СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План – конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема: Второстепенные члены предложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 классе. 

Просмотр содержимого документа
«План – конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема: Второстепенные члены предложения.»

План – конспект урока по русскому языку в 4 классе.


Тема: Второстепенные члены предложения.


Тип урока: урок освоения новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные

1. Определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения

2. Определять определения и морфологические средства их выражения (в рамках изученного).

3. Проводить синтаксический анализ простых двусоставных предложений.

Метапредметные

Познавательные УУД:

Базовые логические действия:

- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

- выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;

- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений.

Базовые исследовательские действия:

- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

- аргументировать свою позицию, мнение;

- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования.

Работа с информацией:

- выбирать, анализировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, схемах;

- использовать смысловое чтение для извлечения и систематизации информации с учётом поставленных целей.

Коммуникативные УУД:

- воспринимать и формулировать суждения и свою точку зрения в диалогах, в устной монологической речи и письменных текстах;

- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения.


Регулятивные УУД:

- осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

- признавать своё и чужое право на ошибку;

- проявлять открытость и интерес к опыту и знаниям других.


Духовно-нравственного воспитание: готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое.


Оборудование: экран, проектор, ноутбук, раздаточный материал.

Ход урока:

I. Организационный этап. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

1. Профессор Л.В.Щерба придумал «глокий» язык, с которым вы уже сталкивались на уроках. Для того, чтобы проверить, как вы поняли тему «Распространенные и нераспространенные предложения», предлагаю выполнить синтаксический разбор его «сказочного» предложения:


Молясный молодильник перешумекал корокувицу.


- Определите грамматическую основу предложения, дайте его характеристику по интонации, цели высказывания.


2. Орфографическая минутка:

— Запишите стихотворение, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы:

Я г_ржусь св_ей сем(ь/ъ)ёй
Вмест_ мы всегда во всём!


- Сделайте звуко-буквенный анализ слова «семья»


Самопроверка (на доске открывается схема «о-о-ь-е»)

3. Словарная работа

(На доске запись.) ОНТРЕЦ

— Зачеркните в цепочке буквы, обозначающие звонкие непарные звуки, и узнаете, написание какого слова нужно запо­мнить сегодня на уроке.

— Итак, это слово ОТЕЦ. Объясните значение слова. 

— Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву, обозначающий звук в слабой позиции. Её нужно запомнить.

- Подберите однокоренные слова к этому слову.

(Отчизна, Отечество, отчество, отцовский)

- Что обозначают слова Отчизна, Отечество? Подберите к ним синоним (Родина).

- Запомните, как пишутся эти слова.


III. Формирование новых знаний и умений. Постановка учебной задачи.

— Что делает семья после работы и учебы?  (Семья отдыхает)

— Запишите это предложение.

— О ком говорится в предложении? (О семье.)

— Что мы записали? (Предложение.)

— Назовите главные члены этого предложения. (Семья отдыхает)

— Послушайте мое предложение: «Дружная семья отдыхает интересно ». Чем оно отличается от того, которое мы написали? (Появилось еще два слова)

— Для чего я их добавила? {Чтобы уточнить смысл предложения.)

— Кто может еще добавить слова и уточнить смысл предло­жения? (Дети добавляют слова в предложение. Возможный вариант предложения: «Вечером дружная семья интересно и весело отдыхает за настольными играми».)

— Могут ли быть в предложении другие слова, кроме главных членов? (Да.)

- Как называются главные члены предложения?

- Что вы знаете о подлежащем, сказуемом?


— Кто уже догадался, как называются все остальные слова в предложении, кроме главных членов? (Второстепенные члены предложения.) 


— Для чего нужны второстепенные члены предложения?(Они поясняют главные члены.)

- Давайте попробуем составить определение, правило — что такое второстепенные члены предложения?




Пример правила:

«Второстепенные члены предложения –это такие члены предложения, которые не входят в грамматическую основу, служат для пояснения, дополнения, уточнения главных членов или других второстепенных членов»

Работа с учебником стр.152

IV. Постановка целей и задач урока.

- Обозначьте тему и цели нашего урока.

Тема: Что такое второстепенные члены предложения?

Цели: познакомить с термином  второстепенные члены предложе­ния; научить находить и обозначать на письме второстепенные члены предложения.


Задачи: научиться находить вто­ростепенные члены предложения, дополнять основу второстепенными членами.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


V. Первичное закрепление

1. Работа в парах «Наряди матрёшку».

- Распространите текст второстепенными членами предложения:

Рябину называют (какой?) кр..савицей. (Чьи?) гроздья восхитительны на фоне (какого?) неба. Рябина – (какая?) ягода.


- Объясните орфограммы в словах на месте пропусков.

- Выделите грамматические основы предложений и определения.


2.Работа в группах:

- Восстановите стихотворение А. Бунина

Лес, точно терем _________,

_______, ______, _________,

__________, _______ стеной

Стоит над ________ поляной.

Прочитаем получившиеся четверостишия.

Какое самое удачное. Почему?


Сравните с оригиналом стихотворения А. Бунина.




VI. Закрепление изученного материала

Упр. 273 (стр.159-160)

-  Прочитайте задание. Какое задание нужно выполнить уст­но? Ответьте на вопросы.

— Назовите основу первого второго предложения. 

— Поставьте вопрос к слову  -на пир

VII. Рефлексия и подведение итогов урока:


Графический диктант.

Учащиеся ставят «+», если согласны с утверждением, и ставят «—», если не согласны.

1) В предложении «По ясному небу неслись легкие облака» подлежащее небу.

2) В предложении «Семья Маши посетила концерт» грамматическая основа — семья Маши.

3) В предложении «Мама нарисовала картину» второстепенный член предложения — картину.

4) В предложении «Дети пришли в рощу» слово рощу отвечает на вопрос сказуемого

5) В предложении «Сергей помогает бабушке» нет второстепенных чле­нов предложения. 


— Что такое второстепенные члены предложения? (Все слова в предложении, кроме основы.)

— Для чего они нужны? (Поясняют и уточняют главные члены предложения.)

- Покажите своё состояние с помощью «Квадрата настроения».

Домашнее задание

1. Выучить правило.

2. Упр.271




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!