План – конспект урока по русскому языку в 4 классе.
Тема: Второстепенные члены предложения.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные
1. Определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения
2. Определять определения и морфологические средства их выражения (в рамках изученного).
3. Проводить синтаксический анализ простых двусоставных предложений.
Метапредметные
Познавательные УУД:
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
- выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений.
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
- аргументировать свою позицию, мнение;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования.
Работа с информацией:
- выбирать, анализировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, схемах;
- использовать смысловое чтение для извлечения и систематизации информации с учётом поставленных целей.
Коммуникативные УУД:
- воспринимать и формулировать суждения и свою точку зрения в диалогах, в устной монологической речи и письменных текстах;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения.
Регулятивные УУД:
- осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
- признавать своё и чужое право на ошибку;
- проявлять открытость и интерес к опыту и знаниям других.
Духовно-нравственного воспитание: готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое.
Оборудование: экран, проектор, ноутбук, раздаточный материал.
Ход урока:
I. Организационный этап. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.
1. Профессор Л.В.Щерба придумал «глокий» язык, с которым вы уже сталкивались на уроках. Для того, чтобы проверить, как вы поняли тему «Распространенные и нераспространенные предложения», предлагаю выполнить синтаксический разбор его «сказочного» предложения:
Молясный молодильник перешумекал корокувицу.
- Определите грамматическую основу предложения, дайте его характеристику по интонации, цели высказывания.
2. Орфографическая минутка:
— Запишите стихотворение, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы:
Я г_ржусь св_ей сем(ь/ъ)ёй
Вмест_ мы всегда во всём!
- Сделайте звуко-буквенный анализ слова «семья»
Самопроверка (на доске открывается схема «о-о-ь-е»)
3. Словарная работа
(На доске запись.) ОНТРЕЦ
— Зачеркните в цепочке буквы, обозначающие звонкие непарные звуки, и узнаете, написание какого слова нужно запомнить сегодня на уроке.
— Итак, это слово ОТЕЦ. Объясните значение слова.
— Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву, обозначающий звук в слабой позиции. Её нужно запомнить.
- Подберите однокоренные слова к этому слову.
(Отчизна, Отечество, отчество, отцовский)
- Что обозначают слова Отчизна, Отечество? Подберите к ним синоним (Родина).
- Запомните, как пишутся эти слова.
III. Формирование новых знаний и умений. Постановка учебной задачи.
— Что делает семья после работы и учебы? (Семья отдыхает)
— Запишите это предложение.
— О ком говорится в предложении? (О семье.)
— Что мы записали? (Предложение.)
— Назовите главные члены этого предложения. (Семья отдыхает)
— Послушайте мое предложение: «Дружная семья отдыхает интересно ». Чем оно отличается от того, которое мы написали? (Появилось еще два слова)
— Для чего я их добавила? {Чтобы уточнить смысл предложения.)
— Кто может еще добавить слова и уточнить смысл предложения? (Дети добавляют слова в предложение. Возможный вариант предложения: «Вечером дружная семья интересно и весело отдыхает за настольными играми».)
— Могут ли быть в предложении другие слова, кроме главных членов? (Да.)
- Как называются главные члены предложения?
- Что вы знаете о подлежащем, сказуемом?
— Кто уже догадался, как называются все остальные слова в предложении, кроме главных членов? (Второстепенные члены предложения.)
— Для чего нужны второстепенные члены предложения?(Они поясняют главные члены.)
- Давайте попробуем составить определение, правило — что такое второстепенные члены предложения?
Пример правила:
«Второстепенные члены предложения –это такие члены предложения, которые не входят в грамматическую основу, служат для пояснения, дополнения, уточнения главных членов или других второстепенных членов»
Работа с учебником стр.152
IV. Постановка целей и задач урока.
- Обозначьте тему и цели нашего урока.
Тема: Что такое второстепенные члены предложения?
Цели: познакомить с термином второстепенные члены предложения; научить находить и обозначать на письме второстепенные члены предложения.
Задачи: научиться находить второстепенные члены предложения, дополнять основу второстепенными членами.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
V. Первичное закрепление
1. Работа в парах «Наряди матрёшку».
- Распространите текст второстепенными членами предложения:
Рябину называют (какой?) кр..савицей. (Чьи?) гроздья восхитительны на фоне (какого?) неба. Рябина – (какая?) ягода.
- Объясните орфограммы в словах на месте пропусков.
- Выделите грамматические основы предложений и определения.
2.Работа в группах:
- Восстановите стихотворение А. Бунина
Лес, точно терем _________,
_______, ______, _________,
__________, _______ стеной
Стоит над ________ поляной.
Прочитаем получившиеся четверостишия.
Какое самое удачное. Почему?
Сравните с оригиналом стихотворения А. Бунина.
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 273 (стр.159-160)
- Прочитайте задание. Какое задание нужно выполнить устно? Ответьте на вопросы.
— Назовите основу первого второго предложения.
— Поставьте вопрос к слову -на пир
VII. Рефлексия и подведение итогов урока:
Графический диктант.
Учащиеся ставят «+», если согласны с утверждением, и ставят «—», если не согласны.
1) В предложении «По ясному небу неслись легкие облака» подлежащее небу.
2) В предложении «Семья Маши посетила концерт» грамматическая основа — семья Маши.
3) В предложении «Мама нарисовала картину» второстепенный член предложения — картину.
4) В предложении «Дети пришли в рощу» слово рощу отвечает на вопрос сказуемого
5) В предложении «Сергей помогает бабушке» нет второстепенных членов предложения.
— Что такое второстепенные члены предложения? (Все слова в предложении, кроме основы.)
— Для чего они нужны? (Поясняют и уточняют главные члены предложения.)
- Покажите своё состояние с помощью «Квадрата настроения».
Домашнее задание
1. Выучить правило.
2. Упр.271