 11 Л. Эйлер занимался теорией музыки и вопросами цветомузыкальных ассоциаций, а И. Пригожин связал свою жизнь с музыкой уже в раннем детстве (он выучил ноты раньше, чем научился читать).

Так существует ли разница между научным и художественным познанием?  (Ответы детей)

Слайд 12

Обобщение: И наука, и искусство обитают в общем культурном поле, имеют дело с одной и той же реальностью. В философской литературе даже высказывается точка зрения, что на самом деле не существует двух разных видов познания – художественного и научного, существует единое познание, базирующееся на единых фундаментальных законах человеческого разума.
Любое  художественное  произведение  устремлено  в  будущее.  Способность  к провидению  присуща  великим  художникам,  возможно  именно  в  нем  и  состоит  главная  сила  искусства.
Как известно, культурное развитие включает в себя и достижения технического прогресса. В истории культуры много различныхфактов, подтверждающих это. 
Леонардо да Винчи  изобрел модель летательного аппарата, танк, дельтаплан и еще более сотни других современных устройств в.. . 15 веке!
Давайте послушаем подготовленные сообщения ваших одноклассников о гениальных творцах мировой культуры, опередивших своё время и предсказавших будущие открытия.

Слайд 13

Доклад учащегося

В более позднее время образцом сочетания художественного и научного мышления явилось творчество И.В. Гете (1749-1832).

Слайд 14

Доклад учащегося

Французский писатель Жюль Верн (1828–1905), один из основателей жанра научной фантастики, предсказал полеты на Луну в то время, когда ни самолетов, а тем более ракет еще не было.

Слайд 15

Доклад учащегося

Многие произведения литературы, кино, театра, рассказывающие о научных открытиях не научат ставить эксперименты или делать опыты. Но из них узнают, какие разные по своему характеру люди занимаются наукой, как от индивидуальности ученого зависит путь исследования и как опасно, когда в науку проникают далекие от ее интересов личности.

Слайд 16

Французский  художник  В. ван Гог  обладал уникальным даром видеть воздушные потоки.Своеобразная, будто хаотично закольцованная манера письма художника, как выяснилось, не что иное, как распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока, теория которого была заложена великим математиком А.Колмогоровым (Слайд 17) лишь к середине XX в.

Слайд 18

Великий математик  XX века А.Эйнштейн непосредственно ощущал неразрывную связь науки и искусства, задачи которых в конечном счете едины – они сводятся к познанию и отображению гармонии реального мира. Одно из главных побуждений к занятию наукой, по словам Эйнштейна, состоит в том, чтобы «каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира... Этим занимается художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему».  Таким образом, наука сближается с искусством.

Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной стало величайшее музыкальное творческое открытие XVII в. – фуга – жанр полифонической музыки, который получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха. Через два с половиной столетия А. Эйнштейн, создатель теории относительности, скажет, что Вселенная – слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования. Это, по сути, образ, который приближает нас к пониманию фуги. Именно фуга с ее разновременно вступающими голосами представляет собой некую образную модель строения Вселенной

(Слушание музыки И.С.Баха)

Опишите ваши впечатления – (ответы детей)

Конечно, для искусства предсказание будущего или открытие новых научных фактов не является главной целью, это всего лишь одна из его многочисленных функций. Можно сказать, побочный результат. Но он очень показателен для понимания
значимости художественно-образного мышления в культурном развитии человечества.

Слайд 19

Французский писатель Оноре де Бальзак (1799-1850) в своей эпопее «Человеческая комедия», включающей множество романов и рассказов, раньше ученых сделал отдельные наблюдения, связанные с биологической природой человека, исследовал психологию душевной деформации личности.

Слайд 20

Русский писатель, граф Алексей Николаевич Толстой (1882-1945), автор известных исторических романов, написал и несколько не менее популярных научно-фантастических произведений. В них он предсказал появление лазера и космических кораблей.
Искусство, как и наука, тоже способно изобретать новые выразительные средства, открывать новые феномены и закономерности.

Новые направления XX века

В искусстве начало XX в. отмечено резким усилением идейно-стилистической конфронтации между различными направлениями, стремительной сменой художественных течений.
Некоторые представители новых музыкальных течений заговорили об устарелости, "бесполезности" великой симфонии с ее слишком строгим распорядком" и заранее предусмотренными структурными схемами.

В начале 20 века появилось новое художественное направление в культуре:

Слайд 21

Экспрессионизм, который впервые эмоционально выразил различные состояния и размышления человека.

В середине века возникло немало модернистских течений, усилилось стремление использовать новые выразительные средства. Одним из самых ярких направлений стала так называемое авангардное искусство.

Слайд 22

Доклад группы учащихся

Слайды 23-25

Одним из ярких представителей авангардного искусства является художник Василий Кандинский (1866-1944). 

Слайд 26

Самые знаменитые работы Кандинского. «Композиция 7», 1913 г., «Композиция 8», 1914 г.;«Москва», 1916 г. В. Кандинский, разработав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению задач современной психологии и артерапии (исцеления искусством).

Слайд 27

Русский художник Михаил Фёдорович Ларионов (1881-1964) стал создателем одного из направлений абстрактного искусства – лучизма (под влиянием открытий радиоактивности и ультрафиолетовых лучей в науке).

Слайд 28

Слайд 29

Голландский художник и геометр Мауриц Эшер (1898-1972) на основе антисимметрии строил свои декоративные работы. Он, так же, как Бах в музыке, был очень сильным математиком в графике. Изображение города в гравюре «День и ночь» зеркально симметрично, но в левой его части день, а в правой – ночь. Образы белых птиц, улетающих в ночь, формируют силуэты черных птиц, устремившихся в день. Особенно интересно наблюдать, как из неправильных асимметричных форм фона постепенно проявляются фигуры.

Слайд 30

Русский художник Павел Николаевич Филонов (1882-1941) выполнил в 20-е гг. ХХ в. графическую композицию – одну из «формул Вселенной». В ней он предугадал движение субатомных частиц, с помощью которых современные физики пытаются найти формулу мироздания.

Развитие науки, творческий подъём во всех сферах жизни общества 20 века приводит к тому, что появляются новые музыкальные инструменты.

Слайд 31

Русский инженер Лев Сергеевич Термен (1896-1993) – русский и советский изобретатель, создатель оригинального музыкального инструмента – терменвокса. Он предвидел появление электронной музыки. В 1920 г. им был изобретен терменвокс – электромузыкальный инструмент, на котором звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Терменвокс может звучать как скрипка, виолончель, флейта; исполнять любые (классические, эстрадные, джазовые) музыкальные произведения, а также может создавать различные звуковые эффекты (скрип колеса, пение птиц, свист и др.). Л. Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса – «Вокализ» С. Рахманинова.

Просмотр видеоролика.

Принципы работы, положенные в основу терменвокса, использовались Терменом и при создании охранной системы, реагирующей на приближение человека к охраняемому объекту. Такой системой был оборудован Кремль и Эрмитаж, а позднее и зарубежные музеи.

В современном мире происходит дальнейшее слияние науки и искусства. Мы с вами становимся свидетелями новых течений в искусстве, ярких научных открытий. 

Слайд 32

В лазерных шоу широко используется «светомузыка» (световая картина, сопоставленная с музыкальным сопровождением),  компьютерная музыка; появилась техника создания 3D картин на асфальтах и домах и т.д.  

Слайды 33-34

Заключение

Культура и все ее высшие достижения, точно так же как все произведения искусства, созданы не толпою, но отдельными гениальными и талантливыми личностями. Это они ведут человечество по пути прогресса. Лишь опередивший в своем развитии других способен улавливать, поверх изжитых и разложившихся течений современности, струи новых творческих веяний и быть истинным художником, творцом истинных и художественных произведений искусства.

Слайд 35

Искусство должно идти впереди жизни, должно давать направление ей, должно давать людям духовную пищу, без которой жизнь немыслима, которая в переживаемое нами время всевозможных кризисов более необходима, чем в какое-нибудь другое время.

Итог и рефлексия

Оценивание учителем работы на уроке каждой группы детей.

Слайд 36

Посмотрите самые известные гравюры М. Эшера «Змеи», «Солнце и луна». Какие эмоциональные состояния они передают? Объясните почему. Дайте интерпретацию сюжета гравюр.
Послушайте фрагмент симфонической поэмы А. Скрябина «Прометей».

Слайд 37

Нарисуйте цветовую партитуру этого фрагмента.(д/з)

Домашнее задание:

Художественно-творческие задания

  • Представьте какой-нибудь предмет или явление в виде исходящих от него энергетическихпотоков, как это делали художники – лучисты. Выполните композицию в любой технике.

  • Подберите музыку, ассоциирующуюся с этой композицией.

  • Выполните декоративную работу, используя антисимметрию как принцип получения изображения (по типу гравюр М. Эшера).

Слайд 38















План-конспект урока

в 6 классе.







«Конструкция головы человека

и ее пропорции»



Насруллаева Лейла Пашаевна -учитель ИЗО и МХК



Цмур
20__



Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 6

Тема урока «Конструкция головы человека и ее пропорции»

Планируемы результаты:

- получать представление о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица;

- понимать роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника;

- овладевать первичными навыками изображения головы человека;

- приобретать новые знания изображения в рисунке и средствами аппликации.

Цель:

- Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы

человека, пропорциями лица, дать понятие средней линии и симметрии лица.



Задачи:

Образовательная:

- научить изображать голову человека с различно соотнесенными деталями лица.

- дать понятие средней линии и симметрии лица.

Развивающая:

- продолжить развивать наблюдательность, творческую активность.

Воспитательная:

- содействовать воспитанию эстетического вкуса, формированию умения находить красоту, гармонию во внешнем и внутреннем облике человека.

- Активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Формируемые УУД:

Предметные:

Обучающийся научится:

- понимать закономерности в конструкции головы человека,

- сопоставлять пропорции лица;

- наносить среднюю линию, видеть симметрию лица;

- изображать голову человека с различно соотнесенными деталями.



Метапредметные:

- определять проблему в учебной деятельности;

- планировать деятельность для достижения цели в группе;

- оценивать свою работу.

Основные понятия:

Пропорция, средняя линия, симметрия

Ресурсы:

- основные: альбом, карандаши ТМ, 2М, ластик, линейка, цветная бумага, клей.

- дополнительные: презентация, мультимедийное оборудование.

Формы урока: Фронтальная, групповая

Тип урока: изучение нового материала.





Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Приветствует учащихся.

Проверяет явку учащихся, наличие необходимого оборудования для урока.

Настраивает учащихся на активную творческую работу.

Учащиеся:



Приветствуют учителя.

Дежурные докладывают от отсутствующих на уроке.

Проверяют наличие необходимого оборудования.

2. Актуализация знаний

Учитель:

Ребята, совсем недавно мы с вами отмечали великий день, посвященный самому дорогому на Земле человеку. Кому?



Учащиеся:

Праздник мам отмечался 7 декабря.



3. Задачи урока:

Сегодня мы будем учиться рисовать голову человека, соблюдая все тонкости правильного расположения частей лица.



Учитель:

Правильно. Попробуйте сформулировать задачи урока, используя подсказки, потерявшиеся у нас в кабинете ( в кабинете по периметру, по системе здоровье сберегающих методик– работа с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз ребенка, развешаны глаголы-подсказки: научиться , развивать, воспитывать, проявлять).



Учащиеся предлагают варианты формулировки задач урока.



Учитель:

А вот (показ на слайде) предлагаемые мной задачи. Хотите ли вы внести изменения в нашу работу? Согласны?

Итак, тема урока «Конструкция головы человека и ее пропорции».



4. Мотивация:



Учитель:

Ребята, как вы думаете, почему важно знать, как правильно рисовать голову человека?



Учащиеся:

Человек должен понимать законы природы и уметь видеть красоту вокруг себя, а прежде всего, в лицах людей, чтобы ощущать свою индивидуальность.



5. Изучение нового материала:



Учитель:

Поэт Н.Заболоцкий писал:

Есть лица подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобные жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие – как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.



Приглашаю вас полюбоваться картинами художников В.А.Тропинина «Портрет сына», Жан-луи Вуаля «Портрет девочки в шляпе».

Скажите, что художники смогли передать на изображениях портретов своих героев?



Красоту лица человека, его переживания, характер.





Сможем ли мы с вами сейчас приступить к рисованию лица человека?

Нет.

Почему?

У нас недостаточно знаний для этого.



Учитель:

Какие трудности вы испытывали до сих пор при рисовании портрета человека? Почему ваши рисунки казались нескладными?

Очень трудно правильно распределить части лица: глаза, брови, нос, рот и др, чтобы рисунок не вызвал смех.



Учитель:

Избежать это нам поможет знание пропорций.

Пропорция – это соотношение величин частей, составляющих одно целое.

К основным частям лица относятся: (продолжите запись предложения самостоятельно)

Записывают определение в тетради.

Продолжают: глаза, нос, губы, уши.



Подведем итоги первой части нашего урока:



физкультминутка (звучит запись)



Учитель:

Внимание на экран:

Сегодня нам важно изучить правила рисования головы человека и его лица.

Откройте альбом: страница слева будет пробником для схематического рисунка головы, а страница справа – для рисунка портрета своего товарища.

Для изображения любого объекта необходимо определить его геометрическую форму.

Помогите мне в определении правил рисования головы, но помните, лицо человека симметрично. Что это значит?



Симметрично, значит правая и левая часть лица абсолютно похожи.

Итак: давайте нарисуем овал. Нанесем вертикальную ось, которую мысленно проведем через нос. Ведь лицо человека симметрично!.

А как быть с рисованием глаз, бровей, ушей ?

Они будут находится на одинаковом расстоянии от носа и справа и слева.

Но как определить линию-ось , на которой будут размещены глаза? Я приглашаю к себе несколько ребят, которые готовы помочь нам найти уровень расположения глаз на лице человека.(выходят 5 человек).

Задание: Постарайтесь определить уровень глаз на лицах своих одноклассников.

Учитель:

1 правило:

Горизонтальная линия – ось глаз проходит точно посередине головы.

Срединная линия – это воображаемая линия, проходящая через середину лба, середину основания носа, губ и подбородка.

2 правило:

А теперь разделим нижнюю часть овала пополам и мы получим высоту носа.

3 правило:

Если нижнюю часть лица, от основания носа до подбородка разделить на 2 равные части, то мы точно определим положение края нижней губы.

4 правило:

А вот величина глаза должна укладываться в ширине лица 5 раз. Обратите внимание, что между глазами умещается еще один глаз.

(учащиеся выполняют наброски на левой странице альбома)

Общие правила готовы. Место положения частей на лице у каждого человека одинаково.

А что же касается деталей?

Посмотрите друг на друга. У всех на лице есть рот. Нос. Глаза, брови, лоб, волосы. Но, почему мы различаем друг друга?

Потому что у всех разные формы и размеры частей лица.

Подведем итоги основной части нашего урока:

Лицо человека – уникальная часть тела. Почему? О чем говорят нам различные выражения лиц? Посмотрите на экран. (демонстрация разных выражений лица – схемы мимики).

Различные выражения лица говорят нам о душевном состоянии человека: радости, грусти, унынии, удивлении и др.

Я предлагаю вам сегодня поэкспериментировать с лицами человека. Помните: в портрете главное – не сходство с портретируемым, а собственное отношение художника к человеку.

Работа предстоит в группах. Прошу вас быть в работе дружными, активными и творческими. По ходу работы вы можете менять группы, свободно передвигаться по классу.

Практическая работа в группах.

Задание для 1 группы:

Используя цветную бумагу, клей, строго действуя по правилам изображения головы человека, создайте различные образы портрета в технике аппликации (не менее 2).

Задания для 2 группы:

Используя основные правила изображения головы человека, используя готовые вырезанные формы головы и частей лица, добиться разного выражения лица.

Задания для 3 группы:

Используя основные правила изображения головы человека, на альбомном листе справа, выполнить портрет друга.

Во время практической работы учащихся учитель делает целевые обходы:

  1. контроль за правильностью выполнения задания.

  2. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения в работе.

  3. контроль объема и качества выполнения работы.

Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

2. Обсуждение.

3. Самооценка. На оценочных листах поставьте себе, товарищу и учителю оценку за урок.

Сегодня вы сделали только первый шаг в освоении техники изображения человека. Но только пробуя, постоянно зарисовывая какие-либо индивидуальные черты лица людей, вы сможете научиться правильно изображать человека, добиться сходства в портретах.

Рефлексия:

На магнитной доске прикреплены 3 человечка разного цвета: красного, желтого и зеленого.

Если вы считаете, что урок был для вас полезным и успешным, оставьте свой автограф на зеленом человечке.

Если вы считаете, что урок оставил у вас вопросы по изучаемой теме, оставьте свой автограф на голубом человечке.

Если урок для вас был мучительным местопребыванием, оставьте свой автограф на красном человечке.

Задание на дом:

Выполнить тренировочные зарисовки портрета.















Авторские работы учителя






Скачать

© 2021 557 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!