СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока по обществознанию "Правонарушения и юридическая ответственность", 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока по обществознанию "Правонарушения и юридическая ответственность", 9 класс»

План-конспект урока обществознания, 9 класс.

Тема: ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ⸹ 10 учебник «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова.

Технологическая карта

Тема

Правонарушения и юридическая ответственность

Цель

Формирование представления о правонарушениях и видах юридической ответственности.

Задачи

  1. Образовательная: познакомить учащихся с понятиями правонарушение и преступление, выяснить их особенности; разъяснить, что такое юридическая ответственность и каковы её виды.

  2. Развивающая: продолжить работу по формированию умений анализировать предложенные ситуации, сопоставлять и соотносить их по категориям; навыков решения учебно-познавательных задач, а также ведения дискуссии и отстаивания собственной позиции.

  3. Воспитательная: показать неотвратимость ответственности за совершение преступлений; сориентировать учащихся на формирование нравственной личности; выработать иммунитет к аморальному, противоправному поведению.


УУД

Личностные: обеспечивать ценностно-смысловую значимость правомерного поведения; знать и понимать свои права и обязанности, уважать права окружающих людей.

Регулятивные: организация учебной деятельности учащихся путем соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.

Коммуникативные: развитие социальной компетентности, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: обеспечить смысловую ориентацию учащихся на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.


Планируемые результаты

Личностные:

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;

  • осмысление социально-нравственного опыта поколений;

  • формирование способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • формирование представления о значимости правомерного поведения современного человека на примерах их повседневной жизни.

Метапредметные:

  • овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности;

  • развитие умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты общественной жизни);

  • развитие умения решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

  • развитие умения работать в коллективе.

Предметные:

  • формирование умения систематизировать информацию из различных источников;

  • формирование умения работать в команде;

  • формирование умения применять полученные знания на практике и в повседневной жизни.

Основные понятия

правонарушение, проступок, преступление, вина, юридическая ответственность, уголовная ответственность, презумпция невиновности.

Межпредметные связи

история, право, литература

Оборудование

учебник, карточки с заданиями, презентация «Правонарушения и виды юридической ответственности»


Вид урока

урок открытия новых знаний

Технологии

формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий

Организация деят-ти

фронтальная, работа в группах.


Деятельность учеников


Деятельность учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.


Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы урока. Организует

формулирование

темы урока

учащимися.

Формирование стремления соблюдать законы.

Метапредметные: овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности.

2.Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Выполняют фронтальную работу. Демонстрируют результат своей работы.

Организует выполнение работы учащимися. Направляет учащихся на выявление неточностей.

Освоение знаний по теме «Правонарушения»

Умение характеризовать правонарушения, его виды – проступок и преступление.

Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Познавательные:

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности

Демонстрируют знания по пройденному материалу.

Личностные: умение доброжелательно эмоционально-нравственно взаимодействовать с другими людьми.

3.Этап выявления места и причины затруднения. Поиск решения учебной задачи

С помощью учебных задач выясняют признаки преступления. Воспроизводят знания, умения, жизненный опыт, необходимый для усвоения нового материала.

Корректировка работы учащихся.

Приложение 1.


Умение находить нужную информацию, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (учебно-правовые ситуации).

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. 

Личностные: действие смыслообразования, т.е. понимание того, ради чего осуществляется учебная деятельность.

Познавательные:

Обмениваются полученной информацией

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Участники групп получают рабочие листы для организации своей работы

Работа в группах.

Координирует работу групп.

1 группа - Почему люди нарушают законы, которые они же и создают для урегулирования своей жизни?

2 группа - физиологические особенности человеческого организма влияют на преступность

3 группа - На преступность влияет воспитание человека и его окружение, социальная среда.

4 группа - Общество готовит преступление, преступник его совершает

5 группа – Роль самовоспитания и духовного развития человека в правомерном поведении.

Приложение 2.

Используя знания, умения, жизненный опыт, анализируют предложенные проблемы и осуществляют поиск их решения.

Регулятивные: ставят цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно;

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

5. Этап реализации построения проекта.

Выступление групп. Разъяснение информации самими учащимися.

Организует выступление групп.









6. Первичное закрепление с решением типовых задач.

Работают со схемой «Виды юридической ответственности», ответы учеников.




На основе изученного материала дает задание соотнести предложенные задания с соответствующим видом юридической ответственности.

Приложение 3.


Готовность применять новые знания и умения.

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Регулятивные: Способность к

самооценке на основе критерия

успешности учебной деятельности.

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой.

Ответы учеников.

Игра «Верно или нет?»

Приложение 4.

Готовность применять новые знания и умения.

Коммуникативные:

Уметь оценивать правильность выполнения

действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых изменений в таблицу;

Оценивание качества и уровня усвоения.

  1. Этап включения в систему знаний и повторения.

Высказывание и аргументация своей позиции по спорным темам для обсуждения.

Предлагает спорные темы для обсуждения.

Приложение 5.


Готовность применять новые знания и умения, формирование способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Личностные: оценивание собственной роли в учебном процессе;

Регулятивные: осознание уч-ся того, что уже усвоено, и что подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: оценка действий партнера

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Оценивают уровень своих достижений на уроке, а также эмоциональный фон.



Перед вами цветные карточки, оцените себя соответственно вашим достижениям на уроке.





Осознание учащимися того, что уже усвоено, и что подлежит усвоению.

Личностные: оценивание собственной роли в учебном процессе;

Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения;

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: оценка действий партнера

Информация о домашнем задании

Записывают домашнее задание в дневник.

Объясняет выполнение домашнего задания

Задание: письменно в тетради решение заданий «В классе и дома» из учебника на стр. 86-87.



Познавательные: извлечение необходимой информации из монологической речи

Коммуникативные: умение слушать.



Приложение 1.

По степени общественной опасности правонарушения можно разделить на виды:

  • преступление

  • проступок

В чем их отличия? Рассмотрим на примере.

1. Дмитрий Сонин, 20 лет, торопясь в зоомагазин, перебегал улицу перед близко идущим транспортом, хотя в 20 метрах находился подземный переход. Водитель грузового автомобиля Мальцев, во избежание наезда на Дмитрия, круто повернул вправо и наехал на столб уличного освещения, повредив столб и автомашину.

2. Десятиклассник Сергей шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое подвыпивших ребят, Вадим и Игорь. Они начали оскорблять его, жестоко избили и нанесли ему несколько ножевых ранений, затем скрылись в неизвестном направлении. От полученных травм Сергей скончался в больнице.


Преступление отличают от проступка три признака:

1. Совершенное должно быть очень опасным для человека, общества и государства.

2. Деяние должно нарушать нормы уголовного права.

3. Человек должен быть виновен в содеянном.

Без вины нет преступления. Вина - это психологическое отношение человека к совершаемым деяниям. Рассмотрим ситуации:

  1. Преступная группа лиц занималась перепродажей оружия за рубеж, о чем стало известно одному из журналистов. Он хотел сделать сенсационный репортаж, но был замечен одним из членов банды. По договоренности с руководителем банды киллер убивает журналиста.

  2. У подъезда завязалась драка парней, которые не смогли разрешить возникший спор. Желая проучить неприятеля, один из них сильно ударил другого. Случилось непредвиденное: от ударов его бывший друг скончался.

  3. Водитель автомобиля решил проскочить на красный свет светофора, опаздывая на работу. Пешеходов и машин вблизи не было. Но вдруг на дорогу выбежал мальчик, водитель не успел затормозить, и мальчик получил увечья.

Вина может быть выражена в форме: а) прямого умысла; б) косвенного умысла; в) неосторожности.

Классифицируйте указанные противоправные деяния на проступки (1) и преступления (2): Грабеж(2), торговля с рук в неустановленных местах(1), кража(2), невыполнение договора(1), неоплаченный проезд в транспорте(1), вымогательство(2), повреждение телефона-автомата(1), мошенничество(2).

Преступления могут совершаться в форме действия и бездействия.

Приведите пример преступного действия и бездействия.

Приложение 2.

Проблемы преступности волновали человечество издавна. Существуют различные точки зрения по вопросу причин преступности.

Класс делится на группы для обсуждения причин преступности.

  1. группа - Почему люди нарушают законы, которые они же и создают для урегулирования своей жизни?

2 группа - Антропологи считают, что физиологические особенности человеческого организма влияют на преступность. У потенциальных преступников особое устройство черепа, есть психические аномалии, расстройства и другие патологии.

3 группа - На преступность влияет воспитание человека и его окружение, социальная среда.

4 группа - «Общество готовит преступление, преступник его совершает» (Г.Бокль, английский философ, историк). Уровень жизни предопределяет преступность в обществе. Нищета толкает человека на совершение преступления.

5 группа - Роль самовоспитания и духовного развития человека в правомерном поведении.

Задание: попытайтесь доказать и одновременно опровергнуть данные тезисы.

Приложение 3.

"Каково твоё деяние, таково и воздаяние", - говорили древние.

Вопрос: "Как вы думаете, что они имели в виду?" (речь идет об ответственности за правонарушения).

Схема «Виды юридической ответственности» в презентации. Учащимся предлагается задание: соотнести предложенные задания с соответствующим видом юридической ответственности.

Задания:

1. Безработные Павел и Николай выпили в подъезде дома по бутылке вина. Затем оба вышли на улицу, ругались, кричали и приставали к прохожим. (административная)

2. Машинистка Матвеева, придя на работу 27 октября 2009 года, направилась в кассу, получила заработную плату и, не возвращаясь на рабочее место, пошла в магазин за продуктами, а затем – в парикмахерскую. К работе она приступила спустя четыре часа после начала рабочего дня. Администрация, с согласия профкома, издала приказ об увольнении Матвеевой за прогул. (дисциплинарная)

3. Шахта заключила договор с тепловой электростанцией (ТЭС) о поставке ей угля для обеспечения города электричеством. Но ТЭС не смогла оплатить поставляемый ей уголь, и шахта перестала отгружать его. (гражданская)

4. Костырин ночью проник в продуктовую лавку и при выходе из нее был задержан работником милиции. В ходе проверки у него были изъяты 3 кг кондитерских изделий. (уголовная)


Приложение 4.

Игра «Верно или нет?»

Из предложенных ситуаций выберите те, за которые наступает уголовная ответственность.

  1. Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу. +

  2. Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб. +

  3. Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.

  4. На перемене подросток зашел в раздевалку и забрал понравившуюся чужую меховую шапку. +

  5. Подростки курили в школьном туалете.

  6. Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору школы и сообщил, что в школе заложена бомба. +

  7. Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег. +

  8. Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.


Как на юридическом языке называют человека в следующих случаях?

  • Возникло подозрение в его причастности к преступлению - подозреваемый

  • Он задержан - задержанный

  • Началось следствие по его делу - подследственный

  • Ему было предъявлено обвинение - обвиняемый

  • Началось судебное разбирательство по уголовному делу - подсудимый

  • Приговор вступил в законную силу - виновный

Принцип презумпции невиновности означает, что только суд может назвать человека преступником, определив ему меру наказания.


Приложение 5.

Темы для обсуждения:

1. «Задуманное, хотя и неосуществленное преступление есть все же преступление» Согласны ли вы с этой мыслью Сенеки? Объясните свое мнение.

2. Преступление – бесспорное зло. Писатель Г. Гессе убежден: «Лучше терпеть зло, чем причинять зло». Согласны ли вы с мнением классика? Аргументируйте свой ответ.

3. Можно ли смертную казнь рассматривать как гарантированный способ защиты человеческой жизни?


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!